12 янв
Секретный проект "Зебра".
Как американцы предали братство по оружию.
В Приморье археологи нашли пропавшую в годы Великой Отечественной войны американскую "летающую лодку" PBN-1 "Каталина", переданную в СССР по программе ленд-лиза.
Эта "летающая лодка" почти 73 года считалась пропавшей без вести. Утром 10 августа 1945 года самолёт-амфибия PBN-1 "Каталина" из 115-го морского разведывательного авиаполка Тихоокеанского флота вылетел из бухты Суходол на специальное задание — поиск японских кораблей. Полёт был долгим — более 12 часов в воздухе, но экипажу старшего лейтенанта Василия Кубышкина было не привыкать — разведка есть разведка.
Наконец около девяти часов вечера штурман Михаил Криничный вышел на связь по радио:
— Врага не видно, возвращаемся домой на базу, отбой!
Больше PBN-1 "Каталина" никто не видел. Лишь через несколько недель стало известно, что жители рыбацкого посёлка Тазгоу в бухте Спокойная обнаружили на берегу тела трёх советских лётчиков, у которых при себе были обнаружены документы на имя старшего лейтенанта Василия Кубышкина, штурмана Михаила Криничного и стрелка Георгия Чернышова. Пилотов похоронили, документы передали в прокуратуру.
Но ни останков самолёта, ни тел остальных членов экипажа — всего на борту "летающей лодки" в тот день находилось шестеро пилотов — найти не удалось.
И вот в мае 2018 года члены поискового отряда "Авиапоиск", уже не первый год прочёсывавшие дно бухты Спокойная, заявили наконец об обнаружении останков самолёта — по данным поисковиков, разбившаяся "Каталина" лежит на глубине 20 метров.
Эта "летающая лодка" почти 73 года считалась пропавшей без вести. Утром 10 августа 1945 года самолёт-амфибия PBN-1 "Каталина" из 115-го морского разведывательного авиаполка Тихоокеанского флота вылетел из бухты Суходол на специальное задание — поиск японских кораблей. Полёт был долгим — более 12 часов в воздухе, но экипажу старшего лейтенанта Василия Кубышкина было не привыкать — разведка есть разведка.
Наконец около девяти часов вечера штурман Михаил Криничный вышел на связь по радио:
— Врага не видно, возвращаемся домой на базу, отбой!
Больше PBN-1 "Каталина" никто не видел. Лишь через несколько недель стало известно, что жители рыбацкого посёлка Тазгоу в бухте Спокойная обнаружили на берегу тела трёх советских лётчиков, у которых при себе были обнаружены документы на имя старшего лейтенанта Василия Кубышкина, штурмана Михаила Криничного и стрелка Георгия Чернышова. Пилотов похоронили, документы передали в прокуратуру.
Но ни останков самолёта, ни тел остальных членов экипажа — всего на борту "летающей лодки" в тот день находилось шестеро пилотов — найти не удалось.
И вот в мае 2018 года члены поискового отряда "Авиапоиск", уже не первый год прочёсывавшие дно бухты Спокойная, заявили наконец об обнаружении останков самолёта — по данным поисковиков, разбившаяся "Каталина" лежит на глубине 20 метров.
нтересно, что новость об обнаружении "летающей лодки" прозвучала на фоне другой новости: власти американского городка Элизабет-Сити, что в штате Северная Каролина, отказались устанавливать памятник погибшим советским и американским лётчикам, которые в годы Второй мировой войны по программе ленд-лиза перегоняли американские самолёты PBN-1 "Каталина" в СССР.
Дескать, герои героями, но вспоминать сейчас советско-американское братство по оружию совершенно не в моде.
Авиаконструктор Айзек Лэнгдон из авиастроительной компании Consolidated Aircraft, придумавший "летающую лодку", полагал, что создаёт самолёт для миллионеров, путешествующих по таким тропическим островам — гидро-самолётам, способным садиться на поверхность моря, не нужны на аэродромы, ни специально оборудованные взлётно-посадочные полосы.
Авиаконструктор Айзек Лэнгдон из авиастроительной компании Consolidated Aircraft, придумавший "летающую лодку", полагал, что создаёт самолёт для миллионеров, путешествующих по таким тропическим островам — гидро-самолётам, способным садиться на поверхность моря, не нужны на аэродромы, ни специально оборудованные взлётно-посадочные полосы.
С началом Второй мировой войны "Каталину" стали выпускать специально для продажи Великобритании — для Королёвских ВМС такие самолёты стали незаменимым средством для слежки за немецкими кораблями.
Заинтересовались самолётами PBY "Каталина" и советские военачальники. Но американцы поначалу наотрез отказались продавать СССР новейшие самолёты.
Заключению дополнительных договоров к договору о ленд-лизе способствовала и ситуация на тихоокеанском театре военных действий. После кровопролитных и тяжёлых боёв за остров Гуадалканал, продолжавшихся в течение 6 месяцев, в Белом доме осознали, что сломить агрессивную Японию силами одного флота будет невозможно. И тогда президент Рузвельт решил привлечь на свою сторону Красную армию, имевшую на своём счету разгром в Манчжурии элитной Квантунской армии. Поэтому в Вашингтоне распорядились поставлять в СССР все модели самолётов, которые только пожелает Москва.
Американцы строго засекретили проект поставок "Каталин" для русских союзников, присвоив ему кодовое название "Проект "Зебра", и информация об этой операции была рассекречена только в 1992 году."
Заинтересовались самолётами PBY "Каталина" и советские военачальники. Но американцы поначалу наотрез отказались продавать СССР новейшие самолёты.
Заключению дополнительных договоров к договору о ленд-лизе способствовала и ситуация на тихоокеанском театре военных действий. После кровопролитных и тяжёлых боёв за остров Гуадалканал, продолжавшихся в течение 6 месяцев, в Белом доме осознали, что сломить агрессивную Японию силами одного флота будет невозможно. И тогда президент Рузвельт решил привлечь на свою сторону Красную армию, имевшую на своём счету разгром в Манчжурии элитной Квантунской армии. Поэтому в Вашингтоне распорядились поставлять в СССР все модели самолётов, которые только пожелает Москва.
Американцы строго засекретили проект поставок "Каталин" для русских союзников, присвоив ему кодовое название "Проект "Зебра", и информация об этой операции была рассекречена только в 1992 году."
Да у вас разные фамилии, аркаша...
Браво!