ЛИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ "ВЛЮБЛЕН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ" вышла на экраны более сорока лет назад.
Картину, где когда-то успешный спортсмен и невзрачная библиотекарша заключают соглашение влюбиться друг друга с помощью аутотренинга, закупили к показу сразу 26 стран! Фильм имел грандиозный успех в прокате — на каждом сеансе были аншлаги. Олег Янковский был назван «лучшим актёром года» по версии журнала «Советский экран». А вот о том, что Евгения Глушенко получила престижную европейскую кинонаграду, советским зрителям не сообщили. Рассказываем, почему так получилось и вспоминаем, как снимался этот фильм.
СЛОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ
Удивительно, но фильм планировался вовсе не о любви. Начиная с 1970-х годов, когда психология перестала считаться лженаукой, советские граждане стали интересоваться самопознанием. У режиссера фильма Сергея Микаэляна были с аутотренингом свои "отношения". Он прошел войну, был дважды ранен. И, по собственному признанию, еще во фронтовых окопах под Ржевом будущий режиссер преодолевал страх с помощью самовнушения. Впоследствии он всю жизнь занимался аутотренингом и мечтал поделиться опытом с другими. Задумав сценарий под рабочим названием «Сотвори себя сам», Микаэлян хотел приобщить зрителей к работе над собой, рассказать о том, что человек силой мысли может изменить свою жизнь, жизнь окружающих, стать счастливее… Но история у Микаэляна не получалась. Он обратился к Виктору Мережко, - одному из самых успешных сценаристов 1980-х годов. Режиссер купил большой брикет мороженого за 48 копеек, отправился к нему домой и с порога сказал: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай». И за считаные дни Мережко превратил задумку о самосовершенствовании личности в лирическую комедию! Но в успех фильма он не верил, и к тому же не хотел быть третьим сценаристом в титрах, а потому от упоминания своего имени отказался, о чем потом жалел.
ГЛАВНЫЕ РОЛИ
На роль библиотекарши Микаэлян без проб пригласил актрису Малого театра Евгению Глушенко несмотря на то, что по сценарию Вера была совсем другой — худой, с вытянутым лицом и длинноносой. Актриса с интересом согласилась на роль, для которой ее превращали в дурнушку — рисовали прыщики, добавляли лишний вес накладками, делали некрасивую прическу… Глушенко не жалела себя и мазала волосы глицерином для создания дополнительного эффекта неухоженности. По задумке режиссера, героиня должна была эволюционировать на глазах у зрителей, - они будто видели ее глазами главного героя. Он тоже сильно отличался от образа, прописанного в сценарии. Начнем с того, ему должно было быть максимум 25 лет, но ни один актёр этого возраста Сергею Микаэляну не нравился. Возрастной диапазон расширили. На роль рассматривались Борис Щербаков и даже Александр Абдулов, но все было не то. В итоге, Евгения Глушенко сама предложила режиссеру рассмотреть кандидатуру Олега Янковского. Янковский уже снимался у Микаэляна, в роли парторга в фильме «Премия», вышедшем в 1974 году. И режиссеру даже не пришло в голову представить себе Олега Ивановича в качестве алкоголика, зато сам актер принял предложение с восторгом и в дальнейшем называл роль Игоря Брагина одной из своих самых любимых.
Янковскому на тот момент было около 40 лет. Все мы знаем, что он был неотразим до конца жизни. Но залысины у него появились рано, и Микаэляну казалось, что с ними Брагин выглядит совсем уж забулдыгой. Поэтому Янковскому надевали полупарик-чёлку. Всеволод Шиловский, которому предложили роль соседа-собутыльника Коли, поначалу от нее отказался. Он занимался спортом и посчитал, что создатели глумятся над спивающимся спортсменом. Но когда актер узнал, кого утвердили на главные роли, изменил свое решение. Шиловский с Янковским на съемках сдружились и постоянно разыгрывали группу. Так, однажды прямо перед рабочей сменой Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере пьяными вусмерть. Они не хотели работать, а требовали продолжения банкета. Помощники из числа съемочной группы с невероятным трудом дотащили их до киностудии, заволокли на третий этаж в режиссерскую комнату, когда выяснилось, что актеры абсолютно трезвы и просто разыграли режиссера!
СЛЕДУЯ ЗА ЯНКОВСКИМ
«Влюблен по собственному желанию» — проект «Ленфильма», но действие картины разворачивается в Москве. Часть сцен отсняли в столице, но всё остальное, включая поездки героев в Подмосковье, снимали в Узбекистане: театр Ленком, где служил Янковский, поехал на гастроли в Ташкент, затем актер должен был приступать к съемкам в "Полетах во сне и наяву", а потому съемочная группа поехала на гастроли вместе с ним.
Подмосковье в Узбекистане создать было непросто. Много времени ушло на поиск локаций и создание с помощью декораций пейзажей среднерусской полосы. Устанавливали даже бутафорские деревья на заднем плане. Из Ленинграда специально привезли изготовленные на «Ленфильме» копии обелисков и памятников солдатам, так как братских могил времен Великой Отечественной войны в Узбекистане попросту нет.
СЕКРЕТНАЯ ПРЕМИЯ
Премьера фильма "Влюблен по собственному желанию" состоялась 1 ноября 1982 года. Картину к показу закупили сразу 26 стран! Фильм имел грандиозный успех в прокате — на каждом сеансе были аншлаги. В том году Олег Янковский был назван «лучшим актёром года» по версии журнала «Советский экран». А Евгения Глушенко за роль Веры получила очень важную премию - "Серебряного медведя" XXXIII Берлинского международного кинофестиваля. А поскольку это была награда Западной Германии, в советской прессе о достижении актрисы даже не сообщили. В начале 2000-х годов Сергей Микаэлян хотел закрепить успех и снять сиквел под названием "Развод по собственному желанию", рассказывающий о дальнейшей судьбе Веры и Игоря. И если Евгения Глушенко отреагировала на это с энтузиазмом, то Олег Янковский отказался, сказав, что дважды в одну воду не входят. Несколько лет спустя Микаэлян подарил сценарий молодому режиссеру Илье Северову, и фильм был снят в 2015 году как отдельная история.
Влacти peшили, чтo «пoлoжитeльнoe oтнoшeниe к бeздeтнocти» — этo пpoпaгaндa. Нo вы пoпpoбyйтe poдить peбёнкa в cтpaнe, гдe caдикoв нeт, квapтиpы дopoгиe, пocoбий пoчти никaкиx, a eщё мoбилизaция виcит нaд гoлoвoй. Люди дeлaют выбop нe пoтoмy, чтo нaчитaлиcь «Гappи Пoттepa», a пoтoмy чтo y ниx нeт бyдyщeгo. И ecли бы гocyдapcтвo peaльнo xoтeлo пoвыcить poждaeмocть — oнo бы пepecтaлo тpaтить миллиapды нa CВO и влoжилocь бы в oбpaзoвaниe, мeдицинy и жильё. A нe в зaпpeты и цeнзypy.