Пижемская роспись

История традиционных видов северных росписей по дереву до сих пор ещё недостаточно тщательно изучена. О центрах росписи, бытовавших в конце ХУШ - начале XX вв. в Деревнях и сёлах по течению реки Северная Двина, в разное время писали: B.C. Воронов, В.М. Василенко, С.К. Жегалова, О.В.Круглова, Ю.А.Арбат, В.А.Шелег. В середине 1990-х годов опубликован сборник Государственного Русского музея «Народное искусство. Исследования и материалы» (1995), в котором опубликованы содержательные статьи М.Д. Урюпиной, Н.В. Тарановской, М.И. Мильчик, и фотоальбом «Русские прялки» (2001) со вступительной статьей Н.В.Тарановской.
Среди всех росписей по дереву не только Севера, но и России вообще особое место занимают две графические перьевые росписи: мезенская и пижемская. Мезенская роспись упоминается практически в каждой работе, посвященной русскому народному искусству: в вышеназванных публикациях В.М.Василенко, Н.В .Тарановской, Ю.А.Арбата, С.К.Жегаловой., В.А.Шелег и ДР-
Однако до сих пор мало внимания уделялось кистевым видам северных росписей. Частично эту проблему осветили В.М.Вишневская, Ю.А.Арбат.
Впервые о существовании расписного промысла среди староверческого населения Печорского края заговорили исследователи древнерусской литературы (В.И.Малышев). Пижемская роспись упоминается в трудах немногих российских ученых и исследователей народного искусства (В.М.Василенко, Н.В. Тарановской, Ю.А. Арбата). Описания уклада жизни в Усть-Цилемской волости содержатся в книге С.В.Максимова «Год на Севере» (1871). О своих впечатлениях от посещения Печорского края в конце прошлого века, в том числе о пижемской росписи, оставили заметки писатели О.И.Ларин и Г.П.Гунн. О пижемских мастерах-ложечниках писал в своих статьях журналист Республики Коми В.Осташов.
Север России долгое время находился вне сферы внимания исследователей-искусствоведов. Первые экспедиции Русского музея на Печору были проведены в начале XX в. (Е.А. Ляцким, A.B. Журавским). Изучение народного искусства северных регионов продолжилось после революции, и впервые объектом более пристального внимания стала роспись по дереву. В 1930-е годы в Печорском крае работа была продолжена братьями Травиными в составе экспедиций этнографического отдела Государственного Русского музея.
В дальнейшем экспедиции на Печору возобновились только через 30 лет: экспедиция Государственного музея этнографии (М.А.Браун) в 1959 году и экспедиция ГРМ (Н.В. Тарановская, Н.В. Мальцев, O.A. Почтенный) в 1963 году.
Впервые была кратко описана эта самобытная роспись и определено ее современное название Н.В .Тарановской. Термин «пижемская» роспись был введен в культурологический оборот на научной конференции, посвященной итогам научно-исследовательской работы Государственного Русского музея за 1972 год. В дальнейшем попыток изучения этой росписи не предпринималось. Тем не менее, в процессе проведения исследования обнаружено, что изделия,
декорированные пижемской росписью, находятся в различных фондовых собраниях основных музеев нашей страны.
Автором данной работы за период с 1983-его по 2004-й год были изучены коллекции предметов быта с пижемской росписью следующих музеев: Государственного музея этнографии и Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга, Государственного исторического музея г. Москвы, Национального музея Республики Коми г. Сыктывкара, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН г. Сыктывкара, Ижемского историко-краеведческого музея, Усть-Цилемского историко-мемориального музея А.В.Журавского (в том числе частная коллекция директора этого музея Носовой В.П.), Пижемского историко-этнографического музея. В работе дается характеристика всех основных коллекций изделий с пижемской росписью.
Зарождение любого промысла всегда обусловлено рядом исторических, географических и иных факторов. Прежде чем говорить о появлении пижемской росписи, во втором параграфе работы («История возникновения пижемской росписи, влияние на ее развитие историко-географических факторов») кратко рассматривается история освоения Печорского края, т.к. именно в особенностях заселения этих мест новгородцами, а впоследствии старообрядческим населением, выступившем хранителем старорусской культуры, лежат истоки пижемской росписи.
Первый этап заселения Нижней Печоры начат в 1542 г. Первопоселенцы, выходцы из Великого Новгорода были грамотны, ими была распространена рукописная книжная культура, которая и послужила важнейшим источником пижемской росписи.
Второй этап заселения связан с переселением старообрядцев, которые на базе книжной культуры сформировали расписной промысел. Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки) вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью.
В параграфах «Семантика пижемской росписи» и «Христианская символика в орнаментальных мотивах пижемской росписи» рассмотрена орнаментально-художественная структура пижемской росписи, отмечается общая тенденция русского искусства - соединение образов и мотивов языческих верований дохристианской Руси и мотивов христианской символики, заложенных традицией византийского искусства в связи с принятием на Руси христианства.
Все многообразие орнаментальных мотивов пижемской росписи по семантической принадлежности можно систематизировать по двум видам: мотивы с семантикой дохристианской языческой символики и мотивы с христианской символикой. Следует отметить, что не всегда можно корректно определить принадлежность мотива к тому или иному виду: например, «ромб с отростками» является символом плодородия, а ромб с лилееобразными отростками - символом креста.
В последнем параграфе данной главы предлагается картина современного состояния северных росписей, в том числе пижемской, на территории Республики Коми и делается вывод, что решение задачи сохранения и развития народных промыслов и ремесел невозможно, пока не появятся серьезные историко-теоретические исследования ремесел, методические руководства и пособия по обучению технике росписи по дереву, в том числе фотоальбомы, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию, что все вместе изменит отношение к традиционному народному искусству в современном культурном пространстве.
Вторая глава «Историко-художественные особенности северной графической пижемской росписи» включает параграфы «Виды изделий с пижемской росписью и принципы их формообразования в контексте северорусских традиций», «Эволюция технологии изготовления изделий с пижемской росписью», «Орнаментальные мотивы пижемской росписи и их композиционное построение».
На основе обследованного материала произведен анализ предметов труда, быта и промыслов с пижемской росписью из коллекций музеев, дается характеристика формообразования различных видов изделий с пижемской росписью в контексте северорусских традиций, выделены конструктивные особенности каждой разновидности (параграф «Виды изделий с пижемской росписью и принципы их формообразования в контексте северорусских традиций»).
Круг декорируемых росписью изделий на Печоре был чрезвычайно широк: посуда, орудия труда, быта, игр и охотничьего промысла. В работе отмечается наличие общей тенденции формообразования расписываемых предметов быта - это следование древнерусским новгородским традициям, где производство деревянной посуды существовало еще в домонгольский период. Особо выделяется ложкарный промысел: он просуществовал на Печоре до 1980-х годов (ложки до сих пор употребляются в быту в качестве поминальной посуды) и поэтому можно достаточно достоверно судить о принципах его формообразования и об орнаментальных мотивах, применяемых в росписи.
Из посуды следует отметить также солонку или солоницу. Кроме традиционной для Севера солонки-утицы, на Печоре были солонки в виде коней и курочек, которые являются древними языческими символами. Разнообразны по конструкции и декору также каталки (рубели) -приспособления для разглаживания (раскатывания) холстов после их выбеливания.
По качеству украшаемой поверхности ложи ружей, каталки, солоницы декорировались более тщательно, лукошки, туеса, «бачевые» палки, швейки -более просто. Роспись органично сочеталась с геометрической, трехгранно-выемчатой резьбой с последующим раскрашиванием по граням-плоскостям (грабли, каталки, бачевые палки, швейки).
На Печоре форма многих орудий труда и быта сохранялась неизменной на протяжении нескольких веков (грабли, ружья, ложки), что говорит о силе и
устойчивости традиций. С другой стороны, наблюдается тенденция развития новых форм в связи с появлением новых материалов и предметов быта и труда.
В ходе исследования сделан вывод (параграф «Эволюция технологии изготовления изделий с пижемской росписью») о прямом влиянии на технологию пижемской росписи технологии книгописцев: использовались красящие вещества, замешанные на смоле лиственницы - «таючей сере», а также инструменты, применяемые при орнаментации книг, - перья птиц (гусиные и тетеревиные), заимствовался и характер написания элементов.
Дальнейшее значительное расширение цветовой палитры связано с употреблением акварельных красок, которые негативно отразились на качесгве письма - при проникновении в древесину акварель становится полупрозрачной и не обеспечивает укрывистости, характерной для других красящих материалов (темпера, гуашь, масляные краски).
В целом замена материалов (красок и олифы) самодельного производства на готовые фабричные, а инструментов из природных материалов (гусиных и тетеревиных перьев) на металлические и ряд других изменений незначительно сказались на внешнем виде изделий пижемских мастеров.
В параграфе «Орнаментальные мотивы пижемской росписи и их композиционное построение» рассматриваются мотивы в контексте их композиционных взаимосвязей. В основе пижемской росписи лежит обогащенный геометрическим орнаментом растительный орнамент с его главным элементом - крином. Геометрические элементы лишь дополняют растительный орнамент: ими являются точки, линии, отрезки линий, замкнутые геометрические фигуры (треугольники, квадраты и ромбы с петлями на углах). Кроме того, из этих элементов образуется кайма в виде нескольких рядов-полос.
Характерной особенностью пижемской росписи является включение надписей (пожелания и инициалы) в композиционную схему декора того или иного предмета. Надписи чаще встречаются на ложах ружей, каталках и в большинстве случаев на ложках; в остальных случаях украшаемые изделия остаются без надписей.
Таким образом, в пижемской росписи сложилась определенная система построения орнамента, возникшая из тесного соединения геометрических и «геометризированных» растительных элементов, иногда сочетаемых с надписями и резьбой. Композиционная схема украшения предметов труда, быта и промыслов пижемской росписью обусловлена конструкцией и функциональным назначением самого предмета (ложка, швейка, ложе ружья).
Из автореферата диссертации
Ирины Вениаминовны Земцовой
"Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи"

Пижемская роспись - 954058452684
Пижемская роспись - 954058445516
Пижемская роспись - 954058435532
Пижемская роспись - 954058416076
Пижемская роспись - 954058404044

Комментарии

Комментариев нет.