Краеведение.

Узнаете тайны топонимики нашего края - узнаете его историю.
Г.А. Сомова, Т.А. Сомова
(поселок Дубрава Дальнеконстантпновского района
Нижегородской области)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И МОРДВЫ-ТЕРЮХАН И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТОПОНИМИКЕ СОВРЕМЕННОГО ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Этнокультурное наследие терюхан – предков большинства современных жителей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области – один из аспектов формирования «собственного лица» нашей местности. Терюхане проживали компактно только на этой территории, это – «культурная данность», историческое наследие нашей малой родины. В первой половине ХХ века терюханский язык сохранялся во многих селениях, и до сих пор некоторые пожилые люди помнят свое наречие. А самобытное традиционное знание, выраженное в фольклоре, обряде, обычае и пр. сохраняется ещё столетия после утери коренного языка, просто переходя на язык титульного этноса (русский). Ещё более длительное время сохраняются элементы языка в топонимах. Они могут более красноречиво и достоверно указать на то, где и какие народы проживали, как расселялись – сплошь или местами (очагами), как происходило их взаимовлияние.
Историко-географические условия территории отображает топонимика. Но с поиском происхождения того или иного названия следует быть достаточно осторожными. Поэтому мы делали свои выводы, опираясь на исследования доктора филологических наук Л.А.Климковой, доктора филологических наук Н.В. Морохина, руководителя Лаборатории этноэкологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова О.А. Захаровой, знания краеведов и местных жителей. Кроме того, мы использовали материалы древних документов, археологические и исторические данные. Исследуя официальные названия населенных пунктов, мы обратились к книге Н. Морохина «Наши реки, города и села», написанной в форме словаря и изданной в 2007 году, и, сопоставляя с перечнем населенных пунктов района, выделить топонимы, имеющие характерные черты языков народов, издревле населяющих территорию нашего района.
На карте Дальнеконстантиновского района имеется 6 топонимов (Симбилей, Трухлей, Чуварлей, Сарлеи, Кажлейка, Вармалей), включающих эрзянские топоосновы и гидроформант «- лей» - «овраг, ручей». Для более точного определения принадлежности топонима необходимо собрать о нём как можно боьше сведений: археологических, исторических, лингвистических. Так мы анализировали топоним Симбилей.
Вариант Симбилей находим на современной карте Нижегородской области, в словаре Н.В. Морохина. Вариант Симбилеи отображен на дорожном указателе, в речи местных жителей, на карте Нижегородской губернии 1895 года. Однако на карте Нижегородского наместничества мы находим Синбилеи.
По свидетельству местных жителей, ещё в 1970-х годах можно было слышать и такой вариант: «Пойдем в Синбелеи на почту. Нам казалось, что они неправильно говорят, потому что старые.» ( Записано от Сомовой Татьяны Александровны, 1955 года рождения, Сомовой Г.А. в 2009 году). В словаре
Н. В. Морохина находим две предполагаемые топоосновы данного названия: от эрзянского «симб» - «овраг», также связано с эрзянским корнем «цимбельдемс» - «блестеть». В документе «Владетельные села и деревни в 1619 г.» ( НГУАК 1905 г. том 6,отд. 3 , стр. 22-26) читаем: « деревня Синбилеи мордовские», «другая деревня Синбелеи». Встречаем там же и другой вариант: Старые и Новые Синбилеи. Местные краеведы утверждают, что Старые Синбилеи – это деревня Староселье. Такое название рядом с названием Синбилеи мы встречаем на карте Нижегородского наместничества.
Кроме широкораспространенного топоформанта «-лей» встречаем в топонимах нашей местности не менее распространенный - «кужо» - «поляна» в вариантах – куж, - куш, - гуш в топонимах Кужадон, Кужутки, Маргуша, Кажлейка. В первых двух топонимах топоформанта «-кужо», предположительно, стала топоосновой.
Древний финно-угорский формант «-дон» - «река» присутствует в названиях Кужадон, Сарадон.
Немало на карте современного Дальнеконстантиновского района и названий, происходящих от мордовских имён - 12 патронимов: Арманиха, Майморы, Лапшиха, Борцово, Сескино Б. и М., Румстиха, Суроватиха, Помра, Камаиха, Тепелево. Эти названия мы выделили, опираясь на исследования Н.В. Морохина
Местные легенды или древние исторические документы, а также записки краеведов помогают найти значение некоторых топонимов, в нашем случае – места проживания мордвы-терюхан. Лазазейский мордовский могильник VII – VIII веков, сарлейский могильник ХII – ХVIII веков, несколько обнаруженных, но ещё не исследованных мордовских могильников, священные рощи, например, у деревни Макраша или селаТатарское, свидетельствуют так же что данные места были заселены мордвой-терюханами. Некоторые современные названия сел и деревень являются русскими. Но находим древнее название и констатируем, что, например, село Богоявление называлось Инелей.
Такие населенные пункты нашего района, как Пица Б.иМ., Миянг, Сечуга, Устама, называются по местоположению у речки с аналогичным названием, имеющим финно-угорскую топооснову или топоформант. Таким образом, из 98 населенных пунктов Дальнеконстантиновского района, указанных в справочнике «Нижегородская область. Административно-территориальное деление.(На 1 января 1992 года» 44 топонима можно этимологизировать как мордовские (эрзянские, финно-угорские).
Известен тот исторический факт, что для обрусения мордвы создавали русские поселения. Так среди топонимов с мордовским формантом «- кужо» - «поляна» есть русские названия Белая Поляна, Хмелевая Поляна, Малая Поляна, Гремячая Поляна. Возможно, это один из очагов расселения русских среди мордвы, а названия отражают рельеф местности уже на русском языке.
В воспоминаниях жителя деревни Кужутки А.М. Бочкова, записанных в 1918 году и опубликованных в 2009, читаем: «По правую сторону реки Озерки и севернее реки Пустерь стоят села и деревни уже с русским населением , и идя от них, Кужутки являются первой мордовской деревней. Река Озерка является как бы границей между мордвой и русью; русские так и звались – заозерские». Действительно,восточнее территории Дальнеконстантиновского района находим топонимы с характерными для славянской топонимики формантами – -ин, -ино, -ово, -ево, -иха и др. а вот правее реки Озерки, откуда, по словам местного краеведа А.М. Бочкова, начиналась «русь» и расположены села, которые можно считать пограничными между «русью» и «мордвой».
Наиболее древние из них – села Новое и Жедрино (в справочнике административно-территориального деления указаны как село Новое и село Новое Жедрино). В древнем документе «Владетельные села и деревни в 1619 году» читаем, что «владелец Микита Савич Жедринский» владел селами «Новое, деревней Саракуша Иванищевы, деревней Полежайка».
Обратимся к современной микротопонимике в этих селах, поскольку названия ручьёв, колодцев, ключей, горок, балок, оврагов, деревенских улиц, порядков, известных на пограничной территории и в большинстве только местными жителями, могут оказаться древними названиями самостоятельного географического объекта. Как, например, мы предполагаем, что деревня Саракуша, принадлежавшая Никите Жедринскому, стала одной из улиц современного села Жедрино и соответствует топониму от эрзянского «сэрей» - «высокая» и «кужо» - «поляна». Другой порядок в селе Жедрино называется Курмыш. Географическое расположение обоих соответствует микроойкониму. Микроойконимы села Новое имеют русскоязычные элементы: Выселки, Красный порядок, Черный порядок, Верхняя Костылиха, Нижняя Костылиха.
Микрооронимы обоих сел имеют сходную этимологию: Овраг, Крутой враг, Красный враг, Винный враг, Первый(Второй, Третий) враг. А вот вершины называются так: Елево, Бойцово – в селе Новое; Бурцево, Городищи – в селе Жедрино. « Городищи-то? Там орешнику много растёт, его рубили изгородь городить»(Записано от Осиповой Марии Павловны, 1929 года рождения, Сомовой Т.А. в 2009 году). Географически Бурцево и Городищи находятся рядом и, возможно, следует заняться поиском не только лингвистического, но исторического и археологического материала, дошедшего до нас в этих микрооронимах.
Названия колодцев и родников – микроспелеонимы – в селе Новое заставляют задуматься о взаимодействии языков, поскольку наряду со славянскими, «очеловечивающими» природу, названиями Сикун, Шуравка находим родник-колодец Галиндейка. Горка, по которой спускаются к этому колодцу за водой, тоже называется Галиндейка. Так же называется и речушка, вытекающая из этого колодца. Горка с другой стороны оврага называется Яла. Овраг как бы рассекает село на два порядка до половины, создавая впечатление лежащего на земле великана.
О чем свидетельствуют эти названия? О том ли, что по селу проходил старый тракт из Булгарского царства в Городец и названия отражают язык протоболгар? Или же это следы языка мордвы? даже лингвисты, к которым мы обращались за консультацией, не смогли дать однозначного ответа. Или речка Батманка? О языке какого народа бережно сохраняет память? О чем свидетельствуют непонятные прозвища новских мужиков Лашкан и Башаран?
Изучение топонимики помогает найти ответы на множество вопросов исторического, археологического, лингвистического характера. Но, на наш взгляд, одним из главных является то, что, проживая вместе, одни народы могут уважительно относиться к ценностям других народов. Явление взаимопроникновения языковых культур исторически доказано. И, возможно, не стоит, с одной стороны, ускорять процесс рождения универсального языка, а с другой стороны, не стремиться к разделению языков. История ведь не терпит суетливости.
#краеведение #МордваТерюхане

Комментарии

  • 7 мар 2016 01:09
    Арманиха раньше называлась Романиха - от имени Роман, это не мордовский топоним. Терюхане и сейчас населяют Дальнеконстантиновский район, причем здесь могильники?
  • 7 мар 2016 11:34
    Действительно это патроним от имени Роман.Так утверждает доктор филологических наук Н.В. Морохин. Также он пишет в своем словаре "До начала XX века население было эрзянским."
  • 7 мар 2016 13:08
    Татьяна, я случайно попал на Ваше сообщение - занимаюсь своей родословной. Я, конечно, не профессионал, мое мнение можете смело отвергнуть. До начала ХХ века население было эрзянским - а в начале века куда эрзяне делись? Они так и живут все там же - носят мордовские фамилии, говорят на своеобразном диалекте, а то, что они не знают эрзянского - так терюшевская мордва и в 19 веке его уже не знала. Была даже теория, что терюхане - это потомки русских язычников, якобы переселенных из Владимирских земель. Красивые слова "тайны топонимики нашего края" - однако топонимикой здесь никто никогда не занимался. Сечуга, Шониха, Мигалиха - откуда произошли эти названия?... А патроним - это, вообще-то, отчество.
  • 8 мар 2016 11:16
    Сергей, я ведь тоже не профессионал, поэтому в начале статьи и говорю, что опиралась на исследования Морохина и Климковой. они профессионалы - доктора наук. Они издали словари, где и собран огромный топонимический материал.  А мордва действительно никуда не девалась, они ассимилировались. Даже обижались некоторые, когда им напоминали о мордовских корнях. Сама разговаривала с двумя женщинами по этому поводу - мы русские, утверждали они. действительно, в паспортах так и обозначено. родились обе в 36 году. одна в Кужутках, Другая в Татарском. Кстати, о расселении мордвы около Татарского говорит совсем не название, а священная роща рядом
  • 8 мар 2016 18:19
    Татьяна, 1) Огромный топонимический материал, может быть, кем-то и собран, но по тем селениям, которые меня интересуют, ничего вразумительного найти не могу.... 2) Сейчас ведь в паспортах не указывают национальность, а при переписях каждый называет национальность, какую хочет. 3) И на самом деле все жители этого региона - русские: по языку, по обычаям, по самосознанию. Русские - огромный этнос, вобравший в себя сотни народностей. Кое-кто думает, что русские - это восточные славяне, которые стали называться русскими. А где же мещера, мурома, меря? Куда делась эрзя из Нижегородской области? Эти народы влились в состав русского народа; потомки этих народов по культуре - русские, а генетически - финны. 4) Я занимаюсь своей родословной и выяснил, что я - на 1/2 потомок мери, на 1/8 - зрзя, а остальное - смесь славян, муромы и, возможно, татар. Если выразить мою национальную принадлежность одним словом, получится: русский. 5) Кужутки - безусловно мордовское название. А в селе Татарском несомненно жили татары. Смешались ли они с окрестными славянами и мордвой - другой вопрос, но раз село так называется, можно не сомневаться, что там татары и жили. И сейчас по югу Нижегородской области много чисто татарских селений. 6) Татьяна, а Вы сами откуда, почему интересуетесь этими вопросами?
  • 8 мар 2016 20:01
    Мой папа из села Новое, мама из Татарского, бабушка была из Терюшева. Около 40 лет проработала учителем русского языка и литературы в Новожедринской, а затем в Дубравской средней школе. Исследованиями занялась вначале по работе, а потом - просто интерес. А еще меня интересует Е.А. Остерман-Толстая  В середине марта в ДК состоится научная конференция по культурному наследию мордвы-терюхан. Будут ученые люди из ННГУ и из Саранска. Новые археологические открытия. Приглашаю, если вам интересно. точную дату сообщу завтра
  • 8 мар 2016 20:34
    О, спасибо! ДК - какой именно? Интересно, конечно!
  • 9 мар 2016 09:35
    ДК - это Дальнее Константиново. 24 марта в культурном центре. В 10-30. культурный центр находится в здании бывшей школы.
  • 9 мар 2016 09:37
    кстати, как Вы произнеосите название - АрманИха или АрмАниха?
  • 9 мар 2016 22:21
    Дальнее Константиново - от меня очень дальнее, увы... А я уж вопросы заготовил.... Правильно, наверное, АрмАниха - во всех названиях с формантом -иха ударение падает на третий с конца слог: МигАлиха, ШОниха, СуровАтиха. Хотя, кажется, РумстИха....И все эти селения - в пределах расселения терюхан...
  • 10 мар 2016 11:05
    а я вот заметила, что если это не патроним, то ударение падает как раз на И.- ЧернышИха, КостылИха, ОпалИха. Патроним действительно отчество, так и названия возникли от имен ОТЦОВ - основателей. вот поэтому и патроним (по отцу-основателю, т.е. отчеству)
  • 10 мар 2016 11:09
    Вот у нас есть двоякое произношение - МигАлиха и МигалИха - названия одного и того же населенного пункта. Какое-то из них исторически древнее. Вот с чем связаны  разные произношения - от имени собственного или нарицательного, мордовского или русского?
  • 10 мар 2016 11:09
    А Ваши вопросы, если хотите, я могу задать
  • 10 мар 2016 21:43
    Татьяна, я сегодня разговаривал с директором Дальнеконстантиновского музея В.В. Жиляевым. Он, похоже, Вас знает! 1) Патроним - это однозначно отчество, личное имя человека, данное по отцу, к топонимике никакого отношения не имеет. Если у Суроватихи Суроватиха - это патроним, то как ей фамилия? 2) Ударение зависит от ударения в изначальном слове, от которого название деревни произошло, от удобства произношения и т.д. Кроме того, большинство этих названий - эрзянские, а русские произносят их, может быть, на свой лад?
  • 10 мар 2016 21:45
    3) Сегодня полистал в библиотеке несколько брошюр по Дальнеконстантиновскому району - о Мигалихе ни слова.... Зато интереснейшие сведения о природе!
  • 10 мар 2016 21:51
    4) Вопросы я бы хотел задать такие: 1. По некоторым данным терюхане уже в 18 веке не знали эрзянского языка, говорили только на русском. А другие авторы пишут, что последний старик-терюханин, знавший родной язык и обряды, умер в 1960-е годы. Как это понимать? 2. Каково происхождение названия реки Сечуга (Сетчуга). На старых картах она называется Сычуг, а на самых старых - Чунга.... 3. Пишут в научных статьях, что в 13 веке в лесах за Кудьмой поселились половцы и смешались с эрзей. Можно ли увидеть результаты этого смешения в антропологическом типе терюхан? 4. Как терюхане называли сами себя, скажем, в начале 20 века - терюхане? мордва? русские?
  • 18 дек 2016 16:36
    Только сегодня читала о терюханах и Сарлеях.О МигалИхе  мне тоже очень интересно.Еще вопрос:где можно познакомиться с трудами Мешалкиной В.А.?Или как с ней связаться?
  • 20 дек 2016 20:36
    Не могу вам подсказать, к сожалению
  • 15 апр 2017 03:14
    А что Вас интересует по Мигалихе? Мешалкина В.А. занимается больше родословной линией
  • 3 фев 2018 13:22
    Добрый день! А почему никто не пишет про Деревушку Сарадон. Хоть она и маленькая , ну что-то должно быть про неё .?  Мой прадед там родился и его родители. Нигде ничего не пишут . Обидно!
  • 3 фев 2018 14:25
    Настя, вот для начала:
  • 3 фев 2018 14:25

    Книга
    переписная Терюшевской волости 201 (1693) году переписи столника Ивана Ушакова
    да подьячего Матвея Козлова



    1
    Село Терюшево


    2
    Деревня Бакшеево


    3
    Село Новое Рожественское


    4
    Деревня Малое Терюшево


    5
    Деревня Кудрино


    6
    Деревня Новое Тепелево


    7
    Деревня Суроватиха


    8
    Деревня Арапиха


    9
    Деревня Учеватиха


    10
    Деревня Сарадон


    11
    Село Новое Покровское


    12
    Деревня Мирша


    13
    Деревня Малое Сескино


    14
    Деревня Новое Борцово


    15
    Починок Теплой


    16
    Деревня Лготка


    17
    Деревня Зубаниха


    18
    Деревня Старая Елховка


    19
    Деревня Татарское


    20
    Деревня Макраши


    21
    Деревня Вармалеи


    22
    Деревня Кужадон


    23
    Деревня Старое Тепелево


    24
    Деревня Муравьиха


    25
    Деревня Березники


    26
    Деревня Румстиха


    27
    Деревня Лапшиха


    28
    Деревня Кужутка


    29
    Село Борисово


    30
    Деревня Болшое Сескино


    31
    Деревня Кривуша


    32
    Деревня Борцово


    33
    Деревня Вышка


    34
    Деревня Новая Елховка


    35
    Деревня Пилешнево


  • 3 фев 2018 14:44
    Спасибо что откликнулись!
  • 3 фев 2018 15:51
    You're welcome!
  • 7 апр 18:15
    Добрый день! Пытаюсь найти какую-нибудь информацию про своего деда Леонтенкова Александра Ивановича, который родился в деревне Борцово. Подскажите, пожалуйста, куда обратиться. Спасибо!