19 հնվ 2022
Секретные пути: как СССР получал иностранную технику в годы ВОВ.
Американцы называли "сумасшедшими" советских летчиков, перегонявших самолеты через АлСиб.
За годы Великой Отечественной войны советская армия получила более 12 тысяч иностранных танков и 13 тысяч самолетов. Военную технику перегоняли по секретной воздушной трассе АлСиб – одному из самых сложнейших воздушных коридоров. Танки, боеприпасы, оборудование и медикаменты поставляли в СССР из США. Однако американцы поддерживали не только Советский Союз. Как на самом деле Америка помогала советской армии победить Гитлера? И почему западные асы называли наших летчиков безумцами и самоубийцами? Аляска – Сибирь
На Чукотке живут не только чукчи. Здесь есть и другие коренные народы, например юкагиры, эвены, эскимосы. Самая большая эскимосская община находится в поселке Уэлькаль – это самое западное поселение в России и мире. Сегодня в деревне живет всего 130 человек. Но каждый из них – потомок одного из пяти старейших родов эскимосов. Именно они основали это поселение в начале 20-х годов прошлого века.
Этот поселок сыграл огромную роль во время Великой Отечественной войны. Несмотря на то что он находится очень далеко от линии фронта, именно через него проходила воздушная линия, по которой наша страна получала по договору ленд-лиза – специальной программе кредитования союзников – самолеты из США.
Воздушная трасса между Аляской и поселком заработала осенью 1942 года. Из-за сурового климата так называемый АлСиб считали одним из сложнейших воздушных коридоров. Американцы говорили: по такому пути могут летать либо сумасшедшие, либо русские. И русские летали. За все время работы опасного маршрута здесь погибли 114 советских пилотов.
Летчики забирали американские самолеты в городе Фэрбанксе. Здесь авиатехнику приводили в порядок и передавали красноармейцам. Западные асы наотрез отказывались перегонять боевые машины через Берингов пролив на Чукотку из-за высокой опасности.
На аэродроме Уэлькаль самолеты совершали первую посадку после Аляски. Благодаря мужеству летчиков советская армия пополнилась 7000 новых крылатых машин.
Генерал-майор Чибисов
Этот поселок сыграл огромную роль во время Великой Отечественной войны. Несмотря на то что он находится очень далеко от линии фронта, именно через него проходила воздушная линия, по которой наша страна получала по договору ленд-лиза – специальной программе кредитования союзников – самолеты из США.
Воздушная трасса между Аляской и поселком заработала осенью 1942 года. Из-за сурового климата так называемый АлСиб считали одним из сложнейших воздушных коридоров. Американцы говорили: по такому пути могут летать либо сумасшедшие, либо русские. И русские летали. За все время работы опасного маршрута здесь погибли 114 советских пилотов.
Летчики забирали американские самолеты в городе Фэрбанксе. Здесь авиатехнику приводили в порядок и передавали красноармейцам. Западные асы наотрез отказывались перегонять боевые машины через Берингов пролив на Чукотку из-за высокой опасности.
На аэродроме Уэлькаль самолеты совершали первую посадку после Аляски. Благодаря мужеству летчиков советская армия пополнилась 7000 новых крылатых машин.
Генерал-майор Чибисов
Кроме боевой техники по авиалинии перевозили гуманитарные грузы, дипломатическую почту и сотрудников посольств. А зимой 1943 года Советский Союз договорился о поставках американских патрульных бомбардировщиков "Каталина". Перегоном "летающих крепостей" в СССР руководил Максим Чибисов. По словам Елены Рубиной, дочери прославленного летчика, из-за секретности операции ее отцу запретили любые контакты с семьей до окончания войны.
"Мой отец был всю жизнь засекречен, поэтому многие исторические моменты, которые мало кому известны, написаны были в его дневниках и рукописях. Сложностей было много: то самолеты не поставляли, то их поставляли в разобранном виде, то они были без хвоста, то они оказались со сломанным крылом – все это нужно было контролировать и осуществлять приемку самолетов на базе", – поделилась Рубина.
Секретные пути В своих дневниках Чибисов планировал новые маршруты, записывал детали полетов и составлял характеристики на пилотов полка, но подробностей операций никогда не рассказывал. Впервые он нарушил молчание в конце 70-х: во время празднования юбилея достал карту и нарисовал секретные воздушные маршруты.
"Северный маршрут составлял 45 часов полета, восточный маршрут – 30 часов полета и шесть тысяч километров. И последний маршрут, которым летел Чибисов с пятью самолетами через Париж, составлял больше 100 часов полета и 19 тысяч километров", – рассказала Рубина.
Американская военная база с "летающими крепостями" находилась в Элизабет-Сити. Здесь и сегодня расположен один из крупнейших центров Береговой охраны США. Чтобы освоить неизвестную советским пилотам технику, командование американских ВВС впервые в истории разрешило разместить на засекреченном военном объекте летчиков из СССР.
Принцип ленд-лиза
"Мой отец был всю жизнь засекречен, поэтому многие исторические моменты, которые мало кому известны, написаны были в его дневниках и рукописях. Сложностей было много: то самолеты не поставляли, то их поставляли в разобранном виде, то они были без хвоста, то они оказались со сломанным крылом – все это нужно было контролировать и осуществлять приемку самолетов на базе", – поделилась Рубина.
Секретные пути В своих дневниках Чибисов планировал новые маршруты, записывал детали полетов и составлял характеристики на пилотов полка, но подробностей операций никогда не рассказывал. Впервые он нарушил молчание в конце 70-х: во время празднования юбилея достал карту и нарисовал секретные воздушные маршруты.
"Северный маршрут составлял 45 часов полета, восточный маршрут – 30 часов полета и шесть тысяч километров. И последний маршрут, которым летел Чибисов с пятью самолетами через Париж, составлял больше 100 часов полета и 19 тысяч километров", – рассказала Рубина.
Американская военная база с "летающими крепостями" находилась в Элизабет-Сити. Здесь и сегодня расположен один из крупнейших центров Береговой охраны США. Чтобы освоить неизвестную советским пилотам технику, командование американских ВВС впервые в истории разрешило разместить на засекреченном военном объекте летчиков из СССР.
Принцип ленд-лиза
За полтора года спецгруппа Максима Чибисова переправила в СССР около двухсот летающих машин. Кроме авиации по ленд-лизу США поставляли в СССР танки, боеприпасы, оборудование, станки, продовольствие и медикаменты. При этом уничтоженная во время войны техника и использованные материалы оплате не подлежали. Все остальное следовало вернуть после завершения боевых действий.
За годы войны советская армия получила более 12 тысяч танков и 13 тысяч самолетов. Но, по словам историков, доля иностранной техники в отечественном военном парке едва превысила 10 процентов от общего количества произведенных в СССР боевых машин.
"Изначально эта программа была сделана исключительно для Великобритании. Причем споры по ленд-лизу шли очень долго. По сути дела, американцы распространили ленд-лиз на Советский Союз только после успешного контрнаступления под Москвой, когда поняли, что Советский Союз может сопротивляться и, соответственно, сможет окупить те расходы, которые дает ленд-лиз", – пояснил историк Ярослав Листов.
Проблемы с поставками
За годы войны советская армия получила более 12 тысяч танков и 13 тысяч самолетов. Но, по словам историков, доля иностранной техники в отечественном военном парке едва превысила 10 процентов от общего количества произведенных в СССР боевых машин.
"Изначально эта программа была сделана исключительно для Великобритании. Причем споры по ленд-лизу шли очень долго. По сути дела, американцы распространили ленд-лиз на Советский Союз только после успешного контрнаступления под Москвой, когда поняли, что Советский Союз может сопротивляться и, соответственно, сможет окупить те расходы, которые дает ленд-лиз", – пояснил историк Ярослав Листов.
Проблемы с поставками
Несмотря на четкие протоколы и прописанные в них сроки поставок, договоренности постоянно нарушали. Да и отправляли в СССР союзники не новые машины, а устаревшую или неисправную технику, к тому же без запчастей. В результате доставленные с таким трудом танки и самолеты вместо того, чтобы отправляться на фронт, подолгу стояли в ангарах мертвым грузом.
Поставку боеспособной техники наладил дед Екатерины Бурлаковой – Николай Харламов. Во время войны дипломат отвечал за снабжение по морским путям в Мурманск. По словам внучки адмирала, Николай Михайлович сам принимал всю технику и даже переводил документы и инструкции, если они были. А случалось такое редко.
"Никто не присылал эти вещи с инструкциями на русском языке. Англичане оставляли себе то, что получше, а то, что не очень нужно им, отправляли нам. Николай Михайлович, конечно, сразу это понял, когда занялся вопросами поставок, и пресек это дело", – рассказала внучка адмирала Николая Харламова Екатерина Бурлакова.
Харламов организовал комиссию контроля качества и начал отправлять в союзные страны советских специалистов. Они приезжали на британские и американские заводы и следили за тем, какую технику готовят для отправки в СССР.
Но с наступлением первой зимы появилась новая проблема: большинство танков, шедших через Арктику, пришли с треснувшими радиаторами. Оказалось, английские инженеры не додумались слить воду и из-за низкой температуры охладительную систему просто разорвало.
Помощь Германии
Поставку боеспособной техники наладил дед Екатерины Бурлаковой – Николай Харламов. Во время войны дипломат отвечал за снабжение по морским путям в Мурманск. По словам внучки адмирала, Николай Михайлович сам принимал всю технику и даже переводил документы и инструкции, если они были. А случалось такое редко.
"Никто не присылал эти вещи с инструкциями на русском языке. Англичане оставляли себе то, что получше, а то, что не очень нужно им, отправляли нам. Николай Михайлович, конечно, сразу это понял, когда занялся вопросами поставок, и пресек это дело", – рассказала внучка адмирала Николая Харламова Екатерина Бурлакова.
Харламов организовал комиссию контроля качества и начал отправлять в союзные страны советских специалистов. Они приезжали на британские и американские заводы и следили за тем, какую технику готовят для отправки в СССР.
Но с наступлением первой зимы появилась новая проблема: большинство танков, шедших через Арктику, пришли с треснувшими радиаторами. Оказалось, английские инженеры не додумались слить воду и из-за низкой температуры охладительную систему просто разорвало.
Помощь Германии
США, которые так гордятся своим вкладом в Победу, помогали обеим сторонам конфликта. Союзным войскам поставляли технику, а гитлеровской Германии американские бизнесмены продавали топливо и смазочные материалы. Нефтяная корпорация Джона Рокфеллера обогатилась на войне на 20 миллионов долларов. И это не по нынешнему курсу – тогда доллар стоил в десятки раз больше. Венесуэльский филиал рокфеллеровской компании ежемесячно отправлял в Третий рейх более 10 тысяч тонн сырой нефти. А еще из США немцам поставляли вольфрам, синтетический каучук и автозапчасти. Снабжение обеспечивал давний друг фюрера – Генри Форд – старший.
"Standard Oil даже заправляло подлодки, которые топили американские, английские суда. Когда американские войска вошли на территорию Европы, они были очень неприятно удивлены, увидев, что немцы сражаются на "фордах" американского производства. General Motors в общей сложности получила доходов от своих филиалов в Германии больше, чем от своих филиалов в Соединенных Штатах Америки за этот же период. США далеко не занимались благотворительностью, а четко выискали только свою прибыль", – пояснил историк.
Цена техники
"Standard Oil даже заправляло подлодки, которые топили американские, английские суда. Когда американские войска вошли на территорию Европы, они были очень неприятно удивлены, увидев, что немцы сражаются на "фордах" американского производства. General Motors в общей сложности получила доходов от своих филиалов в Германии больше, чем от своих филиалов в Соединенных Штатах Америки за этот же период. США далеко не занимались благотворительностью, а четко выискали только свою прибыль", – пояснил историк.
Цена техники
После окончания войны США выставили СССР счет на 1,3 млрд долларов. На фоне списания ленд-лизовских долгов союзникам это выглядело откровенным грабежом, поэтому Сталин потребовал пересчитать сумму. Американцы признали ошибку, но накрутили на процентах.
"Именно благодаря ленд-лизу американская промышленность не стагнировала в течение всего периода Второй мировой войны, а развивала свои мощности и смогла захватить все европейские и колониальные рынки после войны. По сути дела, ленд-лиз обеспечил ту гегемонию доллара, которую сейчас мы все вместе пожинаем", – говорит эксперт.
В 1972 году СССР и США подписали так называемое Вашингтонское соглашение. По условиям договора, Советский Союз обязался выплатить более 700 миллионов долларов. После его распада долги взяла на себя Российская Федерация, которая рассчиталась по ленд-лизу в августе 2006 года. Фото: Скриншот видео Рен тв
"Именно благодаря ленд-лизу американская промышленность не стагнировала в течение всего периода Второй мировой войны, а развивала свои мощности и смогла захватить все европейские и колониальные рынки после войны. По сути дела, ленд-лиз обеспечил ту гегемонию доллара, которую сейчас мы все вместе пожинаем", – говорит эксперт.
В 1972 году СССР и США подписали так называемое Вашингтонское соглашение. По условиям договора, Советский Союз обязался выплатить более 700 миллионов долларов. После его распада долги взяла на себя Российская Федерация, которая рассчиталась по ленд-лизу в августе 2006 года. Фото: Скриншот видео Рен тв
138 тысяч самолетов - это опечатка. За годы войны из США и Великобритании было поставлено не более 21 тыс. самолетов. По трассе АЛСИБ - 7908 машин.
................
"...по словам историков, доля иностранной техники в отечественном военном парке едва превысила 10 процентов от общего количества произведенных в СССР боевых машин".
Не совсем понятно - долю какой именно ленд-лизовской техники историки имеют в виду. Вообще всей или только авиационной? Но так или иначе историкам непременно следует напоминать, что главным в поставках из США и Великобритании было не техника, а сырьё. С первых месяцев войны СССР потерял территории с огромным промышленным потенциалом. Прежде всего - химические и металлургические комбинаты. Этот такие предприятия, которые эвакуировать в тыл практически не представлялось возможным. И вскоре советская оборонная промышленность стала ощущать дефицит в цветных металлах, порохе, взрывчатке, каучуке...
Вот тут и пришли на помощь союзники.
Одного только пороха СССР получил 127 тыс. тонн, что соответствует 49,5%(! ) от всего пороха, использованного Красной Армией в 1941-1945 г.г.
А еще за всю войну советские заводы получили от союзников 38 тысяч станков и множество иного оборудования, при помощи которого производились советские танки и самолеты.
Вот теперь можно было бы попробовать подсчитать "проценты" иностранной техники.
...............
"По сути дела, американцы распространили ленд-лиз на Советский Союз только после успешного контрнаступления под Москвой..."
А по существу делу корабли с поставками начали приходить в СССР уже в августе 1941 года. В Мурманск из Англии и во Владивосток из США.
..................
Несмотря на четкие протоколы и прописанные в них сроки поставок, договоренности постоянно нарушали. Да и отправляли в СССР союзники не новые машины, а устаревшую или неисправную технику, к тому же без запчастей.
Знакомая риторика. В лучших традициях советских пропагандистов!
Даже, если в первый период американцы поставляли "устаревшую технику", то они делились с нами и англичанами тем, что у них тогда было под рукой. На полную мощность промышленность США заработала только после атаки японцев на Перл-Харбор. Например, до начала Второй Мировой войны в американской армии насчитывалось всего 325 танков! И это не опечатка: триста двадцать пять штук.
Это, во-первых.
А во-вторых, мертвым грузом самолеты стояли в ангарах из-за того, что пребывающие в США советские специалисты, ответственные за заказы и логистику, не умели толком с этим делом справиться. И начиналась неразбериха: самолет плыл в Мурманск, а винт к его мотору - в Иран (Персидский маршрут ).
Достаточно сказать, что из прибывших осенью 1941 года в Лондон специалистов практически никто не говорил по-английски.
Короче говоря, плохому танцору всегда "что-то" между ногами мешает.
"США, которые так гордятся своим вкладом в Победу, помогали обеим сторонам конфликта. Союзным войскам поставляли технику, а гитлеровской Германии американские бизнесмены продавали топливо и смазочные материалы".
А это уже откровенные помои на голову союзников.
Во-первых, поставить знак равенства между государством (США ) и частными лицами (хоть и бизнесменами ) может либо долб@@б, либо провокатор.
Во-вторых, ни один долб@@б-провокатор пока что не может ответить на простой вопрос: если американские бизнесмены что-то там продавали гитлеровской Германии, то в какие немецкие порты или порты оккупированных немцами стран приходили транспортные суда с их товаром?
...............
"После окончания войны США выставили СССР счет на 1,3 млрд долларов. На фоне списания ленд-лизовских долгов союзникам это выглядело откровенным грабежом, поэтому Сталин потребовал пересчитать сумму..."
Восхитительно! И тов. Сталин опять мАлАдЭц, вах!
Об одном только автор "забыл" упомянуть - о общих затратах союзников на производство и транспортировку ленд-лизовских поставок в СССР. А они внесли 11,3 млрд. долларов. То есть, требование оплатить всего 10% (ДЕСЯТЬ процентов! ) своих затрат называется "откровенным грабежом"!!!
У меня всему этому тоже есть название - ОТКРОВЕННОЕ ХАМСТВО! И еще - чистая халявщина. Потому что сумма была снижена до 800 млн. $. Да и то большевики платить не спешили.
И да - последний транш ушел в 2006 году. Спустя шесть десятилетий после начала поставок!
Но какой-то доморощенный "эксперт" без тени смущения заявляет, что - "Именно благодаря ленд-лизу американская промышленность не стагнировала в течение всего периода Второй мировой войны, а развивала свои мощности и смогла захватить все европейские и колониальные рынки после войны".
Вот сволочь какая, эта ихняя промышленность, а! Заместо того, чтоб сдохнуть, развивала мощности и захватила рынки!
Вывод из прочитанного - никакой пользы от ентого лендлиза. Тока вред! Не случайно в 1998 году депутатка Госдумы Светлана Орлова подошла вице-президенту США А. Гору и задала ему вопрос: "А что же вы по ленд-лизу-то до сих пор не рассчитались с Россией?"
Я не удивлюсь, если такие вопросы будут и впредь задаваться. Ведь "историки" и "эксперты" стараются вовсю...