‘Дальше два-три скучных изгиба дороги и перед нами из-за пригорка вновь выступают красные кирпичные здания завода с его высокими трубами.
Это - цементный завод Акционерного Общества «Цепь». Хорошенькие домики-особнячки для служащих стоят над пыльной дорогой; серые от пыли громады заводских зданий громоздятся повыше.’ * 127 лет назад 10 июля 1898 года был высочайше утвержден Устав акционерного общества Новороссийского завода портландского цемента ‘Цепь’. Для нас название ‘Октябрь’ более знакомо. Так завод станет называться в 1922 году. Это был второй цементный завод, построенный в Новороссийске. Первый был построен 16-тью годами ранее в 1882 году. Новый завод располагался чуть дальше первого, если двигаться в сторону Геленджика (отмечен на карте). А первый завод после появления нового стали называть Староцементным. На заводе «Цепь» поначалу работало 415 человек. Прибыль в первый год работы оказалась невелика. На заводе были установлены шахтные печи Шнейдера непрерывного действия, что являлось шагом вперед по сравнению с печами периодического действия на Староцементном. Завод начинал с пяти шахтных печей, но к 1912 году их стало уже пятнадцать. 🛢️В 1900 году было выпущено более 200 тыс. бочек цемента (32,2 тыс. тонн), а в 1912 году - почти в два раза больше. Работа, как и на Староцементном, была вручную на всех узлах цементного производства. Использовалась конная тяга лишь на доставке камня из карьеров к печам, что скоро стало нерентабельным, и с 1900 года началось строительство бремсбергов (Бремсберг - это транспортное устройство для спуска грузов в вагонетках по наклонным рельсовым путям с помощью канатной передачи. На видео макет из музея цементной промышленности). В том же году появились на заводе орудия труда и приспособления, приводимые в действие двигателями. Продукция завода «Цепь» находила сбыт в различных точках России. В 1916 году цемент поставлялся Севастопольской, Выборгской крепостям, Кронштадтскому, Гагринскому портам, военно-стратегической железной дороге, управлению военных сообщений, Охотинскому пороховому заводу и другим. *Описание этого района из ‘Справочник и путеводитель по Черноморской губернии 1904 год.’ 📖 Подробнее об истории цементной промышленности можно прочитать в книге ‘Новороссийский цемент 120’. Музей цементной промышленности пока закрыт на реконструкцию. Материал подготовлен каналом: Новороссийск: история, книги, родословная
НОВОРОССИЙСК.ГЕЛЕНДЖИК.АНАПА.КРЫМСК. объявления
‘Дальше два-три скучных изгиба дороги и перед нами из-за пригорка вновь выступают красные кирпичные здания завода с его высокими трубами.
Это - цементный завод Акционерного Общества «Цепь». Хорошенькие домики-особнячки для служащих стоят над пыльной дорогой; серые от пыли громады заводских зданий громоздятся повыше.’ *
127 лет назад 10 июля 1898 года был высочайше утвержден Устав акционерного общества Новороссийского завода портландского цемента ‘Цепь’.
Для нас название ‘Октябрь’ более знакомо. Так завод станет называться в 1922 году.
Это был второй цементный завод, построенный в Новороссийске. Первый был построен 16-тью годами ранее в 1882 году.
Новый завод располагался чуть дальше первого, если двигаться в сторону Геленджика (отмечен на карте). А первый завод после появления нового стали называть Староцементным.
На заводе «Цепь» поначалу работало 415 человек. Прибыль в первый год работы оказалась невелика. На заводе были установлены шахтные печи Шнейдера непрерывного действия, что являлось шагом вперед по сравнению с печами периодического действия на Староцементном. Завод начинал с пяти шахтных печей, но к 1912 году их стало уже пятнадцать.
🛢️В 1900 году было выпущено более 200 тыс. бочек цемента (32,2 тыс. тонн), а в 1912 году - почти в два раза больше.
Работа, как и на Староцементном, была вручную на всех узлах цементного производства. Использовалась конная тяга лишь на доставке камня из карьеров к печам, что скоро стало нерентабельным, и с 1900 года началось строительство бремсбергов (Бремсберг - это транспортное устройство для спуска грузов в вагонетках по наклонным рельсовым путям с помощью канатной передачи. На видео макет из музея цементной промышленности). В том же году появились на заводе орудия труда и приспособления, приводимые в действие двигателями.
Продукция завода «Цепь» находила сбыт в различных точках России. В 1916 году цемент поставлялся Севастопольской, Выборгской крепостям, Кронштадтскому, Гагринскому портам, военно-стратегической железной дороге, управлению военных сообщений, Охотинскому пороховому заводу и другим.
*Описание этого района из ‘Справочник и путеводитель по Черноморской губернии 1904 год.’
📖 Подробнее об истории цементной промышленности можно прочитать в книге ‘Новороссийский цемент 120’.
Музей цементной промышленности пока закрыт на реконструкцию.
Материал подготовлен каналом: Новороссийск: история, книги, родословная