Николай Асланович Пиросманашвили 1862 - 1918.
В начале XX века Нико Пиросмани был бродячим художником, рисовавшим вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов. Стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани.Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью. Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках. Его герои - крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы Кирилл и Илья Зданевичи. Зайдя в трактир "Варяг", они были очарованы висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок».
В 1913 году работы Пиросманишвили появились на выставке неопримитивистов вместе с произведениями М. Ларионова, М.Шагала, Н.Гончаровой. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире.
"Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии".
В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды. По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки - и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира - каждый на свой лад - творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.
Вовсе не исключено, что на живопись Пиросманашвили и раньше обращали внимание профессионалы, но вряд ли кто-нибудь из них был в состоянии оценить ее. Дело было не в чуткости отдельного человека: понадобились новые условия, новый этап развития художественной культуры, чтобы у художников вдруг открылись на него глаза, да и то не у всех, а лишь у незначительной их части.
"Неопримитивизм", выразившийся в конце первого десятилетия XX века в творчестве Н.Гончаровой и М.Ларионова, А.Шевченко и ряда других художников, был явлением скандальным в глазах большинства современников. По существу же своему он имел основания очень глубокие. Его пробудила тоска по цельности, ясности и непосредственности - тем качествам, которых, как виделось его зачинателям, все более и более не хватало художественной культуре XX века. "Неопримитивисты" обратились к различным формам художественного творчества, лежавшим вне традиции профессионального "ученого" искусства - к примитиву.
Николай Асланович Пиросманашвили Сухишвили.
(Нико Пиросмани)
Легендарная и трагическая личность.....В 1985 году в Тбилиси...мы были на экскурссии в доме- музее Пиросмани..в с.Мирзаани...и в Государственном музее искусств ..Как нам сказали в музее искусств.. выставка с картинами Пиросмани путешествуют...по миру..В зале выставлены только копии картин.....
“Я Маргарита де Севр!” — призналась старушка.
Сегодня одна из лучших картин Пиросмани "Арсенальская гора ночью" находится в Париже в коллекции картин Луи Арагона.
Мало кто знает, что история, рассказанная в известной песне Аллы Пугачевой “Миллион алых роз”, не является выдумкой. Существует версия, что эти события случились на самом деле с грузинским художником-самоучкой Нико́ Пиросма́ни (настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли).
Приблизительно в возрасте 47 лет он влюбился во французскую актрису Маргариту Де Севр, приехавшую в Тифлис на гастроли. Какими только способами ни пытался добиться внимания красавицы бедный художник: рисовал ее портрет, целовал следы от ее ног, но актриса не обращала на это внимания.
Тогда Нико купил несколько повозок с цветами, там были розы всех цветов и размеров, лилии, пионы, анемоны, сирень и другие цветы. Всю эту красоту доставили к гостинице, где жила Маргарита, и усеяли ими всю улицу.
Единственный поцелуй своей возлюбленной — все, что получил художник в ответ на свой поступок, затем она уехала из города и больше они не встречались. А Нико умер от голода в полной нищете через 9 лет в 1918 году.
Кстати... легенду о миллионе алых роз поведал миру Константин Паустовский....а потом..уже А. Вознесенский написал текс песни..Паулс...музыку...
срисовал с одной из тифлисских афиш...