«Когда какой-либо танец изымается из своего культурного контекста и выводится на сцену, он меняется.
Меняется с целью удовлетворения своей новой аудитории и их ожиданий. Бэллиданс как форма светского развлечения на Среднем Востоке всегда адаптировался и изменялся для соответствия ожиданиям своей аудитории. Основной стимул для адаптации – экономический. Побудить аудиторию заплатить танцорам больше денег. Это верно в отношении цыган, которые его придумали, верно для арабских танцовщиц кабаре, которые его трансформировали, и верно для американских танцоров, которые его адаптировали. … Американский Трайбл-Стиль … имеет свои корни в плясках цыган со Среднего Востока, но несет современный штрих американской артистичной эмоциональности» (Rina Orellana Rall, FCBD, перевод мой - Е.П.). ATS (American Tribal Style – Американский Трайбл-Стиль), который также называют ATBD (American Tribal Belly Dance – Американский Танец Живота в стиле Трайбл) – это современный стиль танца, который был создан в 1970-80х.гг. в Америке и дал начало массовому распространению трайбл-стиля как такового, поэтому его также называют Классическим трайбл-бэллидэнсом. Впрочем, понятие «создан» в отношении стиля, который переводится как «танец племени», кажется несколько нелогичным. Наверное, более правильно было бы обозначить, что появление ATS ознаменовало собой актуализацию данного вида танца (и Tribal Style как такового) в хореографическом мире и создание его академического базиса путем выдачи имени, характеристик (происхождение, особенности построения и движений) и атрибутов (костюм и музыка). ATS был выделен и описан как отдельное направление Трайбл-Стиля, но фактически такое дифференцирование отдельного «подвида» дало толчок как к распространению Трайбла в целом, так и к появлению в последующем его дальнейших разновидностей. Истоки появления танца в США следует искать в выступлениях цыган из Северной Африки, Египта и Алжира, на ярмарке Great Columbia Exposition в 1893г., послуживших всплеску интереса к шоу в стиле бурлеск и стилю вамп в Голливуде. Такой «гламур» заинтересовал арабских танцоров и вызвал желание превзойти западные идеалы, и они «адаптировали» голливудскую версию как свою собственную. Таким образом, традиционный современный египетский кабаре-беллиданс является американским изобретением, которое было модифицировано арабами для своих собственных экономических и артистических нужд. Родоначальником данного стиля считается калифорнийский ансамбль Bal Anat (с 1969 г.), который под руководством бывшей преподавательницы танца живота Джамилы Салимпур (Jamila Salimpour) начал использовать в своих фольклорных танцах элементы племенных шоу и атрибутики, которые Джамила наблюдала у носителей культуры - представителей Марокко, Алжира, Турции, Египта, Сирии и Ливана, танцевавших в США, а также в материалах изданий National Geographic. Ученица Джамилы, дочь эмигрантов из Киева Маша Арчер, впоследствии основала в Калифорнии собственную группу The San Francisco Classic Dance Troupe. Маша не имела классического хореографического образования и не достигла высокого признания как педагог, поэтому ее танец был во многом основан на свободной импровизации. Одна из заслуг Маши в том, что он увела танцовщиц бэллидэнса из баров и кабаре на большую сцену, будучи убежденной в том, что танец живота – это высокое искусство. Кроме того, Маша Арчер внесла значительный вклад в развитие костюма для ATS и Трайбл-Стиля в целом, изначально используя чрезмерную эклектику и множество разнообразных аксессуаров (Маша изучала графический дизайн в Pratt Institute в Нью-Йорке, а затем, в начале 1980-х, запустила собственную линию ювелирных украшений с использованием бирюзы, кораллов, античной слоновой кости, нефрита, камеди и окаменелого дерева). Одной из учениц Маши Арчер была Каролина Нериккио (Carolina Nericcio), которая в 1987г. основала танцевальную труппу Fat Chance Belly Dance (FCBD). Фактически, Каролина является основательницей классического ATS – системы движений и импровизаций, костюма, принципов построения на сцене. Сам термин ATS впервые был применен Каролиной по отношению к стилю FCBD как ответ «этнической полиции», которая не воспринимала бэллидэнс в таком исполнении, чтобы показать «что мы не подражаем каким-то кланам, что мы американские люди, наслаждающиеся танцем, и мы не претендуем быть аутентичными». Из слова "американский" было ясно, что он не является традиционной версией, "племенного стиля", он скорее говорит о том, что танцоры работают как группа с "племенными" взглядами и взаимоотношениями. Часть «американский» в данном словосочетании показывает, что танцоры на самом деле находятся на расстоянии континентов от тех культур, которые создали данные танцевальные формы, и используют «лицензию на искусство». Как основа движений, была принята «этническая эклектика» стиля Bal Anat, в которую Каролина также добавила элементы Катхака и Фламенко (отсюда и базовая выстройка: прямая спина, высокие локти, ровные плечи, испанская кисть). Важным является следование принципу мышечной изоляции. Шаг выполняется на средних полупальцах. Движения бедер и волны живота в трайбле обычно размашисты и эффектны, а не изящны, как в египетском ориентале. Одним из принципов на занятиях К.Нериккио и в дальнейшем на выступлениях было создание ощущения устойчивой женской энергии, без флирта и элементов соблазнения («Мы не стараемся выглядеть хорошо для мужчин, мы делаем это для самих себя и делимся с другими женщинами»). Это отразилось и на названии коллектива, как это комментирует Каролина: «Я не хотела, чтобы название моей труппы было столько же труднопроизносимым, как моя фамилия! Я не чувствовала никакой связи с арабскими именами, потому что я не арабка. Если бы я была молода и глупа, я бы говорила мужчинам, что я беллидэнсерша, и они бы просили меня о приватном шоу, а я бы думала “Fat chance!” (Ни малейшего шанса). Я рассказала об этом моему другу Джиму, он клоун, с довольно острым чувством юмора, и он просто сказал “О - Fat Chance Belly Dance!” Я знала, что это то, чего я хочу!». Одна из основных особенностей ATS как стиля – групповая импровизация – связана с постоянным изменением состава в FCBD. Танцорам часто приходилось выступать без репетиций, без какой-либо информации о последовательности движений и перемещений по сцене. Поэтому была создана система движений, шагов, условных знаков, чтобы танцоры могли работать слаженно, не имея постановки. При исполнении ATS одна танцовщица выступает лидером, а остальные выстраиваются в формацию, которая позволяет им ее видеть. Лидер, пользуясь движениями, знакомыми всем участницам танца, исполняет импровизацию, а другие танцуют согласно тому, что она делает. Когда лидер должна сделать знак участницам группы, она пользуется едва уловимыми сигналами, понятными для всех участников коллектива. Это может быть еле заметный жест рукой, поворот головы или изменение наклона тела. По ходу танца происходит смена лидера. Труппы с большим количеством участниц формируются следующим образом: посредине стоит небольшая группа опытных танцовщиц, исполняющая сложные импровизированные комбинации, а за ней располагаются остальные участницы, исполняющие более простые движения, которые дополняют движения первой группы. Построение танцоров происходит, как правило, под углом влево. Это позволяет менять танцора-лидера, делая шаг назад и вправо. Дуэты, трио и квартеты могут работать в наборе формаций, которые был созданы по такому же принципу: группа следует за ведущей танцовщицей, которая находится впереди слева. Если зрители находятся со всех сторон по кругу, то танцоры могут присвоить ведущую роль стоящим в противоположных направлениях. Иными словами, до тех пор, пока танцоры остаются в такой позиции, группа может двигаться в любом направлении и меняться в зависимости от расположения зрителей. Формат групповой импровизации стиля накладывает определенные ограничения на стиль танцевальных движений в ATS. Он требует, чтобы труппа придерживалась следующих правил: движения, исполняемые руководителем выступающих, должны быть легко заметны всем остальным танцовщицам, которые их копируют. В большинстве случаев это означает, что движения должны быть заметны сзади, поскольку, как правило, танцовщицы располагаются за руководителем. В движение обычно вовлекается только корпус, начиная от бедер, поскольку разглядеть, например, работу ступней бывает весьма проблематично; движения рук должны быть достаточно простыми, чтобы их могли повторить все танцовщицы, и руки следует держать в таких положениях, чтобы они были заметны всем исполнительницам, повторяющим данные движения. По этим причинам руки не движутся близко к телу, а поднимаются над головой или протягиваются в стороны; в большинстве случаев движения должны быть простыми, чтобы их можно было легко повторять. Например, танцовщица совершает круги бедрами, оставляя неподвижными руки, или исполняет движение руками, оставляя неподвижными бедра. Использование слоев не подходит для групповой импровизации, поэтому слои не применяются, если данный прием не используется как стандартная часть репертуара труппы. Движения выглядят размеренными, продуманными, а не спонтанными, потому что они исполняются руководителем так, чтобы все танцовщицы могли их скопировать. Правила ATS были разработаны очень дотошно для смены направления, характера шагов или движений, рук или головы. Часто эти условные знаки незаметны за богатством костюмов, движением, ритмом музыки и просто красотой танцующих вместе женщин, но эти правила являются базой импровизационной хореографии. Даже когда постановочная хореография является необходимой, она должна быть создана на основе этих правил и их логики. Основная концепция остается всегда в силе: лидер слева, последователи справа и внимательно следят за лидером, обращая внимание на подготовку к движению, ведущие позиции, ищут подсказки, какой шаг будет следующем. Когда танцоры поворачиваются друг к другу, кто-то из них не имеет возможности видеть лидера, то он следит за движением тех танцовщиц, которые лидера видят. На этом основана и психологическая особенность ATS – отсутствие сольного исполнителя (до появления FCBD выступления солисток в стиле, созданном Bal Anat, было обычным делом), подчеркнутая роль группы, «клана», как коллектива людей, на которых можно положиться, потому что все они следуют четким правилам, и за определенным жестом рукой (подсказкой) всегда следует определенное основное движение. По словам К. Нериккио, ее целью было показать Трайбл как единство женщин, поэтому при участии на различных фестивалях она запрещала девушкам из группы выступать сольно. Что касается хореографии, колени в ATS всегда должны быть «мягкими», слегка согнутыми, а бедра – подобранными, «сжатыми». Руки чаще всего отведены в сторону, как будто обнимают большой мяч. Кисти находятся в таком положении, как будто между средним и большим пальцем танцовщица что-то держит, при этом пальцы выпрямлены. Локти должны быть подняты и развернуты наружу, и все время слегка присогнуты. Наиболее часто используемые шаги, быстрые: шимми (перемена веса между ногами с усиленной тряской), чу-чу (сброс бедра сверху вниз с акцентом в варианте стоя на месте), гавейзи и основной египетский шаг и различные их вариации; медленные: таксим (восьмерки), волны телом и т.д. Прочие движения: скольжение головы (head slides), змеиные руки (snake arms – последовательный подъем лопатки, плеча, локтя и кисти, опускание в том же порядке), попеременная смена разворота кистей («закручивание крана») и т.д.. Внешний вид танцовщиц ATS играет не менее значительную роль в создании образа и передаче энергетики, чем сами движения. Костюм в стиле Трайбл – это эклектика с элементами, взятыми из костюмов разных народов мира: Среднего Востока, Северной Африки, Восточной Индии и Центральной Азии. Свои первые выступления FCBD танцевали в шароварах, платке на бедрах, чоли и бра. В дальнейшем костюм, по словам К. Нериккио, формировался «методом проб и ошибок», при этом движения и костюм взаимно влияли на особенности формирования: «…Если тюрбан чересчур высок, вы не сможете балансировать с мечом. ... мы не можем работать с шалью, потому что она цепляется за тюрбан. Так же мы не наклоняемся вперед к полу, потому что тюрбаны могут спасть… Нам свойственно носить множество браслетов и украшений, и возникают проблемы в танце, если мы соединяемся руками. Мы можем зацепить одежду друг друга или просто не достигнуть желаемого. Так что мы не подходим друг к другу близко. Иногда мы прикрепляем кисти к поясам, потому что если много людей крутятся рядом, помпоны могут запутаться. … Мы никогда не снимаем сагаты и руки двигаются на расстоянии от тела». Сегодня костюмы различных групп отличаются друг от друга, однако, существуют и общие элементы: широкие шаровары из непрозрачных тканей; длинная юбка-солнце поверх шароваров (также из непрозрачных тканей); пояс, украшенный тяжелыми кисточками; набедренные платки, украшенные монетами, ракушками, зеркалами или/и прочим; чоли (или блуза индийского покроя, не закрывающая живот); лиф, украшенный монетами, ракушками, и прочими изделиями. На голову часто наматывается тюрбан, который также богато украшается. На шею надеваются бусы и подвески, на руки - тяжелые браслеты, на щиколотки - индийские бубенцы или браслеты. Очень актуальны камни, например, сердолик или бирюза. Костюмы, по сравнению с костюмами для традиционного танца живота, как правило, выполнены из более тяжелых тканей. Например, из хлопка, бархата, реже натурального шелка. Как правило, темные тона выбираются для юбок и шароваров, чоли, пояса и остальные детали костюма выполняются из более ярких тканей. Шифон и другие легкие ткани, бисер, легкие украшения, узкие юбки или юбки с разрезами, как правило, не используются. На лицо наносятся рисунки в стиле лицевых татуировок представителей кочевых племен Северной Африки; для украшения кистей рук и подошв ног используется хна. Интересно, что, по словам К. Нериккио, большинство участников FCBD на момент знакомства были уже с татуировками и пирсингом («мы были все такие дикие»), и в принципе предпочитали неформальный стиль. Что касается музыкального сопровождения, то в ATS предпочтение отдается упрощенной фольклорной музыке, исполняемой такими музыкантами как Musicians of the Nile, Fellahin, Saiidi, Ghawazee и прочими (Египет); Helm, Sirocco, Gypsy Caravan (США). Часто используемыми инструментами являются: табла (барабаны), мизмар (дудка), и ребаб (однострунный инструмент, напоминающий скрипку). Для импровизации предпочтительны песни с постоянным, предсказуемым битом, со множественными повторениями, а не сложные композиции с переменчивой ритм-структурой. Некоторые коллективы включают в музыкальную основу выступлений американскую музыку, сочиненную такими коллективами как «Solace», которая, базируясь на средневосточных ритмах, может исполняться на электронных инструментах. Практически не используется живая музыка. Основные ритмы: 4/4; используются также 9/8 и 6/8. Кроме уже упомянутых выше FCBD, среди наиболее ярких имен в ATS-культуре следует назвать такие коллективы как Heavy Hips под руководством танцовщицы Palika, коллектив The Black Sheep, Tribal Moon и т.д. ATS и Трайбл как таковой начал проникать в Европу в 1990-х. Первой его переняла Германия в 1996 году. Каждая страна вбирает в себя определенные традиции этого стиля и привносит в него собственные; немцы, например, соединили трайбл-традиции с традициями западного средневековья. Именно немцы начали называть себя не труппами и не семьями, а кланами, а своих руководителей – «мамочками». Они придумывают своему клану название и эмблему и выступают в средневековых замках. Из Германии стиль пришел в Россию в 2005г. Фактически, появление ATS можно считать социо-политическим культурным феноменом развития США как государства, которое не имеет прямых этнических корней, но является смешением многочисленных иммиграционных культур на фоне легенд о Диком Западе и племенах вольных индейцев. Процесс политической ассимиляции отобразился в танце – и был создан «американский этнический танец». Сегодня, несмотря на бурное развитие различных «современных» видов трайбл-стиля: фьюжн, модерн, урбан и т.д., популярность ATS продолжает поддерживаться на достаточно высоком уровне, и это еще раз подтверждает тот факт, что, несмотря на электронизацию и индивидуализацию, коллективные этнические (и псевдо-этнические) танцы, объединяя современного человека в «племена» и будучи связкой между современной культурой и архаическим прошлым человечества, являются отражением одного из наиболее древних пластов человеческой психики и одной из наиболее природных форм поведения, которая остается присущей человеку вне зависимости от особенностей этногенеза и смены внешних атрибутов. Tribal Fusion Само название (от англ. Fusion – смесь, слияние) указывает на смешанный стиль танца. И хотя Трайбл сам по себе является «смесью», фьюжн позволяет танцовщицам еще больше экспериментировать с использованием различных фольклорных элементов и музыкального сопровождения, является объединением в одном танцевальном представлении различных стилей танца, музыки и костюмов разных культур. Корни фьюжна исходят из ATS, а основательницей стиля называют Джил Паркер (Jill Parker), одну из основательниц FCBD. После ухода из группы в 1996г., Джил создала собственный коллектив Ultra Gypsy Dance Theatre, в выступлениях которого классические ATS движения были дополнены хореографией и элементами бурлеска, стиля кабаре и танцев 1920-х гг. Одной из первых исполнительниц стиля фьюжн является Хизер Стэнтс (Heather Stants), основательница коллектива Urban Tribal из Сан-Диего (1999), которая привнесла в Трайбл движения из хип-хопа и уличных танцев. Марди Лав (Mardi Love), которая в настоящее время является танцовщицей The Indigo, была одной из ранних участниц Ultra Gypsy. Существует много интерпретаций концепции направления Трайбл-фьюжн; в общем его можно назвать союзом хореографии и импровизации, со значительным упором на эстетику и стилистику Трайбл или ATS и дополнительным влиянием отдельных культур и элементов современного танцевального стиля. Таким образом, можно выделить Индийский фьюжн (добавление индийской стилистики из классических южных стилей: бхарат-натьям, одисси, кучипуди и т.д., использование мудр, собранные «индийские» кисти, работа ступней, Фламенко-фьюжн (использование различных элементов фламенко, Африканский фьюжн (использование джимбе в музыке, добавление африканского шимми и топота), Модерн Фьюжн (комбинация хип-хоп-элементов с электронной музыкой), Китайский Фьюжн (Chinese Fusion), в котором используются элементы и позы китайских единоборств, и даже Японский, как, например, в постановке коллектива Uzume. К подстилю Трайбл-фьюжн относят Готик-трайбл (использование готических «темных» элементов, кинжалов, спиц и т.д.), Нью-Ейдж Трайбл (New Age Tribal) – трансовый танец, исполняя который, танцовщицы в традициях марокканских племен впадают в транс, и Нео-трайбл (Neo Tribal), основанный на Американ-трайбл с элементами классического беллидэнса: в этом танце в рамках одного выступления возможен переход от трансовой музыки к лиричным арабским мелодиям. Возник даже термин World Fusion (мировой фьюжн), который подразумевает наложение на трайбл-стиль элементов любой иной мировой культуры (так, например, в своем мастер-классе по Трайбл-фьюжн американская танцовщица Даршам (Darsham) вводит понятие Латина-фьюжн – добавление к трайблу элементов сальсы и самбы, которые в значительной мере изменяют работу бедер, коленей и ступней). В целом, этот широкий термин оставляет самое большое пространство для толкований и объяснений без привязки к определенной стилистической категории, и помогает избежать уже существующей путаницы в терминологии. Пока большинство основных элементов, определяющих трайбл, доминируют в выступлении, оно может быть отнесено к Трайбл-фьюжн. Отдельно стоит выделить Фьюжн в исполнении коллектива The Indigo и непосредственно Рейчел Брайс, которые на сегодняшний день для многих являются синонимом стиля и «законодателем моды». Как видно из вышеприведенного, понятие «фьюжн» в первую очередь относится к смеси Трайбл-стиля и отдельных танцевальных элементов различных культур, в то время как в исполнении The Indigo происходит смесь не столько этнических компонентов, сколько наложение нескольких слоев современных суб-культур (индастриал, брейк-данс, фанк) на базу Трайбл-стиля, а также возврат к истокам Трайбла – гротескному кабаре и бурлеску. Использование в танце элементов уличных танцев вносит некоторые изменения в базовые элементы Трайбла. Гордая осанка и сильная спина продолжают играть ведущую роль, однако положение рук иногда меняется: верхняя часть от плеча до локтя вытянута вдоль туловища, рука от локтя до кисти отходит под углом в стороны, образую как бы «рамку наоборот». Характерными являются волнообразные движения руками, которые иногда напоминают брейк-данс. Значительную роль играют сильно развитые внутренние мышцы, особенно пресса, что позволяет придавать танцу эффект «змеиной тягучести». Часто используются затяжные прогибы назад, выполняемые за счет сильной поясницы, при помощи вытянутой назад руки, таким образом, что тело образует своеобразную букву «Г». Еще одной специфической чертой является использование рваных движений, так называемых «замков», когда танцовщица при выполнении движения на секунду замирает на месте («ставит замок»), и продолжает двигаться дальше. "Замок" - это остановка, пауза, которая совершается сжатием внутренних мышц той части тела, которой исполняется движение. Замок может быть как в конце так и в середине или весь элемент можно сделать на замках. Меняется и эмоционально-энергетическая составляющая. Архаический компонент и образ сильной женщины сохранены, однако часто в танец вводится элемент флирта, игры со зрителями – как одно из наследий стиля кабаре. Такой Фьюжн дает большую волю воображению и позволяет играть образами, которые зачастую являются непредсказуемыми. Так, концертная программа The Indigo 2007г., La Serpent Rouge, в значительной степени является театрализированной постановкой с элементами бурлеска, а выступление Ашары (Asharah) на Tribal Fest 8, можно охарактеризовать как dark gothic fusion (темный готический фьюжн). Отнесение такого стиля к категории Трайбл-фьюжн у некоторых вызывает сомнение (у ярых приверженцев традиционных форм – беспощадную критику), и иногда стиль The Indigo описывают как Alternative Tribal (Альтернативный Трайбл). Однако это не мешает ему заслуженно пользоваться огромной популярностью, а Рейчел Брайс - считаться одной из королев Трйбл-фьюжн. Костюм в стиле Фьюжн отличается от классического ATS-костюма. В нем преобладает эклектика, сочетание различных элементов: например, индийских (монеты) и африканских (искусственные дреды или косички из искусственных волос, часто с бусинами), винтажные детали, элементы современной уличной одежды; используются ярко выраженные испанские мотивы: цветы, ракушки в форме кофейных зернышек, имеющие определенное символическое значение (ассоциации с женским началом). Как и в ATS, используются шаровары, расшитые монетами лифы, чоли, реже - широкие юбки. Большое значение уделяется ювелирным аксессуарам, особенно из античного серебра. Практически не используется чалма на голове, основное украшение – цветы и цепи. Впрочем, костюм может быть и совсем минималистским, с почти полным отсутствием основных элементов tribal costume, как, например, в выступлении коллектива Unmata в стиле Fusion. Обычно для стиля Фьюжн не характерно использование сагат, однако в некоторых случаях этот элемент также вводится в постановку. Интересен пример постановки мужского Трайбл-фьюжн с использованием сагат. Многие популярные элементы костюма Трайбл-фьюжн были разработаны Марди Лав. Благодаря ей появились ниспадающие элементы из раковин каури, связанные окрашенной вручную пряжей. Она также является создателем популярной разновидности пояса, который состоит из 2-х кусков индийского базового пояса (kuchi или banjara) спереди и сзади, на которые нашиты 4 украшенные бисером медальона (по 1 с каждого конца базового пояса), и с которых свисают разноцветные нити пряжи. Большой популярностью у танцовщиц Трайбл-фьюжн пользуются штаны производства Melodia Designs, которые отличаются широким клешем с разрезом до колена по внешнему шву. Музыка для номеров Трайбл-фьюжн также отличается своей жанровой разнообразностью. При постановке танца могут быть использованы как египетский фольклор (саиди), индийская традиционная или поп-музыка, средневосточная поп-музыка (Rai), так и хоп-хоп и современная электронная музыка, которой отдают предпочтение Рейчел Брайс и The Indigo (Amon Tobin, Squarepusher, Pentaphobe, Solace, Beats Antique). Возможно использование и «тяжелой» роковой музыки, особенно это характерно для готик-фьюжн. Во фьюжн музыка и ритм считаются соответственно выбранной композиции: если музыка с арабским уклоном, необходимо вслушиваться, какой из ритмов основной; соответственно, то же в музыке с акцентом на фламенко и индию, как и электронной музыке (бывает несколько ритмов, наложенных один на другой), в любом случае сильные доли и акценты желательно выделять. Во фьюжн хватает точечных элементов, но чаще движение делается с "замком" (почти как в брейкдансе), главное - чёткость, изоляция. Как в любом виде танца есть движения, которые исполняются в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Доминируют композиции со счетом 2/4 и 4/4 (на четыре и восемь счетов, на восемь - чаще). Однако, бывают и ломанные ритмы, где может быть пять четвертей, а то и в одном такте - пять, в другом четверка. Немаловажную роль также играют акценты, которые могут быть подчеркнуты и ударными, и музыкальной темой. Одними из наиболее ярких представительниц стиля Tribal fusion, кроме уже упомянутых Рэйчел Брайс, Марди Лав и Ашары, являются Зое Джейкс, Кэми Лиддл, Шэрон Киара и т.д. В стиле Фьюжн с использованием этнических культурных элементов выступает коллектив Uzume, на стыке Tribal-fusion и Modern Tribal работают Unmata. В отличии от ATS, который является исключительно коллективным танцем, стиль Фьюжн дает большие возможности для развития сольного мастерства и сольной импровизации. Эффект ATS достигается за счет «массовости», так называемого «племенного единства», в то время как большинство номеров фьюжн построены прежде всего на индивидуальном мастерстве и отработанной технике танцовщицы. Трайбл-фьюжн дает практически неисчерпаемые возможности для расширения границ и творческого комбинирования, учитывая многообразие мировых танцевальных культур и отсутствие строгих канонов стиля как такового. Поэтому на сегодняшний день этот стиль является одним из наиболее перспективных для развития, с вероятностью того, что в последствие он может дать толчок для появления новых, отдельных направлений в мировой танцевальной культуре.
группа Tribal shugar band
:Марина Багренцева
«Когда какой-либо танец изымается из своего культурного контекста и выводится на сцену, он меняется.
Меняется с целью удовлетворения своей новой аудитории и их ожиданий. Бэллиданс как форма светского развлечения на Среднем Востоке всегда адаптировался и изменялся для соответствия ожиданиям своей аудитории. Основной стимул для адаптации – экономический. Побудить аудиторию заплатить танцорам больше денег. Это верно в отношении цыган, которые его придумали, верно для арабских танцовщиц кабаре, которые его трансформировали, и верно для американских танцоров, которые его адаптировали. … Американский Трайбл-Стиль … имеет свои корни в плясках цыган со Среднего Востока, но несет современный штрих американской артистичной эмоциональности» (Rina Orellana Rall, FCBD, перевод мой - Е.П.).
ATS (American Tribal Style – Американский Трайбл-Стиль), который также называют ATBD (American Tribal Belly Dance – Американский Танец Живота в стиле Трайбл) – это современный стиль танца, который был создан в 1970-80х.гг. в Америке и дал начало массовому распространению трайбл-стиля как такового, поэтому его также называют Классическим трайбл-бэллидэнсом. Впрочем, понятие «создан» в отношении стиля, который переводится как «танец племени», кажется несколько нелогичным. Наверное, более правильно было бы обозначить, что появление ATS ознаменовало собой актуализацию данного вида танца (и Tribal Style как такового) в хореографическом мире и создание его академического базиса путем выдачи имени, характеристик (происхождение, особенности построения и движений) и атрибутов (костюм и музыка). ATS был выделен и описан как отдельное направление Трайбл-Стиля, но фактически такое дифференцирование отдельного «подвида» дало толчок как к распространению Трайбла в целом, так и к появлению в последующем его дальнейших разновидностей.
Истоки появления танца в США следует искать в выступлениях цыган из Северной Африки, Египта и Алжира, на ярмарке Great Columbia Exposition в 1893г., послуживших всплеску интереса к шоу в стиле бурлеск и стилю вамп в Голливуде. Такой «гламур» заинтересовал арабских танцоров и вызвал желание превзойти западные идеалы, и они «адаптировали» голливудскую версию как свою собственную. Таким образом, традиционный современный египетский кабаре-беллиданс является американским изобретением, которое было модифицировано арабами для своих собственных экономических и артистических нужд.
Родоначальником данного стиля считается калифорнийский ансамбль Bal Anat (с 1969 г.), который под руководством бывшей преподавательницы танца живота Джамилы Салимпур (Jamila Salimpour) начал использовать в своих фольклорных танцах элементы племенных шоу и атрибутики, которые Джамила наблюдала у носителей культуры - представителей Марокко, Алжира, Турции, Египта, Сирии и Ливана, танцевавших в США, а также в материалах изданий National Geographic.
Ученица Джамилы, дочь эмигрантов из Киева Маша Арчер, впоследствии основала в Калифорнии собственную группу The San Francisco Classic Dance Troupe. Маша не имела классического хореографического образования и не достигла высокого признания как педагог, поэтому ее танец был во многом основан на свободной импровизации. Одна из заслуг Маши в том, что он увела танцовщиц бэллидэнса из баров и кабаре на большую сцену, будучи убежденной в том, что танец живота – это высокое искусство. Кроме того, Маша Арчер внесла значительный вклад в развитие костюма для ATS и Трайбл-Стиля в целом, изначально используя чрезмерную эклектику и множество разнообразных аксессуаров (Маша изучала графический дизайн в Pratt Institute в Нью-Йорке, а затем, в начале 1980-х, запустила собственную линию ювелирных украшений с использованием бирюзы, кораллов, античной слоновой кости, нефрита, камеди и окаменелого дерева).
Одной из учениц Маши Арчер была Каролина Нериккио (Carolina Nericcio), которая в 1987г. основала танцевальную труппу Fat Chance Belly Dance (FCBD). Фактически, Каролина является основательницей классического ATS – системы движений и импровизаций, костюма, принципов построения на сцене. Сам термин ATS впервые был применен Каролиной по отношению к стилю FCBD как ответ «этнической полиции», которая не воспринимала бэллидэнс в таком исполнении, чтобы показать «что мы не подражаем каким-то кланам, что мы американские люди, наслаждающиеся танцем, и мы не претендуем быть аутентичными». Из слова "американский" было ясно, что он не является традиционной версией, "племенного стиля", он скорее говорит о том, что танцоры работают как группа с "племенными" взглядами и взаимоотношениями. Часть «американский» в данном словосочетании показывает, что танцоры на самом деле находятся на расстоянии континентов от тех культур, которые создали данные танцевальные формы, и используют «лицензию на искусство».
Как основа движений, была принята «этническая эклектика» стиля Bal Anat, в которую Каролина также добавила элементы Катхака и Фламенко (отсюда и базовая выстройка: прямая спина, высокие локти, ровные плечи, испанская кисть). Важным является следование принципу мышечной изоляции. Шаг выполняется на средних полупальцах. Движения бедер и волны живота в трайбле обычно размашисты и эффектны, а не изящны, как в египетском ориентале.
Одним из принципов на занятиях К.Нериккио и в дальнейшем на выступлениях было создание ощущения устойчивой женской энергии, без флирта и элементов соблазнения («Мы не стараемся выглядеть хорошо для мужчин, мы делаем это для самих себя и делимся с другими женщинами»). Это отразилось и на названии коллектива, как это комментирует Каролина: «Я не хотела, чтобы название моей труппы было столько же труднопроизносимым, как моя фамилия! Я не чувствовала никакой связи с арабскими именами, потому что я не арабка. Если бы я была молода и глупа, я бы говорила мужчинам, что я беллидэнсерша, и они бы просили меня о приватном шоу, а я бы думала “Fat chance!” (Ни малейшего шанса). Я рассказала об этом моему другу Джиму, он клоун, с довольно острым чувством юмора, и он просто сказал “О - Fat Chance Belly Dance!” Я знала, что это то, чего я хочу!».
Одна из основных особенностей ATS как стиля – групповая импровизация – связана с постоянным изменением состава в FCBD. Танцорам часто приходилось выступать без репетиций, без какой-либо информации о последовательности движений и перемещений по сцене. Поэтому была создана система движений, шагов, условных знаков, чтобы танцоры могли работать слаженно, не имея постановки.
При исполнении ATS одна танцовщица выступает лидером, а остальные выстраиваются в формацию, которая позволяет им ее видеть. Лидер, пользуясь движениями, знакомыми всем участницам танца, исполняет импровизацию, а другие танцуют согласно тому, что она делает. Когда лидер должна сделать знак участницам группы, она пользуется едва уловимыми сигналами, понятными для всех участников коллектива. Это может быть еле заметный жест рукой, поворот головы или изменение наклона тела. По ходу танца происходит смена лидера. Труппы с большим количеством участниц формируются следующим образом: посредине стоит небольшая группа опытных танцовщиц, исполняющая сложные импровизированные комбинации, а за ней располагаются остальные участницы, исполняющие более простые движения, которые дополняют движения первой группы. Построение танцоров происходит, как правило, под углом влево. Это позволяет менять танцора-лидера, делая шаг назад и вправо. Дуэты, трио и квартеты могут работать в наборе формаций, которые был созданы по такому же принципу: группа следует за ведущей танцовщицей, которая находится впереди слева. Если зрители находятся со всех сторон по кругу, то танцоры могут присвоить ведущую роль стоящим в противоположных направлениях. Иными словами, до тех пор, пока танцоры остаются в такой позиции, группа может двигаться в любом направлении и меняться в зависимости от расположения зрителей.
Формат групповой импровизации стиля накладывает определенные ограничения на стиль танцевальных движений в ATS. Он требует, чтобы труппа придерживалась следующих правил:
движения, исполняемые руководителем выступающих, должны быть легко заметны всем остальным танцовщицам, которые их копируют. В большинстве случаев это означает, что движения должны быть заметны сзади, поскольку, как правило, танцовщицы располагаются за руководителем. В движение обычно вовлекается только корпус, начиная от бедер, поскольку разглядеть, например, работу ступней бывает весьма проблематично;
движения рук должны быть достаточно простыми, чтобы их могли повторить все танцовщицы, и руки следует держать в таких положениях, чтобы они были заметны всем исполнительницам, повторяющим данные движения. По этим причинам руки не движутся близко к телу, а поднимаются над головой или протягиваются в стороны;
в большинстве случаев движения должны быть простыми, чтобы их можно было легко повторять. Например, танцовщица совершает круги бедрами, оставляя неподвижными руки, или исполняет движение руками, оставляя неподвижными бедра. Использование слоев не подходит для групповой импровизации, поэтому слои не применяются, если данный прием не используется как стандартная часть репертуара труппы. Движения выглядят размеренными, продуманными, а не спонтанными, потому что они исполняются руководителем так, чтобы все танцовщицы могли их скопировать.
Правила ATS были разработаны очень дотошно для смены направления, характера шагов или движений, рук или головы. Часто эти условные знаки незаметны за богатством костюмов, движением, ритмом музыки и просто красотой танцующих вместе женщин, но эти правила являются базой импровизационной хореографии. Даже когда постановочная хореография является необходимой, она должна быть создана на основе этих правил и их логики. Основная концепция остается всегда в силе: лидер слева, последователи справа и внимательно следят за лидером, обращая внимание на подготовку к движению, ведущие позиции, ищут подсказки, какой шаг будет следующем. Когда танцоры поворачиваются друг к другу, кто-то из них не имеет возможности видеть лидера, то он следит за движением тех танцовщиц, которые лидера видят. На этом основана и психологическая особенность ATS – отсутствие сольного исполнителя (до появления FCBD выступления солисток в стиле, созданном Bal Anat, было обычным делом), подчеркнутая роль группы, «клана», как коллектива людей, на которых можно положиться, потому что все они следуют четким правилам, и за определенным жестом рукой (подсказкой) всегда следует определенное основное движение. По словам К. Нериккио, ее целью было показать Трайбл как единство женщин, поэтому при участии на различных фестивалях она запрещала девушкам из группы выступать сольно.
Что касается хореографии, колени в ATS всегда должны быть «мягкими», слегка согнутыми, а бедра – подобранными, «сжатыми». Руки чаще всего отведены в сторону, как будто обнимают большой мяч. Кисти находятся в таком положении, как будто между средним и большим пальцем танцовщица что-то держит, при этом пальцы выпрямлены. Локти должны быть подняты и развернуты наружу, и все время слегка присогнуты. Наиболее часто используемые шаги, быстрые: шимми (перемена веса между ногами с усиленной тряской), чу-чу (сброс бедра сверху вниз с акцентом в варианте стоя на месте), гавейзи и основной египетский шаг и различные их вариации; медленные: таксим (восьмерки), волны телом и т.д. Прочие движения: скольжение головы (head slides), змеиные руки (snake arms – последовательный подъем лопатки, плеча, локтя и кисти, опускание в том же порядке), попеременная смена разворота кистей («закручивание крана») и т.д..
Внешний вид танцовщиц ATS играет не менее значительную роль в создании образа и передаче энергетики, чем сами движения. Костюм в стиле Трайбл – это эклектика с элементами, взятыми из костюмов разных народов мира: Среднего Востока, Северной Африки, Восточной Индии и Центральной Азии. Свои первые выступления FCBD танцевали в шароварах, платке на бедрах, чоли и бра. В дальнейшем костюм, по словам К. Нериккио, формировался «методом проб и ошибок», при этом движения и костюм взаимно влияли на особенности формирования: «…Если тюрбан чересчур высок, вы не сможете балансировать с мечом. ... мы не можем работать с шалью, потому что она цепляется за тюрбан. Так же мы не наклоняемся вперед к полу, потому что тюрбаны могут спасть… Нам свойственно носить множество браслетов и украшений, и возникают проблемы в танце, если мы соединяемся руками. Мы можем зацепить одежду друг друга или просто не достигнуть желаемого. Так что мы не подходим друг к другу близко. Иногда мы прикрепляем кисти к поясам, потому что если много людей крутятся рядом, помпоны могут запутаться. … Мы никогда не снимаем сагаты и руки двигаются на расстоянии от тела».
Сегодня костюмы различных групп отличаются друг от друга, однако, существуют и общие элементы: широкие шаровары из непрозрачных тканей; длинная юбка-солнце поверх шароваров (также из непрозрачных тканей); пояс, украшенный тяжелыми кисточками; набедренные платки, украшенные монетами, ракушками, зеркалами или/и прочим; чоли (или блуза индийского покроя, не закрывающая живот); лиф, украшенный монетами, ракушками, и прочими изделиями. На голову часто наматывается тюрбан, который также богато украшается. На шею надеваются бусы и подвески, на руки - тяжелые браслеты, на щиколотки - индийские бубенцы или браслеты. Очень актуальны камни, например, сердолик или бирюза. Костюмы, по сравнению с костюмами для традиционного танца живота, как правило, выполнены из более тяжелых тканей. Например, из хлопка, бархата, реже натурального шелка. Как правило, темные тона выбираются для юбок и шароваров, чоли, пояса и остальные детали костюма выполняются из более ярких тканей. Шифон и другие легкие ткани, бисер, легкие украшения, узкие юбки или юбки с разрезами, как правило, не используются. На лицо наносятся рисунки в стиле лицевых татуировок представителей кочевых племен Северной Африки; для украшения кистей рук и подошв ног используется хна. Интересно, что, по словам К. Нериккио, большинство участников FCBD на момент знакомства были уже с татуировками и пирсингом («мы были все такие дикие»), и в принципе предпочитали неформальный стиль.
Что касается музыкального сопровождения, то в ATS предпочтение отдается упрощенной фольклорной музыке, исполняемой такими музыкантами как Musicians of the Nile, Fellahin, Saiidi, Ghawazee и прочими (Египет); Helm, Sirocco, Gypsy Caravan (США). Часто используемыми инструментами являются: табла (барабаны), мизмар (дудка), и ребаб (однострунный инструмент, напоминающий скрипку). Для импровизации предпочтительны песни с постоянным, предсказуемым битом, со множественными повторениями, а не сложные композиции с переменчивой ритм-структурой. Некоторые коллективы включают в музыкальную основу выступлений американскую музыку, сочиненную такими коллективами как «Solace», которая, базируясь на средневосточных ритмах, может исполняться на электронных инструментах. Практически не используется живая музыка. Основные ритмы: 4/4; используются также 9/8 и 6/8.
Кроме уже упомянутых выше FCBD, среди наиболее ярких имен в ATS-культуре следует назвать такие коллективы как Heavy Hips под руководством танцовщицы Palika, коллектив The Black Sheep, Tribal Moon и т.д.
ATS и Трайбл как таковой начал проникать в Европу в 1990-х. Первой его переняла Германия в 1996 году. Каждая страна вбирает в себя определенные традиции этого стиля и привносит в него собственные; немцы, например, соединили трайбл-традиции с традициями западного средневековья. Именно немцы начали называть себя не труппами и не семьями, а кланами, а своих руководителей – «мамочками». Они придумывают своему клану название и эмблему и выступают в средневековых замках. Из Германии стиль пришел в Россию в 2005г.
Фактически, появление ATS можно считать социо-политическим культурным феноменом развития США как государства, которое не имеет прямых этнических корней, но является смешением многочисленных иммиграционных культур на фоне легенд о Диком Западе и племенах вольных индейцев. Процесс политической ассимиляции отобразился в танце – и был создан «американский этнический танец».
Сегодня, несмотря на бурное развитие различных «современных» видов трайбл-стиля: фьюжн, модерн, урбан и т.д., популярность ATS продолжает поддерживаться на достаточно высоком уровне, и это еще раз подтверждает тот факт, что, несмотря на электронизацию и индивидуализацию, коллективные этнические (и псевдо-этнические) танцы, объединяя современного человека в «племена» и будучи связкой между современной культурой и архаическим прошлым человечества, являются отражением одного из наиболее древних пластов человеческой психики и одной из наиболее природных форм поведения, которая остается присущей человеку вне зависимости от особенностей этногенеза и смены внешних атрибутов.
Tribal Fusion
Само название (от англ. Fusion – смесь, слияние) указывает на смешанный стиль танца. И хотя Трайбл сам по себе является «смесью», фьюжн позволяет танцовщицам еще больше экспериментировать с использованием различных фольклорных элементов и музыкального сопровождения, является объединением в одном танцевальном представлении различных стилей танца, музыки и костюмов разных культур.
Корни фьюжна исходят из ATS, а основательницей стиля называют Джил Паркер (Jill Parker), одну из основательниц FCBD. После ухода из группы в 1996г., Джил создала собственный коллектив Ultra Gypsy Dance Theatre, в выступлениях которого классические ATS движения были дополнены хореографией и элементами бурлеска, стиля кабаре и танцев 1920-х гг. Одной из первых исполнительниц стиля фьюжн является Хизер Стэнтс (Heather Stants), основательница коллектива Urban Tribal из Сан-Диего (1999), которая привнесла в Трайбл движения из хип-хопа и уличных танцев. Марди Лав (Mardi Love), которая в настоящее время является танцовщицей The Indigo, была одной из ранних участниц Ultra Gypsy.
Существует много интерпретаций концепции направления Трайбл-фьюжн; в общем его можно назвать союзом хореографии и импровизации, со значительным упором на эстетику и стилистику Трайбл или ATS и дополнительным влиянием отдельных культур и элементов современного танцевального стиля. Таким образом, можно выделить Индийский фьюжн (добавление индийской стилистики из классических южных стилей: бхарат-натьям, одисси, кучипуди и т.д., использование мудр, собранные «индийские» кисти, работа ступней, Фламенко-фьюжн (использование различных элементов фламенко, Африканский фьюжн (использование джимбе в музыке, добавление африканского шимми и топота), Модерн Фьюжн (комбинация хип-хоп-элементов с электронной музыкой), Китайский Фьюжн (Chinese Fusion), в котором используются элементы и позы китайских единоборств, и даже Японский, как, например, в постановке коллектива Uzume. К подстилю Трайбл-фьюжн относят Готик-трайбл (использование готических «темных» элементов, кинжалов, спиц и т.д.), Нью-Ейдж Трайбл (New Age Tribal) – трансовый танец, исполняя который, танцовщицы в традициях марокканских племен впадают в транс, и Нео-трайбл (Neo Tribal), основанный на Американ-трайбл с элементами классического беллидэнса: в этом танце в рамках одного выступления возможен переход от трансовой музыки к лиричным арабским мелодиям. Возник даже термин World Fusion (мировой фьюжн), который подразумевает наложение на трайбл-стиль элементов любой иной мировой культуры (так, например, в своем мастер-классе по Трайбл-фьюжн американская танцовщица Даршам (Darsham) вводит понятие Латина-фьюжн – добавление к трайблу элементов сальсы и самбы, которые в значительной мере изменяют работу бедер, коленей и ступней). В целом, этот широкий термин оставляет самое большое пространство для толкований и объяснений без привязки к определенной стилистической категории, и помогает избежать уже существующей путаницы в терминологии. Пока большинство основных элементов, определяющих трайбл, доминируют в выступлении, оно может быть отнесено к Трайбл-фьюжн.
Отдельно стоит выделить Фьюжн в исполнении коллектива The Indigo и непосредственно Рейчел Брайс, которые на сегодняшний день для многих являются синонимом стиля и «законодателем моды». Как видно из вышеприведенного, понятие «фьюжн» в первую очередь относится к смеси Трайбл-стиля и отдельных танцевальных элементов различных культур, в то время как в исполнении The Indigo происходит смесь не столько этнических компонентов, сколько наложение нескольких слоев современных суб-культур (индастриал, брейк-данс, фанк) на базу Трайбл-стиля, а также возврат к истокам Трайбла – гротескному кабаре и бурлеску. Использование в танце элементов уличных танцев вносит некоторые изменения в базовые элементы Трайбла. Гордая осанка и сильная спина продолжают играть ведущую роль, однако положение рук иногда меняется: верхняя часть от плеча до локтя вытянута вдоль туловища, рука от локтя до кисти отходит под углом в стороны, образую как бы «рамку наоборот». Характерными являются волнообразные движения руками, которые иногда напоминают брейк-данс. Значительную роль играют сильно развитые внутренние мышцы, особенно пресса, что позволяет придавать танцу эффект «змеиной тягучести». Часто используются затяжные прогибы назад, выполняемые за счет сильной поясницы, при помощи вытянутой назад руки, таким образом, что тело образует своеобразную букву «Г». Еще одной специфической чертой является использование рваных движений, так называемых «замков», когда танцовщица при выполнении движения на секунду замирает на месте («ставит замок»), и продолжает двигаться дальше. "Замок" - это остановка, пауза, которая совершается сжатием внутренних мышц той части тела, которой исполняется движение. Замок может быть как в конце так и в середине или весь элемент можно сделать на замках.
Меняется и эмоционально-энергетическая составляющая. Архаический компонент и образ сильной женщины сохранены, однако часто в танец вводится элемент флирта, игры со зрителями – как одно из наследий стиля кабаре. Такой Фьюжн дает большую волю воображению и позволяет играть образами, которые зачастую являются непредсказуемыми. Так, концертная программа The Indigo 2007г., La Serpent Rouge, в значительной степени является театрализированной постановкой с элементами бурлеска, а выступление Ашары (Asharah) на Tribal Fest 8, можно охарактеризовать как dark gothic fusion (темный готический фьюжн).
Отнесение такого стиля к категории Трайбл-фьюжн у некоторых вызывает сомнение (у ярых приверженцев традиционных форм – беспощадную критику), и иногда стиль The Indigo описывают как Alternative Tribal (Альтернативный Трайбл). Однако это не мешает ему заслуженно пользоваться огромной популярностью, а Рейчел Брайс - считаться одной из королев Трйбл-фьюжн.
Костюм в стиле Фьюжн отличается от классического ATS-костюма. В нем преобладает эклектика, сочетание различных элементов: например, индийских (монеты) и африканских (искусственные дреды или косички из искусственных волос, часто с бусинами), винтажные детали, элементы современной уличной одежды; используются ярко выраженные испанские мотивы: цветы, ракушки в форме кофейных зернышек, имеющие определенное символическое значение (ассоциации с женским началом). Как и в ATS, используются шаровары, расшитые монетами лифы, чоли, реже - широкие юбки. Большое значение уделяется ювелирным аксессуарам, особенно из античного серебра. Практически не используется чалма на голове, основное украшение – цветы и цепи. Впрочем, костюм может быть и совсем минималистским, с почти полным отсутствием основных элементов tribal costume, как, например, в выступлении коллектива Unmata в стиле Fusion.
Обычно для стиля Фьюжн не характерно использование сагат, однако в некоторых случаях этот элемент также вводится в постановку. Интересен пример постановки мужского Трайбл-фьюжн с использованием сагат.
Многие популярные элементы костюма Трайбл-фьюжн были разработаны Марди Лав. Благодаря ей появились ниспадающие элементы из раковин каури, связанные окрашенной вручную пряжей. Она также является создателем популярной разновидности пояса, который состоит из 2-х кусков индийского базового пояса (kuchi или banjara) спереди и сзади, на которые нашиты 4 украшенные бисером медальона (по 1 с каждого конца базового пояса), и с которых свисают разноцветные нити пряжи. Большой популярностью у танцовщиц Трайбл-фьюжн пользуются штаны производства Melodia Designs, которые отличаются широким клешем с разрезом до колена по внешнему шву.
Музыка для номеров Трайбл-фьюжн также отличается своей жанровой разнообразностью. При постановке танца могут быть использованы как египетский фольклор (саиди), индийская традиционная или поп-музыка, средневосточная поп-музыка (Rai), так и хоп-хоп и современная электронная музыка, которой отдают предпочтение Рейчел Брайс и The Indigo (Amon Tobin, Squarepusher, Pentaphobe, Solace, Beats Antique). Возможно использование и «тяжелой» роковой музыки, особенно это характерно для готик-фьюжн. Во фьюжн музыка и ритм считаются соответственно выбранной композиции: если музыка с арабским уклоном, необходимо вслушиваться, какой из ритмов основной; соответственно, то же в музыке с акцентом на фламенко и индию, как и электронной музыке (бывает несколько ритмов, наложенных один на другой), в любом случае сильные доли и акценты желательно выделять. Во фьюжн хватает точечных элементов, но чаще движение делается с "замком" (почти как в брейкдансе), главное - чёткость, изоляция. Как в любом виде танца есть движения, которые исполняются в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Доминируют композиции со счетом 2/4 и 4/4 (на четыре и восемь счетов, на восемь - чаще). Однако, бывают и ломанные ритмы, где может быть пять четвертей, а то и в одном такте - пять, в другом четверка. Немаловажную роль также играют акценты, которые могут быть подчеркнуты и ударными, и музыкальной темой.
Одними из наиболее ярких представительниц стиля Tribal fusion, кроме уже упомянутых Рэйчел Брайс, Марди Лав и Ашары, являются Зое Джейкс, Кэми Лиддл, Шэрон Киара и т.д. В стиле Фьюжн с использованием этнических культурных элементов выступает коллектив Uzume, на стыке Tribal-fusion и Modern Tribal работают Unmata.
В отличии от ATS, который является исключительно коллективным танцем, стиль Фьюжн дает большие возможности для развития сольного мастерства и сольной импровизации. Эффект ATS достигается за счет «массовости», так называемого «племенного единства», в то время как большинство номеров фьюжн построены прежде всего на индивидуальном мастерстве и отработанной технике танцовщицы.
Трайбл-фьюжн дает практически неисчерпаемые возможности для расширения границ и творческого комбинирования, учитывая многообразие мировых танцевальных культур и отсутствие строгих канонов стиля как такового. Поэтому на сегодняшний день этот стиль является одним из наиболее перспективных для развития, с вероятностью того, что в последствие он может дать толчок для появления новых, отдельных направлений в мировой танцевальной культуре.