Комментарии
- 22 ноя 2024 21:09Владимир КаравановВЛАДИМИР ЛУПАНОВ ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБ СПАСАЯ МАТРОСА И ЗНАМЯ.
- 22 ноя 2024 21:16Анатолий Волков ответил Владимиру КаравановуЯ в курсе. Жаль его очень. Хороший человек был. Царство ему небесное!
- 23 ноя 2024 12:28Татьяна ЖуковскаяОчень хорошо помню Лупанова, пожар, лазарет, смерть. У меня в это время лежал в лазарете родной брат, пневмония.
- 4 дек 2024 17:02Владимир КаравановБывших моряков не бывает. Служба в ВМФ,особенно в Заполярье,.. навсегда остается в памяти человека. Я уже 28 лет как на пенсии,но до сих пор помню своих друзей-сослуживцев,строгих,справедливых и порядочных своих командиров и начальников, и с многими поддерживаю связь и сейчас.
- 9 дек 2024 16:21АНДРЕЙ ТАРАСОВЯ читаю про поселок,а там я родился и вырос Мой отеч Тарасов.Виктор мичман последний срок службы КВМ 684 а офицеров я помню,а с некоторыми я учился,а мама возила почту
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ПОСЕЛОК ГРАНИТНЫЙ Г. СЕВЕРОМОРСК МУРМАНСКОЙ О.
:Анатолий Волков
Выход в сильный шторм на МБМ в Баренцево море.
Когда я отслужил два года в бригаде РК и ТК в пос. Гранитный, однажды меня вызвал к себе командир строевой части старший лейтенант Лупанов и сообщил, что командование воинской части решило меня перевести временно на службу с БУКа на МБМ. При этом командир пояснил мне, что старшина МБМа мичман Хоменский Анатолий тяжело заболел и на оказии был отправлен в госпиталь в г. Североморск.
Старлей Лупанов также сообщил мне, что на время отсутствия мичмана Хоменского, во время выхода в море и Кольский залив, он временно переведет на МБМ и капитана гражданского буксира, знающего лоцию Кольского залива и поможет мне в этом, но командовать матросами срочной службы придется мне. Как выяснилось, рулевого на МБМе также не было. При этом он спросил меня, согласен ли я пойти служить на МБМ. Я конечно согласился и собрав свои вещи перешел на МБМ, который базировался как и БУКи возле нашего плавпричала, но только с другой его стороны. Как выяснилось, у мичмана Хоменского случилась проводная язва и его срочно госпитализировали в госпиталь г. Североморска, где ему сделали операцию и на службу он явно выйдет не скоро.
Под парусами судно конечно не ходило, которых и в наличии не было, а передвигалось оно, как и все суда, за счет двигателя внутреннего сгорания. У МБМа в центре была установлена грот-мачта и в кормовой части бизань-мачта и как положено с вантами и шторм-трапами из металлических тросов. Палуба и надстройка также были изготовлены из дерева. Рулевая рубка, машинное отделение и каюта командира судна находились в кормой части судна. В центре МБМа располагался большой трюм, в котором перевозили различные грузы, преимущественно мясо и рыбу из Североморска и Мурманска на базу для питания моряков нашей бригады. В носовой части судна располагался большой кубрик для матросов срочной службы на 6 койко-мест в два яруса. Рядом с кубриком в носовой части находился небольшой камбуз, где кок готовил пищу для моряков команды судна. У МБМа имелся высокий фальшборт, чтоб во время движения по морю, кто-то из моряков случаем не выпал за борт.
По штату команда МБМа состояла из 7 человек, а это: старшина команды судна-мичман, рулевой, радиометрист, моторист, боцман, кок и матрос. На момент моего прибытия на МБМ в команде было всего 4 человека, это радиометрист Веденов Леша, моторист Мухараев Витя, боцман Корж Николай и кок Систалюк Владимир. Радиометрист и моторист были мои одногодки, а боцман и кок служил на полгода больше нас. Позднее нам дали в команду еще одного молодого матроса родом из Украины. И вообще большая часть команды МБМа во главе с мичманом Хоменским состояла из уроженцев Украины, а из России были я и моторист калмык Мухараев Виктор, родом из Астраханской области. Так мне и пришлось служить полгода на этом судне в команде среди украинцев.
Экипаж МБМа меня принял в свой состав дружелюбно, так как мы все знали друг друга, да и мужики там были нормальные, хоть и украинцы, за исключением боцмана Коржа, а затем и мичмана Хоменского, с которыми позже у меня возникли «терки». Но это будет потом. Прибыв на МБМ я влился в состав команды судна. Началась привычная для меня работа, управлять судном, крутить штурвал, проводить все авральные работы на судне, в Баренцевом море и Кольском заливе приходилось вести судно по путевому магнитному компасу, и не важно хорошая была видимость на море или плохая. А также по радиолокатору, когда видимость была плохая или ее вообще не было, где на постоянном боевом посту, рядом со мной, нес службу радиометрист Леша Веденов родом из г. Лисичанска Ворошиловоградской области (ныне Луганской).
Я быстро освоил судоходную обстановку и лоцию Кольского залива, а уж управлять судном, швартоваться к причалу или отходить от причала для меня проблем не было, у меня уже был большой опыт, начиная с гражданки, где я на Волге две навигации отходил, плюс морская служба 2 года. Капитан буксира это знал, так как мы с ним, можно так сказать, были коллеги, только он гражданский, а я военный моряк. И выполняли с ним в морских заливах военно-морской базы одни и те же функции. Поэтому, показав мне один раз судовой путь по Кольскому заливу в Мурманск и Североморск и обратно, он этим успокоился, и практически во время выходов в море в рулевой рубке почти не показывался. В основном пил и спал в каюте, всегда от него пахло спиртным.
Как только вышел на службу мичман Хоменский и нам на МБМ сразу дали еще одного молодого матроса родом с западной Украины, в результате чего команда была укомплектована согласно штата. Мичман Хоменский спросил нас, как мы тут без него службу несли. Мы ответили, что все нормально, справились. Мичман предложил мне по-прежнему нести службу на МБМе в должности рулевого. Я конечно согласился, служба моя на МБМе продолжилась.
И вот однажды зимой 1977 года командир воинской части базы дал нам задание срочно выйти в море и проследовать в г. Североморск, где загрузиться свежемороженой рыбой и забрать оттуда целый взвод стройбата. Несмотря на то, что на море штормило, мы вышли из губы Долгая Западная в Баренцево море. Мичман Хоменский в отличие от гражданского капитана во время следования никогда из рулевой рубки не отлучался, разве что сбегать в гальюн(туалет) или еще по каким-нибудь срочным делам. Он как настоящий командир любил командовать, давая мне команды как рулевому, какой держать курс судна, сколько градусов на румбе, при маневрах на сколько градусов необходимо поменять курс движения судна влево или вправо. Я каждый раз должен отвечать ему «Есть» и повторять текст его команды, как это происходит на всех боевых кораблях, что я так и делал и мне это нравилось. Например: мичман мне дает команду: «Курс норд-вест, на румбе столько-то градусов, или лево руля, курс такой-то, или лево или право десять, или так держать!». Я ему в подтверждение отвечаю: «Есть курс норд-вест, столько-то градусов, или есть лево руля, курс такой-то, или есть лево десять, или есть так держать!». При этом я ощущал себя настоящим военным моряком. Курс судна я всегда держал по магнитному путевому компасу, выполняя команды мичмана. Радиометрист Леша Веденов периодически докладывал мичману обстановку в море и Кольском заливе, независимо была видимость на море или она вообще отсутствовала. Например, увидев на экране локатора движущуюся яркую точку в море, он докладывал мичману: «Вижу цель по курсу норд-вест, столько-то градусов, до которой столько-то миль и кабельтов». Иногда меня мичман спрашивал: «Какой курс держишь?». Я отвечаю: « Курс норд-вест, столько-то градусов!». Он мне: «Так держать!». Я отвечаю: «Есть, так держать!». И дальше рулю, кручу штурвал и держу заданный курс.
Вернусь к этому выходу в море в штормовую погоду по направлению в г. Североморск. На море был приличный шторм. Ветер северо-западный, норд -вест, сильный, дует нам на встречу в сторону нашего побережья, нашей губы Долгой Западной, видимость была очень плохая, была зима 1977 года. Волна высотой около 5 метров, ширина волны от гребня до гребня около 100 метров, волна длинная. Обычно мы называем такую погоду на море «Ветер 3», или «Штормовая готовность номер №3», или 7-бальный шторм. Мы встретили ветер и волну при выходе в море в лоб. Началась килевая качка, самая плохая в море.
Но морское судно имеет высокую остойчивость, имеет большой киль, чтоб тормозить качку, осадка судна около 2,5 м, центр тяжести смещен к самому днищу судна, где также еще залит балласт и судно становится как бы ванькой-встанькой. Такая качка называется бортовой качкой, когда судно валится с борта на борт. Войдя в Кольский залив, ветер и волна начинают немного стихать, так как сопки по берегам залива все-таки сдерживают силу ветра и волна становится меньше. А ширина входной части Кольского залива с моря составляют не менее 10 км, если не больше. Постепенно залив становится уже, ветер тише и волна меньше. Шторм начинает ослабевать.
На обратном пути наш МБМ был тяжелый, так как загружен был под завязку. До конца Кольского залива мы шли более-менее спокойно, а на выходе из заливы ветер резко усилился и волна увеличивалась в размерах. Началось снова наше штормование. Когда вышли в море, то шторм опять принял тот же размах, что и с утра. Снова началась бортовая качка, когда шли параллельно берегам залива, подставляя уже левый борт ветру и волнам. Я стоял за штурвалом и держал указанный мичманом Хоменским курс. При этом мне приходилось не только управлять судном, чтоб держать его на нужном курсе, поглядывая каждый раз на путевой магнитный компас, но и держаться за штурвал, чтоб самому не упасть. Если честно, мы ходили по морю и заливу в штормовую погоду, но тогда штормы были не настолько сильные как в этот раз. Затем мичман дал команду сменить курс и началась болтанка, одновременно бортовая качка вперемешку с килевой.
Мичман распорядился боцману Коржу выдать солдатам ведро палубное с веревкой, чтобы черпать воду за бортом, швабру и тряпки и заставил их мыть наш кубрик. Питьевое ведро в кубрике пришлось нам снять и в дальнейшем использовать его в технических целях. Боцман Корж контролировал солдат за уборкой кубрика, и отпустил солдат восвояси только тогда, когда они вымыли нам весь кубрик. Запах в кубрике после этого долго стоял неприятный. Выпроводив солдат с судна, мы снова отошли от причала и пошли к другому причалу продскладов для разгрузки свежемороженой рыбы из трюма. Так закончился наш рейс в штормовую погоду в Баренцево море и Кольский залив.
Перейдя на службу обратно на БУК, где команда была дружеская и обстановка внутри команды нормальная, меня назначили у них командиром отделения и я приступил к прежним своим обязанностям. Вскоре меня вызвал к себе командир строевой части старший лейтенант Лупанов. Он поблагодарил меня за службу на МБМе, спросил меня, почему я дальше не захотел служить там с мичманом Хоменским. Я объяснил причину, он все понял.
Бывший военный моряк, рулевой МБМа Волков А.Ю.