Ниспослание Корана – это
важная тема, т.к. знание об
этом укрепляет нашу веру в то,
что Коран – это речь Аллаха,
укрепляет веру в Пророка
Мухаммада (салляллаху аляйхи
васаллям) и в то, что он
говорил не по прихоти своей, а
по откровению Господа,
Создателя миров.
Коран ниспосылался в три
этапа. Сначала Священная
Книга была ниспослана на
Лавху-ль-Махфуз (Хранимая
Скрижаль), о чём нам говорит
следующий аят:
( ﺑﻞ ﻫﻮ ﻗﺮﺀﺍﻥ ﻣﺠﻴﺪ. ﻓﻲ ﻟﻮﺡ ﻣﺤﻔﻮﻅ
)ﺍﻟﺒﺮﻭﺝ22-21:
Смысл: «Но это истинно
достославный Коран, что
находится в Хранимой
Скрижали («аль-Бурудж»,
21-22).
Затем Коран низвели до
байтуль-иззат.
Об этом свидетельствуют аяты:
( ﺇﻧﺎ ﺃﻧﺰﻟﻨﺎﻩ ﻓﻲ ﻟﻴﻠﺔ ﻣﺒﺎﺭﻛﺔ )ﺍﻟﺪﺧﺎﻥ3:
Смысл: «Истинно, Мы
ниспослали его (Коран) в
благословенную ночь» («Ад-
духан», 3).
( ﺇﻧﺎ ﺃﻧﺰﻟﻨﺎﻩ ﻓﻲ ﻟﻴﻠﺔ ﺍﻟﻘﺪﺭ )ﺍﻟﻘﺪﺭ1:
«Воистину, Мы ниспослали его
(Коран) в ночь
предопределения» («аль-Кадр,
1).
"ﺷﻬﺮ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﺍﻟﺬﻱ ﺃﻧﺰﻝ ﻓﻴﻪ
ﺍﻟﻘﺮﺀﺍﻥ" )ﺍﻟﺒﻘﺮ185: )
Смысл: «Mecяц Рaмaзaн, в
кoтopый ниcпocлали
Kopaн» («аль-Бакара», 185).
И, наконец, в третий раз Коран
был ниспослан по аятам в
сердце Мухаммада (салляллаху
аляйхи васаллям) посредством
ангела Джабраила в виде
откровений.
( ﻧﺰﻝ ﺑﻪ ﺭﻭﺡ ﺍﻷﻣﻴﻦ. ﻋﻠﻲ ﻗﻠﺒﻚ ﻟﺘﻜﻮﻥ
ﻣﻦ ﺍﻟﻤﻨﺬﺭﻳﻦ. ﺑﻠﺴﺎﻥ ﻋﺮﺑﻲ
ﻣﺒﻴﻦ" )ﺍﻟﺸﻌﺮﺍﺀ195-193:
Смысл: «Верный Дух (ангел
Джабраил) снизошёл с ним на
твоё сердце, чтобы ты стал
предостерегающим. И
ниспослан Коран на ясном
арабском языке» («Шуара»,
195-193).
Как нам известно, Коран был
ниспослан не сразу в виде
книги, а по одному, двум, пяти
или десяти аятам, по мере
необходимости или
возникновения определённых
вопросов в течение
приблизительно двадцати трёх
лет. Это стало причиной
возмущения и протеста иудеев
и язычников. И как бы упрекая,
они стали спрашивать, почему
Коран не снизошёл от Аллаха
сразу, как, например, Тора? Они
видели в этом недостаток,
тогда как на самом деле в
поэтапном ниспослании
Корана кроется мудрость. Об
этом мы можем узнать из двух
аятов:
(ﻭ ﻗﺮﺀﺍﻧﺎ ﻓﺮﻗﻨﺎﻩ ﻟﺘﻘﺮﺃﻩ ﻋﻠﻲ ﺍﻟﻨﺎﺱ
ﻋﻠﻲ ﻣﻜﺚ )ﺍﻹﺳﺮﺍﺀ10:
Смысл: «Мы ниспослали Коран
раздельно, чтобы ты читал его
людям не спеша» («аль-Исра»,
106).
(ﻛﺬﺍﻟﻚ ﻟﻨﺜﺒﺖ ﺑﻪ ﻓﺆﺍﺩﻙ ﻭ ﺭﺗﻠﻨﺎﻩ ﺗﺮﺗﻴﻼ
)ﺍﻟﻔﺮﻗﺎﻥ32:
Смысл: «Мы ниспослали его
таким образом, чтоб укрепить
твоё сердце, и читали Мы его
спокойным чтеньем» («аль-
Фуркан», 32).
объясняют причину
поэтапного ниспослания и
дают нам понять, что упрёки
иудеев и язычников были
абсолютно неуместны.
Итак, рассмотрим подробнее
преимущество поэтапного
ниспослания.
1. Укрепление сердца
Пророка (салляллаху
аляйхи васаллям).
Это явствует из аята - «чтоб
укрепить им твоё сердце».
Конечно, Пророк (салляллаху
аляйхи васаллям) очень
нуждался в этом, ведь ему
часто приходилось встречаться
с невежеством и упрямством
людей. Несмотря на все усилия
Пророка (салляллаху аляйхи
васаллям) наставить на
истинный путь жителей Мекки,
многие из них упорно
продолжали пребывать в
неверии. Т.к. откровения
приходили в самые тяжкие
времена, Пророку (салляллаху
аляйхи васаллям) приходилось
очень трудно и поэтапное
ниспослание способствовало
постепенному привыканию к
тяжёлому состоянию в момент
получения откровения и
терпению, которое было
необходимо при наставлении
людей. Некоторые аяты
призывали Пророка
(салляллаху аляйхи васаллям) к
терпению, рассказывая о
нелёгкой участи
предшествовавших
посланников.
ﻗﺪ ﻧﻌﻠﻢ ﺃﻧﻪ ﻟﻴﺤﺰﻧﻚ ﺍﻟﺬﻱ ﻳﻘﻮﻟﻮﻥ ﻓﺈﻧﻬﻢ
ﻻ ﻳﻜﺬﺑﻮﻥ ﻭ ﻟﻜﻦ ﺍﻟﻈﺎﻟﻤﻴﻦ ﺑﺌﺎﻳﺖ ﺍﻟﻠﻪ
ﻳﺠﺤﺪﻭﻥ. ﻭﻟﻘﺪ ﻛﺬﺑﺖ ﺭﺳﻞ ﻣﻦ ﻗﺒﻠﻚ
ﻓﺼﺒﺮﻭﺍ ﻋﻠﻲ ﻣﺎ ﻛﺬﺑﻮﺍ ﻭ ﺃﻭﺫﻭ ﺣﺘﻲ
ﺃﺗﺎﻫﻢ ﻧﺼﺮﻧﺎ. ﺍﻻﻧﻌﺎﻡ 34 -33
Смысл: «Поистине, Мы знаем,
что тебя печалит то, что они
говорят. Воистину, они не
считают тебя лжецом, и всё же
неверные отрицают знамения
Аллаха! Поистине, сочли
лжецами и тех посланников,
что были до тебя, и им
приходилось терпеть то, что их
считали лжецами и притесняли,
пока к ним не пришла Наша
помощь» («аль-Анам», 33-34).
2.Облегчение
заучивания наизусть.
Коран был ниспослан народу, в
котором преобладала
безграмотность. Людей,
умевших читать и писать, было
ничтожно мало. В такой
ситуации единственными
хранителями Корана были те,
кто знал его наизусть
неграмотным людям
Посланника из их общества. Он
читает им Его аяты, очищает их
и обучает их Писанию и
мудрости, хотя прежде они
пребывали в явном
заблуждении» («аль-Джума», 2).
Умар ибн Хаттаб говорил:
«Учите Коран по пять аятов».
Ибн Асакир передаёт от Абу
Назрата: «Абу Суайд аль-Худрий
учил нас Корану по пять аятов
утром и вечером». Передаётся,
что и ангел Джабраил
приходил с пятью аятами. Всё
это говорит о том, что форма
ниспослания Корана
превосходно облегчает
заучивание.
3. Поэтапное
установление законов
Шариата.
Мы хорошо можем себе
представить крайне
негативную реакцию человека,
которому сказали, что ему
необходимо в корне изменить
свои обычаи и привычки для
вступления на путь истины.
Учитывая эту специфику
человеческого характера,
шариатские правила и нормы
не устанавливались путём
резкого и категорического
запрета. Установлению того
или иного закона
предшествовала подготовка
человека к тому, что ему
придётся изменить свой образ
жизни, отказавшись от
определённых привычных
видов деятельности, которые
явно противоречат всем
соображениям этики и морали.
Поэтому сначала приходили
аяты, связанные с
вероубеждением и его
доказательствами, затем - аяты
об этике и морали. И только
потом, когда возросло число
уверовавших, очистившихся от
смрада невежества, Аллах
посылал аяты о запретном и
дозволенном.
Рассмотрим сказанное на
примере. Бухари передаёт
слова Аиши: «Поистине первые
из сур рассказывали о Рае и
аде, а когда люди начали
принимать Ислам, пришло
разъяснение дозволенного
(халяль) и запретного (харам).
Если бы вначале было сказано,
что нельзя пить вино
(употреблять алкоголь), то
люди бы ответили: мы никогда
не оставим вина! А если было
бы сказано: «Не
прелюбодействуйте», - то
ответили бы они: мы ни за что
не оставим прелюбодеяние!».
Тут-то и видны опять смысл и
мудрость того, что Коран
ниспосылался аятами в
течение двух десятков лет