Камуфляж и обозначения германских самолетов 1935-1945.(Окончание)
ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ
После проигранной Битвы за Англию немецкая авиация на Западном фронте потеряла стратегическую инициативу, а с 1942 г. - после объединения британских и американских сил и начала мощных налетов на территорию самого Рейха - перешла к обороне. В это время на истребителях, базировавшихся в Северной Франции и вылетавших с целью перехвата армад союзных бомбардировщиков, .продолжали использоваться элементы быстрой идентификации в виде желтых, красных или белых рулей направления и капотов двигателей, унаследованных от «мессершмиттов», участвовавших в Битве за Англию. И хотя сменилась материальная часть (вместо Bf 109 Е появились новейшие Bf 109 F и G и Fw 190 А), но и теперь машины из JG 26 или JG 2 несли желтые идентификационные обозначения, чаще всего целиком носы фюзеляжей и рули направления или только их фрагменты. Например, на Fw 190 А из JG 26 желтым были окрашены лишь нижние части капота и руль -Fw 190 А-2, W.Nr.419, «черный 1» из II группы (камуфляж RLM 74/75/76). Желтый цвет (RLM 04) появился и на «мессершмиттах» - в апреле 1941 г. ас-истребитель Адольф Галланд, командир JG 26, пилотировал Bf 109 F-2, W.Nr.6714 с желтыми носом, коком и рулем направления, на котором механики нарисовали 58 красных и 2 черных отметки побед. «Серый» камуфляж RLM 74/75/ 76 дополняли шевроны командира, черные с белыми обводками, и эмблема эскадры под кабиной с обеих сторон корпуса. В 1943 г. на Западном фронте начали появляться полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа, означающие принадлежность к части. Позднее, в течение 1944 г., появилась система цветных полос, наносимых по стандарту, так называемых «Reichsverteididung Band» - полос защиты Рейха. Во второй половине 1943 г. в JG 1 на Fw 190 использовались красные нижние фрагменты капота и руль направления и все чаще красная полоса вокруг фюзеляжа, принятая позднее как обозначение JG 300. В JGr.50, под командованием аса Восточного фронта майора Германа Графа, для отличения самолетов этой группы от других частей, защищавших Германию, использовался белый цвет. Им окрашивался руль направления или весь вертикальный киль - сам командир воевал на таком Bf 109 G-6/R6, W.Nr.15919, «красный 1» в стандартном камуфляже RLM 74/75/76 с обозначенными на руле направления 105 победами.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ
Кроме элементов быстрой идентификации, применяемых с середины 1940 г., таких как желтые или белые носы фюзеляжа, рули направления или оконцовки крыльев, на самолетах рисовались также эмблемы частей или личные эмблеме пилотов, символы полученных наград (например, Рыцарского креста), отметки воздушных побед или пораженных наземных целей. Интересным явлением было, между прочим, рисование на носах фюзеляжей «мессершмиттов» Bf 110 из ZG 76 акульих пастей красного цвета с белыми зубами как эмблемы части. Представляется, что такой «американский» акцент не мог появиться в Люфтваффе, но однако в 1940 г. над Дюнкерком Bf 110 сражались с акульими пастями на фюзеляжах, подобно известным американским «Tomahawk» P-40 в Китае. Одним из многих примеров может служить Bf 110 С-2, М8+ЕР из 6 эскадрильи, окрашенный по схеме RLM 70/71/65 с желтыми буквами «Е» на фюзеляже и верхних поверхностях крыльев, рядом с крестами (желтыми были и носки коков винтов - цвета эскадрильи). Акулья пасть была нарисована на нижней части носовой пушечной установки. В 1941 г. камуфляж был изменен на новую схему RLM 74/75/76, но акулья пасть и далее оставалась нестандартной эмблемой эскадры. Из правила были исключения: в III группе вместо пасти рисовалась «мертвая голова», роль глазных впадин которой играли стволы бортовых пушек, установленные в носовой части фюзеляжа. Изображение белого черепа дополнялось рисунками берцовых костей на боковых панелях. Следующим примером интересного обозначения в виде масштабного рисунка была эмблема ZG 1: оса с большой головой, нарисованная на передней части фюзеляжа Bf 110 С, F, G от носа до ветровых щитков (в 1943 г. в Италии и на Восточном фронте). Экземпляр Bf 110 G-2/trop, 2J+CN из 5 эскадрильи, базировавшийся в Италии, нес такую эмблему, кстати, соответствующую своей части: «Wespe» (oca) - таково было неофициальное немецкое название эскадры. Камуфляж самолета RLM 74/75/76. Белая полоса на фюзеляже была обозначением Средиземноморского ТВД. Первая часть кода была уменьшена в четыре раза по сравнению со стандартом, индивидуальная буква имела нормальный размер и цвет эскадрильи (красный), как и носки коков. Кресты были черные, но без черных обводок. Орел был геральдической темой, охотно использовавшейся в эмблемах многих эскадр Люфтваффе, но в JG 2 получил не встречавшуюся до того форму. В 1942 г. после переоснащения этой части новыми истребителями Fw 190 А начали рисовать на боках их фюзеляжей (вблизи выхлопных патрубков) большую стилизованную голову орла черного цвета с белой обводкой, занимающую часть капота двигателя вплоть до стыка с крылом. «Фокке-вульфы» в тот период несли камуфляж RLM 74/75/76 и желтые или красные элементы быстрой идентификации -руль направления и низ капота. Рисунок орлиной головы на других экземплярах отличался незначительно, например, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8 эскадрильи имел рисунок орла с упрощенным контуром клюва; еще одна машина, как Fw 190 А-3, W.Nr.0514, «желтый 2» из 9 эскадрильи, имела «безголового» орла - после замены съемной части капота, на которой находилась часть рисунка, на новую, покрытую только камуфляжем.
МОРСКИЕ КАМУФЛЯЖИ
Цветами RLM 72/73/65 окрашивались самолеты, атаковавшие союзные конвои в Атлантическом океане в 1941-44 гг. Эти действия координировало авиационное командование Атлантики (Fliegerfuhrer Atlantik), образованное в марте 1941 г. В морском камуфляже над океаном сражались сначала Fw 200 «Condor» из I./KG 40, Не 111 из III./KG 40, вооруженные торпедами Не 115 из KuFlGr 506, Ju 88 и Bf ПО в версиях разведчиков из 3.(F)/1236, а также летающие лодки и гидросамолеты, такие как Do 18 или Аг 196. Основы обозначений эскадр и групп были те же самые, что и в случае сухопутных самолетов -черные буквенно-цифровые коды частей и цветные (желтые, красные, белые, зеленые) индивидуальные буквы. Летом 1941 г. к ранее перечисленным частям добавились новые, оснащенные самолетами также в морском камуфляже: II./KG 40 с Do 217 Е; KuGr. 606, KuFlGr 106 и 506 с Ju 88 A, KuFlGr 906 с Не 115 и BFGr. 196 с Аг 196 и Не 114. Две из этих частей - KuFlGr 106 и 506, сменившие матчасть с Не 115 на Ju 88 - принимали участие в операциях в Бискайском заливе. «Юнкерсы» сверху окрашивались серо-зелеными красками (RLM 72/73), а снизу - черной, нанесенной в полевых условиях на стандартную RLM 65. Черной краской закрашивались также все белые элементы: кресты, свастики, кодовые буквы. Один из «юнкерсов» 1./KuFlGr 506 - Ju 88 S4+OH -был черный снизу, и черным были закрашены желтые буквы кода, оставляя только тонкую обводку. На аэродромах, расположенных по берегам Средиземного моря, базировались самолеты морской авиации из SAGr. 125 и 126 (гидросамолеты Аг 196 и Fokker F.VIII W) и морские спасательные части (Do 24). Часть машин имела желтые оконцовки крыльев или белые носы и рули направления, как например применявшиеся некоторое время гидросамолеты Не 60. На Балтийском море и в Норвегии стандартом было использование желтых идентификационных элементов - полос вокруг фюзеляжа и оконцовок крыльев - как на Восточном фронте в 1941-45 гг. Интересным нюансом, отличающим морские самолеты от сухопутных, был способ окраски лопастей винтов. В то время как у армейских машин лопасти окрашивались черно-зеленой краской (RLM 70) без выделения их концовок предостерегающим цветом (например, желтым, как это делали американцы или англичане), то у морских машин, например, Do 18 или Do 26, лопасти цвета RLM 70 имели концовки, окрашенные тремя цветами: желтым (RLM 04), голубым (RLM 24) и красным (RLM 23). Летом 1940 г. сбитые немецкие пилоты, воспользовавшиеся парашютами и приводнившиеся в Ла-Манше или Северном море, могли рассчитывать на появление спасательных самолетов и судов Кригсмарине. Гидросамолеты Не 59 спасательной службы были полностью окрашены в белый цвет с красными крестами на месте стандартных Balkenkreuz, а на вертикальном киле была нанесена красная полоса с черной свастикой в белом круге, повернутой на 45± по отношению к стандартной. Сбоку, между свастикой и передней кромкой киля, находился белый орел Люфтваффе. Поскольку такие самолеты выполняли гуманитарные задачи, они несли не войсковые обозначения, а гражданские (например, Не 59 С-2 из Zeenotflugkommando 3 с кодом D-A+SAM). Несмотря на это англичане считали оправданным уничтожение этих самолетов, полагая, что они участвуют в военных действиях. Немцы отреагировали сменой окраски спасательных машин, введя морской камуфляж RLM 72/73/65 с заводскими войсковыми кодами на боках фюзеляжа, нарисованными в основном черным цветом, (например, Не 59 С-2, W.Nr.7289, DA+WT из Zeenotflugkommando 3 или Не 59 D-1, W.Nr.2602, NE+UX из Zeenotflugkommando 4). Самолеты, предназначенные для перевозки раненых (Ju 52/3ni, Fi 156 Storch) также обозначались только заводскими кодами на фюзеляже и плоскостях и красными крестами в белых кругах. Их камуфляж сначала был однотонный на всех поверхностях (RLM 02), позднее замененный на темно-зеленый тип RLM 70/71/65. Так как эти самолеты действовали в глубине континента, здесь не было «морских» сочетаний, а применялись только «сухопутные» оттенки красок. Морской камуфляж RLM 72/73/ 65 имели также гигантские летающие лодки, шестимоторные BV 222, принадлежавшие в 1941 г. к LTS (See) 222 с кодом «Х4» (позднее реорганизованную в SAGr. 129). BV 222 фирмы Blohm u. Voss сверху были окрашены только одним цветом - RLM 72. «Битва за Атлантику», начавшаяся в 1941 г., происходила между охранением союзных конвоев, плывущих в Великобританию и Россию, и Кригсмарине и Люфтваффе, сосредоточивших значительные силы авиации для действий над Норвежским и Северным морями и Атлантическим океаном. Бомбардировщики, вооруженные торпедами - Не 111 H-6 из KG 40, Ju 88 А-4 из KG 30 и Не 115 из KuFlGr 406 и 906 - с большим успехом атаковали транспортные суда, загруженные войсковым снаряжением американского производства. Камуфляж бомбардировщиков имел «сухопутный» характер, а не «морской» (кроме гидросамолетов Не 115, которые окрашивались сочетанием RLM 72/73/65, как например, Не 115 С-1, 8L+IH из 1./ KuFlGr 906). Головные части авиационных торпед не окрашивались, а оставались цвета натурального металла. Исключением были учебные торпеды, носы которых окрашивались двумя цветами - красным (RLM 23) и белым (RLM21).
Наши и они.ВВС ВОВ
:Александр МеZhакOV
Люфтваффе.
Камуфляж и обозначения германских самолетов 1935-1945.(Окончание)
После проигранной Битвы за Англию немецкая авиация на Западном фронте потеряла стратегическую инициативу, а с 1942 г. - после объединения британских и американских сил и начала мощных налетов на территорию самого Рейха - перешла к обороне. В это время на истребителях, базировавшихся в Северной Франции и вылетавших с целью перехвата армад союзных бомбардировщиков, .продолжали использоваться элементы быстрой идентификации в виде желтых, красных или белых рулей направления и капотов двигателей, унаследованных от «мессершмиттов», участвовавших в Битве за Англию. И хотя сменилась материальная часть (вместо Bf 109 Е появились новейшие Bf 109 F и G и Fw 190 А), но и теперь машины из JG 26 или JG 2 несли желтые идентификационные обозначения, чаще всего целиком носы фюзеляжей и рули направления или только их фрагменты. Например, на Fw 190 А из JG 26 желтым были окрашены лишь нижние части капота и руль -Fw 190 А-2, W.Nr.419, «черный 1» из II группы (камуфляж RLM 74/75/76). Желтый цвет (RLM 04) появился и на «мессершмиттах» - в апреле 1941 г. ас-истребитель Адольф Галланд, командир JG 26, пилотировал Bf 109 F-2, W.Nr.6714 с желтыми носом, коком и рулем направления, на котором механики нарисовали 58 красных и 2 черных отметки побед. «Серый» камуфляж RLM 74/75/ 76 дополняли шевроны командира, черные с белыми обводками, и эмблема эскадры под кабиной с обеих сторон корпуса.
В 1943 г. на Западном фронте начали появляться полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа, означающие принадлежность к части. Позднее, в течение 1944 г., появилась система цветных полос, наносимых по стандарту, так называемых «Reichsverteididung Band» - полос защиты Рейха. Во второй половине 1943 г. в JG 1 на Fw 190 использовались красные нижние фрагменты капота и руль направления и все чаще красная полоса вокруг фюзеляжа, принятая позднее как обозначение JG 300. В JGr.50, под командованием аса Восточного фронта майора Германа Графа, для отличения самолетов этой группы от других частей, защищавших Германию, использовался белый цвет. Им окрашивался руль направления или весь вертикальный киль - сам командир воевал на таком Bf 109 G-6/R6, W.Nr.15919, «красный 1» в стандартном камуфляже RLM 74/75/76 с обозначенными на руле направления 105 победами.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ
Кроме элементов быстрой идентификации, применяемых с середины 1940 г., таких как желтые или белые носы фюзеляжа, рули направления или оконцовки крыльев, на самолетах рисовались также эмблемы частей или личные эмблеме пилотов, символы полученных наград (например, Рыцарского креста), отметки воздушных побед или пораженных наземных целей.
Интересным явлением было, между прочим, рисование на носах фюзеляжей «мессершмиттов» Bf 110 из ZG 76 акульих пастей красного цвета с белыми зубами как эмблемы части. Представляется, что такой «американский» акцент не мог появиться в Люфтваффе, но однако в 1940 г. над Дюнкерком Bf 110 сражались с акульими пастями на фюзеляжах, подобно известным американским «Tomahawk» P-40 в Китае. Одним из многих примеров может служить Bf 110 С-2, М8+ЕР из 6 эскадрильи, окрашенный по схеме RLM 70/71/65 с желтыми буквами «Е» на фюзеляже и верхних поверхностях крыльев, рядом с крестами (желтыми были и носки коков винтов - цвета эскадрильи). Акулья пасть была нарисована на нижней части носовой пушечной установки. В 1941 г. камуфляж был изменен на новую схему RLM 74/75/76, но акулья пасть и далее оставалась нестандартной эмблемой эскадры. Из правила были исключения: в III группе вместо пасти рисовалась «мертвая голова», роль глазных впадин которой играли стволы бортовых пушек, установленные в носовой части фюзеляжа. Изображение белого черепа дополнялось рисунками берцовых костей на боковых панелях.
Следующим примером интересного обозначения в виде масштабного рисунка была эмблема ZG 1: оса с большой головой, нарисованная на передней части фюзеляжа Bf 110 С, F, G от носа до ветровых щитков (в 1943 г. в Италии и на Восточном фронте). Экземпляр Bf 110 G-2/trop, 2J+CN из 5 эскадрильи, базировавшийся в Италии, нес такую эмблему, кстати, соответствующую своей части: «Wespe» (oca) - таково было неофициальное немецкое название эскадры. Камуфляж самолета RLM 74/75/76. Белая полоса на фюзеляже была обозначением Средиземноморского ТВД. Первая часть кода была уменьшена в четыре раза по сравнению со стандартом, индивидуальная буква имела нормальный размер и цвет эскадрильи (красный), как и носки коков. Кресты были черные, но без черных обводок.
Орел был геральдической темой, охотно использовавшейся в эмблемах многих эскадр Люфтваффе, но в JG 2 получил не встречавшуюся до того форму. В 1942 г. после переоснащения этой части новыми истребителями Fw 190 А начали рисовать на боках их фюзеляжей (вблизи выхлопных патрубков) большую стилизованную голову орла черного цвета с белой обводкой, занимающую часть капота двигателя вплоть до стыка с крылом. «Фокке-вульфы» в тот период несли камуфляж RLM 74/75/76 и желтые или красные элементы быстрой идентификации -руль направления и низ капота. Рисунок орлиной головы на других экземплярах отличался незначительно, например, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8 эскадрильи имел рисунок орла с упрощенным контуром клюва; еще одна машина, как Fw 190 А-3, W.Nr.0514, «желтый 2» из 9 эскадрильи, имела «безголового» орла - после замены съемной части капота, на которой находилась часть рисунка, на новую, покрытую только камуфляжем.
МОРСКИЕ КАМУФЛЯЖИ
Цветами RLM 72/73/65 окрашивались самолеты, атаковавшие союзные конвои в Атлантическом океане в 1941-44 гг. Эти действия координировало авиационное командование Атлантики (Fliegerfuhrer Atlantik), образованное в марте 1941 г. В морском камуфляже над океаном сражались сначала Fw 200 «Condor» из I./KG 40, Не 111 из III./KG 40, вооруженные торпедами Не 115 из KuFlGr 506, Ju 88 и Bf ПО в версиях разведчиков из 3.(F)/1236, а также летающие лодки и гидросамолеты, такие как Do 18 или Аг 196. Основы обозначений эскадр и групп были те же самые, что и в случае сухопутных самолетов -черные буквенно-цифровые коды частей и цветные (желтые, красные, белые, зеленые) индивидуальные буквы.
Летом 1941 г. к ранее перечисленным частям добавились новые, оснащенные самолетами также в морском камуфляже: II./KG 40 с Do 217 Е; KuGr. 606, KuFlGr 106 и 506 с Ju 88 A, KuFlGr 906 с Не 115 и BFGr. 196 с Аг 196 и Не 114. Две из этих частей - KuFlGr 106 и 506, сменившие матчасть с Не 115 на Ju 88 - принимали участие в операциях в Бискайском заливе. «Юнкерсы» сверху окрашивались серо-зелеными красками (RLM 72/73), а снизу - черной, нанесенной в полевых условиях на стандартную RLM 65. Черной краской закрашивались также все белые элементы: кресты, свастики, кодовые буквы. Один из «юнкерсов»
1./KuFlGr 506 - Ju 88 S4+OH -был черный снизу, и черным были закрашены желтые буквы кода, оставляя только тонкую обводку.
На аэродромах, расположенных по берегам Средиземного моря, базировались самолеты морской авиации из SAGr. 125 и 126 (гидросамолеты Аг 196 и Fokker F.VIII W) и морские спасательные части (Do 24). Часть машин имела желтые оконцовки крыльев или белые носы и рули направления, как например применявшиеся некоторое время гидросамолеты Не 60.
На Балтийском море и в Норвегии стандартом было использование желтых идентификационных элементов - полос вокруг фюзеляжа и оконцовок крыльев - как на Восточном фронте в 1941-45 гг. Интересным нюансом, отличающим морские самолеты от сухопутных, был способ окраски лопастей винтов. В то время как у армейских машин лопасти окрашивались черно-зеленой краской (RLM 70) без выделения их концовок предостерегающим цветом (например, желтым, как это делали американцы или англичане), то у морских машин, например, Do 18 или Do 26, лопасти цвета RLM 70 имели концовки, окрашенные тремя цветами: желтым (RLM 04), голубым (RLM 24) и красным (RLM 23).
Летом 1940 г. сбитые немецкие пилоты, воспользовавшиеся парашютами и приводнившиеся в Ла-Манше или Северном море, могли рассчитывать на появление спасательных самолетов и судов Кригсмарине. Гидросамолеты Не 59 спасательной службы были полностью окрашены в белый цвет с красными крестами на месте стандартных Balkenkreuz, а на вертикальном киле была нанесена красная полоса с черной свастикой в белом круге, повернутой на 45± по отношению к стандартной. Сбоку, между свастикой и передней кромкой киля, находился белый орел Люфтваффе.
Поскольку такие самолеты выполняли гуманитарные задачи, они несли не войсковые обозначения, а гражданские (например, Не 59 С-2 из Zeenotflugkommando 3 с кодом D-A+SAM). Несмотря на это англичане считали оправданным уничтожение этих самолетов, полагая, что они участвуют в военных действиях. Немцы отреагировали сменой окраски спасательных машин, введя морской камуфляж RLM 72/73/65 с заводскими войсковыми кодами на боках фюзеляжа, нарисованными в основном черным цветом, (например, Не 59 С-2, W.Nr.7289, DA+WT из Zeenotflugkommando 3 или Не 59 D-1,
W.Nr.2602, NE+UX из Zeenotflugkommando 4). Самолеты, предназначенные для перевозки раненых (Ju 52/3ni, Fi 156 Storch) также обозначались только заводскими кодами на фюзеляже и плоскостях и красными крестами в белых кругах. Их камуфляж сначала был однотонный на всех поверхностях (RLM 02), позднее замененный на темно-зеленый тип RLM 70/71/65. Так как эти самолеты действовали в глубине континента, здесь не было «морских» сочетаний, а применялись только «сухопутные» оттенки красок.
Морской камуфляж RLM 72/73/ 65 имели также гигантские летающие лодки, шестимоторные BV 222, принадлежавшие в 1941 г. к LTS (See) 222 с кодом «Х4» (позднее реорганизованную в SAGr. 129). BV 222 фирмы Blohm u. Voss сверху были окрашены только одним цветом - RLM 72. «Битва за Атлантику», начавшаяся в 1941 г., происходила между охранением союзных конвоев, плывущих в Великобританию и Россию, и Кригсмарине и Люфтваффе, сосредоточивших значительные силы авиации для действий над Норвежским и Северным морями и Атлантическим океаном. Бомбардировщики, вооруженные торпедами - Не 111 H-6 из KG 40, Ju 88 А-4 из KG 30 и Не 115 из KuFlGr 406 и 906 - с большим успехом атаковали транспортные суда, загруженные войсковым снаряжением американского производства. Камуфляж бомбардировщиков имел «сухопутный» характер, а не «морской» (кроме гидросамолетов Не 115, которые окрашивались сочетанием RLM 72/73/65, как например, Не 115 С-1, 8L+IH из 1./ KuFlGr 906). Головные части авиационных торпед не окрашивались, а оставались цвета натурального металла. Исключением были учебные торпеды, носы которых окрашивались двумя цветами - красным (RLM 23) и белым (RLM21).