Героический эпос «Джангар» является бессмертным культурным наследием калмыков. Это уникальное творение, проникнутое беззаветной любовью к чудесной стране Бумбе, где образно и детально показаны разнообразие стороны жизни калмыков-кочевников. В «Джангаре» дано подробное описание общественного и хозяйственного быта, жилища, одежды, пищи, нравов и обычаев кочевников. "Джангар" – выдающееся фольклорное произведение, оставившее значительный след в культуре своего народа, своего рода проводник по обычаям и традициям калмыков. Когда был создан эпос? Героический эпос «Джангар» складывался на протяжении многих веков. О дате создания эпоса мнения учёных разошлись. Некоторые исследователи относят её к XIII—XIV векам. Другая группа учёных считают, что эпос был создан в XVII—XVIII веках. История изучения эпоса насчитывает 200 лет. Самой ранней европейской документированной записью о «Джангаре» считается запись одной песни и легенды о джангарчи, которые опубликовал Вениамин Бергман в 1804 году. В 1855 году А. Бобровниковым была переведена на русский язык одна из глав эпоса. В 1862 году под руководством К. Ф. Голстунского были изданы 2 главы на старокалмыцкой письменности. 10 глав эпоса записаны в 1908 году из уст джангарчи Ээляна Овлы учёным Номто Очаровым под руководством В. Л. Котвича Помимо некоторых исторических деталей, эпос содержит советы древних о том, как правильно воспитывать в человеке разумное, доброе, вечное и прививает читателям нормы этики и морали. Также в нём присутствуют восхваления или «магталы» двенадцати калмыцких богатырей, направленные на сохранение памяти о них, ведь, как гласит местная пословица: "Без похвалы нет богатыря". У каждого из древних воинов есть прозвище: Мудрый, Красивый, Выносливый и т.д. Всё это отсылает к давней традиции: в древности у калмыков было принято при встрече нахваливать собеседника, родственников, соседей. Было бы признаком плохого тона сказать что-то плохое, например, о юноше из своего хотона: в описании соседей он непременно был высоким, статным, неизменно мудрым и благочестивым, мастером своего дела. На каждого богатыря приходится один магтал, в которой особенно подчеркивается самая выдающаяся черта восхваляемого. К примеру, про богатыря Гюзана Гумбе из его магтала можно узнать, что тот "занимал место 50 человек", иными словами, был мощным и сильным. Хвалить женщин, а особенно жён, было не принято. Но из каждого правила есть исключения: в эпосе присутствует магтал, посвящённый жене самого Джангара, которую звали Ага Шавдал. Кроме восхвалений, в тексте часто используются благожелания, или йорялы. В частности, йорялы произносили, отправляя в дальний путь богатырей Страны Бумбы. В "Джангаре" прописан и распространенный калмыцкий обычай дарения. Богатыри вручали друг другу подарки, поскольку считали, что это поможет им победить соперников. Считалось, что подарок, сделанный от всего сердца, приносит удачу как получателю, так и самому дарителю. Примечательно, что традиции, применимые к богатырям и другим выдающимся людям, актуальны и для обычных калмыков. Хозяйство, быт, нравы в эпосе: Еда: Калмыки, будучи кочевниками-скотоводами, очень бережно, ревниво относились к животным, старались умножить свои стада. Домашние животные: лошади, овцы, коровы, верблюды – использовались на мясо, изготовлялись мясные и молочные продукты, животные обеспечивали жильем, одеждой, служили средством передвижения, они обменивались на земледельческие продукты, предметы украшения, роскоши. Для разнообразия мясного стола добывали дичь, устраивали облавные охоты, охотились с ловчими птицами, ловили рыбу. Но при доминирующей роли скотоводства доля охотничьего и рыбного промыслов в жизни калмыков-кочевников была незначительной. Изучение роли пищи в эпосе «Джангар» свидетельствует о том, что функции ее разнообразны. Пища не только элементарная биологическая потребность как источник существования, ее главная роль в эпосе – это средство социального общения людей. Так, формами бытового общения стали как различные совместные пиры Джангара (Приложение 2) со своими богатырями, так и трапезы самих богатырей. На пиру у Джангара собираются только свои приближенные, равные по социальному происхождению. Пир – своеобразный «форум», где обсуждались государственные дела, разрешались конфликты. Шла вся та же история, но локализованная, отражающая конкретные взаимоотношения в обществе. В эпосе «Джангар» достаточно подробно описаны особенности в пище, «национальные кушанья», их социальное функционирование. Во всех песнях Джангариады воспевается изобилие мясной и молочной пищи. Жилища: Очень красочно описаны дворцы Джангара и его богатырей. В описании дворца-ставки Джангара и его богатырей четко прослеживаются этнические традиции и традиции, связанные с религией. Дворец великого и славного Джангара «белокупольный, сооруженный о восьмидесяти четырех решетках, о тысяче решеточных жердей-унин». К югу от белокупольного высокого дворца-ставки располагаются стоянкой его бурханы, а в самом центре расположен белый монастырь, к северу от белокупольного дворца-ставки расселялся простой народ. Прекрасные дворцы, описанные в эпосе, объединяют самого хана, его витязей с их семьями. Кроме функций объединения у жилищ есть полоразделительная черта в социальном бытовании, так как жилище – преимущественно место обитания женщин, чем мужчин. Мужчины проводят большую часть времени вне жилья: на охоте, на войне в битвах, походах, караулах и т.д. Костюм: Материалы эпоса «Джангар» подтверждают, что костюм народа всегда носил отпечаток эпохи, в которой жил народ. В эпосе очень красочно и с любовью описывается одежда, доспехи хана Джангара и его воинов. Подчеркнуто своеобразие национальной одежды калмыков, показаны отдельные формы и детали одежды, как мужской, так и женской, отражающие исторические, социально-экономические, хозяйственные и экологические особенности среды обитания. Чувство восхищения вызывает мастерство калмыцких рукодельниц – прекрасные женские украшения и головные уборы, необычайное чувство вкуса: Сережка с зеркально-чистым жемчугом Размером с годовалого верблюжонка. Должно быть, украшения и ювелирные изделия были очень важной принадлежностью женской одежды, поскольку их размеры были так преувеличены. Природа (экология) и хозяйственно-культурный тип оказали влияние на костюмы калмыков, обычаи и все другие аспекты их жизни. Калмыки – буддисты-ламаисты. Их далекие предки поклонялись солнцу, отсюда поклонение калмыков огню, поскольку огонь – часть солнца. Поэтому красный, золотой или желтые цвета священны. Синий цвет неба – любимый. Особое преклонение перед белым, ведь это цвет основной пищи степняков – молока, сыра и других молочных продуктов скотоводов-кочевников. Они также любили зеленый цвет молодой весенней травы. Свадебные обряды: Среди различных описаний обычаев и обрядов в «Джангаре» цельно дан комплекс свадебных обрядов. Известно, что у калмыков до недавнего времени сохранились многие формы обрядов свадебного цикла. Например, существовал обычай обручения детей в раннем возрасте, увод невесты, шуточная борьба при увозе невесты из родительского дома, дача приданого и многочисленные визиты к родителям невесты, уточнения дня свадьбы, согласованию с зурхачи по установлению благоприятного дня свадьбы. Эпос «Джангар» также отражает особенности сватовства и свадебной обрядности, которые находят объяснение в традициях семейно-брачных отношений у калмыков в XIX-начале XX веков. Обычай сватовства наиболее полно описан в песне о женитьбе богатыря Улан Хонгора Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар». У калмыков исстари ведется, что человек должен знать свою родословную (долан үйән) - своих предков до седьмого, до девятого колена. Родство в воззрениях калмыков выступает как особый культ. Так о нем говорят: Таки-Зулы он семенем был, Тангсык-Бумб хана внуком он был, Узюнга великого сыном он был. Так описывается родословная главного героя эпоса-хана Джангара. У калмыков принято так, если речь идет о ком-то, то спрашивают имя отца. В эпосе «Джангар», говоря о том или ином богатыре, упоминают имя отца. Например: Санал-сын Булингира, Хонгор-сын Шикширги и т.д. Эпос отражает некоторые весьма древние обычаи и обряды, относящиеся к области правовых отношений и юридических процедур. Прежде всего, это своеобразные клятвы и присяги, дававшиеся при заключении важных дел. Причем, как отмечается в эпосе, обычай «учинения» присяги и принесения клятвы, андһара, сопровождался лизанием оружия, поклонами и другими действиями, призванными подчеркнуть официальность момента, верность и непреложность сказанного. Врачевание Эпический текст отражает уровень медицинских знаний и опыт врачевания, получивших распространение в странах древнего Востока (Индии, Китая, Тибете) и принесенных вместе с буддийским вероучением ламаистским духовенством. Способностями ритуального врачевания наделен и сам главный герой эпоса – Джангар. Он каждый раз, когда погибают в сражениях с врагами его богатыри, возвращает им жизнь, используя чудо – лекарства и совершая магические действия. Чаще всего Джангар прибегает к волшебному белому лекарству, которое обладает мгновенно исцеляющей силой. Что же это за страна такая- Бумба? Страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и, ничего не деля на "мое" и "твое", славят в напевах сладостное бытие: Счастья и мира вкусила эта страна, Где неизвестна зима, где всегда - весна, Где, не смолкая, ведут хороводы свои Жаворонки сладкогласные и соловьи, Где и дожди подобны сладчайшей росе, Где неизвестна смерть, где бессмертны все, Где небеса в нетленной сияют красе, Где неизвестна старость, где молоды все, Благоуханная, сильных людей страна, Обетованная богатырей страна. Защита страны Бумбы - основная идея «Джангариады». Все песни изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. Следует отметить при этом, что все эти войны характеризуются как войны оборонительные, как войны, ведущиеся за честь и свободу страны от посягательства чужеземных поработителей. Так, в пятой песне « О поединке Хонгра, Алого Льва, со страшным Догшон Манана-ханом, владеющим исполинским чалым конем Манзаном" описываются подвиги богатыря Хонгора, который один вступает в борьбу против вероломного Догшон Мангна-хана, вознамерившегося покорить и уничтожить Бумбайскую страну, чтобы только угодить своему наследнику, с детства ненавидевшему Бумбу и мечтавшему об ее уничтожении. В шестой песне «О подвигах богатыря Саара Тяжелорукого» братья-богатыри Савар и Хонгор бьются за честь и достояние Джангара с богатырями чужеземного хана Замбала, угнавшими весь несметный драгоценный табун Джангара. В одиннадцатой песне «О поражении свирепого хана шулмусов Шара Гюргю» изображается освободительная война за восстановление Бумбайского государства и за освобождение из неволи его народа, покоренного иноземным ханом Шара Гюргю. Последняя, двенадцатая песнь «О походе против лютого хана Кингса» также посвящается справедливой войне против хана Хара Киняса, напавшего на старшего богатыря Хонгора - опору и надежду Бумбайской страны. В "Джангариаде" сохраняются и воспеваются, как своего рода реликтовые отношения, лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа, к которым относится главным образом XV столетие, когда было создано крупное ойратское государство, объединившее все четыре ойратских племени. Надо полагать, что тому периоду обязана своим происхождением и «Джангариада» . Но не только этим ценна "Джангариада", - еще более важно то, что благословенная страна Бумба в народном сознании живет не только как страна прошлого, как "золотой век" в истории ойратского народа, но и как страна народных чаяний и ожиданий - страна будущего. Громадная общественно-воспитательная роль "Джангариады" подтверждается всей историей калмыцкого народа. Калмыцкие воины, участвовавшие в народных движениях Разина и Пугачева, в национально-оборонительных войнах русского народа против шведов в рядах войск Петра I, против нашествия Наполеона в рядах войск Кутузова, в гражданской и Великой Отечественной войнах, вспоминали о подвигах Джангара и его двенадцати богатырей. "Джангариада" всегда вдохновляла калмыцкий народ на борьбу за счастливую жизнь, за ту жизнь, которая протекает в волшебной стране Бумбе
Россия - край берёзовый...
ДЖАНГАР калмыцкий эпос
Героический эпос «Джангар» является бессмертным культурным наследием калмыков. Это уникальное творение, проникнутое беззаветной любовью к чудесной стране Бумбе, где образно и детально показаны разнообразие стороны жизни калмыков-кочевников. В «Джангаре» дано подробное описание общественного и хозяйственного быта, жилища, одежды, пищи, нравов и обычаев кочевников.
"Джангар" – выдающееся фольклорное произведение, оставившее значительный след в культуре своего народа, своего рода проводник по обычаям и традициям калмыков.
Когда был создан эпос?
Героический эпос «Джангар» складывался на протяжении многих веков. О дате создания эпоса мнения учёных разошлись. Некоторые исследователи относят её к XIII—XIV векам. Другая группа учёных считают, что эпос был создан в XVII—XVIII веках. История изучения эпоса насчитывает 200 лет.
Самой ранней европейской документированной записью о «Джангаре» считается запись одной песни и легенды о джангарчи, которые опубликовал Вениамин Бергман в 1804 году. В 1855 году А. Бобровниковым была переведена на русский язык одна из глав эпоса. В 1862 году под руководством К. Ф. Голстунского были изданы 2 главы на старокалмыцкой письменности. 10 глав эпоса записаны в 1908 году из уст джангарчи Ээляна Овлы учёным Номто Очаровым под руководством В. Л. Котвича
Помимо некоторых исторических деталей, эпос содержит советы древних о том, как правильно воспитывать в человеке разумное, доброе, вечное и прививает читателям нормы этики и морали. Также в нём присутствуют восхваления или «магталы» двенадцати калмыцких богатырей, направленные на сохранение памяти о них, ведь, как гласит местная пословица: "Без похвалы нет богатыря". У каждого из древних воинов есть прозвище: Мудрый, Красивый, Выносливый и т.д. Всё это отсылает к давней традиции: в древности у калмыков было принято при встрече нахваливать собеседника, родственников, соседей. Было бы признаком плохого тона сказать что-то плохое, например, о юноше из своего хотона: в описании соседей он непременно был высоким, статным, неизменно мудрым и благочестивым, мастером своего дела.
На каждого богатыря приходится один магтал, в которой особенно подчеркивается самая выдающаяся черта восхваляемого. К примеру, про богатыря Гюзана Гумбе из его магтала можно узнать, что тот "занимал место 50 человек", иными словами, был мощным и сильным.
Хвалить женщин, а особенно жён, было не принято. Но из каждого правила есть исключения: в эпосе присутствует магтал, посвящённый жене самого Джангара, которую звали Ага Шавдал.
Кроме восхвалений, в тексте часто используются благожелания, или йорялы. В частности, йорялы произносили, отправляя в дальний путь богатырей Страны Бумбы.
В "Джангаре" прописан и распространенный калмыцкий обычай дарения. Богатыри вручали друг другу подарки, поскольку считали, что это поможет им победить соперников. Считалось, что подарок, сделанный от всего сердца, приносит удачу как получателю, так и самому дарителю. Примечательно, что традиции, применимые к богатырям и другим выдающимся людям, актуальны и для обычных калмыков.
Хозяйство, быт, нравы в эпосе:
Еда:
Калмыки, будучи кочевниками-скотоводами, очень бережно, ревниво относились к животным, старались умножить свои стада. Домашние животные: лошади, овцы, коровы, верблюды – использовались на мясо, изготовлялись мясные и молочные продукты, животные обеспечивали жильем, одеждой, служили средством передвижения, они обменивались на земледельческие продукты, предметы украшения, роскоши. Для разнообразия мясного стола добывали дичь, устраивали облавные охоты, охотились с ловчими птицами, ловили рыбу. Но при доминирующей роли скотоводства доля охотничьего и рыбного промыслов в жизни калмыков-кочевников была незначительной.
Изучение роли пищи в эпосе «Джангар» свидетельствует о том, что функции ее разнообразны. Пища не только элементарная биологическая потребность как источник существования, ее главная роль в эпосе – это средство социального общения людей. Так, формами бытового общения стали как различные совместные пиры Джангара (Приложение 2) со своими богатырями, так и трапезы самих богатырей.
На пиру у Джангара собираются только свои приближенные, равные по социальному происхождению. Пир – своеобразный «форум», где обсуждались государственные дела, разрешались конфликты. Шла вся та же история, но локализованная, отражающая конкретные взаимоотношения в обществе.
В эпосе «Джангар» достаточно подробно описаны особенности в пище, «национальные кушанья», их социальное функционирование. Во всех песнях Джангариады воспевается изобилие мясной и молочной пищи.
Жилища:
Очень красочно описаны дворцы Джангара и его богатырей.
В описании дворца-ставки Джангара и его богатырей четко прослеживаются этнические традиции и традиции, связанные с религией. Дворец великого и славного Джангара «белокупольный, сооруженный о восьмидесяти четырех решетках, о тысяче решеточных жердей-унин». К югу от белокупольного высокого дворца-ставки располагаются стоянкой его бурханы, а в самом центре расположен белый монастырь, к северу от белокупольного дворца-ставки расселялся простой народ.
Прекрасные дворцы, описанные в эпосе, объединяют самого хана, его витязей с их семьями. Кроме функций объединения у жилищ есть полоразделительная черта в социальном бытовании, так как жилище – преимущественно место обитания женщин, чем мужчин. Мужчины проводят большую часть времени вне жилья: на охоте, на войне в битвах, походах, караулах и т.д.
Костюм:
Материалы эпоса «Джангар» подтверждают, что костюм народа всегда носил отпечаток эпохи, в которой жил народ. В эпосе очень красочно и с любовью описывается одежда, доспехи хана Джангара и его воинов. Подчеркнуто своеобразие национальной одежды калмыков, показаны отдельные формы и детали одежды, как мужской, так и женской, отражающие исторические, социально-экономические, хозяйственные и экологические особенности среды обитания. Чувство восхищения вызывает мастерство калмыцких рукодельниц – прекрасные женские украшения и головные уборы, необычайное чувство вкуса:
Сережка с зеркально-чистым жемчугом
Размером с годовалого верблюжонка.
Должно быть, украшения и ювелирные изделия были очень важной принадлежностью женской одежды, поскольку их размеры были так преувеличены.
Природа (экология) и хозяйственно-культурный тип оказали влияние на костюмы калмыков, обычаи и все другие аспекты их жизни. Калмыки – буддисты-ламаисты. Их далекие предки поклонялись солнцу, отсюда поклонение калмыков огню, поскольку огонь – часть солнца. Поэтому красный, золотой или желтые цвета священны. Синий цвет неба – любимый. Особое преклонение перед белым, ведь это цвет основной пищи степняков – молока, сыра и других молочных продуктов скотоводов-кочевников. Они также любили зеленый цвет молодой весенней травы.
Свадебные обряды:
Среди различных описаний обычаев и обрядов в «Джангаре» цельно дан комплекс свадебных обрядов. Известно, что у калмыков до недавнего времени сохранились многие формы обрядов свадебного цикла. Например, существовал обычай обручения детей в раннем возрасте, увод невесты, шуточная борьба при увозе невесты из родительского дома, дача приданого и многочисленные визиты к родителям невесты, уточнения дня свадьбы, согласованию с зурхачи по установлению благоприятного дня свадьбы.
Эпос «Джангар» также отражает особенности сватовства и свадебной обрядности, которые находят объяснение в традициях семейно-брачных отношений у калмыков в XIX-начале XX веков. Обычай сватовства наиболее полно описан в песне о женитьбе богатыря Улан Хонгора
Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар».
У калмыков исстари ведется, что человек должен знать свою родословную (долан үйән) - своих предков до седьмого, до девятого колена. Родство в воззрениях калмыков выступает как особый культ.
Так о нем говорят:
Таки-Зулы он семенем был,
Тангсык-Бумб хана внуком он был,
Узюнга великого сыном он был.
Так описывается родословная главного героя эпоса-хана Джангара. У калмыков принято так, если речь идет о ком-то, то спрашивают имя отца. В эпосе «Джангар», говоря о том или ином богатыре, упоминают имя отца. Например: Санал-сын Булингира, Хонгор-сын Шикширги и т.д.
Эпос отражает некоторые весьма древние обычаи и обряды, относящиеся к области правовых отношений и юридических процедур. Прежде всего, это своеобразные клятвы и присяги, дававшиеся при заключении важных дел. Причем, как отмечается в эпосе, обычай «учинения» присяги и принесения клятвы, андһара, сопровождался лизанием оружия, поклонами и другими действиями, призванными подчеркнуть официальность момента, верность и непреложность сказанного.
Врачевание
Эпический текст отражает уровень медицинских знаний и опыт врачевания, получивших распространение в странах древнего Востока (Индии, Китая, Тибете) и принесенных вместе с буддийским вероучением ламаистским духовенством.
Способностями ритуального врачевания наделен и сам главный герой эпоса – Джангар. Он каждый раз, когда погибают в сражениях с врагами его богатыри, возвращает им жизнь, используя чудо – лекарства и совершая магические действия. Чаще всего Джангар прибегает к волшебному белому лекарству, которое обладает мгновенно исцеляющей силой.
Что же это за страна такая- Бумба?
Страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и, ничего не деля на "мое" и "твое", славят в напевах сладостное бытие:
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда - весна,
Где, не смолкая, ведут хороводы свои
Жаворонки сладкогласные и соловьи,
Где и дожди подобны сладчайшей росе,
Где неизвестна смерть, где бессмертны все,
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна.
Защита страны Бумбы - основная идея «Джангариады». Все песни изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. Следует отметить при этом, что все эти войны характеризуются как войны оборонительные, как войны, ведущиеся за честь и свободу страны от посягательства чужеземных поработителей.
Так, в пятой песне « О поединке Хонгра, Алого Льва, со страшным Догшон Манана-ханом, владеющим исполинским чалым конем Манзаном" описываются подвиги богатыря Хонгора, который один вступает в борьбу против вероломного Догшон Мангна-хана, вознамерившегося покорить и уничтожить Бумбайскую страну, чтобы только угодить своему наследнику, с детства ненавидевшему Бумбу и мечтавшему об ее уничтожении.
В шестой песне «О подвигах богатыря Саара Тяжелорукого» братья-богатыри Савар и Хонгор бьются за честь и достояние Джангара с богатырями чужеземного хана Замбала, угнавшими весь несметный драгоценный табун Джангара.
В одиннадцатой песне «О поражении свирепого хана шулмусов Шара Гюргю»
изображается освободительная война за восстановление Бумбайского государства и за освобождение из неволи его народа, покоренного иноземным ханом Шара Гюргю.
Последняя, двенадцатая песнь «О походе против лютого хана Кингса» также посвящается справедливой войне против хана Хара Киняса, напавшего на старшего богатыря Хонгора - опору и надежду Бумбайской страны.
В "Джангариаде" сохраняются и воспеваются, как своего рода реликтовые отношения, лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа, к которым относится главным образом XV столетие, когда было создано крупное ойратское государство, объединившее все четыре ойратских племени. Надо полагать, что тому периоду обязана своим происхождением и «Джангариада» . Но не только этим ценна "Джангариада", - еще более важно то, что благословенная страна Бумба в народном сознании живет не только как страна прошлого, как "золотой век" в истории ойратского народа, но и как страна народных чаяний и ожиданий - страна будущего.
Громадная общественно-воспитательная роль "Джангариады" подтверждается всей историей калмыцкого народа. Калмыцкие воины, участвовавшие в народных движениях Разина и Пугачева, в национально-оборонительных войнах русского народа против шведов в рядах войск Петра I, против нашествия Наполеона в рядах войск Кутузова, в гражданской и Великой Отечественной войнах, вспоминали о подвигах Джангара и его двенадцати богатырей. "Джангариада" всегда вдохновляла калмыцкий народ на борьбу за счастливую жизнь, за ту жизнь, которая протекает в волшебной стране Бумбе