Советы детского психолога. 1. КАК РИСУЮТ ДЕТИ В 5-6 ЛЕТ Вероятно, ваш ребенок уже умеет рисовать человека, дом, дерево, цветок, гриб, машину и множество других вещей так, что каждую из них вполне можно узнать. Правда, бывает, что чересчур строгие родители пожимают плечами! — Человек у тебя совсем не похож. — А как же ты догадался, что это человек? — парирует ребенок. Конечно, человек довольно похож, по крайней мере вполне узнаваем. Другое дело, что он очень схематичен. Все то, что отсутствует на рисунке, заменяется рассказом. — Этот дядя ловит рыбу. Он поймал бо-о-ольшущую такую рыбу, только вытащить не смог. Она — раз! — и уплыла, и леску порвала. И удочка погнулась. На рисунке изображен только дядя с удочкой. Все остальное подразумевается. Но рисунок выразителен. Изогнутая дугой удочка как будто хранит память об ушедшей рыбе. Впрочем, это получилось случайно: ребенок просто не сумел нарисовать удочку прямой — карандаш сорвался. Обоснование придумано потом. Но придумано хорошо — с этим трудно не согласиться. Непреднамеренность рисунка порождает неожиданные эффекты. Эту непреднамеренность нередко пытаются имитировать профессиональные художники, отсюда идут такие направления в живописи, как примитивизм, некоторые течения в абстракционизме. Но ребенок задерживается на этой стадии недолго. К середине шестого года жизни (иногда чуть раньше, иногда чуть позже) свободный «непреднамеренный» рисунок у большинства детей сменяется стереотипными схемами. Начинаются настойчивые вопросы: «А как это надо рисовать?» Все чаще слышится: «Я это рисовать не умею». Ребенок стремится к жизнеподобию рисунка. Понимая ограниченность своих возможностей, он ищет готовые схемы, шаблоны. Если у него уже сформировано внимание к индивидуальным деталям, отличающим один предмет от других, сходных с ним, то теперь эти детали начинают заслонять главное. Предмет «распадается» на составные ЧИСТИ, КОМПОЗИЦИЯ дробится на отдельные, не связанные между собой элементы. Внимание к деталям, тенденция к передаче объекта во всей полноте его свойств — явления положительные. Но их оборотная сторона — падение цельности и выразительности рисунка, а подчас (как уже было сказано) и тенденция к воспроизведению готовых шаблонов. Значит, от взрослых требуется величайший такт в работе с детьми, в оценке их рисунков. Нужно не отбить у ребенка стремления к рисованию, поддержать его веру в свои силы, приучить к использованию различных выразительных средств, передающих авторское отношение к изображаемому. Короче, — способствовать развитию положительных тенденций и препятствовать развитию тесно связанных с ними отрицательных. Ира нарисовала, как Карабас-Барабас гонится за Буратино (конечно, «гонится»— не совсем точное слово: оба они стоят, растопырив ноги). У Карабаса-Барабаса длинная рыжая борода, у Буратино — острый нос, на голове — колпачок. Подробно вырисована одежда: на обоих героях балахоны с множеством пуговиц и аккуратными воротничками. Все хорошо, все как надо, но в рисунке нет «души». Не зная сказки, никогда не догадаешься, что Буратино хороший, а Карабас-Барабас плохой. — Хорошо получилось? — спрашивает Ира.— Похоже? В любом случае рисунок нужно похвалить. И я хвалю: — Хорошо. Ты молодец. Только знаешь, я уже забыл, какой в сказке Карабас-Барабас. Поэтому даже не знаю, похоже он получился или не очень. — Как же ты забыл. Он такой, с бородой. Страшный. — Да? А я и не заметил, что он у тебя страшный. — Конечно, страшный. Вот какая борода! — Ну и что? У меня тоже борода, а разве я страшный? — Сейчас увидишь,— обещает Ира. Несколько решительных движении карандаша делают бороду Карабаса-Барабаса спутанной и всклокоченной. — Да, теперь вижу,— признаю я. — А Буратино хороший, красивый,— сообщает Ира, гладя нарисованного Буратино пальчиком по голове.— Ты сейчас увидишь, какой он красивый. Одежда Буратино аккуратно закрашивается цветными карандашами. Добиться того, чтобы каждый рисунок был индивидуален, непохож на остальные, трудно. Но обязательно надо стремиться к тому, чтобы такие рисунки появлялись хоть время от времени. Их нужно особенно горячо хвалить, полезно проводить маленький «искусствоведческий анализ»: — Как интересно ты придумал: нарисовать дерево до самого края листа, так что верхушка даже не поместилась. Сразу видно, какое оно большое. — Какие красивые туфельки ты нарисовала принцессе! Раньше ты никогда не рисовала таких красивых туфелек. Такой разбор поможет ребенку осознать художественный прием, который, скорее всего, был использован им неосознанно, а может быть, и вообще возник случайно. Теперь этот прием зафиксирован, он может быть повторен в других рисунках. Только смотрите, как бы он не превратился в шаблон. Как бы не стали все деревья «вылезать» за края листа, все девочки носить одинаковые туфельки. Как только появляется такая опасность, нужно ставить перед ребенком задания, побуждающие его к разрушению шаблона. — Давай нарисуем молодые деревья, которые только что посадили. Они еще не успели вырасти большими. — Давай нарисуем Золушку, какой она была дома и какой стала на балу. Помнишь, дома она была грязная, в плохой одежде. А на балу она очень-очень красивая, в нарядной одежде. 2. ОВЛАДЕВАЕМ КОМПОЗИЦИЕЙ РИСУНКА Ребенку пятилетнего возраста доступно создание довольно сложных сюжетов. Но для их воплощения необходимо овладеть композицией — размещением нескольких изображений на одном листе. После посещения зоопарка мы с Юрой решили нарисовать, как мы стоим у клетки с тигром. Юра спешит приступить к делу. Он уже собрался рисовать посреди листа тигра, но я его останавливаю. — Давай сначала подумаем, где будет тигр, а где мы. Нужно, чтобы всем хватило места. Юра решает поместить тигра в правой части листа, а нас — в левой. Я предлагаю нарисовать место для каждого персонажа тоненькой-тоненькой линией (он уже умеет хорошо управлять силой нажима). На листе появляются четыре неровных, едва намеченных круга. Теперь можно приступать к основной работе. В правом круге изображается тигр, в следующем — Юра, затем мама и наконец я. Мы трое держимся за руки. Исходный план размещения персонажей выдержан не полностью. Все четыре круга были примерно одинакового размера. Тигр в своем круге не поместился, немного залез в соседний. Мы тоже не очень хорошо поместились: наши голоаы оказались выше, чем предполагалось. К тому же нам пришлось потесниться, поэтому одна мамина рука и обе мои оказались сильно укорочены. Но в целом задуманная композиция выдержана, на мой взгляд, очень неплохо. Круги, обозначающие место каждого персонажа, теперь можно стереть. Впрочем, они и так практически не видны. Основной рисунок яркий, он сделан цветными карандашами, а круги бледные — они нарисованы простым карандашом с очень слабым нажимом. — Очень хороший рисунок, — говорю я. — А вот когда мы искали всем нам место, мы чуть-чуть ошиблись. Мы с тобой забыли, что тигр должен быть длинным, а ты и мы с мамой — высокими. Поэтому мы не совсем поместились на своих местах. В следующий раз мы обсудим, не только где что будет изображено, но и сколько места нужно оставить для каждого персонажа. Постепенно Юра научится, планируя композицию, учитывать величину и пропорции изображаемых объектов. Не следует каждый раз предварительно размечать лист карандашом (если ребенок еще не умеет проводить тонкие линии, то этого не следует делать вообще). Часто оказывается достаточным, чтобы ребенок просто указал место каждого персонажа движением ладони. 3. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ВООБРАЖЕНИЮ С пятилетним ребенком полезно продолжать заниматься рисованием с натуры. Тут также могут ставиться довольно сложные композиционные задачи. Передать относительную удаленность разных предметов пятилетний ребенок обычно еще не может, но если они выстроены в одну линию слева направо, он вполне в состоянии правильно воспроизвести их пространственное расположение. Передача отношений по высоте тоже доступна в этом возрасте. Для организации взаимодействия между героями удобнее брать персонажей, для которых характерно профильное изображение. Вот утенок беседует с лисой. А мама -утка бежит к нему, чтобы сказать глупому утенку: «Не верь лисе! Она может тебя съесть». Игрушечные герои расставлены на столе. Не забудьте специально обратить внимание ребенка на то, что утенок и лиса рядом — они разговаривают, а мама-утка еще довольно далеко. Она бежит к утенку, но еще не добежала. Так же, как при рисовании по памяти или по воображению, стоит сначала обсудить, где какой персонаж будет изображен. Можно наметить каждому из них место карандашом, можно просто обвести пальцем. Когда рисунок будет готов, стоит внести в сюжет какие-либо вариации и сделать сходный рисунок уже без непосредственной опоры на натуру. Например, теперь можно нарисовать лису, беседующую не с утенком, а с тетеревом (если ребенку уже читали сказку «Лиса и тетерев»). Композицию придется немного изменить: тетерев должен сидеть не на земле, а на дереве. Вместо мамы-утки издали будет приближаться собака. Напомните ребенку, что лиса разговаривает с тетеревом, значит, она должна на него смотреть. Для этого ей придется поднять голову. Можно сделать и еще один сходный рисунок: изобразить ворону и лисицу из басни И. Крылова. Ну-ка, вспомним, что было у вороны во рту? На чем сидела ворона? Все вспомнили? Теперь можно рисовать. Кстати, неплохо сделать даже два рисунка: на первом сыр еще у вороны, на втором она его уже уронила («Сыр выпал, с ним была плутовка такова»). Такие вариации на сходные темы помогают индивидуализации рисунков, освобождению от штампов. Рисунок, сделанный с натуры, служит своего рода эскизом. Он поможет выяснить, как нарисовать лису — какой у нее хвост, какая мордочка. Но затем приходится варьировать взаимное расположение персонажей, их позы (то лиса смотрит вверх, то убегает с сыром в зубах). Отображение позы в рисунках пятилетних детей только начинает осваиваться. Часто оно вовсе отсутствует; люди изображаются стоящими с растопыренными руками и ногами, для каждого животного есть своя постоянная поза. Занимаясь рисованием с натуры, имеет смысл специально обращать внимание на позы героев. Вот кукла стоит. А вот она сидит. Ну-ка. посмотрим, как теперь надо нарисовать ее ноги. Одна кукла стоит с поднятой рукой, у другой обе руки .опущены. Не надо сразу показывать это ребенку. Пусть он сам заметит, в чем различие, и передаст его в рисунке. Ну, а если уж не замечает, придется намекнуть: — Посмотрпи, они держат руки одинаково или нет? 4. РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ Теперь о рисовании красками. Тут главное — цветовые отношения. Передача формы отступает на второй план. Цвет — мощное выразительное средство. К сожалению, он подчас теряет эту функцию, начинает использоваться только для отображения реального цвета предметов. Рисунок из красочного превращается в раскрашенный. Чтобы этого не случилось, нужно и в предварительном обсуждении с ребенком замысла, и в последующей опенке готового рисунка главное внимание уделять эмоциональной выразительности цвета. — Вот какое у тебя яркое и чистое небо! Сразу видно, что день очень хороший. — Давай найдем для Царевны-лягушки самый красивый зеленый цвет, чтобы сразу было видно, что это не простая лягушка. А каким будет болото, где она сидит? Наверное, надо сделать его не таким красивым, правда? Пятилетние дети довольно часто обращают большее внимание на название цвета, чем на то, каков он в действительности. Такое отношение нередко сохраняется и в дальнейшем. В баночку с желтой краской попала синяя — получилась зеленая. Ребенок рисует ею солнце. — Какого оно у тебя получилось цвета? — спрашивает мама. — Желтого. — Да ты посмотри получше! — Желтого. Я из этой баночки брал, тут желтый. Как быть? Прежде всего научить ребенка ориентироваться не на то, откуда взята краска, а на сам рисунок. Для этого полезно выкладывать краски на палитру (ею может служить блюдце), смешивать их и наблюдать за изменениями цвета, пробуя получившиеся сочетания на бумаге. Можно «опредметить» получившийся цвет. На бумаге два пятна: одно — темно-красное, другое — светло-красное. — Какой это цвет? — спрашиваете вы у ребенка. — Красный. — А этот? — Тоже красный. Только темный. — Давай придумаем, что бывает такое красное, как тут, а что такое, как тут. — Такая бывает редиска, а такая — вишенка. Если сам ребенок этого не придумает, помогите ему: — Какой из этих кружков больше похож на редиску? Правильно, этот. А какой из них похож на вишенку? Раньше мы уже приводили упражнения, формирующие у ребенка восприятие тонких оттенков цвета. Но это может «не сработать» при изображении реальных предметов. — Какого цвета этот листик? — Зеленого. — А этот? — Тоже зеленого. — Правильно. А теперь посмотри, они совсем одинакового цвета или нет? Очень может быть, что на первых порах ребенок будет отвечать: — Одинаковые. Зеленые. Тогда предложите ему нарисовать красками оба листика так, чтобы сразу было понятно, где один, а где другой (желательно, чтобы различие по цвету было достаточно заметным, а форма обоих листиков была более или менее одинаковой). Если ребенок хорошо умеет смешивать краски, можно полностью предоставить выполнение задания ему самому. Если он недостаточно хорошо владеет этой техникой, надо заранее заготовить два требуемых цвета и оставить ему только выбор одного из них для первого листика, другого — для второго. Такие упражнения надо проводить с разными предметами. Вот два яблока. Они оба желтые, но одно ближе к оранжевому, другое — к лимонному. Два синих кукольных платьица — одно посветлее, другое — потемнее. Два апельсина разных оттенков оранжевого цвета. А вообще, всегда ли листья зеленые, апельсины оранжевые, помидоры красные и т.п.? Соберите букет осенних листьев. Среди них будут и зеленые, и желтые, и оранжевые, и красные. Нарисуйте этот букет. Найдите апельсин зеленого цвета (пусть хотя бы с одного бока). Иногда попадаются желтые помидоры. Какого цвета небо? Конечно, голубое. Но сегодня оно в тучах. — Ну-ка, Ира, посмотри, какого цвета сегодня небо. Ира честно смотрит на небо и вопреки очевидности отвечает: — Голубое. Она руководствуется известным правилом: «Если на клетке льва написано «собака», не верь глазам своим». Попробуем научить ее верить глазам. — Как тебе кажется, сегодня есть тучи или нет? — Есть. — А как ты догадалась? — Вон смотри, как их много! — А какого они цвета? — Се-е-ерые. — Правильно, тучи серые. А все небо сегодня в тучах. Так какого же оно цвета? — Серое. Какого цвета грязный снег? Какого цвета вода в пруду, подернутом ряской? Обсудить все это недостаточно. Обязательно нужно все это нарисовать. Иначе знания останутся формальными, цветовое восприятие не разовьется. Ведь цвет очень неточно обозначается словом. Рисовать серое небо нужно только тогда, когда оно действительно серое. Не пытайтесь проводить такие занятия в словесном плане с помощью вопросов типа: «А какого цвета будет нёбо, если оно будет в тучах?» Нет уж, придется дождаться дня, когда оно и правда будет в тучах. 5. КАРАНДАШИ ИЛИ КРАСКИ? Говоря о рисовании карандашом, мы советовали предварительно планировать размещение объектов на листе. Для рисования красками это имеет, пожалуй, еще большее значение. Можно и в этом случае применить описанный нами прием: легкой карандашной линией наметить место для каждого изображаемого объекта. Иногда родители предлагают детям нарисовать всю картинку карандашом и только после этого раскрашивать. Так работают над картинами профессиональные художники, но для ребенка этот путь не особенно хорош. Предварительный карандашный рисунок сковывает свободу. Непринужденное творчество заменяется аккуратным раскрашиванием нанесенных контуров. Значительно лучше избрать другой путь, также применяемый в профессиональной живописи: делать карандашный рисунок на отдельном листе и затем использовать его в качестве эскиза. Не надо стараться воспроизвести его точно. Важно сохранить лишь общую композицию.
Развитие ребенка от рождения до школы
КАК ЗАНИМАТЬСЯ РИСОВАНИЕМ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ?
Советы детского психолога.
1. КАК РИСУЮТ ДЕТИ В 5-6 ЛЕТ
Вероятно, ваш ребенок уже умеет рисовать человека, дом, дерево, цветок, гриб, машину и множество других вещей так, что каждую из них вполне можно узнать. Правда, бывает, что чересчур строгие родители пожимают плечами!
— Человек у тебя совсем не похож.
— А как же ты догадался, что это человек? — парирует ребенок.
Конечно, человек довольно похож, по крайней мере вполне узнаваем. Другое дело, что он очень схематичен. Все то, что отсутствует на рисунке, заменяется рассказом.
— Этот дядя ловит рыбу. Он поймал бо-о-ольшущую такую рыбу, только вытащить не смог. Она — раз! — и уплыла, и леску порвала. И удочка погнулась.
На рисунке изображен только дядя с удочкой. Все остальное подразумевается. Но рисунок выразителен. Изогнутая дугой удочка как будто хранит память об ушедшей рыбе. Впрочем, это получилось случайно: ребенок просто не сумел нарисовать удочку прямой — карандаш сорвался. Обоснование придумано потом. Но придумано хорошо — с этим трудно не согласиться.
Непреднамеренность рисунка порождает неожиданные эффекты. Эту непреднамеренность нередко пытаются имитировать профессиональные художники, отсюда идут такие направления в живописи, как примитивизм, некоторые течения в абстракционизме. Но ребенок задерживается на этой стадии недолго. К середине шестого года жизни (иногда чуть раньше, иногда чуть позже) свободный «непреднамеренный» рисунок у большинства детей сменяется стереотипными схемами. Начинаются настойчивые вопросы: «А как это надо рисовать?» Все чаще слышится: «Я это рисовать не умею».
Ребенок стремится к жизнеподобию рисунка. Понимая ограниченность своих возможностей, он ищет готовые схемы, шаблоны. Если у него уже сформировано внимание к индивидуальным деталям, отличающим один предмет от других, сходных с ним, то теперь эти детали начинают заслонять главное. Предмет «распадается» на составные ЧИСТИ, КОМПОЗИЦИЯ дробится на отдельные, не связанные между собой элементы.
Внимание к деталям, тенденция к передаче объекта во всей полноте его свойств — явления положительные. Но их оборотная сторона — падение цельности и выразительности рисунка, а подчас (как уже было сказано) и тенденция к воспроизведению готовых шаблонов. Значит, от взрослых требуется величайший такт в работе с детьми, в оценке их рисунков. Нужно не отбить у ребенка стремления к рисованию, поддержать его веру в свои силы, приучить к использованию различных выразительных средств, передающих авторское отношение к изображаемому. Короче, — способствовать развитию положительных тенденций и препятствовать развитию тесно связанных с ними отрицательных.
Ира нарисовала, как Карабас-Барабас гонится за Буратино (конечно, «гонится»— не совсем точное слово: оба они стоят, растопырив ноги). У Карабаса-Барабаса длинная рыжая борода, у Буратино — острый нос, на голове — колпачок. Подробно вырисована одежда: на обоих героях балахоны с множеством пуговиц и
аккуратными воротничками. Все хорошо, все как надо, но в рисунке нет «души». Не зная сказки, никогда не догадаешься, что Буратино хороший, а Карабас-Барабас плохой.
— Хорошо получилось? — спрашивает Ира.— Похоже? В любом случае рисунок нужно похвалить. И я хвалю:
— Хорошо. Ты молодец. Только знаешь, я уже забыл, какой в сказке Карабас-Барабас. Поэтому даже не знаю, похоже он получился или не очень.
— Как же ты забыл. Он такой, с бородой. Страшный.
— Да? А я и не заметил, что он у тебя страшный.
— Конечно, страшный. Вот какая борода!
— Ну и что? У меня тоже борода, а разве я страшный?
— Сейчас увидишь,— обещает Ира.
Несколько решительных движении карандаша делают бороду Карабаса-Барабаса спутанной и всклокоченной.
— Да, теперь вижу,— признаю я.
— А Буратино хороший, красивый,— сообщает Ира, гладя нарисованного Буратино пальчиком по голове.— Ты сейчас увидишь, какой он красивый.
Одежда Буратино аккуратно закрашивается цветными карандашами.
Добиться того, чтобы каждый рисунок был индивидуален, непохож на остальные, трудно. Но обязательно надо стремиться к тому, чтобы такие рисунки появлялись хоть время от времени. Их нужно особенно горячо хвалить, полезно проводить маленький «искусствоведческий анализ»:
— Как интересно ты придумал: нарисовать дерево до самого края листа, так что верхушка даже не поместилась. Сразу видно, какое оно большое.
— Какие красивые туфельки ты нарисовала принцессе! Раньше ты никогда не рисовала таких красивых туфелек.
Такой разбор поможет ребенку осознать художественный прием, который, скорее всего, был использован им неосознанно, а может быть, и вообще возник случайно. Теперь этот прием зафиксирован, он может быть повторен в других рисунках. Только смотрите, как бы он не превратился в шаблон. Как бы не стали все деревья «вылезать» за края листа, все девочки носить одинаковые туфельки. Как только появляется такая опасность, нужно ставить перед ребенком задания, побуждающие его к разрушению шаблона.
— Давай нарисуем молодые деревья, которые только что посадили. Они еще не успели вырасти большими.
— Давай нарисуем Золушку, какой она была дома и какой стала на балу. Помнишь, дома она была грязная, в плохой одежде. А на балу она очень-очень красивая, в нарядной одежде.
2. ОВЛАДЕВАЕМ КОМПОЗИЦИЕЙ РИСУНКА
Ребенку пятилетнего возраста доступно создание довольно сложных сюжетов. Но для их воплощения необходимо овладеть композицией — размещением нескольких изображений на одном листе.
После посещения зоопарка мы с Юрой решили нарисовать, как мы стоим у клетки
с тигром. Юра спешит приступить к делу. Он уже собрался рисовать посреди листа тигра, но я его останавливаю.
— Давай сначала подумаем, где будет тигр, а где мы. Нужно, чтобы всем хватило места.
Юра решает поместить тигра в правой части листа, а нас — в левой. Я предлагаю нарисовать место для каждого персонажа тоненькой-тоненькой линией (он уже умеет хорошо управлять силой нажима). На листе появляются четыре неровных, едва намеченных круга. Теперь можно приступать к основной работе.
В правом круге изображается тигр, в следующем — Юра, затем мама и наконец я. Мы трое держимся за руки. Исходный план размещения персонажей выдержан не
полностью. Все четыре круга были примерно одинакового размера. Тигр в своем круге не поместился, немного залез в соседний. Мы тоже не очень хорошо поместились: наши голоаы оказались выше, чем предполагалось. К тому же нам пришлось потесниться, поэтому одна мамина рука и обе мои оказались сильно укорочены. Но в целом задуманная композиция выдержана, на мой взгляд, очень неплохо. Круги, обозначающие место каждого персонажа, теперь можно стереть. Впрочем, они и так практически не видны. Основной рисунок яркий, он сделан цветными карандашами, а круги бледные — они нарисованы простым карандашом с очень слабым нажимом.
— Очень хороший рисунок, — говорю я. — А вот когда мы искали всем нам место, мы чуть-чуть ошиблись. Мы с тобой забыли, что тигр должен быть длинным, а ты и мы с мамой — высокими. Поэтому мы не совсем поместились на своих местах.
В следующий раз мы обсудим, не только где что будет изображено, но и сколько места нужно оставить для каждого персонажа. Постепенно Юра научится, планируя композицию, учитывать величину и пропорции изображаемых объектов.
Не следует каждый раз предварительно размечать лист карандашом (если ребенок еще не умеет проводить тонкие линии, то этого не следует делать вообще). Часто оказывается достаточным, чтобы ребенок просто указал место каждого персонажа движением ладони.
3. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ВООБРАЖЕНИЮ
С пятилетним ребенком полезно продолжать заниматься рисованием с натуры. Тут также могут ставиться довольно сложные композиционные задачи. Передать относительную удаленность разных предметов пятилетний ребенок обычно еще не может, но если они выстроены в одну линию слева направо, он вполне в состоянии правильно воспроизвести их пространственное расположение. Передача отношений по высоте тоже доступна в этом возрасте. Для организации взаимодействия между героями удобнее брать персонажей, для которых характерно профильное изображение.
Вот утенок беседует с лисой. А мама -утка бежит к нему, чтобы сказать глупому утенку: «Не верь лисе! Она может тебя съесть». Игрушечные герои расставлены на столе. Не забудьте специально обратить внимание ребенка на то, что утенок и лиса рядом — они разговаривают, а мама-утка еще довольно далеко. Она бежит к утенку, но еще не добежала.
Так же, как при рисовании по памяти или по воображению, стоит сначала обсудить, где какой персонаж будет изображен. Можно наметить каждому из них место карандашом, можно просто обвести пальцем.
Когда рисунок будет готов, стоит внести в сюжет какие-либо вариации и сделать сходный рисунок уже без непосредственной опоры на натуру. Например, теперь можно нарисовать лису, беседующую не с утенком, а с тетеревом (если ребенку уже читали сказку «Лиса и тетерев»). Композицию придется немного изменить: тетерев должен сидеть не на земле, а на дереве. Вместо мамы-утки издали будет приближаться собака. Напомните ребенку, что лиса разговаривает с тетеревом, значит, она должна на него смотреть. Для этого ей придется поднять голову.
Можно сделать и еще один сходный рисунок: изобразить ворону и лисицу из басни И. Крылова. Ну-ка, вспомним, что было у вороны во рту? На чем сидела ворона? Все вспомнили? Теперь можно рисовать. Кстати, неплохо сделать даже два рисунка: на первом сыр еще у вороны, на втором она его уже уронила («Сыр выпал, с ним была плутовка такова»).
Такие вариации на сходные темы помогают индивидуализации рисунков, освобождению от штампов. Рисунок, сделанный с натуры, служит своего рода эскизом. Он поможет выяснить, как нарисовать лису — какой у нее хвост, какая мордочка. Но затем приходится варьировать взаимное расположение персонажей, их позы (то лиса смотрит вверх, то убегает с сыром в зубах).
Отображение позы в рисунках пятилетних детей только начинает осваиваться. Часто оно вовсе отсутствует; люди изображаются стоящими с растопыренными руками и ногами, для каждого животного есть своя постоянная поза. Занимаясь рисованием с натуры, имеет смысл специально обращать внимание на позы героев. Вот кукла стоит. А вот она сидит. Ну-ка. посмотрим, как теперь надо нарисовать ее ноги. Одна кукла стоит с поднятой рукой, у другой обе руки .опущены. Не надо сразу показывать это ребенку. Пусть он сам заметит, в чем различие, и передаст его в рисунке. Ну, а если уж не замечает, придется намекнуть:
— Посмотрпи, они держат руки одинаково или нет?
4. РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ
Теперь о рисовании красками. Тут главное — цветовые отношения. Передача формы отступает на второй план. Цвет — мощное выразительное средство. К сожалению, он подчас теряет эту функцию, начинает использоваться только для отображения реального цвета предметов. Рисунок из красочного превращается в раскрашенный. Чтобы этого не случилось, нужно и в предварительном обсуждении с ребенком замысла, и в последующей опенке готового рисунка главное внимание уделять эмоциональной выразительности цвета.
— Вот какое у тебя яркое и чистое небо! Сразу видно, что день очень хороший.
— Давай найдем для Царевны-лягушки самый красивый зеленый цвет, чтобы сразу было видно, что это не простая лягушка. А каким будет болото, где она сидит? Наверное, надо сделать его не таким красивым, правда?
Пятилетние дети довольно часто обращают большее внимание на название цвета, чем на то, каков он в действительности. Такое отношение нередко сохраняется и в дальнейшем.
В баночку с желтой краской попала синяя — получилась зеленая. Ребенок рисует ею солнце.
— Какого оно у тебя получилось цвета? — спрашивает мама.
— Желтого.
— Да ты посмотри получше!
— Желтого. Я из этой баночки брал, тут желтый.
Как быть? Прежде всего научить ребенка ориентироваться не на то, откуда взята краска, а на сам рисунок. Для этого полезно выкладывать краски на палитру (ею может служить блюдце), смешивать их и наблюдать за изменениями цвета, пробуя получившиеся сочетания на бумаге. Можно «опредметить» получившийся цвет.
На бумаге два пятна: одно — темно-красное, другое — светло-красное.
— Какой это цвет? — спрашиваете вы у ребенка.
— Красный.
— А этот?
— Тоже красный. Только темный.
— Давай придумаем, что бывает такое красное, как тут, а что такое, как тут.
— Такая бывает редиска, а такая — вишенка.
Если сам ребенок этого не придумает, помогите ему:
— Какой из этих кружков больше похож на редиску? Правильно, этот. А какой из них похож на вишенку?
Раньше мы уже приводили упражнения, формирующие у ребенка восприятие тонких оттенков цвета. Но это может «не сработать» при изображении реальных предметов.
— Какого цвета этот листик?
— Зеленого.
— А этот?
— Тоже зеленого.
— Правильно. А теперь посмотри, они совсем одинакового цвета или нет? Очень может быть, что на первых порах ребенок будет отвечать:
— Одинаковые. Зеленые.
Тогда предложите ему нарисовать красками оба листика так, чтобы сразу было понятно, где один, а где другой (желательно, чтобы различие по цвету было достаточно заметным, а форма обоих листиков была более или менее одинаковой). Если ребенок хорошо умеет смешивать краски, можно полностью предоставить выполнение задания ему самому. Если он недостаточно хорошо владеет этой техникой, надо заранее заготовить два требуемых цвета и оставить ему только выбор одного из них для первого листика, другого — для второго. Такие упражнения надо проводить с разными предметами. Вот два яблока. Они оба желтые, но одно ближе к оранжевому, другое — к лимонному. Два синих кукольных платьица — одно посветлее, другое — потемнее. Два апельсина разных оттенков оранжевого цвета.
А вообще, всегда ли листья зеленые, апельсины оранжевые, помидоры красные и т.п.? Соберите букет осенних листьев. Среди них будут и зеленые, и желтые, и оранжевые, и красные. Нарисуйте этот букет. Найдите апельсин зеленого цвета (пусть хотя бы с одного бока). Иногда попадаются желтые помидоры.
Какого цвета небо? Конечно, голубое. Но сегодня оно в тучах.
— Ну-ка, Ира, посмотри, какого цвета сегодня небо.
Ира честно смотрит на небо и вопреки очевидности отвечает:
— Голубое.
Она руководствуется известным правилом: «Если на клетке льва написано «собака», не верь глазам своим». Попробуем научить ее верить глазам.
— Как тебе кажется, сегодня есть тучи или нет?
— Есть.
— А как ты догадалась?
— Вон смотри, как их много!
— А какого они цвета?
— Се-е-ерые.
— Правильно, тучи серые. А все небо сегодня в тучах. Так какого же оно цвета?
— Серое.
Какого цвета грязный снег? Какого цвета вода в пруду, подернутом ряской? Обсудить все это недостаточно. Обязательно нужно все это нарисовать. Иначе
знания останутся формальными, цветовое восприятие не разовьется. Ведь цвет очень неточно обозначается словом.
Рисовать серое небо нужно только тогда, когда оно действительно серое. Не пытайтесь проводить такие занятия в словесном плане с помощью вопросов типа:
«А какого цвета будет нёбо, если оно будет в тучах?» Нет уж, придется дождаться дня, когда оно и правда будет в тучах.
5. КАРАНДАШИ ИЛИ КРАСКИ?
Говоря о рисовании карандашом, мы советовали предварительно планировать размещение объектов на листе. Для рисования красками это имеет, пожалуй, еще большее значение. Можно и в этом случае применить описанный нами прием: легкой карандашной линией наметить место для каждого изображаемого объекта.
Иногда родители предлагают детям нарисовать всю картинку карандашом и только после этого раскрашивать. Так работают над картинами профессиональные художники, но для ребенка этот путь не особенно хорош. Предварительный карандашный рисунок сковывает свободу. Непринужденное творчество заменяется аккуратным раскрашиванием нанесенных контуров.
Значительно лучше избрать другой путь, также применяемый в профессиональной живописи: делать карандашный рисунок на отдельном листе и затем использовать его в качестве эскиза. Не надо стараться воспроизвести его точно. Важно сохранить лишь общую композицию.