ЧТО ТАКОЕ КАНОНЫ И КАК ИХ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ?

Важность канонов в духовной жизни православного верующего неслучайна. Чтение канонов – это не просто перечисление стихов или молитвенные формулы. Это духовное путешествие, погружение в глубины библейских событий и святых тайн. Каноны помогают верующим более глубоко понять и проникнуться духовными истинами, содержащимися в Священном Писании. Они позволяют по-новому взглянуть на известные библейские истории, увидеть в них нечто большее, чем просто исторические события.
Каноны не только укрепляют нашу веру и помогают нам лучше понять Бога, но и влияют на наше душевное состояние, наполняя нас умиротворением, радостью, покаянием, любовью к Богу и ближнему. Они открывают нам глубины духовной жизни и позволяют почувствовать ее мощь и красоту.
🔹Что такое канон?
Слово возникло в эллинистическом мире древности, и его употребление очень обширно. Оно обозначает «правило, эталон». Само слово пришло из строительной сферы, где «каноном» называли некое мерило – древние отвес или линейку.
Т. е. канон – это нечто незыблемое, композиционно четкое и всегда одинаковое. Канон – это аксиома, не требующая доказательств. Нечто само собой разумеющееся.
Употребление слова «канон» очень обширно. Церковные каноны, как нормативные правила поведения, основанные на догматах. Канон Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Он всегда один, к нему не может быть ничего добавлено, и ничего от этого канона не может быть отнято. Каноны (законы) искусства, определенные своды и правила, по которым искусство существует. Слово «канон» также применялось в медицине.
Употребляется это слово широко в православных литургике и гимнографии. Каноны – это длинные молитвословия, которые имеют очень четкую, композиционно завершенную структуру. Эти молитвословия составляют важную часть как общественного храмового богослужения, так и частной (келейной, домашней) молитвы.
Полный канон состоит из девяти частей, или песней, однако все девять песней используются редко.
Вторая песнь фактически отсутствует. После первой сразу поется третья песня. Вторая песнь есть только в Великий пост (например, в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского). Из-за своего покаянного скорбного характера песня появляется во время богослужения только в период Святой Четыредесятницы.
🔹История создания канонов
Истоки канонов уходят в глубокую древность и связаны они прежде всего с искусством богослужебного пения. Уже в еврейском храмовом богослужении, а затем и в ранней христианской Церкви, особое место занимало пение псалмов. Они воспринимались как некий канон, образец духовной поэзии, в которой выражены любовь к Богу, упование на Его помощь, радость и горе, молитва и благодарность.
Со временем в Церкви возникла необходимость в новых поэтических формах, которые бы отражали особенности христианского мировосприятия. Так появились каноны, которые изначально воспринимались как своего рода христианская интерпретация псалмов.
Первые каноны были созданы в Византии около VII века, но особое развитие этот жанр получил в VIII-IX веках. Именно тогда появились такие великие поэты Церкви, как святители Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, преподобный Андрей Критский и другие. Их каноны, наполненные глубокими богословскими идеями, до сих пор звучат в православных храмах.
Каноны стали занимать важное место в богослужебном уставе Церкви, стали важным элементом утренней службы, особенно в Великий пост и праздничные дни. Каноны в честь святых стали читаться в дни их памяти. Появились каноны покаянные, в которых выражена мысль о необходимости покаяния и обращения к Богу.
Со временем количество канонов увеличилось, они стали более разнообразными по своему содержанию и стилю. Но все они сохраняют общую структуру и духовное направление, указывающее на их первоначальную связь с псалмопением и стремление служить для верующего средством духовного общения с Богом.
И сегодня на утренях в православном богослужении употребляются именно каноны, занимая более половины ее временного объема.
🔹Структура канона
Как уже было сказано выше, канон – это молитвенное произведение, состоящее из молитвословий ветхозаветного и новозаветного содержания, которые объединены вокруг фигуры Господа нашего Иисуса Христа, показанного в каноне Спасителем Человечества. Именно Искупительный Подвиг Богочеловека по спасению людей является центром сюжета любого канона, несмотря на то, кому он посвящен: Господу Богу, Пресвятой Богородице, празднику или святому.
Представляет собой комплексное циклическое песнопение, состоящее из девяти песен или од. Каждая ода начинается с ирмоса, за которым следует ряд тропарей, обычно от трех до девяти. Тропари каждой оды объединены общей темой, которую задает ирмос.
Можно выделить четыре составляющие канона:
1. Ирмос.
2. Тропарь.
3. Припев.
4. Молитва.
Также по третьей и шестой песне употребляются краткие песнопения: кондаки, икосы, седальны, которые также имеют своей целью прославление Бога (Пресвятой Богородицы, святого) и настрой души человека на покаяние. Канон имеет всегда девять больших частей, они именуются песнями – девять песней.
• Ирмос
Ирмос является начальным тропарем в каждой оде канона. Слово «ирмос» происходит от греческого «εἱρμός», что значит «соединение». В ирмосах обычно содержится библейская история или духовная тема, которую затем развивают последующие тропари. Они служат связующим звеном между различными тропарями, придают им единство и целостность.
• Тропари, припевы, молитва
Основное наполнение канонов – это, конечно, тропари. Они имеют преимущественно новозаветное содержание. И уже повествуют нам о празднуемом событии или о житии святого, которому посвящено богослужение в этот день.
Припевы же и молитва всегда посвящены Господу, Пресвятой Богородице или святому, которому читается канон. К примеру, на Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Если канон Пресвятой Богородице, то припев «Пресвятая Богородице, спаси нас». Если святому, к примеру великомученику Георгию Победоносцу, то «Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас».
Предпоследний тропарь всегда посвящен Пресвятой Троице. Поэтому припев к нему: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а последний всегда Пресвятой Богородице. Припев к нему «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Опять же в последнем тропаре говорится о Божией Матери потому, что посредством Ее Мессия воплотился-вочеловечился в мир. Еще этот тропарь в богослужебной литературе часто надписывается как «Богородичен». Святые отцы постановили добавлять «Богородичен» в конец каждой песни каждого канона в эпоху Третьего и Четвертого Вселенских Соборов, когда происходила борьба с ересью несторианства. Еретики утверждали, что Дева Мария родила не Бога, а Христа-человека, поэтому Ее нужно называть «Христородицей». Чтобы искоренить данную ересь, святые отцы и постановили исполнять в конце каждой песни любого канона «Богородичен», прославляющее Пречистую именно как Пресвятую Богородицу – Божью Матерь, Родившую Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
🔹Как изучать и понимать канон
В изучении и понимании канона необходим подход, объединяющий духовность и интеллект. Во-первых, важно признать, что чтение и понимание канона являются духовным действием. Это не просто умственное упражнение или академическое исследование.
Прибегая к канонам, мы принимаем приглашение Церкви вступить в молитвенное пространство, в котором Бог открывается нам через слова и мелодии. Это духовное пространство, в котором мы можем размышлять, воспевать и встречаться с Богом. Поэтому, когда мы читаем канон, мы должны делать это с молитвенным отношением, прославляя Бога и прося Его помощи для понимания.
Во-вторых, необходимо стремиться к глубокому пониманию Библии. Каноны обычно основаны на библейских текстах и историях. Они используют язык и образы Библии, чтобы выразить духовные истины. Знание контекста, из которого они происходят, может помочь в понимании и оценке содержания канона.
В-третьих, очень полезно обращаться к традициям и учению Православной Церкви. Это может включать чтение толкований святых отцов, изучение церковной истории и догматики, и общение с опытными священниками или духовными наставниками. Также усердие, молитва и терпение необходимы для глубокого понимания канона. Это может занять время, но духовные плоды такого усердного изучения могут быть огромными.
🔹Правила и методы чтения канона
Чтение канонов – это духовное действие, требующее подходящей подготовки и установки. В первую очередь, следует помнить, что каноны предназначены для молитвенного воздействия, а не просто для чтения. Поэтому важно подходить к чтению канона с уважением и трепетом, признавая его священный характер.
Перед чтением канона полезно подготовиться. Это может включать молитву за просветление, чтобы Бог помог понять и принять истину, изложенную в каноне. Также рекомендуется быть в состоянии тишины и сосредоточенности, удалив все возможные источники беспокойства и отвлечения.
Как и с любым священным текстом, канон следует читать медленно и осознанно. Каждое слово и фраза имеют значение, и поспешное чтение может привести к упущению важных духовных истин. Хотя молитва обычно связана с чувством срочности, канон требует терпения и внимательности.
При чтении канона стоит обратить внимание на его структуру. Понимание того, как организован канон, может помочь в его понимании. Например, заметив, что канон часто начинается и заканчивается похвалой Богу, можно лучше понять его молитвенный характер.
Важно помнить, что чтение канона – это не конечная цель, а средство для глубокого общения с Богом. Поэтому, несмотря на все правила и методы, важнее всего сохранять сердце открытым для Божьей благодати и ведения. В итоге, важнее всего не то, как мы читаем канон, а то, как мы позволяем ему преобразовать нашу душу.
🔹Духовное значение и цель чтения канона
Каждый канон – это не просто набор молитв или песнопений, а тщательно проработанное богослужебное действие, каждое слово которого наполнено глубоким духовным смыслом. Каноны помогают верующим сконцентрироваться на молитве, обогатить свою духовную жизнь, познать Бога и святых глубже. Кроме того, они создают уникальную атмосферу на богослужении, помогают верующим глубже погрузиться в мир духовного и укрепить свою веру.
Часто можно видеть на всенощных бдениях, как люди после полиелея, после помазывания уходят домой. Это неправильно. Ведь основная память дня, основная информация об этом, глубокое раскрытие смысла празднуемого события происходит как раз после – в канонах. Они представляют собой некий развернутый «девятисерийный фильм», который раскрывает перед нами дивные тайны домостроительства Божия, открывает нашим душам удивительные чудеса спасения Господом падшего человечества. Потому, конечно, нужно словно бы обратиться вслух при чтении канонов на утрене и внимать этот Божественный глагол, просвещающий и оживотворяющий наши сердечные глубины, будто целебный родник небесной благодати Святого Духа.
___
Каноны представляют собой очень важную часть богослужения, как церковного, так и домашнего. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Не воспринимайте их как антракт в театре между полиелеем и великим славословием. Не томитесь ими во время подготовки ко причастию Тела и Крови Христовых. Но лучше остановитесь, уделите им время, вчитайтесь в них, и сквозь эти чистые и огненные словеса вам откроются законы Царствия Небесного и жизни души человеческой во благодати Святого Духа. Вам откроется сокровище!

ЧТО ТАКОЕ КАНОНЫ И КАК ИХ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ? - 964840982745

Комментарии