РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ВЫШИВКА – модная сейчас тема.
Почему же традиционная, а не народная? Этот удобный термин, означающий непосредственную личную передачу от поколения к поколению, позволяет отделить действительно исконную, самобытную «линию» от городской, боярской - барской, усадебной, - ведь правящие круги (собственно, тоже часть народа ) всегда, хоть иногда и не по своей доброй воле, первыми «усваивали новинки» очередной надвигающейся волны глобализации, будь то византийские увлечения Ивана III или петровские реформы. К концу XIX в. дивное сокровище уникальной, уходящей своими корнями в глубокую древность, вышивки сохранило именно крестьянское сословие – крепостные Южной и Центральной России и черносошные крестьяне Русского Севера; балтское и финно-угорское население; а так же поборники древлеправославной веры, ушедшие на окраины Русской Земли. Семантика, т.е. значение, большинства старинных узоров сейчас забыта, нам остаются только более или менее удачные попытки реконструкции, но мощная аура, окружающая образы старинных вышивки и ткачества, пробуждает позабытую связь времен, рождает радостный творческо-эмоциональный подъем. По идее, должна существовать обратная связь: соприкосновение с Традицией меняет человека, а современный человек адаптирует традиционное к реалиям нынешнего дня. Так и должно быть! Но гармония достигается увы, не сразу… Здесь можно вспомнить попытки конца XIX – нач. XX в. художественно исправить «народные вкусы»; замешанную на коммерческом интересе, популяризацию «вышедших в тираж» западных образцов «дамского рукоделия»; и необходимое для артельного и фабричного производства выхолащивание, можно сказать, убийственное упрощение, практиковавшееся в советское время; современное наводнение рынка вышивальными наборами «крестиком», в области вышивки забившее даже остатки деятельности «доперестроечной» школы ДПИ, в общем-то неплохой, по-своему искренней и соответствующей своему времени и обстоятельствам. Обратим внимание на следующую особенность - «исходным текстом» для вдохновения вышивкой в других областях творчества - керамике, лоскутном шитье, набойке, вязании, графике, и т.д. неизменно остается старый тип узорного шитья, причем в самых архаичных его образцах. Но традиционная вышивка как ремесло, с ее канонами, самобытной связью ткани и техник шитья – это неизменно лучший и идеально отточенный временем инструмент, для создания и выражения собственных (обрядовых по сути) образов и смыслов. Применение в 90-х годах XX в. методов исторической реконструкции к текстилю XIX – нач. XX в. в. дало плодотворные результаты во всех областях и сферах ремесел. В рамках этого направления, вышивка возвращается от «бессмысленно-декоративных цветочков» и мещанских салфеточек к прерванному 80 -150 лет назад течению Традиции; к уникальному многообразию старинных техник шитья; наполненному Ладом, гармонией смыслов богатству узоров! Занятие традиционной вышивкой полезно не только для наработки мелкой моторики, узорное шитье исподволь приучает к концентрации внимания, умению выполнять работу качественно, по определенным правилам без «и так сойдет» и переделывания. Эти категории были жизненно важны в старину, современному человеку они также, несомненно, полезны. Серьезная роль в процессе постижения ремесла отводится умению подобрать материалы и инструменты, правильной организации труда, знанию этнографического контекста. Важно, выработать опыт обращения к сохранившемуся наследию, непосредственно к старинным вещам, развивать бережно-внимательное отношение к источникам. Наступает новый учебно-ремесленный год. Дорогие мастерицы! Желаю всем творческих находок и удачи, радостного настроения и хороших учеников!
ВЕЛИКАЯ РУСЬ !!!
:марфа ивановна
РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ВЫШИВКА – модная сейчас тема.
Почему же традиционная, а не народная?
Этот удобный термин, означающий непосредственную личную передачу от поколения к поколению, позволяет отделить действительно исконную, самобытную «линию» от городской, боярской - барской, усадебной, - ведь правящие круги (собственно, тоже часть народа ) всегда, хоть иногда и не по своей доброй воле, первыми «усваивали новинки» очередной надвигающейся волны глобализации, будь то византийские увлечения Ивана III или петровские реформы. К концу XIX в. дивное сокровище уникальной, уходящей своими корнями в глубокую древность, вышивки сохранило именно крестьянское сословие – крепостные Южной и Центральной России и черносошные крестьяне Русского Севера; балтское и финно-угорское население; а так же поборники древлеправославной веры, ушедшие на окраины Русской Земли. Семантика, т.е. значение, большинства старинных узоров сейчас забыта, нам остаются только более или менее удачные попытки реконструкции, но мощная аура, окружающая образы старинных вышивки и ткачества, пробуждает позабытую связь времен, рождает радостный творческо-эмоциональный подъем.
По идее, должна существовать обратная связь: соприкосновение с Традицией меняет человека, а современный человек адаптирует традиционное к реалиям нынешнего дня. Так и должно быть! Но гармония достигается увы, не сразу… Здесь можно вспомнить попытки конца XIX – нач. XX в. художественно исправить «народные вкусы»; замешанную на коммерческом интересе, популяризацию «вышедших в тираж» западных образцов «дамского рукоделия»; и необходимое для артельного и фабричного производства выхолащивание, можно сказать, убийственное упрощение, практиковавшееся в советское время; современное наводнение рынка вышивальными наборами «крестиком», в области вышивки забившее даже остатки деятельности «доперестроечной» школы ДПИ, в общем-то неплохой, по-своему искренней и соответствующей своему времени и обстоятельствам.
Обратим внимание на следующую особенность - «исходным текстом» для вдохновения вышивкой в других областях творчества - керамике, лоскутном шитье, набойке, вязании, графике, и т.д. неизменно остается старый тип узорного шитья, причем в самых архаичных его образцах. Но традиционная вышивка как ремесло, с ее канонами, самобытной связью ткани и техник шитья – это неизменно лучший и идеально отточенный временем инструмент, для создания и выражения собственных (обрядовых по сути) образов и смыслов.
Применение в 90-х годах XX в. методов исторической реконструкции к текстилю XIX – нач. XX в. в. дало плодотворные результаты во всех областях и сферах ремесел. В рамках этого направления, вышивка возвращается от «бессмысленно-декоративных цветочков» и мещанских салфеточек к прерванному 80 -150 лет назад течению Традиции; к уникальному многообразию старинных техник шитья; наполненному Ладом, гармонией смыслов богатству узоров!
Занятие традиционной вышивкой полезно не только для наработки мелкой моторики, узорное шитье исподволь приучает к концентрации внимания, умению выполнять работу качественно, по определенным правилам без «и так сойдет» и переделывания. Эти категории были жизненно важны в старину, современному человеку они также, несомненно, полезны. Серьезная роль в процессе постижения ремесла отводится умению подобрать материалы и инструменты, правильной организации труда, знанию этнографического контекста. Важно, выработать опыт обращения к сохранившемуся наследию, непосредственно к старинным вещам, развивать бережно-внимательное отношение к источникам.
Наступает новый учебно-ремесленный год. Дорогие мастерицы! Желаю всем творческих находок и удачи, радостного настроения и хороших учеников!