Сажение по бели - удивительная по красоте техника вышивки, имеющая длинную историю. В сети можно найти два толкования ее названия. «Белью» (так называется настил из х/б или льняных, чаще белых, ниток) выкладывается причудливый диковинный узор, который затем расшивается жемчугом. Отсюда и название «Сажение жемчугом по бели». Непосредственно на ткань по определенному рисунку пришивается скрученная бель - шнур, а по нему сажается, то есть пришивается, жемчуг, бисер, стразы и другие элементы украшения. В принципе суть не сильно разнится. В одном случае имеется в виду создание настила из ниток, в другом - использование готового шнура. В этом особенность вышивки - рисунок располагается на уровень выше, чем фон. Трудно точно сказать, когда эта техника возникла на Руси. Первые найденные вещи датируются XI-XIII веком - это облачения священнослужителей и церковная утварь. Впоследствии сажение по бели пришло и в народную одежду - примерно в XVI веке. Московское княжество активно закупало жемчуг и драгоценные камни в Индии, Персии, в Крыму. С XV века жемчуг стали добывать в русских реках. Особо ценился «скатный» жемчуг, который «на блюдечке не стоит на месте, чем дольше катается, тем дороже стОит». Старинные изделия, украшенные с помощью этой техники, были элементом праздничного традиционного костюма. В этой технике создано большинство головных уборов и украшений в традиционном костюме: это и кокошники, и девичьи повязки, и шейные украшения, и косники (украшения на косу). При её создании в работе мастерицы используются такие материалы как рубка, канитель, бить, трунцал. Для более объемной вышивки бель скручивается, чтобы основа вышивки была потолще. А уже непосредственно на бель «сажают» нитки жемчуга, аккуратно закрепляя ниткой в промежутке между жемчужинами. Если большой объем не нужен, две нитки бели идут параллельно, сажение делается посередине. Предлагаю посмотреть на образцы этого потрясающе красивого вида вышивки.
Как видно на третьей фотографии, сажение по бели широко используется при отделке икон и предметов церковной утвари. К ним же непосредственное отношение имеет и золотное шитье, которое было практически утеряно, но в последние годы начало активно возрождаться в золотошвейных мастерских.
Золотное шитьё — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Ценность работы определяется тем, как на ней играет свет.
Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.
Изначально этот вид вышивки выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур, шёлк, «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.
Кроме них, для золотого шитья применяются канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.
Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.
Золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.
Небольшой, но понятный мастер-класс о том, как начать осваивать этот вид рукоделия, можно посмотреть здесь.
Золотное шитье в церковном убранстве:
Светское золотное шитье:
В старину на Руси самым популярным способом вышивки и оформления девичьих повязок, кокошников, корун и т. п. являлась вышивка «сажение по бели». Сплошная или прорезная, с жемчугом или перламутром, фольгой или канителью она имела особенности в каждой местности
"Ирландское кружево, крючком и не только...
Интересные виды рукоделия.
Сажение по бели - удивительная по красоте техника вышивки, имеющая длинную историю. В сети можно найти два толкования ее названия.
«Белью» (так называется настил из х/б или льняных, чаще белых, ниток) выкладывается причудливый диковинный узор, который затем расшивается жемчугом. Отсюда и название «Сажение жемчугом по бели».
Непосредственно на ткань по определенному рисунку пришивается скрученная бель - шнур, а по нему сажается, то есть пришивается, жемчуг, бисер, стразы и другие элементы украшения.
В принципе суть не сильно разнится. В одном случае имеется в виду создание настила из ниток, в другом - использование готового шнура. В этом особенность вышивки - рисунок располагается на уровень выше, чем фон.
Трудно точно сказать, когда эта техника возникла на Руси. Первые найденные вещи датируются XI-XIII веком - это облачения священнослужителей и церковная утварь. Впоследствии сажение по бели пришло и в народную одежду - примерно в XVI веке.
Московское княжество активно закупало жемчуг и драгоценные камни в Индии, Персии, в Крыму. С XV века жемчуг стали добывать в русских реках. Особо ценился «скатный» жемчуг, который «на блюдечке не стоит на месте, чем дольше катается, тем дороже стОит».
Старинные изделия, украшенные с помощью этой техники, были элементом праздничного традиционного костюма. В этой технике создано большинство головных уборов и украшений в традиционном костюме: это и кокошники, и девичьи повязки, и шейные украшения, и косники (украшения на косу). При её создании в работе мастерицы используются такие материалы как рубка, канитель, бить, трунцал.
Для более объемной вышивки бель скручивается, чтобы основа вышивки была потолще. А уже непосредственно на бель «сажают» нитки жемчуга, аккуратно закрепляя ниткой в промежутке между жемчужинами. Если большой объем не нужен, две нитки бели идут параллельно, сажение делается посередине.
Предлагаю посмотреть на образцы этого потрясающе красивого вида вышивки.
Золотное шитьё — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Ценность работы определяется тем, как на ней играет свет.
Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.
Изначально этот вид вышивки выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур, шёлк, «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.
Кроме них, для золотого шитья применяются канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.
Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.
Золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.
Небольшой, но понятный мастер-класс о том, как начать осваивать этот вид рукоделия, можно посмотреть здесь.
Золотное шитье в церковном убранстве: