Жили не для себя — для семьи

Шуяне Алексей и Антонина Рагузины в августе отметили полвека совместной жизни

Рагузины вместе всегда: и в горе, и в радости. /ФОТО: ЕКАТЕРИНА ИВИНА, «ШУЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»
Рагузины вместе всегда: и в горе, и в радости. /ФОТО: ЕКАТЕРИНА ИВИНА, «ШУЙСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»
Август 1975 года.
Август 1975 года.

Нет такого торжества, на котором паре молодой не желали бы дожить до свадьбы золотой. Но сегодня это серьезное напутствие для многих новоиспеченных семей, к сожалению, – всего лишь слова.
А вот люди старшего поколения, наоборот, однажды сыграв свадьбу, не спешили расходиться. Поэтому золотых, изумрудных, алмазных и железных юбиляров сегодня так много. Нынешним летом поздравления с почтенными стажами совместной жизни на страницах нашей газеты просто радуют глаз. Вот они наглядно – любовь, верность, терпение и мудрость, которые укрепляют и сохраняют любой брак.
Между тем, сами юбиляры обычно определяют это не такими глобальными категориями, а говорят так: «Это жизнь как она есть, как у всех в то время». На днях я побывала в гостях у супругов Алексея и Антонины Рагузиных, которые 16 августа отметили золотую годовщину свадьбы. Хотя и жили они как все - работали, воспитывали двоих детей, сажали огород, дождались внуков, - но их пара осталась вместе не только в здравии, но и в болезни. Вот вере в лучшее и стойкости молодому поколению у супругов точно можно поучиться!
Случилось, что несколько лет назад Алексея Павловича два раза поразил сначала инсульт, а потом - коронавирус. Его состояние тогда было критическим. «Прогноз оказался неутешительным, поэтому я забрала мужа из больницы с твердой уверенностью, что дома даже стены помогают. Ушла с работы и стала ухаживать за тяжелобольным супругом», - вспоминает Антонина Ивановна.
Потихоньку-помаленьку паралич отступил, организм стал восстанавливаться. Сейчас все вполне благополучно. Поэтому и золотую свадьбу Рагузины отмечают с особым чувством – они справились и до сих пор вместе.
Началась их история в деревенском клубе, куда бегала вся окрестная молодежь. Жили Тоня и Алексей в двух соседних деревнях Верхнеландеховского района – Большой Молябухе и Петелине. В клубе гулянья были каждый день. Ничего специально организовывать было не нужно – открыли клуб, включили музыку и начали танцевать. В один из таких вечеров Антонину пошел провожать Алексей. Так они познакомились, стали встречаться.
Тоня тогда окончила школу в деревне Абросово, а Леша стал выпускником школы в Мыту. Она выбрала для дальнейшей учебы шуйское училище №11, а он отправился в армию. Дружили они четыре года, прежде чем Алексей предложил сыграть свадьбу. «Никакой торжественности в этот момент я не помню. Просто сказал: «Давай поженимся» - и она согласилась. Гуляли в деревне два дня: первый - на свадьбе, а потом отмечали мой день рождения. Много родни собралось – две деревни веселились от души», - вспоминает Алексей Павлович.
Совместную жизнь начинали в Шуе. Антонина Ивановна тогда уже работала на «Шуйском пролетарии» прядильщицей, а Алексей Павлович - на металлопрокатном заводе. «Я с детства был работящим, помогал родителям. Отец вернулся с вой­ны с ранением. В ноге у него застряли осколки, которые врачам не удалось извлечь, поэтому до конца жизни он хромал. У мамы нас было шестеро. Как не помогать такой большой семье? Поэтому я сначала трудился на сенокосе в совхозе, потом, как переехали, устроился на завод сначала на склад, а потом долгое время был резчиком по металлу. Эта работа была очень тяжелой, поэтому перешел на кран. Крановщиком трудиться было легче», - рассказывает Алексей Павлович.
Своего угла у молодых не было, поэтому недалеко от работы Рагузины сняли жилье. Их родители остались в постепенно пустеющей в те времена деревне и переезжать в город категорически отказались, потому что сердцем прикипели они к родным местам. Ведь правильно люди говорят, что старые деревья не пересаживают. Поэтому быт молодые муж и жена налаживали самостоятельно. Антонина, кроме того, что была отличной работницей, стала еще комсомольской активисткой. А потом ее выдвинули в депутаты областного совета. Совмещала работу и общественную деятельность.
Через три года после свадьбы у них родилась дочь Светлана. Получили супруги и квартиру в малосемейке. Жили в небольшой 11-метровой комнатке, но и этим, уже своим, метрам они были несказанно рады. Через восемь лет родился сын Павел.
Все дела для Антонины Ивановны и Алексея Павловича были общими. Чтобы удобнее было управляться с детьми, они работали в разных сменах, поэтому дочь с сыном поочередно были то с мамой, то с папой. «Так и передавали их с рук на руки. Супруг по дому никогда не сторонился ни мужских, ни женских дел: и обед приготовит, и за детьми сходит в сад и школу, и уроки с ними сделает. Не было у нас деления на твое и мое. Жили не для себя — для семьи. Жили тихо-мирно. Не без ссор, конечно. Но мы оба отходчивые. Прощаем и уступаем», - улыбается Антонина Ивановна.
Когда фабрика закрылась, Антонина Ивановна перешла работать на завод к мужу, а потом до болезни Алексея Павловича еще девять лет трудилась в шуйском торге. За делами и заботами не заметили они, как пролетели пятьдесят лет их совместной жизни, как выросли дети, появились внуки, которых у них сейчас четверо. «Если бы тогда, в августе 1975 года, мне сказали, что мы доживем до золотого юбилея, я никогда бы не поверил. Но в молодости об этом не задумываешься вовсе»,- говорит Алексей Рагузин.
Очень рады они гостям, часто к ним приезжают дети и внуки. Помочь, если нужно, они всегда готовы. Жаль, что огород, который держали всю жизнь, с болезнью Алексея Павловича пришлось оставить. Но и это не беда. Главное — все живы и здоровы!

Екатерина Ивина

Комментарии