#СерафимаЛюлякина100иеть ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРЕЙ С.

М.ЛЮЛЯКИНОЙ О СВОЕЙ МАТЕРИ, ЭРЗЯНСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗИТЕЛЬНИЦЕ.- ТВОРЧЕСТВО.

                                             ТВОРЧЕСТВО.

  Дом осиротел и, даже, как - то сгорбился. Родителям оставалось теперь с радостью встречать нас и с тоской провожать. Летом мы любили собираться во дворе под берёзкой, которую сама мама и посадила.Это были такие уютные и тёплые вечера. И так не хотелось уезжать. И все уже стали мамами, но к маме тянуло, как в детстве. И сколько мы в этой жизни причинили ей переживаний, обид, разочарований, но материнское сердце всегда умело нас и понять, и простить, потому что в неё большая любовь. к нам. Разлетелись дочери, кто куда. Теперь у Марковны появилось больше времени отдавать себя творчеству. Родником, откуда она черпает силы, становятся её стихи. Они стали ей подругой жизни. Простая школьная тетрадь, куда мама записывала свои творения, с которой постоянно делилась своими чувствами и мыслями. Стихи помогают выжить ей в этой безысходности. Не всегда умелые и складные, они были полны жизни, любви и искренности.
       Только её болезненно - чувствительная душа могла так искренне и по - детски восторгаться красотой природы. Она могла в засохшей копне сена увидеть бывшую поляну цветов. И все её чувства и порывы, пропущенные через душу, выплёскивались на бумагу. Открывая свои тайны и секреты бумаге, выливая их в стихи, она старалась освободить душу. Один раз она отослала свои стихи в издательство в Москву. Но её талант не был замечен, рукописи вернули назад. Но это не сломило её желание быть услышанной. Она продолжала писать.
  В своём сельском клубе она организовала хор. Сама сочиняла и слова, и музыку к своим песням, сама же исполняла их вместе с хором. Она стала душой своего коллектива.Ездили с выступлениями по другим сёлам, где их с радостью ждали. На концертах царило неподдельное веселье и нескрываемая радость. Людям хотелось отдохнуть душой после тяжёлого труда. Песни исполняли на эрзянском и русском языках. У Марковны появился свой национальный эрзянский костюм, который она сама же сшила себе и украсила. Слух, что живёт в селе Нижнее - Ягодное самобытная сказительница, дошёл до Саранска. К нам в село приезжает телевидение из Мордовии. Про маму впервые снимаю фильм - очерк. Затем приглашают её Мордовию. Так вот Саранск серьёзно ею заинтересовался. В 1977 году, после продолжительной болезни и очередного инфаркта, умирает папа. А в 1979 году мама переезжает в Саранск. Там она встречает Ивана Корниловича Инжеватова, который был покорён её талантом. В дальнейшем они расписались Будучи кандидатом филологических наук и знатоком эрзянского языка, он помогает маме выучить заново все азы литературного языка. Он помогал редактировать её стихи. Иван Корнилович внёс немалую лепту в творчество  МАрковны. Он помогал издавать и опубликовать её произведения.
      В Саранске творческая жизнь мамы становится бурной и полноводной. Та плотина, которая не давала полностью ей раскрыться здесь у нас дома, наконец - то прорвалась. Она вся целиком отдаётся сочинительству своих новых литературных произведений. Сочиняет сказки, лирические стихи,детские песенки - потешки, песни, частушки и многое другое. Со своими концертами ездит по сёлам,школам, домам культуры. Выступает по радио и телевидению. Её любят и ждут. Общается с эрзянскими писателями и поэтами.
   В 1982 году выходит в печать первый сборник её стихов " Мороно гайть", позже " Расскажу тебе". Высоко оценена её творческая деятельность. Она лауреат смотров и фестивалей народного творчества Российской Федерации и Советского Союза. В 1986 году удостоена почётной награды - знака " Отличник культурного шефства над селом" Министерства культуры СССР. Про неё говорили, что она творческий человек от Бога. Она печатается в газетах " Эрзянская правда", " Мокшень правда", " Советская Мордовия", " Молодой ленинец" и во многих литературно - художественных альманахах и сборниках. В Мордовском книжном издательстве вышли сборники песен и стихов С.Люлякиной. Имеются публикации на болгарском и венгерском языках. Позже вышли издания детских стихов и сказок.
    Со многими своими почитателями она вела переписку. Находила время на письма, на благодарность. Вскоре она познакомилась С Дорониным Александром и его женой Полиной,С Любовью Критининой, со Светланой Ламбиной и с Риммой Жегалиной,с которыми завязалась тёплая и творческая дружба. Хотя у мамы было очень много друзей, с ними она могла делиться всем: и творческими планами и личным. Общение с ними было для неё своего рода отдушиной в её непростой жизни. Люба Критинина и Доронины до последнего маминого вздоха были рядом с нами. Мы, дети, тоже не забывали её, часто навещая маму, приезжая к ней в гости. Но, если мы ей долго не писали, она бросалась в панику. Она постоянно жила в страхе за нас. Поэтому, оберегая её, мы старались не посвящать её в свои проблемы. Однако, материнское чутьё никогда не обманывало её.В таких случаях она всегда говорила : " Опять партизаны затаились".
   А однажды, на концерте в каком - то селе, подходит к ней молодой парень, в глазах которого было столько удивления и восторга. Так она познакомилась с Сашей Бурлаковым, который приехал в Саранск поступать в педагогический институт. Так мама нашла ещё одного яркого почитателя своего таланта. В дальнейшем она сыграет большую роль в его жизни, за что он благодарен её до сих пор и свято хранит память о ней Он  часто нам звонит, интересуется нашей жизнью. Когда Саша приезжал поступать, он жил у мамы. Потом он часто заходил к ним с Иваном Корниловичем. Марковна для Саши была и другом, и как бы заменила мать. А нашей маме, Саша, наверное, напоминал сына Толю, который так рано ушёл из жизни. Никогда не забудем мамин юбилей, Собралась вся семья. Собрались мы, все её дочери с детьми, Это был незабываемый праздник. Мама как всегда, была запевалой и заводилой. Все шутили, смеялись, вспоминали своё детство.Потом мама уехала в Саранск.

                                     БОЛЕЗНЬ. СМЕРТЬ. ПОХОРОНЫ. ПАМЯТЬ

      В ноябре 1992 года получаем страшное известие - у мамы опухоль. В это трудно было поверить. От одной мысли, что её может больше не быть, хотелось нам всем выть. Елена с Тамарой тут же выехали в Саранск. В поезде Елена видит сон, как будто они с сестрой дарят на день рождения маме хрустальную вазу, а в ней три красные розы и три завядшие белые хризантемы. В итоге чётное количество цветов. В сон не хотелось верить, надежда была сильнее. Сама мама, скорее всего, ни о чём не догадывалась. Мы её уговорили лечь на операцию под предлогом, чтобы в дальнейшем не было тяжёлых последствий.Она полностью положилась на нас. Потом, уже в больнице, высказала свою обиду на нас Сказала, что мы являемся виновниками её страданий, потому что дали добро на операцию, а она пошла у нас на поводу. Ну как ей скажешь, что это был, её последний шанс. Мы как могли, старались уберечь её от этой правды.Хирург её, заверил нас в успехе операции на 99%. Но врачи не боги. После операции на другой же день у неё поднялась температура. Начался перитонит. Занесли инфекцию. От кашля разошлись швы. Последовала вторая операция, потом третья.Четвёртую уже делал сам главный хирург Саранска, но маму невозможно было спасти. Хирург был поражён её выносливостью. Выйдя из операционной, он сказал: " Это не женщина, это - Феникс". Пролежала она в больнице долго, борясь со смертю, но за всё это время ни разу не показала своих страданий, терпеливо превозмогая страшные боли.Помним её сидящую на кровати, сгорбленную, с потухшими, но спокойным взглядом и всегда о чём - то думающей. Какие это были думы, никто из нас не знал, а она сама не делилась с нами.Какая тоскливая буря съедала её душу? Она тогда, наверное, уже понимала, что обречена Но никаких наказов нам не давала, видимо, боялась, что мы можем тогда догадаться. Мы все, дети, по очереди ухаживали за ней Галя на две недели прилетела из с Сургута. Самым тяжёлым временем суток для мамы была ночь. Она вообще не спала. Днём под капельницей, Иногда случались и минуты отчаяния, но это было очень редко. Одно её беспокоило , что своей болезнью  она причиняет нам страдания. Постоянно чувствовала себя виноватой за те неудобства, которые мы испытывали из - за неё. Господи! Милая мама. Вся её жизнь была испытанием, которую она несла, как крест. Говорят, чем больше Бог любит человека, тем сильнее посылает ему страдания. Видно, Бог любил нашу маму.За два дня до смерти она сказала Зине: " Если не сможете увезти  меня к себе в деревню, то хотя - бы холмик сделайте рядом с могилой отца". А последними её словами были: " Я никого не вижу и не слышу". Так получилось, что рядом с ней в эту минуту была одна дочь Зина И всю жгучую боль и безысходность от того, что мамы больше нет, она первая приняла на себя Умерла мама 17 января 1993 года.
     Похоронили её на родной земле, посёлке в Нижне - Ягодное, ныне совхоз Садовод Самарской области. Её желание было исполнено. Могилка её находится под берёзкой, которую она сама же когда - то посадила, и которую она постоянно прославляла и воспевала в своих стихах, рядом с могилой отца и брата Анатолия ( брат похоронен на целине, но мы привезли землю с его могилы, друзья брата поставили памятник). Теперь берёзка - подружка в знак благодарности своими раскинувшимися оберегает покой своей покровительницы.Теперь она своей листвой шепчет ей свои стихи. Вот так и не стало больше нашей матери, сказительницы. Но осталась память, которую она заслужила своей жизнью, ярким талантом, любовью к людям. Она щедро раздавала богатства своей души, выжала до капли, талант, которым наградила её природа. Она заслужила право, чтобы люди помнили о ней.
   Вот что написала о ней Светлана Ламбина

    " Она ушла в родной народ,
      Как песня стих, и сказ...
       И будет время - оживёт
       Легендой среди нас!!!!"

Дочери Серафимы Марковны Люлякиной: Тамара Максимовна, Зинаида Максимовна, Галина Максимовна и Елена Максимовна.

Комментарии

  • 22 июл 2022 12:40
    Спасибо , за рассказ о Серафиме Марковне Люлякиной.Сюк пря , сонендэ покш тевень кис ,сермадоманть эсинек кельсэ.Ламо авторт сермадыть стихт , ды аволь веси морос педить -прыть.Мартондо вастовкшныне кода сакшнось минек Исакла буев, Морд Ишуткина велев.Эх ,и мазыстэ кортыль ,эрзятне ютксо , кода вадрясто минек велень аватнэ морасть тэ концрестэ.Историясо ды оймесэ кадовсь Серафима МАРКОВНА , минек эрзянь ломатнэ ютксо.