С.
И.Зинин
Есениниана Узбекистана
В Республике Узбекистан бережно относятся к имени великого русского поэта Сергея Есенина и его творческой биографии. В Ташкенте одна из улиц носит имя Сергея Есенина, в Мирзоулугбеском районе столицы имеется районная библиотека имени С.Есенина, а в другом городском районе имя поэта присвоено средней общеобразовательной школе № 280. Двадцать пять лет в Ташкенте успешно работает государственный литературный Музей Сергея Есенина. Многие годы в республике проводятся многочисленные мероприятия, посвященные великому русскому поэту. Объективно истоки узбекистанской есенинианы восходят к первой четверти ХХ века. Впервые имя русского поэта Сергея Есенина в туркестанской печати встречается в 1918 году. 16 января 1918 года в ташкентской газете «Свободный Туркестан» поэт Александр Ширяевец опубликовал статью «Три витязя (О поэтах из народа)», в которой дал краткую характеристику творчества Н.А.Клюева, С.А.Клычкова и С.А.Есенина. Он восторженно отозвался о молодом Сергее Есенине: « … весь русский, молодец молодцом, звонкоголосый Есенин. Он еще юноша, выступавший только в этом году со своей «Радуницей», но какой крепкий голос у него, какая певучесть в его чеканных строчках.». 17 февраля 1918 года в газете «Свободный Туркестан» А.Ширяевец свой рассказ «Свадьба» (Сельская быль) напечатал с посвящением «Сергею Есенину». В ноябре 1919 года Ташкентское агентство «Туркцентропечать» издало пьесу-сказку А.Ширяевца «Об Иване Крестьянском сыне, Ненаглядной Красоте и Кощее Бессмертном». На обороте титульного листа автор указал: «Посвящаю Сергею Есенину».В дальнейшем о С.Есенине в туркестанской, а с 1924 года в узбекистанской прессе нет упоминаний, хотя поэт в мае 1921 года побывал в Ташкенте и Самарканде, выступал с чтением своих стихов, встречался с местными поэтами и художниками. Об этом событии в жизни С.Есенина появились публикации не в Узбекистане, а в Москве. Поэт Валентин Иванович Вольпин (1891 – 1956), близко знавший поэта, в 1926 году в сборнике «Воспоминания о С.Есенине» (М.,1926) рассказал о поездке поэта в Ташкент, о его поэтическом вечере в Туркестанской публичной библиотеке 25 мая 1921 года, о первом чтении текста «Пугачева» ташкентским слушателям в доме на улице Ижорской. Развернувшаяся кампания в стране против «есенинщины», которую официальные власти стали отождествлять с творческой биографией поэта, привела к многолетнему замалчиванию имени и поэзии Есенина. Возрождение в 50-60-е годы общественного интереса к творческому наследию поэта в русской литературе было активно поддержано почитателями поэзии в Узбекистане. Первой ласточкой узбекистанской есенинианы следует считать публикацию в 1960 году в журнале «Звезда Востока» статьи московского литературоведа В.Земскова «Сергей Есенин в Ташкенте», в которой автор использовал данные статьи В.И.Вольпина, дополнив новыми сведениями о творчестве близкого друга Есенина поэта Александра Ширяевца, имя которого также относилось к малоизвестным. С некоторыми дополнениями и уточнениями статья В.Земскова в дальнейшем дважды перепечатывалась в журналах и газетах Узбекистана. В 1965 году в стране широко отмечалось 70-летие со дня рождения С.Есенина. Не остались в стороне и почитатели таланта поэта в Узбекистане. Высокую оценку поэзии Есенина на страницах газеты «Правда», а затем в журнале «Звезда Востока» дал Народный поэт Узбекистана Гафур Гулям, который писал: «Очень русский поэт, Сергей Есенин сделался родным и для нас, узбеков. И если Есенин тянулся к Востоку, то сейчас поэты Советского Востока тянутся к нему, черпают в его поэзии то, что им органично, близко» Узбекский читатель стал знакомиться с произведениями С.Есенина на родном языке. Прекрасные переводы стихотворений и поэм русского поэта на узбекский язык осуществил Народный поэт Узбекистана Эркин Вахидов. «Есенин - друг юности моей, - писал Э.Вахидов. - Я полюбил его в пору, когда только стал приобщаться к поэзии. Полюбил за величайшую чистоту и искренность чувств, он был действительно певцом своего народа, своей страны. Тогда я понял: вот так надо чувствовать и любить свою землю. Мне захотелось воспеть родную Фергану с такой же силой, с какой он воспевал Рязань, российскую равнину».. Специальная подборка материалов о Есенине в республиканской газете «Правда Востока» (3 октября 1965 г.) не только привлекла внимание широкой общественности республики к поэтической биографии Сергея Есенина, но и послужила отправной точкой для дальнейшего углубленного изучения его творчества и активного знакомства широкого круга читателей с его поэзией. «Жизненный и творческий путь поэта был сложен, - писал литературовед А.Акбаров в статье «Сокровища его души». – Но, как бы ни противоречива была его судьба, поэт через всю свою жизнь пронес негасимую, жаркую любовь к своей Родине, к ее народу, сердцем своим верил в счастливое будущее своей земли. И эта пламенная, страстная «любовь к родному краю», выраженная талантливо и неповторимо, сделали поэзию Есенина нашим добрым и вечным спутником». В этой же газете журналист Г.Димов в очерке «Есенин в Ташкенте» привел не только интересные сведения о пребывании поэта в Ташкенте, но и упомянул о проживающих в столице Узбекистана наследников Есенина. Впервые читатель узнал, что в Ташкенте в послевоенные годы жила и трудилась Татьяна Сергеевна Есенина, дочь поэта, журналистка и писательница, автор романа «Женя - чудо ХХ века».После 1965 года в Узбекистане регулярно стали публиковаться различные материалы о жизни и творчестве С.Есенина. К 2005 году число научных, научно-популярных, поэтических и информационных публикаций составило более 400 наименований книг, сборников, брошюр, журнальных и газетных статей В этом обилии опубликованных материалов можно выделить несколько основных блоков, таких как: научные исследования есениноведов Узбекистана, краеведческие материалы, популярно-просветительские статьи к юбилейным и знаменательным датам, информационные публикации о работе Музея Сергея Есенина в Ташкенте и различных объединений есенинолюбов, а также поэтические произведения, посвященные Есенину. . В журнале «Звезда Востока» (1987) впервые в полном варианте были опубликованы мемуары близкого друга С.Есенина Надежды Давидовны Вольпин «Глазами друга. Вспоминая Сергея Есенина» Научное есениноведение представлено именами В.Коржана, Е.Малиновского, П.Тартаковского, И.Темкиной и др. Ферганский литературовед В.Коржан долгие годы исследовал различные связи поэзии Есенина с русским народным творчеством. Основные задачи своих научных изысканий он изложил в первой публикации «К вопросу об изучении фольклоризма Есенина» в журнале «Русская литература» (1965, № 2). Исследователь приходит к выводу, что проблема «Есенин и народное творчество» не нашло еще своего глубокого и всестороннего разрешения, хотя предпосылки для этого уже созданы. «Решение ее даст возможность выяснить, какую роль играют народно-поэтические элементы в процессе работы автора над созданием своих произведений, как они помогают произведению приобрести завершенную, неповторимо-своеобразную форму, - писал В.Коржан. – Данная проблема, кроме того, имеет большое общетеоретическое значение, ибо опыт Есенина обогатит творческую лабораторию других художников слова, широко опирающихся на фольклор». В 1967 году В.Коржан защитил кандидатскую диссертацию «Поэзия Есенина и русское народное творчество», которая явилась основой его опубликованной монографии «Есенин и народная поэзия» (Л.,1969). Книга получила высокую оценку специалистов, а в предисловии известный литературовед В.Г.Базанов отмечал: «Автором книги «Есенин и народная поэзия» является преподаватель Ферганского пединститута, способный исследователь, окончивший заочную аспирантуру в Институте русской литературы АН СССР. Сам факт, что ученые, работающие в далеких периферийных институтах, серьезно занимаются исследовательской работой, нас не может не радовать». В.Коржан в дальнейших научных исследованиях есенинской темы основное внимание уделил анализу становления реализма в крестьянской поэзии 20-х годов, которой были присущи свои особенности художественного видения мира, свой подход к отражению действительности. Эти положения получили развитие в научных статьях «Символика в поэзии Есенина», «Есенин и Пролеткульт», «О путях развития демократической поэзии (2-я половина Х1Х – нач. ХХ в.)» и монографии «Становление социалистического реализма в крестьянской поэзии 20-х годов» (Ташкент, 1979). В 1980 году В.Коржан защитил докторскую диссертацию «Идейно-художественные искания крестьянских поэтов (1910-1920-е гг.)», в которой заметное место занимает анализ творчества С.А.Есенина. . До конца своей жизни В.Коржан заведовал литературоведческой кафедрой в Ферганском университете, читал специальные курсы о творчестве С.Есенина, выступал с лекциями о поэте , публиковал статьи в областной газете.Самаркандский лингвист Е.Малиновский изучал образно-поэтические средства языка в произведениях С.Есенина. Его научные публикации «К эволюции поэтического языка С.Есенина. (Цветообозначение в ранних и поздних стихах поэта)», «Красочный элемент оценочно-определительного характера как образно-изобразительное средство языка в ранних произведениях С.Есенина», «Из наблюдений над устойчивыми словесными комплексами ранних стихов Сергея Есенина» получили положительную оценку специалистов, что позволило ему успешно защитить в 1971 году кандидатскую диссертацию «Устойчивые словесные комплексы в произведениях С.А.Есенина (К изучению эволюции языка и слога поэта)». В дальнейшем Е.Малиновский продолжил изучение языка произведений С.Есенина, уделив основное внимание фразеологии. Таковы публикации «О специфике использования фразеологии сравнительно с лексикой в художественных произведениях С.Есенина» (1972 г.), «Место и роль разговорной фразеологии в творчестве С.Есенина периода имажинизма» (1974 г.) и др. Ташкентский литературовед П.И.Тартаковский внес большой вклад в раскрытие темы «Есенин и Восток». В его первой опубликованной по данной проблеме статье «Пути содружества» в журнале «Дружба народов» (1966, № 1) были намечены основные вехи творческой связи поэзии Есенина с восточной классической поэзией. По мнению исследователя, «Сергей Есенин, называвший себя «азиатом в поступках, в помыслах и в слове», объективно пришел к «восточной» теме, к «Персидским мотивам» через давнюю мечту о Востоке, о Туркестане, с юности манившем его к себе». Эта тема получила дальнейшее раскрытие в «Очерках истории русской литературы Узбекистана» (1967). Специальным объектом научного исследования П.Тартаковского стали «Персидские мотивы» С.Есенина. О своеобразии этого есенинского поэтического цикла подробно рассказано в статье «Я еду учиться… «Персидские мотивы» Сергея Есенина и восточная классика», опубликованной в московском сборнике «В мире Есенина» (1986). Тщательное изучение истории создания «Персидских мотивов» позволило ташкентскому ученому сделать важный вывод, что «есенинский цикл «развивался» в эстетической атмосфере персидской поэтической школы, причем Есенин взаимодействовал не с конкретными авторами конкретных произведений, а со всей восточной поэтической культурой, давшей значительный «первотолчок» самому замыслу «Персидских мотивов и всему, что можно было бы назвать художественной жизнью бессмертного творения Есенина». П.Тартаковский был убежден, что истоки «Персидских мотивов» восходят ко времени личного знакомства С.Есенина с культурой и бытом Туркестана в 1921 году.Неоспорим вклад П.Тартаковского в закрытии некоторых «белых пятен» творческой биографии С.Есенина. С его именем связано тщательное хронологическое описание пребывания поэта в Туркестане в 1921 году. Книга П.И.Тартаковского «Свет вечерний шафранного края. (Средняя Азия в жизни и творчестве Есенина)», изданная в Ташкенте в 1981 году, стала ценным источником для есениноведения при характеристике этого небольшого, но очень важного периода биографии Есенина. П.Тартаковский определил точную дату выезда С.Есенина из Москвы в Туркестан, привел свидетельства современников о встречах с поэтом в Ташкенте и Самарканде, раскрыл творческие и дружеские связи Есенина и Ширяевца, описал встречи с ташкентскими поэтами, показал интерес русского поэта к культуре и поэзии узбекского народа. Тема «Есенин и поэзия Узбекистана» была в дальнейшем углубленно рассмотрена П.И.Тартаковским в различных научных публикациях.О пребывании С.Есенина в Ташкенте писали К.М.Курносенков «С любовью к прошлому» (Т., 1983), М.Могилевский «Хочу я быть певцом и гражданином…» (1983), А.Маркевич «Есенин в Ташкенте» (1984), В.Николюк «Мир Есенина» (1992), Б.Голендер «Сергей Есенин в Ташкенте» (2005), В.Куликова «Сергей Есенин в Ташкенте» (1983) и др. О поездке С.Есенина в Самарканд несколько газетных статей опубликовал Ф.Слухов: «В Самарканд-да поеду-у я…» (1976), «Друзья и спутники поэта» (1980). Новые сведения о самаркандской поездке приведены в статье Б.Голендера «Сергей Есенин в Самарканде» (2004). Библиограф Е.Киткович сообщила о прижизненных изданиях Сергея Есенина в фондах Государственной библиотеки имени Алишера Навои в Ташкенте (1970). . В 1975 году С.Зинин опубликовал в «Вечернем Ташкенте» заметку «Напоминая о поэте… (Биография наших улиц)», в которой указал основные памятные места столицы Узбекистана, связанные с именем С.Есенина. На материале книги П.Тартаковского и новых публикаций ташкентский информационный вестник «В мире Есенина» в цикле «Восток всегда его манил» познакомил читателей с хроникой пребывания С.Есенина в Узбекистане Наиболее полное хронологическое описание пребывания поэта в Ташкенте и Самарканде нашло отражение в монографии С.Зинина «Поездка Сергея Есенина в Туркестан» ( 2005, Интернет). 23 декабря 2005 года в Ташкенте состоялась научно-практическая конференция «С.А.Есенин и современность. Были заслушаны и обсуждены 26 научных докладов и сообщений. Среди участников 3 доктора филологических наук, 8 кандидатов наук, преподаватели университетов республики из Ташкента, Самарканда, Ферганы, Хорезма. Доцент С.Зинин в докладе «Узбекистанская Есениниана» показал динамику интереса к изучению творческой биографии поэта в Узбекистане, а составленная им библиография, охватившая 423 публикации в республиканской печати, что свидетельствует о большом интересе к поэзии С.Есенина. Краеведческие доклады Б.Голендера «Есенинские места в Ташкенте», А.Маркевич «С.Есенин в произведениях ташкентских художников» дополнили сведения о пребывании С.Есенина в Ташкенте в мае 1921 года. Доклады А.Давшан, Г.Рахматуллаевой, В.Курницкой, Е.Каминской, А.Кучинского и др. были посвящены отдельным вопросам современного анализа есенинского поэтического наследия. Некоторые лингвистические особенности поэтического языка Есенина, как использование фразеологизмов, диалектизмов, топонимов, флоронимов и фитонимов, были раскрыты в докладах и сообщениях А.Шереметьевой, Н.Рогозинниковой, Е.Малиновского, Л.Вахрушевой, З.Саидкулова и др. Особенности перевода флоронимов в «Персидских мотивах» на узбекский язык проанализировала Г.Мусатжонова. Материалы конференции изданы отдельным сборником. В библиографической «Есениниане» много публикаций посвящено истории создания и дальнейшего функционирования Музея Сергея Есенина в Ташкенте. Музей был создан по инициативе группы ташкентских энтузиастов. Фонд музея сформировался на основе коллекции картин есенинской тематики (В.Николюк), прижизненных изданий поэта и книжных знаков (С.Зинин), воспоминаний современников и литературы о Есенине (П.Тартаковский), музейных этнографических материалов и фотографий (А.Маркевич), автографов и книг А.Ширяевца (М.Новикова) и др. Это был второй по времени создания государственный есенинский музей в стране после Константиновского мемориального музея-заповедника. О его открытии в 1981 году писали «Литературная газета», «Литературная Россия», «Советская культура», «Социалистическая индустрия», «Вечерний Ташкент», «Учитель Узбекистана» и др. В дальнейшем о работе музея, проводимых общественным советом музея мероприятиях ежегодно печатались десятки информационных материалов в республиканской и местной периодической печати, транслировались сообщения по радио и телевидению. При музее регулярно проводились «Есенинские чтения», тематические вечера, встречи с любителями поэзии, выставки местных художников, конкурсы чтецов и исполнителей авторской песни. Активисты музея принимали участие в научно-просветительских мероприятий Всесоюзного общества «Радуница», выступали с научными сообщениями на конференциях в Москве, Ленинграде, Харькове, Липецке, Орле и других городах. На основе музейных материалов В.Николюк в первом выпуске московского есенинского сборника «О, Русь, взмахни крылами» (1994) опубликовал научную статью «Кобыльи корабли»: авторские правки». Объектом исследования послужил подаренный музею Н.Д.Вольпин прижизненный сборник «Харчевня зорь» (1920), в который С.Есенин внес исправления в авторский текст поэмы «Кобыльи корабли». Эти правки были рассмотрены В.Николюком с учетом новых сведений о сложных взаимоотношениях поэта с властью. В 1984 году Общество книголюбов Узбекистана издало методические рекомендации «Музей Сергея Есенина в Ташкенте» (авторы С.Зинин и А.Маркевич) по использованию материалов музея в пропаганде литературы. Музей стал заметным общественно значимым культурным центром, перешел из разряда народно-общественного в статус государственного музея. Ташкентцы и гости столицы неоднократно знакомились на выставках с работами узбекистанских художников и книжными знаками есенинской тематики, о чем писали газеты. С.Зинин издал в 1975 году каталог «Есениниана в книжных знаках», его же статья с аналогичным названием была опубликована в журнале «Звезда Востока» (1981, № 3). Общественный совет при Музее Сергея Есенина совместно с объединением есенинолюбов «Радуница» с 1992 года издает информационный бюллетень «В мире Есенина» (первые 9 выпусков в газетном варианте, а с 2000 года - ежегодники в формате брошюр), в котором печатаются разнообразные сведения из творческой биографии С.Есенина, его окружения, об издаваемых книгах и проводимых мероприятиях. Авторами публикаций были как ташкентские есенинолюбы, так и исследователи творчества С.Есенина из различных городов страны. Интерес вызвали публикации Т.С.Есениной «Об отце», Э.Хлысталова «Убийство старшего сына Есенина», С.Зинина «Был ли Есенин в Бухаре. (Легенды и факты)», Л.Карохина «Василий Наседкин – друг С.Есенина», А.Маркевич «Маргарита Петровна Новикова (Костелова)», В.Николюка «Я пришел, как суровый мастер…», Г.Шипулиной «Шаганэ - имя поэтическое» и др. Юбилейные даты, посвященные С.А.Есенину, активизировали число публикаций различных материалов о творчестве и биографии поэта. Особенно это проявилось в дни празднования в Узбекистане 100-летия со дня рождения С.А.Есенина. В 1995 году все республиканские и областные газеты публиковали различные материалы о поэте. Газетные и журнальные заметки были в основном просветительского характера, в них авторы подчеркивали значимость для современников поэзии Есенина, о его влиянии на дальнейший литературный процесс, о необходимости глубокого изучения произведений поэта в образовательных учреждениях. Таковы опубликованные статьи А.Алиевой «Поэзия Есенина на Востоке» («Правда Востока»), Э.Вахидова «Слово о поэте» («Вечерний Ташкент»), Н.Владимировой «Быть поэтом - это значит…» («Учитель Узбекистана»), Н.Искандерова «И тебе я в песне отзовусь» ?» («Наманганская правда»), З.Касымовой «Воздух прозрачный и синий…» («Андижанская правда»), Н.Курасовой «Еще я долго буду петь…»(«Кашкадарьинская правда»), Ш.Машариповой «Войди в мой дом: Есенин и современная поэзия Узбекистана» («Хорезмская правда»), С.Рахимовой «Любимый с юности» («Самаркандский вестник»), С.Сержантовой «Есть такая песня у соловушки…» («Заря Сурхана») и др. Свой вклад в узбекистанскую есениниану внесли профессиональные и любительские поэты республики. В 2000 году в Ташкенте вышла книга «Поэтический венок Узбекистана Есенину. Стихи. Эссе» (составители Ф.М.Бокарев и В.А.Долбня). В большинстве стихотворений, посвященных Есенину, отражены авторские размышления о судьбе поэта (А.Азимов, Ф.Бокарев, И.Вильскер, В.Долбня, К.Дусматова, Т.Князева, Н.Красильников, В.Мезина, Б.Пак, Сайяр). Поэты воспевают места, где родился и провел детские годы поэт (А.Абдураззак, С.Антипов, С.Файзиева, Р.Фархади), рассказывают о поездке Есенина в Туркестан (Л.Солдатова, Т.Сологуб), о влиянии есенинских образов на творчество других поэтов (О.Абрамов, Н.Буканов, Н.Буртышев, М.Докторов, Г.Ким, М.Матвеева, Р.Юсупов). Цикл поэтических посвящений Есенину, подготовленный А.Маркевич, был опубликован в информационных сборниках «Мир Есенина». Узбекистанская поэтическая есениниана, безусловно, займет свое достойное место в международном цикле «Поэтический венок С.Есенину». К сожалению, значительная часть публикаций «Есениниана Узбекистана» не включаются в известные библиографические справочники и указатели, посвященных С.Есенину. В материалах научно-практической конференции «С.А.Есенин и современность» (Ташкент, 2005 г.) впервые приведен наиболее полный список книжных, журнальных и газетных публикаций, , составленный С.И.Зининым, который может быть хорошим помощником всем, кто проявит интерес к таким темам творческой биографии поэта, как «Есенин и Восток», «Есенин и узбекские поэты», «Поездка Есенина в Туркестан» и др.
Смотрит на луну, как на вьющийся в ветре лист?
По луне его учит мать мудрости своей звериной,
Чтобы смог он, дурашливый, знать
И прозванье своё, и имя.
Я значенье своё разгадал.-
И подписал: «С. Есенин. Азия. 1921, 25 мая».
Таня Калистратова
Что ищешь поэт Есенин,
В пространстве берёз и любви?
И взгляд твой мятежно рассеян,
И сердца,как всхлип :- «Не зови!»
Ты баловень страстных женщин,
И пленник прекрасных губ!
Ты не хотел, чтобы меньше!
Ты не желал, как- нибудь!
03.01.2015г.
© Copyright: Таня Калистратова, 2015
Свидетельство о публикации №115010309318