Театра дух актером правит,

Он создан множеством ролей,
Внушив бессмертие, прославит
И свергнет в царствие теней...
«Театръ демона» — десятый студийный альбом российской рок-группы «Король и Шут», записанный в непривычном для коллектива стиле арт-панк и выпущенный 11 октября 2010 года лейблом «Никитин». Запись происходила на студиях «Станция звука» и «Мелодия». Это второй альбом группы после «Акустического», созданный без использования электронных инструментов.
Узнаваемые сказочные образы, фирменный черный юмор, драйв и угар - вот за что любит КИШ верная армия поклонников.
В 2010 году коллектив решился на эксперимент и выпустил акустический альбом "Театр Демона". Такой неожиданный переход к новому звучанию музыканты объяснили стремлением "не эксплуатировать уже сформированный стиль группы". По мнению Андрея Князева, "панк сам по себе подразумевает нарушение неких границ и существование без правил". Несмотря на такую убежденность, работая над материалом, группа испытывала легкую тревогу. В разных интервью времен записи альбома то и дело проскальзывали неуверенные нотки. "Хочу сказать одну вещь, дать напутствие: ребята, не бойтесь ничего нового! Изменения - это новые ощущения!" - так в октябре 2010 года Князь зазывал народ в "Театр Демона".
Волнения были напрасны. Во-первых, акустика для КИШ не внове. Все помнят "Акустический Альбом", выстреливший в 1999 году хитами "Кукла Колдуна" и "Прыгну Со Скалы". Ну, а во-вторых, в 2010-м КОРОЛЬ И ШУТ сделали, казалось бы, невозможное: выпустили альбом в стилистике 20-х годов прошлого века и в "анплаггде", не потеряв при этом самобытности.

Театра дух актером правит,  - 555606745558
Пластинка "столетней давности" оформлена как пожелтевшая театральная программка, плавно переходящая в подборку "личных дел" на революционеров (участников КИШ). Здесь и фотосессия коллектива, и тексты песен. На титульном листе буклета название группы и альбома сохраняют старинную "ъ". Черно-белое фото команды, где они красуются в интерьерах старинной гостиной, как бы вырезано ножницами и прикреплено к странице скрепкой. В левом верхнем углу помета от руки "Секретно". Место рядом с фотографией утыкано печатями, штампами, есть даже след от дна кофейной чашки. Подобным образом оформлен и каждый листок буклета. Например, под текстом песни "Киногерой" виден оттиск штампа "по описи №05699". Рассматривать все эти мелочи очень весело. В них угадывается здоровое чувство юмора КИШ.

Так же легко слушается и весь альбом. Драйв электрогитар здесь сменился истерическим напором скрипок и труб, тяжеловатой томностью виолончели, мягкостью фортепьяно. Ну, а для создания необходимой атмосферы привлекли мандолину, добро, перкуссию, губную гармошку, акустическую гитару. Вокальные партии Князя и Горшка дополнены речитативом, да не простым: ради антуража музыканты вспомнили о художественном чтении (кстати, весьма популярном в начале ХХ века виде эстрадного творчества).

Изначально музыканты собирались просто отобрать несколько песен из своего репертуара, чтобы записать их исключительно с живыми инструментами и играть потом в камерных залах филармонии, но потом решили сделать всё с чистого листа, создать совершенно новую программу и совершенно новые песни. Михаил Горшенёв объяснил концепцию своего арт-панка гипотетическим путешествием в прошлое — как если бы сегодняшние панк-музыканты оказались в XVIII веке, сыграли свою музыку на инструментах того времени и, вернувшись обратно, реализовали наработки в нашей эпохе. Название альбома отсылается к роману «Театр одного демона», написанному в 1995 году американскими фантастами Робертом Шекли и Роджером Желязны. В отличие от всех предыдущих альбомов группы, оформлением диска занимался не Князев, а специально приглашённая команда дизайнеров, реализовавшая задуманную Горшенёвым революционную концепцию.
Некоторые песни Князев написал после просмотра известных кинолент. Так, «Энди Кауфман» появился благодаря биографическому фильму «Человек на Луне», композиция «Бунтарь» сочинялась им под впечатлением от экранизации «Пролетая над гнездом кукушки», тогда как «Фокусник» навеян фильмом «Престиж». «Трактовать на свой лад идею из прочитанного произведения или фильма я не считаю зазорным. Основная задача состоит в элементарном — это должно быть интересно. От фэнтези до хоррора, от фольклора до готики мы можем плавно перейти к реальным персонажам и познакомить с ними слушателя».
Идея песни «Король вечного сна» взята Горшенёвым из детских воспоминаний, когда он жил вместе с отцом на Дальнем Востоке и часто замерзал: «Весь этот страх и ужас от замерзания снимается с помощью глубокого сна. Ты засыпаешь и не думаешь о том, что можешь уснуть навеки. Сначала как-то борешься, а потом поддаёшься этой сладкой истоме». В тексте он проводит параллель с греческим богом сновидений Морфеем, который вместо ужаса и голодной смерти дарит замерзающим путникам эйфорию и видения некого царства, тем самым превращая их в своих вассалов. Песню «Защитники» музыкант задумал как легенду о мифических персонажах, описав в ней неправильное понимание религий наподобие индуизма и буддизма, когда крестьяне верили в какие-то божества или обереги, считая их своими защитниками. «Мадам Жоржет» сочинялась в соавторстве, сначала Горшенёв придумал строчку «трёх анархистов вели на расстрел», позже Князев написал первый куплет и остановился, передав её обратно. Горшенёв закончил композицию и довёл её до ума, описав случай с провокаторшей, которая всех предала, но, несмотря на предательство, была прощена коллегами: «Я попытался передать ощущения революционеров, погибавших со спокойной душой. Потому что они понимали, их миссия уже выполнена. Злобы не было — осталась печаль, которую я ассоциирую здесь, например, с Вертинским».
На Западе пластинки типа "Театр Демона" гордо носят название концептуальных. Оформление, тексты, музыка строго выдержаны в одном стиле. Единство времени дополнено единством места (пространство театра). В результате слушатель чувствует себя... зрителем. Он как будто присутствует на премьере эпатажной пьесы актеров-анархистов.

Герои этой пьесы для творчества КИШ традиционны. Уж очень любит группа воспевать плутов, авантюристов и террористов. Почти каждая песня тут - зарисовка из жизни такого персонажа. Их объединяет бунтарский дух и индивидуализм. Название семи из двенадцати композиций альбома суть имена героев: "Киногерой", "Фокусник", "Энди Кауфман", "Мадам Жоржетт", "Бунтарь", "Тёмный Учитель", "Король Вечного Сна". Они будто бы актеры, сменяющие друг друга на сцене. И все они дети Демона Театра.

Стилистика песен альбома расширяется (за счет декораций прошлого века). Так "Мадам Жоржетт" - настоящий жестокий романс. Здесь обыгрывается любимая группой тема превратностей любви. Песня запоминается также невероятно красивой партией акустической гитары.

На торрентах новый альбом появился примерно за неделю до его официального выхода, запланированного на 11 октября 2010 года. 13 числа в магазине «Медиа Маркт» торгового центра «Золотой Вавилон» состоялась приуроченная к релизу автограф-сессия, собравшая несколько сотен поклонников. Горшок и Князь вышли к людям под видеотрансляцию концертной версии «Гимна шута» и общались с пришедшими на протяжении трёх часов. На песню «Фокусник» было снято видео с Гошей Куценко и Алиной Катран в главных ролях. Актёр снялся в клипе совершенно бесплатно, так как всегда мечтал стать настоящим рок-музыкантом, а «Король и Шут» согласились помочь ему в достижении этой мечты. Презентация альбома в Москве состоялась 28 ноября в клубе Arena Moscow, где группа выступила в сопровождении симфонического оркестра «Глобалис», при этом акустические версии старых песен звучали вперемешку с новыми. Позже песни неоднократно исполнялись в традиционных для «Короля и Шута» электрических обработках, например, многие из них попали в трек-лист концерта «Электрический Новый год», прошедшего 25 декабря в СДК МАИ.
В 2013 году лейблом NIKITIN совместно с виниловым лейблом МИРУМИР, альбом был переиздан на виниловой грампластинке, естественно небольшим тиражом, для коллекционеров и любителей хорошего звука. Самым интересным является тот факт, что лейбл не удосужился проинформировать группу о решении переиздать альбом в таком виде. Группа просто не знала о существовании пластинки в своей дискографии несколько месяцев. Узнала она об этом от одного из своих самых преданных поклонников из Нижнего Новгорода, у которого эта пластинка оказалась самой первой, и который побеспокоился о том, почему никто о ней не знает. После этого уже и была дана реклама пластинки для поклонников на официальных ресурсах группы и пластинка стала продаваться.

Борис Барабанов в рецензии для журнала «Коммерсант Weekend» удостоил альбом положительного отзыва, отыскав в нём блюзовые и фолковые мотивы, а также влияние традиционных для Серебряного века романсов: «На слух новые песни воспринимаются легко, отсутствие гитарной стены за спинами вокалистов Князя и Горшка создаёт проблему скорее самим исполнителям — в нетрадиционном контексте нужно было искать новые вокальные краски. Краски найдены, без электричества тоже можно жить. Панковский напор сдобрен акустическим блюзом, звучание струнных ближе к фолку, чем к кабаку». Обозреватель портала MUZ.RU похвалил идею музыкантов записать именно акустический альбом: «Во всех этих скрипках, духовых и мягких ударных есть какая-то безумная энергия жизни, перевешивающая всё электрическое безумие предыдущих альбомов». Арт-панк «Короля и Шута» охарактеризован в статье как особая смесь романса и ритма на четыре четверти, чистой музыки и грязного вокала: «Хулиганский шарм, босяцкое жеманство — одним словом, альбом-оксюморон, высокий стиль скоморошества».

Красноярская интернет-газета
Newslab.ru назвала «Театр демона» самым интересным альбомом группы, сравнила звучание с акустической версией Rammstein и выразила мнение насчёт двойственной концептуальности диска: в плане звука все песни представляют собой драматичный среднетемповый рок, обильно сдобренный скрипками и пианино; тогда как в плане содержания — большинство песен построены вокруг идеи представления, среди героев альбома театралы и киноактёры, фокусники и танцоры, комики и властители сновидений. При этом практически все песни пропитаны этаким «дореволюционным флёром» и «фирменным слегка людоедским» юмором группы. Сергей Мажаев в обзоре для информационного агентства InterMedia соглашается с двойной концепцией альбома: с одной стороны песни содержат прямые отсылки к постреволюционным временам, с другой — определённым образом связаны с выступлением перед публикой, описывая истории циркачей, бунтарей и актёров.

Денис Ступников в рецензии для сайта KM.RU сравнил получившуюся запись с поэмой Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст» и фильмом «Весь этот джаз» режиссёра Боба Фосса, похвалив музыкантов за то, что они не скатились к банальному шансону или даже блатняку, свойственному акустике многих наших рокеров: «Группа старается идти неизведанными путями и обходит стороною штампы. В очередной раз им удалось создать монументальную работу, не увязнув при этом в излишнем пафосе и гигантомании форм».
  • Король и Шут - Послание
  • Король и Шут - Театральный демон
  • Король и Шут - Киногерой
  • Король и Шут - Фокусник
  • Король и Шут - Танец Злобного Гения (instrumental by FanThomas)
  • Король и Шут - Танец злобного гения
  • Король и Шут - Энди Кауфман
  • Король и Шут - Мадам Жоржетт
  • Король и Шут - Бунтарь
  • Король и Шут - Тёмный учитель
  • Король и Шут - Король вечного сна
  • Король и Шут - Бал лицемеров
  • Король и Шут - Защитники
СПИСОК КОМПОЗИЦИЙ
1. «Послание»
2. «Театральный демон»
3. «Киногерой»
4. «Фокусник»
5. «Танец злобного гения»
6. «Энди Кауфман»
7. «Мадам Жоржетт»
8. «Бунтарь»
9. «Тёмный учитель»
10. «Король вечного сна»
11. «Бал лицемеров»
12. «Защитники»

НАД АЛЬБОМОМ РАБОТАЛИ:
• Михаил Горшенёв (Горшок) — вокал, акустика, музыка (1,2,4,5,7,9,10,12), стихи (7,10,12)
• Андрей Князев (Князь) — вокал, стихи (кроме 10,12), музыка (3,6,8,11)
• Яков Цвиркунов — акустическая гитара, бэк-вокал
• Сергей Захаров — бас-гитара
• Александр Щиголев (Поручик) — ударные
• Павел Сажинов — рояль, металлофон
• Дмитрий Ришко (Сasper) — скрипка

Приглашённые музыканты
• Олег «Шар» Шавкунов (группа «Аквариум») — перкуссия
• Дмитрий Оганян (группа «Кукрыниксы») — виолончель
• Сергей Стародубцев (группа «Кафе») — мандолина, добро
• Сергей «Ангел» Давыдов — акустическая гитара
• Александр Суворов — губная гармоника
• Стас Макаров — труба

Переход КИШ от панка к арт-панку вполне органичен. "В драйве мы не потеряли вообще", - утверждал Князь на пресс-конференции, приуроченной к выходу пластинки. И это действительно так: акустическая версия слушается свежо и интересно. Сменив декорации в своем театре на интерьеры начала ХХ века, группа осталась верна себе, рассказав нам дюжину мрачных сказок с плохим концом.

Композиции «Фокусник» и «Танец злобного гения» в «электрической» аранжировке вошли в концертный DVD «На краю...», записанный в 2013 году.

Данный альбом стал последним, в записи которого принимал участие Андрей Князев, покинувший группу в 2011 году.

#музыка

Комментарии

Комментариев нет.