☘ ИГРА 1. ГНОМИКИ Эта игра самая простая — ознакомительная. Она поможет малышам познакомиться с разными формами. Что нам понадобится для игры? Коврик — это «домик», в нем разные «квартиры», в которых живут наши гномики. У каждой «квартиры» есть «дверца» — это вкладыш своей формы. Начинаем с трех форм — круг, квадрат, треугольник. Можно все эти отверстия сделать на одном коврике. А можно вырезать из коврика квадраты 10Х10 сам и в каждом квадрате сделать отверстие своей формы. Тогда в каждой новой игре можно свободно комбинировать нужные нам формы, строя из них дома с разными отверстиями — «дверцами». ✅Как мы будем играть? Сначала все окошки в домике закрыты. Начинаем играть. Стучим в ритм стишка кулачками по столу и приговариваем: Маленькие гномики Жили в нашем домике. Окошки открывали. Формы называли. Открываем первое окошечко — круглое и при этом говорим толстым низким голосом старшего гнома: «Доброе утро! Как уже светло! Пора выходить из дома и идти по делам. Где моя дверца? Открываю ее». Открываем дверцу и даем круглую деталь — вкладыш в руки малышу. Начинаем ее рассматривать. Проводим пальчиками ребенка (указательным и средним) по кругу-дверце-вкладышу и по круглому отверстию в домике, узнаем, что у круга нет уголков. Пробуем покатить нашу круглую дверцу и радуемся тому, что она катится, потому что она круглая как колесико у машины, как солнышко, как тарелка, как блюдце. Попробуем покатить сверху с горки, с желобка (положите на стопку книг лист толстого картона, чтобы получилась «горка») — катится! Дальше просыпается средний гном, выходит из дома и открывает квадратную дверцу. Считаем уголки — их четыре. Обводим пальчиками фигуру и отверстие в доме, соответствующее ей по форме. Пробуем покатить — не катится! Почему? Ищем с ребенком ответ на вопрос. Уголки мешают. А с горки нашей покатится? Тоже нет! Называем форму — квадрат. Повторяем основные признаки («Чем квадрат отличается от круга?» ). Ищем квадраты у нас дома — часы, книга или альбом, шкатулка, бумажный лист. После этого просыпается младший гном, выбегает на солнышко, открывает дверцу. А у него какая дверца? Она совсем не похожа на другие дверцы! Пробуем покатить и видим, что эта фигурка тоже не катится, уголочки ей мешают. И с горки не катится. Что мешает? Снова уголки! Этим она похожа на квадрат. А чем же она отличается? Оказывается, что у нее не четыре, а три уголка. Это треугольник. Вот все дверцы и открыты! Доброе утро, гномы! Пусть наши гномы сделают дела, сходят за подарком или в магазин, проведают приятелей (наверняка у них найдутся еще многие затеи) и вернутся домой. Да не просто вернутся, а прибегут: «Ой! Дождь пошел! Быстрее домой» Надо спрятать гномиков в их домик и срочно закрыть дверцы, чтобы дождь не попадал в дом. А дождь сильный, льет как из ведра! Пошуршим ладошками друг о друга, постучим ладошками по коленям — будет слышен звук, напоминающий дождь. Вот какой дождь! Надо быстрее помогать гномам! Читаем снова стишок и ритмично стучим кулачками, но чуть изменяем слова: Маленькие гномики Жили в нашем домике. Окошки закрывали. Формы называли. И теперь малыш подбирает по форме окошки к отверстиям в домике. Но задача его сложнее — он еще и называет форму фигуры — какая это дверца? И учит гнома правильно находить свою дверцу среди других форм. Попробуйте приложить квадратную дверцу к треугольному отверстию. Она не подходит — дождик будет попадать в дом, намочит пол, будет сыро, неуютно. А гномы наши рассеянные, всё время всё перепутывают — то квадрат назовут кругом, то вместо треугольника пытаются закрыть дверь квадратом. Дети с удовольствием помогают гномам и исправляют их ошибки. 🌀Варианты игры: В последующих играх постепенно вводятся другие формы — овал, ромб, прямоугольник. Самое сложное для детей — отличить друг от друга многоугольники. Поэтому они вводятся последними. Сюжеты игр могут быть разными. Наши гномы могут выходить утром на зарядку, могут ждать гостей и открывать для них свои дверцы, могут эти дверцы мыть или украшать к Новому году и поэтому открывать и закрывать. Здесь простор для фантазии — Вашей и Вашего малыша. 🌀Еще одно усложнение игры — задача подобрать дверцу к отверстию с закрытыми глазами. Дети не очень любят, когда им завязывают глаза. Поэтому сделайте это в игре: «Наступила ночь — ничего не видно (завязываем глаза платком). Гномы задержались в гостях и поздно пришли домой. Как же закрыть дверцы и ничего не перепутать?» И малыш пробует их закрыть на ощупь. Сначала предложите ребенку контрастные формы — например, овал, прямоугольник, треугольник. Затем более близкие, которые труднее различить — треугольник, квадрат, прямоугольник. Совсем не обязательно играть только с гномами — можно брать любой персонаж. Но у нас почему-то именно гномы очень прижились в этой игре и всегда любимы детьми. ☘ ИГРА 2. КОШКИ — МЫШКИ. Когда малыш научился соотносить форму вкладыша и форму отверстия, можно давать ему более сложную задачу - составить форму из нескольких других форм (квадрат — из двух прямоугольников или двух треугольников и т.д.). И сделать это тоже можно в игре. Теперь наш коврик — это домик мышек. Причем мы можем нарисовать мышек на небольших бумажных карточках и положить листочки с рисунками под дверцы — «поселить мышек в норки». Когда мы достаем мышек из норок — они идут «гулять», «добывать себе крошки и сыр», «в гости». Доставая мышек из норки, называем форму дверцы — круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Мышки открыли дверцы в свои норки и пошли добывать себе корм. Ой! что это? «Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся. Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?» Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостик вам помнет, шубочки порвет» (К. Д. Ушинский) Берегитесь, мышки! Убегайте от Васьки — кота! Прибежали мышки к домику — хвать! А дверок-то нет! Хитрый Васька спрятал дверцы от них. Что же делать?! Вот «осколки» от дверей только лежат на земле рядом с домом (это наши другие фигуры). Надо мышкам помогать и дверцы «отремонтировать». Так малыш начинает пытаться сложить известную ему фигуру из других фигур. А игрушечный кот Васька вдалеке «ходит», да грозится — вот-вот сейчас прибегу, да всех мышек переловлю. Наконец, задача выполнена, все мышки снова в норках, а их дверцы «отремонтированы» и крепко-накрепко закрыты! Прибежал Васька, сунулся в одну норку, в другую, да так никого и не поймал. Так ни с чем и ушел. Аналогичная игра может быть проведена и с другими персонажами — зайки и волк, белочки и куница, комарики и лягушка. ❗ О том как сделать удобную и простую игру из подручных материалов смотрите видео на нашем сайте "Родная тропинка" Для этого в любой поисковой системе наберите "родная тропинка игры своими руками" Надеюсь, что наши игры, сделанные своими руками, принесут в Ваш дом радость и новые открытия, новые идеи! Ася Валасина, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка", победитель конкурсов профессионального мастерства "Учитель года" и "Московский мастер". #поделки_роднаятропинка #математика_роднаятропинка
Развитие ребенка от рождения до школы
💢 ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ
☘ ИГРА 1. ГНОМИКИ
Эта игра самая простая — ознакомительная. Она поможет малышам познакомиться с разными формами.
Что нам понадобится для игры?
Коврик — это «домик», в нем разные «квартиры», в которых живут наши гномики. У каждой «квартиры» есть «дверца» — это вкладыш своей формы. Начинаем с трех форм — круг, квадрат, треугольник.
Можно все эти отверстия сделать на одном коврике. А можно вырезать из коврика квадраты 10Х10 сам и в каждом квадрате сделать отверстие своей формы. Тогда в каждой новой игре можно свободно комбинировать нужные нам формы, строя из них дома с разными отверстиями — «дверцами».
✅Как мы будем играть?
Сначала все окошки в домике закрыты. Начинаем играть. Стучим в ритм стишка кулачками по столу и приговариваем:
Маленькие гномики
Жили в нашем домике.
Окошки открывали.
Формы называли.
Открываем первое окошечко — круглое и при этом говорим толстым низким голосом старшего гнома: «Доброе утро! Как уже светло! Пора выходить из дома и идти по делам. Где моя дверца? Открываю ее».
Открываем дверцу и даем круглую деталь — вкладыш в руки малышу. Начинаем ее рассматривать. Проводим пальчиками ребенка (указательным и средним) по кругу-дверце-вкладышу и по круглому отверстию в домике, узнаем, что у круга нет уголков. Пробуем покатить нашу круглую дверцу и радуемся тому, что она катится, потому что она круглая как колесико у машины, как солнышко, как тарелка, как блюдце. Попробуем покатить сверху с горки, с желобка (положите на стопку книг лист толстого картона, чтобы получилась «горка») — катится!
Дальше просыпается средний гном, выходит из дома и открывает квадратную дверцу. Считаем уголки — их четыре. Обводим пальчиками фигуру и отверстие в доме, соответствующее ей по форме. Пробуем покатить — не катится! Почему? Ищем с ребенком ответ на вопрос. Уголки мешают. А с горки нашей покатится? Тоже нет! Называем форму — квадрат. Повторяем основные признаки («Чем квадрат отличается от круга?» ). Ищем квадраты у нас дома — часы, книга или альбом, шкатулка, бумажный лист.
После этого просыпается младший гном, выбегает на солнышко, открывает дверцу. А у него какая дверца? Она совсем не похожа на другие дверцы! Пробуем покатить и видим, что эта фигурка тоже не катится, уголочки ей мешают. И с горки не катится. Что мешает? Снова уголки! Этим она похожа на квадрат. А чем же она отличается? Оказывается, что у нее не четыре, а три уголка. Это треугольник.
Вот все дверцы и открыты! Доброе утро, гномы! Пусть наши гномы сделают дела, сходят за подарком или в магазин, проведают приятелей (наверняка у них найдутся еще многие затеи) и вернутся домой. Да не просто вернутся, а прибегут: «Ой! Дождь пошел! Быстрее домой» Надо спрятать гномиков в их домик и срочно закрыть дверцы, чтобы дождь не попадал в дом. А дождь сильный, льет как из ведра! Пошуршим ладошками друг о друга, постучим ладошками по коленям — будет слышен звук, напоминающий дождь. Вот какой дождь! Надо быстрее помогать гномам!
Читаем снова стишок и ритмично стучим кулачками, но чуть изменяем слова:
Маленькие гномики
Жили в нашем домике.
Окошки закрывали.
Формы называли.
И теперь малыш подбирает по форме окошки к отверстиям в домике. Но задача его сложнее — он еще и называет форму фигуры — какая это дверца? И учит гнома правильно находить свою дверцу среди других форм. Попробуйте приложить квадратную дверцу к треугольному отверстию. Она не подходит — дождик будет попадать в дом, намочит пол, будет сыро, неуютно.
А гномы наши рассеянные, всё время всё перепутывают — то квадрат назовут кругом, то вместо треугольника пытаются закрыть дверь квадратом. Дети с удовольствием помогают гномам и исправляют их ошибки.
🌀Варианты игры:
В последующих играх постепенно вводятся другие формы — овал, ромб, прямоугольник. Самое сложное для детей — отличить друг от друга многоугольники. Поэтому они вводятся последними.
Сюжеты игр могут быть разными. Наши гномы могут выходить утром на зарядку, могут ждать гостей и открывать для них свои дверцы, могут эти дверцы мыть или украшать к Новому году и поэтому открывать и закрывать. Здесь простор для фантазии — Вашей и Вашего малыша.
🌀Еще одно усложнение игры — задача подобрать дверцу к отверстию с закрытыми глазами. Дети не очень любят, когда им завязывают глаза. Поэтому сделайте это в игре: «Наступила ночь — ничего не видно (завязываем глаза платком). Гномы задержались в гостях и поздно пришли домой. Как же закрыть дверцы и ничего не перепутать?» И малыш пробует их закрыть на ощупь.
Сначала предложите ребенку контрастные формы — например, овал, прямоугольник, треугольник. Затем более близкие, которые труднее различить — треугольник, квадрат, прямоугольник.
Совсем не обязательно играть только с гномами — можно брать любой персонаж. Но у нас почему-то именно гномы очень прижились в этой игре и всегда любимы детьми.
☘ ИГРА 2. КОШКИ — МЫШКИ.
Когда малыш научился соотносить форму вкладыша и форму отверстия, можно давать ему более сложную задачу - составить форму из нескольких других форм (квадрат — из двух прямоугольников или двух треугольников и т.д.). И сделать это тоже можно в игре.
Теперь наш коврик — это домик мышек. Причем мы можем нарисовать мышек на небольших бумажных карточках и положить листочки с рисунками под дверцы — «поселить мышек в норки». Когда мы достаем мышек из норок — они идут «гулять», «добывать себе крошки и сыр», «в гости». Доставая мышек из норки, называем форму дверцы — круг, квадрат, прямоугольник и т.д.
Мышки открыли дверцы в свои норки и пошли добывать себе корм. Ой! что это?
«Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.
Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?»
Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостик вам помнет, шубочки порвет» (К. Д. Ушинский)
Берегитесь, мышки! Убегайте от Васьки — кота! Прибежали мышки к домику — хвать! А дверок-то нет! Хитрый Васька спрятал дверцы от них. Что же делать?! Вот «осколки» от дверей только лежат на земле рядом с домом (это наши другие фигуры). Надо мышкам помогать и дверцы «отремонтировать».
Так малыш начинает пытаться сложить известную ему фигуру из других фигур. А игрушечный кот Васька вдалеке «ходит», да грозится — вот-вот сейчас прибегу, да всех мышек переловлю. Наконец, задача выполнена, все мышки снова в норках, а их дверцы «отремонтированы» и крепко-накрепко закрыты! Прибежал Васька, сунулся в одну норку, в другую, да так никого и не поймал. Так ни с чем и ушел.
Аналогичная игра может быть проведена и с другими персонажами — зайки и волк, белочки и куница, комарики и лягушка.
❗ О том как сделать удобную и простую игру из подручных материалов смотрите видео на нашем сайте "Родная тропинка"
Для этого в любой поисковой системе наберите "родная тропинка игры своими руками"
Надеюсь, что наши игры, сделанные своими руками, принесут в Ваш дом радость и новые открытия, новые идеи!
Ася Валасина, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка", победитель конкурсов профессионального мастерства "Учитель года" и "Московский мастер".
#поделки_роднаятропинка #математика_роднаятропинка