#записки_геолога

#МкМ_записки_геолога
#история_АГЭ

#записки_геолога - 1004784087507

Владимир Томилов

Записки геолога

"Всё должно простираться и следиться,
начинаться и кончаться".
Эпизод из жизни главного геолога
Березикова Юрия Ксенофонтовича.

Первый геолог, с которым мне довелось встретиться в АГЭ, был Березиков Юрий Ксенофонтович - главный геолог экспедиции.
Геолог Березиков имел огромный, заслуженный авторитет не только в экспедиции, но и в управлении "ЗапСиб Гео".
В экспедиции он проработал до 1985 года и был приглашён на работу в Новокузнецк в качестве главного геолога Западно-Сибирского геологического управления.
Роль этого человека в становлении геологической службы экспедиции огромна.

Особое отношение у Березикова было к геолого-съёмочным работам.
После каждого полевого сезона была обязательная приёмка материалов. В этом участвовали все геологи съёмочного отряда.
Глядя на разложенные карты фактического материала, геологические карты, Юрий Ксенофонтович мгновенно и безошибочно видел все недоработки сезона, нерешённые геологические задачи и места, недостаточно закартированные. При этом он обязательно отмечал все достижения и хвалил за то, что удалось сделать отряду в плане понимания геологического строения площади работ.

Вспоминается его приезд в один из полевых сезонов в геологический отряд Бугузунской партии, партией руководил Н.В. Смирнов.
Отряд проводил геологическую съёмку м-ба 1:50000. Совершенно неожиданно для нас, Березиков предложил совершить геологическую экскурсию на смежную площадь в район села Кокоря.
Поехал весь отряд: начальник отряда Галина Степановна Романцова, геологи - Тамара Кудрявцева, Татьяна Строганова, Сергей Лим, Владимир Томилов, Алексей Банников, Виктор Иванов, Владимир Дятлов.
То, что мы увидели, превзошло все ожидания: в борту реки Кокоря, при 100-процентной обнажённости перед нами предстала картина геологического разреза осадочных отложений, словно из учебника по общей геологии, только гораздо лучше, объёмно и рельефно, в цвете, во всей красе. Было на что посмотреть и все, не сговариваясь, почти бегом устремились к коренным обнажениям.
Моё внимание привлёк горизонт конгломератов. О таком маркере можно было только мечтать, и я пошёл по конгломератам, прослеживая горизонт.
Время пролетело незаметно, народ стал собираться у машины, громко оповещая об этом.
Так случилось, что мы с Березиковым вышли с разных сторон разреза, и, встретившись, стали делиться увиденным. Оказалось, что он тоже наткнулся на маркирующий горизонт конгломератов и пошёл прослеживать его. Я описал осадочные породы, особенности залегания и их последовательность, наслоения выше и ниже горизонта конгломератов.
- Нет, не так, - сказал Березиков и стал описывать совершенно другой разрез.
Я настаивал на своём. И тогда, главный геолог экспедиции, несмотря на то, что машина уже сигналила и народ "бил копытом", сказал молодому геологу: «Пойдём, вернёмся". Оказалось, что было два горизонта конгломератов, и мы оба были правы.
Возвращались мы, довольные друг другом.
И я, получив такой урок, навсегда взял за правило, относится уважительно к коллегам - ‘геологам, невзирая на чины и лета - как к маститым, так и к начинающим.

Разговор наш продолжился. Юрий Ксенофонтович, в своей деликатной манере, ненавязчиво излагал азы геологического картирования, которые запомнились мне на всю жизнь: - Всё должно простираться и следиться, - сделав паузу, добавлял, - всё должно начинаться и кончаться.

Подойдя к машине, к собравшимся геологам, Березиков, в доверительной манере, повёл разговор о геологах-съемщиках. Его высказывания сводились к следующему:

"Нет в геологии ничего более интересного, чем геологическая съёмка, особенно 50000 масштаба. Здесь необходимы знания всех геологических наук, в комплексе: общей геологии, исторической геологии, палеонтологии, структурной геологии, тектоники, магматизма, геоморфологии, четвертичной геологии, минералогии, петрографии и т.д.

Полноправным, полноценным съемщиком, геолог может стать только лет через 10 после ВУЗа. Время проведения групповой геологической съемки, составляет 5 лет. Геологи осваивают навыки и специфику работы по геологическому картированию под руководством ответственных исполнителей работ, специализируясь, при этом на чём-то своём. Это могут быть вопросы стратиграфии отдельной свиты, вопросов магматизма, изучение циклов тектогенеза на площади, выявление закономерности в вопросе расположения и приуроченности радиоактивных аномалий, вопросы геоморфологии, общих и детальных поисков и пр.
При этом все геологи, в пределах партии или отряда, занимаются геологическим картированием.
На последующей съёмке, геологи, прошедшие первый опыт под руководством старших, уже сами начинают выступать в качестве ответственных исполнителей, авторами глав в отчёте с определённой специализацией."
Помню и чту.

P.S. позиций сегодняшнего времени, понимаешь, как легко всё развалить и не понимаешь, где взять, в случае изменения ситуации, эти 10 лет для становления геолога-съёмщика. Геологическая преемственность нарушена...
Геологическая съемка, это то, что предваряет любые виды геологических работ, как то - поиски и разведку. Съёмщики, по сути, первопроходцы, они первыми выявляют особенности геологического строения, выявляя также наличие предпосылок на предмет поисков любых полезных ископаемых.
Геологическая съемка 50000 масштаба, самая результативная, больше не проводится. Её отменили в 90-е.
Геологам - съемщикам, всем - ближе к 70-ти и за 70-т. Преемников у них нет.
Галина Томилова <galya.tomilova.59@list.ru>

Комментарии

  • 4 мар 07:56
    Галина Степановна Романцова, начальник геологического отряда Бугузунской партии
    Фотография
  • Комментарий удалён.
  • 4 мар 08:04
    Лагерь Бугузунской партии.
    Пилят дрова, слева направо: геолог Анатолий Кириллович Захаров; начальник партии Юрий Николаевич Сергеев; геофизик Андрей Запорожский; на втором плане, с дровами, рабочий Юрий Семёнович Шадрин.
    Фотография