Люфтваффе.

Камуфляж и обозначения германских самолетов 1935-1945.(Окончание)

Люфтваффе. - 812998504008
ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

После проигранной Битвы за Англию немецкая авиация на Западном фронте потеряла стратегическую ини­циативу, а с 1942 г. - после объедине­ния британских и американских сил и начала мощных налетов на территорию самого Рейха - перешла к обороне. В это время на истребителях, базировав­шихся в Северной Франции и вылетав­ших с целью перехвата армад союзных бомбардировщиков, .продолжали ис­пользоваться элементы быстрой иден­тификации в виде желтых, красных или белых рулей направления и капотов двигателей, унаследованных от «мессершмиттов», участвовавших в Битве за Англию. И хотя сменилась материаль­ная часть (вместо Bf 109 Е появились новейшие Bf 109 F и G и Fw 190 А), но и теперь машины из JG 26 или JG 2 не­сли желтые идентификационные обо­значения, чаще всего целиком носы фюзеляжей и рули направления или только их фрагменты. Например, на Fw 190 А из JG 26 желтым были окраше­ны лишь нижние части капота и руль -Fw 190 А-2, W.Nr.419, «черный 1» из II груп­пы (камуфляж RLM 74/75/76). Желтый цвет (RLM 04) появился и на «мессершмиттах» - в апреле 1941 г. ас-истре­битель Адольф Галланд, командир JG 26, пилотировал Bf 109 F-2, W.Nr.6714 с желтыми носом, коком и рулем на­правления, на котором механики нари­совали 58 красных и 2 черных отметки побед. «Серый» камуфляж RLM 74/75/ 76 дополняли шевроны командира, чер­ные с белыми обводками, и эмблема эскадры под кабиной с обеих сторон корпуса.
В 1943 г. на Западном фронте начали появляться полосы вокруг хво­стовой части фюзеляжа, означающие принадлежность к части. Позднее, в течение 1944 г., появилась система цветных полос, наносимых по стандар­ту, так называемых «Reichsverteididung Band» - полос защиты Рейха. Во вто­рой половине 1943 г. в JG 1 на Fw 190 использовались красные нижние фраг­менты капота и руль направления и все чаще красная полоса вокруг фюзеляжа, принятая позднее как обозначение JG 300. В JGr.50, под командованием аса Восточного фронта майора Германа Графа, для отличения самолетов этой группы от других частей, защищавших Германию, использовался белый цвет. Им окрашивался руль направления или весь вертикальный киль - сам командир воевал на таком Bf 109 G-6/R6, W.Nr.15919, «красный 1» в стандартном камуфляже RLM 74/75/76 с обозначенны­ми на руле направления 105 победами.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ

Кроме элементов быстрой иден­тификации, применяемых с середины 1940 г., таких как желтые или белые носы фюзеляжа, рули направления или оконцовки крыльев, на самолетах ри­совались также эмблемы частей или личные эмблеме пилотов, символы по­лученных наград (например, Рыцарско­го креста), отметки воздушных побед или пораженных наземных целей.
Интересным явлением было, между прочим, рисование на носах фю­зеляжей «мессершмиттов» Bf 110 из ZG 76 акульих пастей красного цвета с бе­лыми зубами как эмблемы части. Пред­ставляется, что такой «американский» акцент не мог появиться в Люфтваффе, но однако в 1940 г. над Дюнкерком Bf 110 сражались с акульими пастями на фюзе­ляжах, подобно известным американским «Tomahawk» P-40 в Китае. Одним из мно­гих примеров может служить Bf 110 С-2, М8+ЕР из 6 эскадрильи, окрашенный по схеме RLM 70/71/65 с желтыми буквами «Е» на фюзеляже и верхних поверхнос­тях крыльев, рядом с крестами (желты­ми были и носки коков винтов - цвета эс­кадрильи). Акулья пасть была нарисова­на на нижней части носовой пушечной установки. В 1941 г. камуфляж был из­менен на новую схему RLM 74/75/76, но акулья пасть и далее оставалась нестан­дартной эмблемой эскадры. Из правила были исключения: в III группе вместо пасти рисовалась «мертвая голова», роль глазных впадин которой играли стволы бортовых пушек, установленные в носо­вой части фюзеляжа. Изображение бело­го черепа дополнялось рисунками берцо­вых костей на боковых панелях.
Следующим примером интерес­ного обозначения в виде масштабного рисунка была эмблема ZG 1: оса с боль­шой головой, нарисованная на пере­дней части фюзеляжа Bf 110 С, F, G от носа до ветровых щитков (в 1943 г. в Италии и на Восточном фронте). Экзем­пляр Bf 110 G-2/trop, 2J+CN из 5 эскад­рильи, базировавшийся в Италии, нес такую эмблему, кстати, соответствующую своей части: «Wespe» (oca) - тако­во было неофициальное немецкое на­звание эскадры. Камуфляж самолета RLM 74/75/76. Белая полоса на фюзе­ляже была обозначением Средиземно­морского ТВД. Первая часть кода была уменьшена в четыре раза по сравнению со стандартом, индивидуальная буква имела нормальный размер и цвет эскад­рильи (красный), как и носки коков. Кресты были черные, но без черных обводок.
Орел был геральдической те­мой, охотно использовавшейся в эмб­лемах многих эскадр Люфтваффе, но в JG 2 получил не встречавшуюся до того форму. В 1942 г. после переоснащения этой части новыми истребителями Fw 190 А начали рисовать на боках их фюзеляжей (вблизи выхлопных патруб­ков) большую стилизованную голову орла черного цвета с белой обводкой, занимающую часть капота двигателя вплоть до стыка с крылом. «Фокке-вульфы» в тот период несли камуфляж RLM 74/75/76 и желтые или красные элементы быстрой идентификации -руль направления и низ капота. Рису­нок орлиной головы на других экземп­лярах отличался незначительно, напри­мер, Fw 190 А-3, W.Nr.2387, «черный 11» из 8 эскадрильи имел рисунок орла с упрощенным контуром клюва; еще одна машина, как Fw 190 А-3, W.Nr.0514, «желтый 2» из 9 эскадрильи, имела «безголового» орла - после заме­ны съемной части капота, на которой находилась часть рисунка, на новую, покрытую только камуфляжем.

МОРСКИЕ КАМУФЛЯЖИ

Цветами RLM 72/73/65 окраши­вались самолеты, атаковавшие союзные конвои в Атлантическом океане в 1941-44 гг. Эти действия координировало авиационное командование Атлантики (Fliegerfuhrer Atlantik), образованное в марте 1941 г. В морском камуфляже над океаном сражались сначала Fw 200 «Condor» из I./KG 40, Не 111 из III./KG 40, вооруженные торпедами Не 115 из KuFlGr 506, Ju 88 и Bf ПО в версиях разведчиков из 3.(F)/1236, а также ле­тающие лодки и гидросамолеты, такие как Do 18 или Аг 196. Основы обозна­чений эскадр и групп были те же самые, что и в случае сухопутных самолетов -черные буквенно-цифровые коды час­тей и цветные (желтые, красные, белые, зеленые) индивидуальные буквы.
Летом 1941 г. к ранее перечис­ленным частям добавились новые, ос­нащенные самолетами также в морском камуфляже: II./KG 40 с Do 217 Е; KuGr. 606, KuFlGr 106 и 506 с Ju 88 A, KuFlGr 906 с Не 115 и BFGr. 196 с Аг 196 и Не 114. Две из этих частей - KuFlGr 106 и 506, сменившие матчасть с Не 115 на Ju 88 - принимали участие в операциях в Бискайском заливе. «Юнкерсы» сверху окрашивались серо-зелеными красками (RLM 72/73), а снизу - чер­ной, нанесенной в полевых условиях на стандартную RLM 65. Черной краской закрашивались также все белые эле­менты: кресты, свастики, кодовые бук­вы. Один из «юнкерсов»
1./KuFlGr 506 - Ju 88 S4+OH -был черный снизу, и черным были зак­рашены желтые буквы кода, оставляя только тонкую обводку.
На аэродромах, расположенных по берегам Средиземного моря, бази­ровались самолеты морской авиации из SAGr. 125 и 126 (гидросамолеты Аг 196 и Fokker F.VIII W) и морские спасатель­ные части (Do 24). Часть машин имела желтые оконцовки крыльев или белые носы и рули направления, как напри­мер применявшиеся некоторое время гидросамолеты Не 60.
На Балтийском море и в Норве­гии стандартом было использование желтых идентификационных элементов - полос вокруг фюзеляжа и оконцовок крыльев - как на Восточном фронте в 1941-45 гг. Интересным нюансом, от­личающим морские самолеты от сухо­путных, был способ окраски лопастей винтов. В то время как у армейских машин лопасти окрашивались черно-зеленой краской (RLM 70) без выделе­ния их концовок предостерегающим цветом (например, желтым, как это де­лали американцы или англичане), то у морских машин, например, Do 18 или Do 26, лопасти цвета RLM 70 имели концовки, окрашенные тремя цветами: желтым (RLM 04), голубым (RLM 24) и красным (RLM 23).
Летом 1940 г. сбитые немецкие пилоты, воспользовавшиеся парашюта­ми и приводнившиеся в Ла-Манше или Северном море, могли рассчитывать на появление спасательных самолетов и судов Кригсмарине. Гидросамолеты Не 59 спасательной службы были полнос­тью окрашены в белый цвет с красны­ми крестами на месте стандартных Balkenkreuz, а на вертикальном киле была нанесена красная полоса с черной свастикой в белом круге, повернутой на 45± по отношению к стандартной. Сбо­ку, между свастикой и передней кром­кой киля, находился белый орел Люфт­ваффе.
Поскольку такие самолеты вы­полняли гуманитарные задачи, они не­сли не войсковые обозначения, а граж­данские (например, Не 59 С-2 из Zeenotflugkommando 3 с кодом D-A+SAM). Несмотря на это англичане считали оправданным уничтожение этих самолетов, полагая, что они уча­ствуют в военных действиях. Немцы отреагировали сменой окраски спаса­тельных машин, введя морской камуф­ляж RLM 72/73/65 с заводскими войс­ковыми кодами на боках фюзеляжа, нарисованными в основном черным цветом, (например, Не 59 С-2, W.Nr.7289, DA+WT из Zeenotflugkommando 3 или Не 59 D-1,
W.Nr.2602, NE+UX из Zeenotflugkommando 4). Самолеты, предназначенные для перевозки ране­ных (Ju 52/3ni, Fi 156 Storch) также обо­значались только заводскими кодами на фюзеляже и плоскостях и красными крестами в белых кругах. Их камуфляж сначала был однотонный на всех повер­хностях (RLM 02), позднее замененный на темно-зеленый тип RLM 70/71/65. Так как эти самолеты действовали в глубине континента, здесь не было «морских» сочетаний, а применялись только «сухопутные» оттенки красок.
Морской камуфляж RLM 72/73/ 65 имели также гигантские летающие лодки, шестимоторные BV 222, принад­лежавшие в 1941 г. к LTS (See) 222 с кодом «Х4» (позднее реорганизован­ную в SAGr. 129). BV 222 фирмы Blohm u. Voss сверху были окрашены только одним цветом - RLM 72. «Битва за Ат­лантику», начавшаяся в 1941 г., проис­ходила между охранением союзных конвоев, плывущих в Великобританию и Россию, и Кригсмарине и Люфтваф­фе, сосредоточивших значительные силы авиации для действий над Нор­вежским и Северным морями и Атлан­тическим океаном. Бомбардировщики, вооруженные торпедами - Не 111 H-6 из KG 40, Ju 88 А-4 из KG 30 и Не 115 из KuFlGr 406 и 906 - с большим успе­хом атаковали транспортные суда, заг­руженные войсковым снаряжением американского производства. Камуф­ляж бомбардировщиков имел «сухопут­ный» характер, а не «морской» (кроме гидросамолетов Не 115, которые окра­шивались сочетанием RLM 72/73/65, как например, Не 115 С-1, 8L+IH из 1./ KuFlGr 906). Головные части авиацион­ных торпед не окрашивались, а остава­лись цвета натурального металла. Ис­ключением были учебные торпеды, носы которых окрашивались двумя цве­тами - красным (RLM 23) и белым (RLM21).
Люфтваффе. - 812998636616

Комментарии

Комментариев нет.