XVIII веках в этой местности оформлялась особая архитектурная школа, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрагменты зодчества в селениях Ругуджа' и Корода.
Мастера того времени усваивали и объединяли со старыми традициями новые приемы архитектурной композиции, заключавшиеся в привнесении элементов регулярности, и новые приемы обработки каменных архитектурных деталей, становившихся более пластичными и эстетически выразительными. Один из лучших примеров нового стиля той эпохи — опубликованный в книжке
ленинградского архитектора Н. Бакланова «Архитектура Дагестана»* дом Ачанкилау (ныне разрушен). В Ругудже еще сохранились кое-где резные каменные детали XVII—XVIII веков, отличающиеся богатой-пластикой и сочным рельефом. До этого, если не считать кубачинских барельефов (о которых еще будет идти речь), орнаментальная резьба по камню в Дагестане была плоской, двухплановой: она выполнялась путем выемки фона с выделением узора, нанесенного на ровную поверхность камня. А еще раньше орнаментация и изображения в резьбе по камню представляли собой графические рисунки, образованные путем вырезки линий, нанесенных на гладкую поверхность камня. Эта техника, будучи наиболее архаичной, однако, сосуществовала наряду с другими. Главные мотивы этой графической резьбы — магические символы (кресты, свастика, круги, спирали, лабиринты и различные геометрические начертания), а также иногда схематические изображения людей и животных. Мотивы же пластической резьбы трактованы более декоративно, уже только как орнамент; изображаются меандры, плетенки, розетки, растительные мотивы. Встречаются и более сложные композиции, обычно со стилизованными растительными элементами. Еще один, довольно распространенный вид резьбы по камню— подражание треугольно-выемчатой резьбе по дереву.В зодчестве Дагестана резные камни применялись в виде заложенных в кладку стены отдельных вставок. Рисунок наносился на отдельный камень (покрывая всю его лицевую поверхность) до того, как.он устанавливался на место в процессе кладки стены. Поэтому каждый резной камень имеет свой отдельный и законченный рисунок, который не переходит с камня на камень — и более того, композиционно обычно не увязан с другими деталями фасада. Положение резных камней на фасадах построек произвольное, и лишь в сравнительно позднее время (а в Гунибском районе — с XVII в.) они иногда размещаются упорядоченно — например, рядами между окнами или же над проемами и т. п. Иногда несколько камней, декорированных резным орнаментом, расположены в виде пояса или фриза. В прошлом, как это видно на старинных постройках, резные камни имели определенное местоположение, и размещение их отличалось от современного: они устанавливались в углах дома или у входа в дом, а также у окон. Такое положение резных камней показывает, что они имели назначение символически-магическое.
♻ Пластическая резьба по камню в селениях Гу-нибского района ДАССР; окно мечети, с. Ругуджа, XVII—XVIII ,..; розетка на фасаде дома, с. Согратль, начало XX 👇👇👇
Совершенно, своеобразно в Дагестане монументально-декора-27тивное искусство селения Кубачй. Только в Кубачах имеют-
ся барельефы с очень пластичными, иногда горельефными, изображениями. Эти камни относятся к XII—XIV векам и первоначально украшали ныне уже не существующие здания. В единичных примерах имеются в Дагестане объемные скульптуры животных — опять же в с. Кубачи и ближних к нему селениях. В Среднем Дагестане (а именно, в Кайтаге, Табасаране и г. Дербенте) встречаются примитивные скульптурные изображения животного, заделанные в кладку так, что из стены выступает только передняя часть. Видимо, это связано с каким-то старым обычаем. Скульптурные фигуры, выступающие из стен построек, известны в средневековой архитектуре Закавказья, Передней Азии и Западной Европы. Иногда можно видеть торчащий из стены крюкообразный камень. Его назначение местные жители объяснить не могут, говорят — «для красоты». Может быть, прообразом та-
кого камня служил силуэт скульптуры животного, которую по каким-то соображениям заделывали в кладку стены. Не исключено и иное происхождение этой детали. К каменному крюку подвешивали тушу барана при ее разделке, в том числе и при жертвоприношении, и эта форма могла приобрести сакральное значение. Так или иначе, но крюкообраз-ные камни, заделанные в кладку, не имеют функционального назначения, а лишь служат декоративной деталью. Например, в башне селения К ища есть несколько таких камней, торчащих из стены на большой высоте.
Резной каменный рельеф XII—XIV вв. из селения Кубани (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Рис. 2
Применяются в качестве архитектурного украшения высеченные из камня или вырезанные из дерева кольца, что, очевидно, связано с магическим значением символа кольца. Среди местного населения кольцо считается символом, связанным с мусульманством. Но дверь старинного христианского святилища Реком в Северной Осетии украшена металлической накладкой с кольцами. Видимо, это древняя сакральная форма. На территории Турции, при раскопках памятников древней Фригии (VII в. до н. э.) был найден керамический сосуд, на ручках которого навешены керамические же кольца, которые не могли иметь функционального назначения и даже должны были мешать при пользовании этим предметом. Как сообщил мне искусствовед П. М. Дебиров, иногда жители Дагестана по-своему истолковывают смысл формы колец: рассказывают, что в старину кольцеобразные хлебы, повешенные на вбитые в стену колья, служили неприкосновенным запасом на случай военных действий.
Резьба по камню во многих случаях не увязана с архитектурными формами, т. е. это просто отдельные резные камни в кладке стен. Но применяется и декоративная обработка архитектурных деталей, например, проемов, консолей, карнизов и балконов, деревянных заполнений, окон, дверей и ворот и т. п.
Одним из элементов оформления фасадов домов является карниз — вернее, ряд резных деревянных, иногда каменных консолей, поддерживающих свес крыши. Концы балок, выступающие на фасаде, получают фигурную обработку. В ряде случаев над проемами устраивают оформление — обычно в элементарном виде каменного козырька, иногда же — в более отработанных архитектурных формах. Архитектурные детали в дагестанском народном зодчестве просты, но выразительны. Местные мастера, опираясь на старые народные традиции, проявляли хорошее чувство формы.
Камень с изображе-головы рогатого б о-жества, с. Амузги Рис. 2