Географ Александр Константинович Беседин в самые суровые годы учил мальчишек искусству любить и видеть мир
Мне было четыре года, когда я впервые стал участником «Бессмертного полка»: нёс портрет своего прапрадеда – Николина Петра Ивановича. А вот фотография другого прапрадеда, Пайкова Василия Ивановича, не сохранилась. К сожалению, и Пётр Иванович, и Василий Иванович пропали без вести осенью 1941 года. Об этом мне рассказал мой дед, Пайков Валерий Владимирович. В нашей семье хранятся копии документов, подтвердивших печальную судьбу прапрадедов. Эти документы опубликованы на сайте «Память народа». Нелегко было и в тылу. И здесь, далеко от полей сражений, люди проявляли стойкость и силу духа. О единстве народа в годину испытаний ярко написал поэт Алексей Недогонов: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». И я хочу рассказать об учителе, Человеке с большой буквы Беседине Александре Константиновиче. Именно о таком учителе, как Беседин, написал свой рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутин. Меня потрясла судьба героя этого рассказа – мальчика-подростка, который испытал все тяготы военного и послевоенного времени. Уехав учиться в город, он не испугался трудностей: жил одиноко, недоедал, практически один вступил в конфликт с группой хулиганов. Но не потерял желания ходить в школу и открывать для себя новый мир. И в этом ему помогла Лидия Михайловна, учитель французского языка. Она совершила нравственный подвиг: сознательно нарушила должностные правила, но помогла подростку в трудное послевоенное время. Герой не забыл этого. Он стал писателем и рассказал удивительную историю о поступке Лидии Михайловны. Ученики могут считать себя счастливыми, когда на их жизненном пути встречаются такие педагоги. Счастливым считал себя и Вадим Васильевич Назаров, журналист, шуйский краевед, автор многих рассказов и очерков о природе нашего края. Один из очерков он посвятил своему учителю географии Александру Константиновичу Беседину. С теплотой В.В. Назаров вспоминал, как он с Юрой, внуком А.К. Беседина, проводил долгие зимние вечера в военные годы в гостях у учителя. «Учитель мой жил бедно, в голоде и холоде, – вспоминал краевед, – однако к каждому моему приходу он обязательно кипятил помятый жестяной чайник на крохотной железной печурке-пчёлке». Ребята садились погреться поближе к печке и наслаждались вкусным морковным чаем с сахарином и чёрным, каменной твёрдости, сухарём. Но не этот «пир» был главным содержанием таких вечеров. Юра и Вадим путешествовали по рекам и озёрам, сверяли свой путь по большому медному компасу. И эти незабываемые путешествия были …по географической карте. Много интересного рассказывал мальчишкам в эти вечера Александр Константинович. Под завывание ветра в полутемной небольшой комнате фантазии подростков рисовали в воображении красивые берега Тезы и Клязьмы, богатые рыбные уловы и вкусную уху у тёплого костра. Вспоминая эти трудные годы, будущий журналист искренне удивлялся: «Старый, голодный, больной человек, он обладал волшебным даром… Как это было здорово!.. Рассказы Беседина, книги о великих путешественниках, которые он мне давал читать, заменяли для меня многое в той нелёгкой жизни, делали её интересной, наполненной, яркой». Но случилась беда. Александр Константинович тяжело заболел туберкулёзом и запретил ребятам приходить к нему в дом. Прошли годы, В.В. Назаров, влюблённый в природу, путешествовал уже не по карте. Где он только ни побывал! Сбылись его детские мечты, вскормленные добрым учителем. Заканчивая свой очерк, В.В. Назаров писал: «…Плавал по древнему пути из «варяг в греки» по Ловати-реке и снова возвращался в Шую, где великий волшебник, мой замечательный учитель Александр Константинович Беседин, учил нас, голодных мальчишек военной поры, искусству любить и видеть мир». Такие добрые воспоминания – это благодарность ученика своему Учителю, осознание нравственной позиции Человека, властителя юных умов и душ. В годину испытаний каждый гражданин вносит вклад в общее дело. Воины защищают Родину на полях сражений. Оставшиеся в тылу на заводах и фабриках делают всё, чтобы приблизить Победу. А учителя сохраняют души детей, вместе с ними вносят посильный вклад в общее дело, растят патриотов. Время 20-х годов ХХI века нельзя считать спокойным. Наши отцы и братья с оружием в руках отстаивают русский мир. В эту борьбу мы тоже вносим свой вклад. Младшие школьники пишут бойцам письма на передовую, посылают им подарки. А мы, кто постарше, вместе с учителями плетём маскировочные сети, собираем посылки. Это и есть каждодневный кропотливый труд. Это и есть наше общее дело.
"Шуйские известия"
Учитель военной поры
Географ Александр Константинович Беседин в самые суровые годы учил мальчишек искусству любить и видеть мир
Мне было четыре года, когда я впервые стал участником «Бессмертного полка»: нёс портрет своего прапрадеда – Николина Петра Ивановича. А вот фотография другого прапрадеда, Пайкова Василия Ивановича, не сохранилась.
К сожалению, и Пётр Иванович, и Василий Иванович пропали без вести осенью 1941 года. Об этом мне рассказал мой дед, Пайков Валерий Владимирович. В нашей семье хранятся копии документов, подтвердивших печальную судьбу прапрадедов. Эти документы опубликованы на сайте «Память народа».
Нелегко было и в тылу. И здесь, далеко от полей сражений, люди проявляли стойкость и силу духа. О единстве народа в годину испытаний ярко написал поэт Алексей Недогонов: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». И я хочу рассказать об учителе, Человеке с большой буквы Беседине Александре Константиновиче. Именно о таком учителе, как Беседин, написал свой рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутин.
Меня потрясла судьба героя этого рассказа – мальчика-подростка, который испытал все тяготы военного и послевоенного времени. Уехав учиться в город, он не испугался трудностей: жил одиноко, недоедал, практически один вступил в конфликт с группой хулиганов. Но не потерял желания ходить в школу и открывать для себя новый мир. И в этом ему помогла Лидия Михайловна, учитель французского языка. Она совершила нравственный подвиг: сознательно нарушила должностные правила, но помогла подростку в трудное послевоенное время.
Герой не забыл этого. Он стал писателем и рассказал удивительную историю о поступке Лидии Михайловны. Ученики могут считать себя счастливыми, когда на их жизненном пути встречаются такие педагоги.
Счастливым считал себя и Вадим Васильевич Назаров, журналист, шуйский краевед, автор многих рассказов и очерков о природе нашего края. Один из очерков он посвятил своему учителю географии Александру Константиновичу Беседину. С теплотой В.В. Назаров вспоминал, как он с Юрой, внуком А.К. Беседина, проводил долгие зимние вечера в военные годы в гостях у учителя.
«Учитель мой жил бедно, в голоде и холоде, – вспоминал краевед, – однако к каждому моему приходу он обязательно кипятил помятый жестяной чайник на крохотной железной печурке-пчёлке». Ребята садились погреться поближе к печке и наслаждались вкусным морковным чаем с сахарином и чёрным, каменной твёрдости, сухарём.
Но не этот «пир» был главным содержанием таких вечеров. Юра и Вадим путешествовали по рекам и озёрам, сверяли свой путь по большому медному компасу. И эти незабываемые путешествия были …по географической карте. Много интересного рассказывал мальчишкам в эти вечера Александр Константинович. Под завывание ветра в полутемной небольшой комнате фантазии подростков рисовали в воображении красивые берега Тезы и Клязьмы, богатые рыбные уловы и вкусную уху у тёплого костра.
Вспоминая эти трудные годы, будущий журналист искренне удивлялся: «Старый, голодный, больной человек, он обладал волшебным даром… Как это было здорово!.. Рассказы Беседина, книги о великих путешественниках, которые он мне давал читать, заменяли для меня многое в той нелёгкой жизни, делали её интересной, наполненной, яркой».
Но случилась беда. Александр Константинович тяжело заболел туберкулёзом и запретил ребятам приходить к нему в дом.
Прошли годы, В.В. Назаров, влюблённый в природу, путешествовал уже не по карте. Где он только ни побывал! Сбылись его детские мечты, вскормленные добрым учителем. Заканчивая свой очерк, В.В. Назаров писал: «…Плавал по древнему пути из «варяг в греки» по Ловати-реке и снова возвращался в Шую, где великий волшебник, мой замечательный учитель Александр Константинович Беседин, учил нас, голодных мальчишек военной поры, искусству любить и видеть мир».
Такие добрые воспоминания – это благодарность ученика своему Учителю, осознание нравственной позиции Человека, властителя юных умов и душ. В годину испытаний каждый гражданин вносит вклад в общее дело. Воины защищают Родину на полях сражений. Оставшиеся в тылу на заводах и фабриках делают всё, чтобы приблизить Победу. А учителя сохраняют души детей, вместе с ними вносят посильный вклад в общее дело, растят патриотов.
Время 20-х годов ХХI века нельзя считать спокойным. Наши отцы и братья с оружием в руках отстаивают русский мир. В эту борьбу мы тоже вносим свой вклад. Младшие школьники пишут бойцам письма на передовую, посылают им подарки. А мы, кто постарше, вместе с учителями плетём маскировочные сети, собираем посылки. Это и есть каждодневный кропотливый труд. Это и есть наше общее дело.
Артём Соколов,
средняя школа № 2