05.01.2021 Мк., 43 зач., X, 2-12 [Заⷱ҇ 43] И҆ пристꙋ́пльше фарїсе́є вопроси́ша є҆го̀: а҆́ще досто́итъ мꙋ́жꙋ женꙋ̀ пꙋсти́ти; и҆скꙋша́юще є҆го̀. Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ и҆̀мъ: что̀ ва́мъ заповѣ́да мѡѷсе́й; Ѻ҆ни́ же рѣ́ша: мѡѷсе́й повелѣ̀ кни́гꙋ распꙋ́стнꙋю написа́ти, и҆ пꙋсти́ти. И҆ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ и҆̀мъ: по жестосе́рдїю ва́шемꙋ написа̀ ва́мъ за́повѣдь сїю̀: ѿ нача́ла же созда́нїѧ, мꙋ́жа и҆ женꙋ̀ сотвори́лъ ѧ҆̀ є҆́сть бг҃ъ: сегѡ̀ ра́ди ѡ҆ста́витъ человѣ́къ ѻ҆тца̀ своего̀ и҆ ма́терь и҆ прилѣпи́тсѧ къ женѣ̀ свое́й, и҆ бꙋ́дета ѻ҆́ба въ пло́ть є҆ди́нꙋ: тѣ́мже у҆жѐ нѣ́ста два̀, но пло́ть є҆ди́на: є҆́же у҆̀бо бг҃ъ сочета̀, человѣ́къ да не разлꙋча́етъ. И҆ въ домꙋ̀ па́ки у҆чн҃цы̀ є҆гѡ̀ ѡ҆ се́мъ вопроси́ша є҆го̀. И҆ гл҃а и҆̀мъ: [Заⷱ҇ 44] и҆́же а҆́ще пꙋ́ститъ женꙋ̀ свою̀ и҆ ѡ҆же́нитсѧ и҆но́ю, прелюбы̀ твори́тъ на ню̀: и҆ а҆́ще жена̀ пꙋ́ститъ мꙋ́жа {мꙋ́жа своего̀} и҆ посѧ́гнетъ за и҆но́го, прелюбы̀ твори́тъ. Читает и комментирует священник Антоний Борисов В России на современном этапе на 900 тысяч заключенных браков приходится почти 600 тысяч разводов ежегодно. Развод, к сожалению, стал привычной частью окружающей нас жизни. Мне, как приходскому священнику, подчас говорят следующее: «Ну что такого? Пожили люди вместе. Ну не сошлись интересами. Развелись. Ничего — найдут себе нового мужа или жену». Такое отношение имеется не только к светским бракам, но и к церковным. Давайте посмотрим, что нам на счет развода говорит сегодняшнее евангельское чтение. Мы видим, что Христос однозначно осуждает практику расторжения брака. Говорит, что разводом фактически оскорбляется Божественный замысел о супружеском союзе мужчины и женщины. В ветхозаветном Израиле и во времена Христа, и до того шли ожесточенные споры в отношении допустимости развода. Существовали как противники, так и сторонники расторжения брака. Противники говорили обычно, что супружеская чета должна подражать союзу Адама и Евы — союзу, заключенному в Раю Самим Господом. Потому брак — великая святыня, и она не может быть разрушена. Сторонники разводов указывали обычно на несовпадение теории и практики. В реальности далеко не каждый супружеский союз соответствовал библейской норме. Чаще всего, брак становился пространством для жестокости — обычно мужа по отношению к жене. Замужнюю иудейку её супруг мог избить, а затем просто выгнать на улицу без средств к существованию. В какой-то момент произвол внутри иудейских семей достиг таких масштабов, что единственным способом защитить женщин от жестокости стало так называемое разводное письмо. Оно позволяло женам вернуться в родительский дом и получить от бывшего супруга часть собственности для самостоятельной жизни. Развод стал частью общественной жизни Израиля. Но Христос призывает нас отличать вынужденную меру от нормы. Развод не норма, а малое зло, которое препятствует появлению большего зла. Христос пришел на землю, чтобы прояснить людям волю Отца Небесного. Потому развод для него не допустим. Как недопустима и жестокость внутри брака, а также отсутствие любви между супругами. Всё это нарушение промысла Божия о брачном союзе мужчины и женщины. При этом Спаситель не хвалит и слепое требование, чтобы этот союз оставался нерасторжимым при любых обстоятельствах. Господь Иисус, как всегда, оказывается выше человеческого видения и призывает смотреть на брак не с точки зрения формы, а с точки зрения содержания. Целостность супружеского союза зависит, в первую очередь, не от условий его заключения и не от чего-то внешнего, а, прежде всего, от того, как сами супруги к браку относятся. В рамках такой логики развод становится не шагом по расторжению брака, а всего лишь констатацией того факта, что мужчина и женщина сами разрушили тот союз, который по их желанию благословил Бог. Потому Христос осуждает не развод сам по себе, а в первую очередь то, что к нему приводит, — эгоизм, нетерпение и, конечно же, нелюбовь. Послушайте Евангелие с комментарием: https://radiovera.ru/rv_gospel/2021-01-05
Блаженны нищие духом!
Евангелие дня
05.01.2021
Мк., 43 зач., X, 2-12
[Заⷱ҇ 43] И҆ пристꙋ́пльше фарїсе́є вопроси́ша є҆го̀: а҆́ще досто́итъ мꙋ́жꙋ женꙋ̀ пꙋсти́ти; и҆скꙋша́юще є҆го̀.
Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ и҆̀мъ: что̀ ва́мъ заповѣ́да мѡѷсе́й;
Ѻ҆ни́ же рѣ́ша: мѡѷсе́й повелѣ̀ кни́гꙋ распꙋ́стнꙋю написа́ти, и҆ пꙋсти́ти.
И҆ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ и҆̀мъ: по жестосе́рдїю ва́шемꙋ написа̀ ва́мъ за́повѣдь сїю̀:
ѿ нача́ла же созда́нїѧ, мꙋ́жа и҆ женꙋ̀ сотвори́лъ ѧ҆̀ є҆́сть бг҃ъ:
сегѡ̀ ра́ди ѡ҆ста́витъ человѣ́къ ѻ҆тца̀ своего̀ и҆ ма́терь
и҆ прилѣпи́тсѧ къ женѣ̀ свое́й, и҆ бꙋ́дета ѻ҆́ба въ пло́ть є҆ди́нꙋ: тѣ́мже у҆жѐ нѣ́ста два̀, но пло́ть є҆ди́на:
є҆́же у҆̀бо бг҃ъ сочета̀, человѣ́къ да не разлꙋча́етъ.
И҆ въ домꙋ̀ па́ки у҆чн҃цы̀ є҆гѡ̀ ѡ҆ се́мъ вопроси́ша є҆го̀.
И҆ гл҃а и҆̀мъ: [Заⷱ҇ 44] и҆́же а҆́ще пꙋ́ститъ женꙋ̀ свою̀ и҆ ѡ҆же́нитсѧ и҆но́ю, прелюбы̀ твори́тъ на ню̀:
и҆ а҆́ще жена̀ пꙋ́ститъ мꙋ́жа {мꙋ́жа своего̀} и҆ посѧ́гнетъ за и҆но́го, прелюбы̀ твори́тъ.
Читает и комментирует священник Антоний Борисов
В России на современном этапе на 900 тысяч заключенных браков приходится почти 600 тысяч разводов ежегодно. Развод, к сожалению, стал привычной частью окружающей нас жизни. Мне, как приходскому священнику, подчас говорят следующее: «Ну что такого? Пожили люди вместе. Ну не сошлись интересами. Развелись. Ничего — найдут себе нового мужа или жену». Такое отношение имеется не только к светским бракам, но и к церковным. Давайте посмотрим, что нам на счет развода говорит сегодняшнее евангельское чтение. Мы видим, что Христос однозначно осуждает практику расторжения брака. Говорит, что разводом фактически оскорбляется Божественный замысел о супружеском союзе мужчины и женщины. В ветхозаветном Израиле и во времена Христа, и до того шли ожесточенные споры в отношении допустимости развода. Существовали как противники, так и сторонники расторжения брака. Противники говорили обычно, что супружеская чета должна подражать союзу Адама и Евы — союзу, заключенному в Раю Самим Господом. Потому брак — великая святыня, и она не может быть разрушена. Сторонники разводов указывали обычно на несовпадение теории и практики. В реальности далеко не каждый супружеский союз соответствовал библейской норме. Чаще всего, брак становился пространством для жестокости — обычно мужа по отношению к жене. Замужнюю иудейку её супруг мог избить, а затем просто выгнать на улицу без средств к существованию. В какой-то момент произвол внутри иудейских семей достиг таких масштабов, что единственным способом защитить женщин от жестокости стало так называемое разводное письмо. Оно позволяло женам вернуться в родительский дом и получить от бывшего супруга часть собственности для самостоятельной жизни. Развод стал частью общественной жизни Израиля. Но Христос призывает нас отличать вынужденную меру от нормы. Развод не норма, а малое зло, которое препятствует появлению большего зла. Христос пришел на землю, чтобы прояснить людям волю Отца Небесного. Потому развод для него не допустим. Как недопустима и жестокость внутри брака, а также отсутствие любви между супругами. Всё это нарушение промысла Божия о брачном союзе мужчины и женщины. При этом Спаситель не хвалит и слепое требование, чтобы этот союз оставался нерасторжимым при любых обстоятельствах. Господь Иисус, как всегда, оказывается выше человеческого видения и призывает смотреть на брак не с точки зрения формы, а с точки зрения содержания. Целостность супружеского союза зависит, в первую очередь, не от условий его заключения и не от чего-то внешнего, а, прежде всего, от того, как сами супруги к браку относятся. В рамках такой логики развод становится не шагом по расторжению брака, а всего лишь констатацией того факта, что мужчина и женщина сами разрушили тот союз, который по их желанию благословил Бог. Потому Христос осуждает не развод сам по себе, а в первую очередь то, что к нему приводит, — эгоизм, нетерпение и, конечно же, нелюбовь.
Послушайте Евангелие с комментарием: https://radiovera.ru/rv_gospel/2021-01-05