«Васи» («washi»), или «вагами» («wagami»), в переводе означает «японская бумага» и представляет собой тип бумаги, исконно изготовляющейся в Стране восходящего солнца.
Изготовление ВасиВаси обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы. Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом. Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, оригами, сёдо или укиё-э. Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п. На Зимней Паралимпиаде 1998 г. победителям даже вручали венки, изготовленные с использованием васи. Также некоторые виды васи используются в работах по сохранению и починке книг. История васи Васи была одним из новшеств, завезённых в Японию из Китая около 1300 лет назад. «Анналы Японии» («Нихон сёки», «Нихонги»), составленные в 720 г., утверждают, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Тончхо; Doncho) в 610 г. Принц-регент Сётоку (Shotoku) счёл китайскую бумагу слишком хрупкой и поощрил использовать при изготовлении бумаги шелковицу («кодзо», «kozo») и волокна конопли, которые к тому времени уже культивировались и использовались в создании текстиля. Под его покровительством по всей стране распространился китайский метод изготовления бумаги, который постепенно превратился в «нагасидзуки» («nagashizuki»), метод изготовления бумаги с использованием кодзо и «нэри» («neri»), вязкой жидкости, получаемой, в частности, из коры гортензии. История васиНавыки создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе не только «голую» функциональную составляющую, но и частичку души мастеров-бумагоделов. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела в итоге к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть культуры Японии. Традиционно изготовление васи весьма жёстко придерживалось сезонности. Большинство изготовителей бумаги были крестьянами, которые сажали кодзо и коноплю в качестве обычных сельскохозяйственных культур. Лучшая васи тогда производилась в холодные зимние месяцы, поскольку в это время крестьяне могли не работать на своих полях, плюс для изготовления использовалась ледяная вода, свободная от различных примесей, которые могли испачкать волокна. Часто волокна будущей бумаги раскладывались на белых сугробах и высветлялись таким образом естественным путём. Разумеется, такой способ производства был не в состоянии идти в ногу с изменяющимся потреблением бумаги… В период Мэйдзи (середина XIX в.) спрос на бумагу значительно возрос, что привело к постепенному переходу от васи в пользу западной бумаги и от ручного производства к промышленному. Однако, несмотря на такое изменение, прочная и гибкая васи ещё сильнее укоренилась в японской культуре и до сих пор используется в особых религиозных целях (как в буддийских, так и синтоистских службах и обрядах), в производстве предметов быта, игрушкек, вееров, одежды, а также в традиционной архитектуре. Сегодня изготовители традиционной японской бумаги полагаются на адаптируемость васи, поскольку они стараются сохранить вековые традиции, одновременно пытаясь угодить изменяющимся потребностям общества. В наши дни традиционная васи проникает – и укрепляется там – в повседневную жизнь людей, причём не только в Японии, но и в других странах мира. Посредством международных выставок и семинаров японская бумага ручной работы вновь демонстрирует свою многогранность, красоту и силу выразительности, затрагивая видение, осязание и эмоции людей. Материалы для изготовления васи 1. Кора тутового дерева (кодзо,kozo, Broussonetia kazinoki); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи. Первоначально кодзо были обнаружены в дикой горной местности островов Сикоку и Кюсю, а затем стали культивироваться в целях изготовления бумаги и ткани. Кодзо это лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в поперечнике доходит до 10 см. 2. Гампи (gampi) – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры. Готовая бумага обладает несколько прозрачной и блестящей структурой. Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов. 3. Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо. Имеющиеся исторические данные указывают, что мицумата использовался в производстве бумаги уже в 1614 году. Бумага, сделанная с использованием мицуматы, обладает репеллентными свойствами. Изготовление васи: Заготовка кустарников кодзо Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного («курокава», «kurokawa»), среднего зелёного («надзэкава», «nazekawa») и внутреннего белого («сирокава», «shirokawa»). В большинстве изготовляемой бумаги используется внутренний слой коры, однако, встречаются экземпляры, при изготовлении которых использовали верхний или средний слой. Пропаривание кодзо После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется. Просушивание и нарезка коры кодзо Следующим шагом является удаление чёрного наружного слоя: после промывания стеблей водой, верхний чёрный слой коры легко отделяется при помощи рук, затем соскабливается зелёный слой. Любые неровности и повреждения также удаляются. Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры. Затем оставшаяся сирокава просушивается в прохладном затенённом месте до тех пор, пока не будет готова для дальнейшей обработки. Отбеливание в реке После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления различных примесей, а также отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей, придающих ей естественным образом белый цвет. Разваривание белой коры кодзо Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно. Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе, который традиционно делался из древесной золы, но теперь вместо неё обычно используют гашеную известь, кальцинированную соду, каустическую соду или щелок. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне. Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах. При использовании сильного щелочного раствора, большинство не-целлюлозных материалов растворяются, что делает бумагу более мягкой; с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной. Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги. «Тиритори» Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется «тиритори» («chiritori»; удаление тёмных пятен): небольшое количество приготовленного волокна помещается в бамбуковую корзину, плавающую в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы, инородные элементы и т.п. удаляются вручную. Если планируется изготовление белой бумаги, то до тиритори волокна отбеливают: сейчас для этой цели используют гипохлорид натрия, но иногда до сих пор применяют традиционные методы отбеливания – воду или снег. Отбивание Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка. Процесс этот, как можно предположить, является довольно громким и ритмичным и вносит свою лепту в создание атмосферы японского бумажного производства. Приспособления Двумя наиболее важными инструментами являются чан («сукибунэ», «sukibune») и форма («сукэта», «suketa»). Чан, как правило, делается из сосны или кедра, а для прочности его могут снабдить железным обручем. Форма для изготовления бумаги делается из двух частей: особым образом изготовленная съёмная сетка («су») состоит из узких бамбуковых полос, связанных между собой прочными шёлковыми нитями. Создание листа по методу нагасисуки Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой. Затем с помощью «су» (бамбуковой сетки) и «кэта» (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа. Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины. Этот метод отличается от метода тамэдзуки, который предполагает накопление при создании бумаги. Методом тамэдзуки японцы обозначают способ создания бумаги по западному образцу. Прессование и разделение листов Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку для свежеприготовленных листов. С помощью приспособлений бумажный лист в форме размещается поверх уже выложенных на стойке листов таким образом, чтобы между листами не попал воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают. Затем сетка снимается посредством вытягивания ближайшего к изготовителю бумаги края, а стопка приготовленных листов оставляется на ночь на просушку естественным путём. Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается. Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено. Сушка солнцем и ветром После совместной сушки ночью листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их. Проверка листов и окончательная обработка Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.п. Теперь свежесделанная васи готова к использованию! Где используется васи? Традиционная бумага васи используется в самых разных случаях, которые целиком довольно сложно перечислить. Однако, можно выделить наиболее популярные сферы применения васи: Банкноты Веера Дзори – сандалии Зонтики Игрушки Икебана – искусство аранжировки цветов, также известно под названием «кадо» (kado) Катадзомэ – метод окрашивания ткани с использованием трафаретов Коробочки для о-бэнто Оби – пояс для кимоно Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги Подушки Полиграфия
ДВЕ РЫБЫ.
:Marisha SHENDJO
«Васи» («washi»), или «вагами» («wagami»), в переводе означает «японская бумага» и представляет собой тип бумаги, исконно изготовляющейся в Стране восходящего солнца.
Изготовление ВасиВаси обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.
Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом.
Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, оригами, сёдо или укиё-э.
Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п.
На Зимней Паралимпиаде 1998 г. победителям даже вручали венки, изготовленные с использованием васи. Также некоторые виды васи используются в работах по сохранению и починке книг.
История васи
Васи была одним из новшеств, завезённых в Японию из Китая около 1300 лет назад. «Анналы Японии» («Нихон сёки», «Нихонги»), составленные в 720 г., утверждают, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Тончхо; Doncho) в 610 г.
Принц-регент Сётоку (Shotoku) счёл китайскую бумагу слишком хрупкой и поощрил использовать при изготовлении бумаги шелковицу («кодзо», «kozo») и волокна конопли, которые к тому времени уже культивировались и использовались в создании текстиля.
Под его покровительством по всей стране распространился китайский метод изготовления бумаги, который постепенно превратился в «нагасидзуки» («nagashizuki»), метод изготовления бумаги с использованием кодзо и «нэри» («neri»), вязкой жидкости, получаемой, в частности, из коры гортензии.
История васиНавыки создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе не только «голую» функциональную составляющую, но и частичку души мастеров-бумагоделов. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела в итоге к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть культуры Японии.
Традиционно изготовление васи весьма жёстко придерживалось сезонности. Большинство изготовителей бумаги были крестьянами, которые сажали кодзо и коноплю в качестве обычных сельскохозяйственных культур.
Лучшая васи тогда производилась в холодные зимние месяцы, поскольку в это время крестьяне могли не работать на своих полях, плюс для изготовления использовалась ледяная вода, свободная от различных примесей, которые могли испачкать волокна.
Часто волокна будущей бумаги раскладывались на белых сугробах и высветлялись таким образом естественным путём. Разумеется, такой способ производства был не в состоянии идти в ногу с изменяющимся потреблением бумаги…
В период Мэйдзи (середина XIX в.) спрос на бумагу значительно возрос, что привело к постепенному переходу от васи в пользу западной бумаги и от ручного производства к промышленному.
Однако, несмотря на такое изменение, прочная и гибкая васи ещё сильнее укоренилась в японской культуре и до сих пор используется в особых религиозных целях (как в буддийских, так и синтоистских службах и обрядах), в производстве предметов быта, игрушкек, вееров, одежды, а также в традиционной архитектуре.
Сегодня изготовители традиционной японской бумаги полагаются на адаптируемость васи, поскольку они стараются сохранить вековые традиции, одновременно пытаясь угодить изменяющимся потребностям общества.
В наши дни традиционная васи проникает – и укрепляется там – в повседневную жизнь людей, причём не только в Японии, но и в других странах мира.
Посредством международных выставок и семинаров японская бумага ручной работы вновь демонстрирует свою многогранность, красоту и силу выразительности, затрагивая видение, осязание и эмоции людей.
Материалы для изготовления васи
1. Кора тутового дерева (кодзо,kozo, Broussonetia kazinoki); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи.
Первоначально кодзо были обнаружены в дикой горной местности островов Сикоку и Кюсю, а затем стали культивироваться в целях изготовления бумаги и ткани.
Кодзо это лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в поперечнике доходит до 10 см.
2. Гампи (gampi) – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии.
В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры.
Готовая бумага обладает несколько прозрачной и блестящей структурой.
Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов.
3. Мицумата – кустарник, завезённый из Китая.
В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо.
Имеющиеся исторические данные указывают, что мицумата использовался в производстве бумаги уже в 1614 году.
Бумага, сделанная с использованием мицуматы, обладает репеллентными свойствами.
Изготовление васи:
Заготовка кустарников кодзо
Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки.
Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного («курокава», «kurokawa»), среднего зелёного («надзэкава», «nazekawa») и внутреннего белого («сирокава», «shirokawa»).
В большинстве изготовляемой бумаги используется внутренний слой коры, однако, встречаются экземпляры, при изготовлении которых использовали верхний или средний слой.
Пропаривание кодзо
После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется.
Просушивание и нарезка коры кодзо
Следующим шагом является удаление чёрного наружного слоя: после промывания стеблей водой, верхний чёрный слой коры легко отделяется при помощи рук, затем соскабливается зелёный слой.
Любые неровности и повреждения также удаляются.
Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры.
Затем оставшаяся сирокава просушивается в прохладном затенённом месте до тех пор, пока не будет готова для дальнейшей обработки.
Отбеливание в реке
После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления различных примесей, а также отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей, придающих ей естественным образом белый цвет.
Разваривание белой коры кодзо
Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно.
Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе, который традиционно делался из древесной золы, но теперь вместо неё обычно используют гашеную известь, кальцинированную соду, каустическую соду или щелок.
Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне.
Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах.
При использовании сильного щелочного раствора, большинство не-целлюлозных материалов растворяются, что делает бумагу более мягкой;
с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной.
Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги.
«Тиритори»
Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется «тиритори» («chiritori»; удаление тёмных пятен):
небольшое количество приготовленного волокна помещается в бамбуковую корзину, плавающую в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы, инородные элементы и т.п. удаляются вручную.
Если планируется изготовление белой бумаги, то до тиритори волокна отбеливают: сейчас для этой цели используют гипохлорид натрия, но иногда до сих пор применяют традиционные методы отбеливания – воду или снег.
Отбивание
Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка.
Процесс этот, как можно предположить, является довольно громким и ритмичным и вносит свою лепту в создание атмосферы японского бумажного производства.
Приспособления
Двумя наиболее важными инструментами являются чан («сукибунэ», «sukibune») и форма («сукэта», «suketa»).
Чан, как правило, делается из сосны или кедра, а для прочности его могут снабдить железным обручем.
Форма для изготовления бумаги делается из двух частей: особым образом изготовленная съёмная сетка («су») состоит из узких бамбуковых полос, связанных между собой прочными шёлковыми нитями.
Создание листа по методу нагасисуки
Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой.
Затем с помощью «су» (бамбуковой сетки) и «кэта» (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа.
Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.
Этот метод отличается от метода тамэдзуки, который предполагает накопление при создании бумаги.
Методом тамэдзуки японцы обозначают способ создания бумаги по западному образцу.
Прессование и разделение листов
Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку для свежеприготовленных листов.
С помощью приспособлений бумажный лист в форме размещается поверх уже выложенных на стойке листов таким образом, чтобы между листами не попал воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают.
Затем сетка снимается посредством вытягивания ближайшего к изготовителю бумаги края, а стопка приготовленных листов оставляется на ночь на просушку естественным путём.
Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается.
Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено.
Сушка солнцем и ветром
После совместной сушки ночью листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их.
Проверка листов и окончательная обработка
Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.п.
Теперь свежесделанная васи готова к использованию!
Где используется васи?
Традиционная бумага васи используется в самых разных случаях, которые целиком довольно сложно перечислить.
Однако, можно выделить наиболее популярные сферы применения васи:
Банкноты
Веера
Дзори – сандалии
Зонтики
Игрушки
Икебана – искусство аранжировки цветов, также известно под названием «кадо» (kado)
Катадзомэ – метод окрашивания ткани с использованием трафаретов Коробочки для о-бэнто
Оби – пояс для кимоно
Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги
Подушки
Полиграфия