2 дек 2015
ЖОРЖ ПЬЕР СЁРА и его удивительный мир света и тени...
Почему именно рисунок - обычный набросок,эскиз, а не завершенное полотно столь близок моему восприятию,почему этот черно-белый мир игры света и тени для меня намного богаче цветного - не знаю.Быть может потому,что он позволяет заглянуть в процесс создания,даёт возможность уловить ход мысли художника - все обнажено и ещё не скрыто под слоями краски. Линия, форма, игра света и тени- всё это дышит!
2 декабря 1859 года родился художник ЖОРЖ ПЬЕР СЁРА/ Georges Pierre Seurat - основоположник "пуантилизма",хотя сам он называл эту живописную технику "дивизионизмом".Можно найти разные статьи о нём,но мне ближе воспоминания Анри Перрюшо "Жизнь Сёра "...
"2 декабря 1859 года (а это была пятница) Антуан-Кризостом, сделав исключение, остался на улице Бонди: в час ночи его супруга разрешилась от бремени третьим ребенком — малыша назвали Жорж-Пьер...
Жорж рисует с тех пор, как он научился держать в руке карандаш. Ему было около семи лет, когда он нарисовал два рисунка, изображающие: один — собаку с взрослым человеком, другой — собаку с ребенком. Дядя Поль Омонте, деверь его матери, художник-любитель, считает, что ребенок не лишен способностей, и всячески поощряет мальчика к занятиям рисованием. Поэтому Сёра — а ему вот-вот исполнится пятнадцать лет — поступает в муниципальную школу рисунка, расположенную в двух шагах от родительского дома, на улице Птиз-Отель, 19...
Жорж рисует с тех пор, как он научился держать в руке карандаш. Ему было около семи лет, когда он нарисовал два рисунка, изображающие: один — собаку с взрослым человеком, другой — собаку с ребенком. Дядя Поль Омонте, деверь его матери, художник-любитель, считает, что ребенок не лишен способностей, и всячески поощряет мальчика к занятиям рисованием. Поэтому Сёра — а ему вот-вот исполнится пятнадцать лет — поступает в муниципальную школу рисунка, расположенную в двух шагах от родительского дома, на улице Птиз-Отель, 19...
Рисование для него — это не легкомысленное времяпрепровождение. Сёра обнаруживает тягу к занятиям искусством, доходящую до страсти. Это молчаливая страсть. Лишенная внешнего блеска, но глубокая. Он не только много и с неторопливым упорством рисует, но также берется за изучение теоретических трудов, таких, как «Грамматика искусства рисунка» Шарля Блана, весьма известного критика, основателя «Газетт де Боз-Ар», славу которого укрепило его избрание во Французскую академию в июне 1876 года. «Грамматику» подросток изучает основательно, пораженный некоторыми высказанными в этой книге идеями. «Цвету, — отмечает Шарль Блан, — подчиненному четким правилам, можно обучаться, как музыке... Именно благодаря тому, что Эжен Делакруа познал эти законы, глубоко их изучил, сперва интуитивно их угадав, он стал одним из величайших колористов современности»...
Человек сам создает себе богов. Отныне в уме юноши существует чистое и строгое искусство, подчиняющееся непреложным законам. Это искусство обладает ценностью абсолюта. Одной из тех ценностей, которые противоречат довлеющей неустойчивости мира. Теперь Сёра знает, каким путем ему следует идти...
Человек сам создает себе богов. Отныне в уме юноши существует чистое и строгое искусство, подчиняющееся непреложным законам. Это искусство обладает ценностью абсолюта. Одной из тех ценностей, которые противоречат довлеющей неустойчивости мира. Теперь Сёра знает, каким путем ему следует идти...
Как правило, люди обладают либо аналитическим, либо синтетическим умом. Эти интеллектуальные качества почти несовместимы. Но все же у некоторых индивидов они вполне уживаются друг с другом. Таков и Сёра. Он обладает весьма редким образом мышления, позволяющим углубляться в изучение любых частностей и в то же время быстро включать их в состав целого. Трудно представить, что такого рода ум, способный классифицировать явления по мере их усвоения, мог бы существовать без наличия исключительной памяти, сочетающейся к тому же — и это вполне понятно — с незаурядным вниманием. Память Сёра не может не поражать. Ничто из прочитанного, выученного или увиденного он никогда не забывает; его зрительные воспоминания настолько точны, что позволяют ему мысленно воссоздать картину, которую он когда-то пристально изучил, вплоть до ее мельчайших цветовых оттенков.
Анри Перрюшо. "Жизнь Сёра "
Анри Перрюшо. "Жизнь Сёра "
Самое сокровенное в человеке — это почти всегда и наименее доступное его сознанию. В том, что создает художник, проявляются его намерения; но есть в творениях художника и то, к чему он не стремился сознательно, что как раз и соответствует самым сокровенным его помыслам, благодаря чему, как правило, обнаруживается наиболее подлинный, наиболее потаенный аспект его «я». В рисунках скрытный молчун Сёра выдает некоторые свои навязчивые идеи. Исследование соотношений света и тени в них настолько тщательно, настолько точно, что оно подчеркивает вполне временный характер этих в основе своей неустойчивых связей. Достаточно едва уловимого движения, чтобы светлое и темное начали вытеснять друг друга...
Сёра создать искусство, основанное на неопровержимых научных данных, с его мучительным желанием шаг за шагом двигаться вперед, постепенно обретая уверенность в своей правоте. Стремление к совершенству — это всегда стремление к вечности.
В рисунках Сёра начинает проступать весьма своеобразный мир, который он носит в себе, мир остановившегося времени, застывших движений, излучающий трепетную и чарующую поэзию. Над этим миром довлеет тишина, тишина почти осязаемая, сродни безмолвию, царящему порой в наших сновидениях. Плотные и компактные, формы отделяются одна от другой. Ничто не в силах разрушить колдовские чары, которые привели их в оцепенение и навсегда изолировали от внешней среды, обрекли на заточение, увековечили в их собственной реальности. Этот мир тишины является также миром фатального одиночества... "
Анри Перрюшо. "Жизнь Сёра "
В рисунках Сёра начинает проступать весьма своеобразный мир, который он носит в себе, мир остановившегося времени, застывших движений, излучающий трепетную и чарующую поэзию. Над этим миром довлеет тишина, тишина почти осязаемая, сродни безмолвию, царящему порой в наших сновидениях. Плотные и компактные, формы отделяются одна от другой. Ничто не в силах разрушить колдовские чары, которые привели их в оцепенение и навсегда изолировали от внешней среды, обрекли на заточение, увековечили в их собственной реальности. Этот мир тишины является также миром фатального одиночества... "
Анри Перрюшо. "Жизнь Сёра "
Не знаю,но рисунки Сёра чем-то перекликаются с книгами известного невролога, психолога и писателя Оливера Сакса.В них он описывает реальные историии из своей врачебной практики. "Человек, который принял свою жену за шляпу" - один из них.
"В целом, он не различал объектов с первого взгляда и вынужден был отыскивать одну-две заметные черты и на их основании строить догадки, которые иногда оказывались совершенно нелепыми..."
"Все ранние работы П. были реалистичны и натуралистичны, живо передавали настроение и атмосферу, отличаясь при этом тонкой проработкой узнаваемых, конкретных деталей. Позже, с годами, из них стали постепенно уходить жизненность и конкретность, а взамен появились абстрактные и даже геометрические и кубистские мотивы. Наконец, в последних работах, казалось, исчезал всякий смысл, и оставались лишь хаотические линии и пятна."
"В целом, он не различал объектов с первого взгляда и вынужден был отыскивать одну-две заметные черты и на их основании строить догадки, которые иногда оказывались совершенно нелепыми..."
"Все ранние работы П. были реалистичны и натуралистичны, живо передавали настроение и атмосферу, отличаясь при этом тонкой проработкой узнаваемых, конкретных деталей. Позже, с годами, из них стали постепенно уходить жизненность и конкретность, а взамен появились абстрактные и даже геометрические и кубистские мотивы. Наконец, в последних работах, казалось, исчезал всякий смысл, и оставались лишь хаотические линии и пятна."
"Я берусь утверждать, что мы есть ни что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении."
Дэвид Юм
Так и в работах ЖОРЖ ПЬЕР СЁРА прослеживается стремление уловить,пропустить через себя и отобразить свой внутренний мир,о котором можно лишь догадываться.Поэтому так кстаи будут заершением слова Анри Перрюшо:
"Странный человек этот Сёра! Мистик и одновременно расчетливый инженер, обуреваемый хладнокровным исступлением, безумным порывом к невозможному, обычно создающим гениев или сумасшедших с манией величия, порождающим одно из тех чудовищных растений, благодаря которым находит себе оправдание гордыня человеческого муравейника. Странный, странный Сёра!"
Дэвид Юм
Так и в работах ЖОРЖ ПЬЕР СЁРА прослеживается стремление уловить,пропустить через себя и отобразить свой внутренний мир,о котором можно лишь догадываться.Поэтому так кстаи будут заершением слова Анри Перрюшо:
"Странный человек этот Сёра! Мистик и одновременно расчетливый инженер, обуреваемый хладнокровным исступлением, безумным порывом к невозможному, обычно создающим гениев или сумасшедших с манией величия, порождающим одно из тех чудовищных растений, благодаря которым находит себе оправдание гордыня человеческого муравейника. Странный, странный Сёра!"
http://www.litmir.co/br/?b=124214&p=1
http://www.printdigital.ru/seurat/seuratlit1.php
Нашла набросок к ней.И опять же - возможность заглянуть в мир автора - "что первично"...
- не знаю...Но ведь на самом деле он несравним с теми же работами в цвете!
Этот мир чёрно -белых бликов и штрихов - словно улочки,ведущие в потаённые уголки,лишь изредка озаряемые вспышками света.Точнее сказать - волны,то сменяющие одна другую,то захлёстывающие и поглощающие...
Есть у него две работы,на которых изображены самые обычные вещи.
Первая -"Натюрморт со шляпой, зонтиком и одеждой на стуле" , 1887год.
Вторая - "Шляпа, обувь и нижнее белье."
Но ,гядя на них,возникают совсем иные ассоциации...Случайно ли это или нет,быть может это лишь моя фантазия,но у меня они оживают,обретая образы.
Честно скажу - второй натюрморт сразу приняла за лежащую обнаженную женщину с раскинутыми руками.Лишь потом,увеличив,нашла ботинки, шляпу...Вот такая игра света и тени.
А первый издалека похож на пару странников-монахов ...