Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Ни для кого не секрет, что многих людей в храм приводит отчаяние. К примеру, отчаяние, постигшее вследствие неутешительного диагноза или же по причине внезапной кончины близкого человека. Кому-то может показаться, что в обращении к Богу тогда, когда уже больше некуда обратиться, есть некоторое лукавство. Возможно, что это действительно так. Однако Евангелие уверяет нас, что Бог приемлет всех, в том числе и пришедших к Нему не по любви, а ради помощи в тяжёлой жизненной ситуации. Именно об этом говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея. Только что прозвучавшая евангельская история очень красноречива. В ней мы видим, как два человека приходят ко Христу в безнадёжной ситуации: у «некоторого начальника» умирает дочь, женщина уже двенадцать лет страдает от кровотечения. Кажется очевидным, что и отец девочки, и больная женщина испробовали все другие средства, ничто им не помогло; по этой причине они и появились на страницах Евангелия. Эта история содержится в трёх Евангелиях — у Матфея, у Марка и у Луки, и каждый евангелист сделал свойственный лишь ему акцент. В Евангелии от Матфея обращает на себя внимание краткость этой истории; в двух других Евангелиях она значительно пространнее. Апостол Матфей ничего не написал про личность отца умирающей девочки, тогда как другие евангелисты сделали уточнение: им был не просто начальник, а начальник синагоги по имени Иаир. Возможно, апостолу Матфею это уточнение казалось излишним, ведь он, учитывая особенности своей аудитории — христиан из евреев, — использовал понятные им термины, и вполне вероятно, что слово «начальник» аудитория евангелиста Матфея относила к начальнику синагоги точно так же, как воцерковлённый русский христианин слово «батюшка» относит к священнику. Впрочем, интересно другое: Иаир, будучи в страхе за жизнь своей дочери, забыл обо всех разногласиях иудеев и Христа; он, зная о чудесах Спасителя, обратился к Нему за помощью, и его обращение сопровождалось поклонением, которое очень хорошо описано в Евангелии от Марка: «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его» (Мк. 5:22). Это очень интересное свидетельство, ведь исследователи Евангелия утверждают, что иудеи падали ниц только перед Богом и в ряде случаев перед царями. Вряд ли мы можем предположить, что Иаир сумел увидеть во Христе Воплощённого Бога и Царя царствующих; нет, упасть к ногам Спасителя Иаира заставила любовь к своей дочери. Христос не отверг ни начальника синагоги, ни больную женщину. Они получили от Христа то, что просили. А дальше эти люди исчезли; Евангелие их больше не упоминает. Стали ли они учениками Спасителя? Маловероятно. Опыт показывает, что тяжёлые жизненные ситуации, наряду с чудесами, — плохие миссионеры и никудышные катехизаторы. Да, Бог не отказывает нам в помощи, и есть люди, которые через это приходят к вере, но назвать такой путь нормативным, обычным и частым невозможно, ведь пример большинства святых совсем иной — они пришли ко Христу лишь по любви к Нему, не ожидая ничего взамен.
Блаженны нищие духом!
Евангелие дня
19.07.2025
Мф., 32 зач., IX, 18-26
[Заⷱ҇ 32] Сїѧ̑ є҆мꙋ̀ гл҃ющꙋ къ ни̑мъ, сѐ, кнѧ́зь нѣ́кїй прише́дъ кла́нѧшесѧ є҆мꙋ̀, глаго́лѧ, ꙗ҆́кѡ дщѝ моѧ̀ нн҃ѣ у҆́мре: но прише́дъ возложѝ на ню̀ рꙋ́кꙋ твою̀, и҆ ѡ҆живе́тъ.
И҆ воста́въ і҆и҃съ по не́мъ и҆́де, и҆ у҆чн҃цы̀ є҆гѡ̀.
И҆ сѐ, жена̀ кровоточи́ва двана́десѧте лѣ́тъ, пристꙋ́пльши созадѝ, прикоснꙋ́сѧ воскри́лїю ри́зы є҆гѡ̀, глаго́лаше бо въ себѣ̀: а҆́ще то́кмѡ прикоснꙋ́сѧ ри́зѣ є҆гѡ̀, сп҃се́на бꙋ́дꙋ.
І҆и҃съ же ѡ҆бра́щьсѧ и҆ ви́дѣвъ ю҆̀, речѐ: дерза́й, дщѝ, вѣ́ра твоѧ̀ сп҃се́ тѧ. И҆ сп҃се́на бы́сть жена̀ ѿ часа̀ тогѡ̀.
И҆ прише́дъ і҆и҃съ въ до́мъ кнѧ́жь, и҆ ви́дѣвъ сопцы̀ и҆ наро́дъ мо́лвѧщь,
гл҃а и҆̀мъ: ѿиди́те, не у҆́мре бо дѣви́ца, но спи́тъ. И҆ рꙋга́хꙋсѧ є҆мꙋ̀.
Є҆гда́ же и҆згна́нъ бы́сть наро́дъ, вше́дъ ꙗ҆́тъ ю҆̀ за рꙋ́кꙋ: и҆ воста̀ дѣви́ца.
И҆ и҆зы́де вѣ́сть сїѧ̀ по все́й землѝ то́й.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что многих людей в храм приводит отчаяние. К примеру, отчаяние, постигшее вследствие неутешительного диагноза или же по причине внезапной кончины близкого человека. Кому-то может показаться, что в обращении к Богу тогда, когда уже больше некуда обратиться, есть некоторое лукавство. Возможно, что это действительно так. Однако Евангелие уверяет нас, что Бог приемлет всех, в том числе и пришедших к Нему не по любви, а ради помощи в тяжёлой жизненной ситуации. Именно об этом говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея.
Только что прозвучавшая евангельская история очень красноречива. В ней мы видим, как два человека приходят ко Христу в безнадёжной ситуации: у «некоторого начальника» умирает дочь, женщина уже двенадцать лет страдает от кровотечения. Кажется очевидным, что и отец девочки, и больная женщина испробовали все другие средства, ничто им не помогло; по этой причине они и появились на страницах Евангелия.
Эта история содержится в трёх Евангелиях — у Матфея, у Марка и у Луки, и каждый евангелист сделал свойственный лишь ему акцент. В Евангелии от Матфея обращает на себя внимание краткость этой истории; в двух других Евангелиях она значительно пространнее. Апостол Матфей ничего не написал про личность отца умирающей девочки, тогда как другие евангелисты сделали уточнение: им был не просто начальник, а начальник синагоги по имени Иаир. Возможно, апостолу Матфею это уточнение казалось излишним, ведь он, учитывая особенности своей аудитории — христиан из евреев, — использовал понятные им термины, и вполне вероятно, что слово «начальник» аудитория евангелиста Матфея относила к начальнику синагоги точно так же, как воцерковлённый русский христианин слово «батюшка» относит к священнику. Впрочем, интересно другое: Иаир, будучи в страхе за жизнь своей дочери, забыл обо всех разногласиях иудеев и Христа; он, зная о чудесах Спасителя, обратился к Нему за помощью, и его обращение сопровождалось поклонением, которое очень хорошо описано в Евангелии от Марка: «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его» (Мк. 5:22). Это очень интересное свидетельство, ведь исследователи Евангелия утверждают, что иудеи падали ниц только перед Богом и в ряде случаев перед царями. Вряд ли мы можем предположить, что Иаир сумел увидеть во Христе Воплощённого Бога и Царя царствующих; нет, упасть к ногам Спасителя Иаира заставила любовь к своей дочери.
Христос не отверг ни начальника синагоги, ни больную женщину. Они получили от Христа то, что просили. А дальше эти люди исчезли; Евангелие их больше не упоминает. Стали ли они учениками Спасителя? Маловероятно. Опыт показывает, что тяжёлые жизненные ситуации, наряду с чудесами, — плохие миссионеры и никудышные катехизаторы. Да, Бог не отказывает нам в помощи, и есть люди, которые через это приходят к вере, но назвать такой путь нормативным, обычным и частым невозможно, ведь пример большинства святых совсем иной — они пришли ко Христу лишь по любви к Нему, не ожидая ничего взамен.
Послушайте Евангелие с комментарием:
https://radiovera.ru/rv_gospel/2025-07-19