#НародныепромыслыУрала #НашародинаУрал Забытое ремесло - «кубовая набойка» Наш край обладает богатым художественным наследием кубовой и масляной набойки. В музеях хранятся множество набойных досок, сарафанов, тканей. В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса (слова) –набойка и кубовое крашение индиго. От них ремесло и получило свое название. В чем же была суть этого процесса? На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат. Среди способов украшения тканей набойка - едва ли не самый простой. Для набивки тканей применялась деревянная доска с резным узором или выложенным и врезанным в толщу доски металлическими пластинками и шпеньками. Квадратные доски - «манеры» размером примерно 20x20 см делали из твердых пород дерева. Иногда поверх основного орнамента мастера наносили специальными трафаретами оранжевые горошины, что обогащало декоративные качества ткани. Из кубовой набойки делали занавески, скатерти, украшенные в середине крупными розетками и широкой каймой по краям; шили передники, мужские порты и рубахи, женские сарафаны. Сарафан был обязательной принадлежностью одежды вологодских женщин. Сшитый из нескольких полотнищ, с большими сборками на груди и спине, он придавал горделивую осанку фигуре, плавность походке. В орнаменте кубовой набойки преобладают растительные формы. Но это не конкретные растения, а условные ветви с цветами и листьями, геометризованные кустики, несущие в своем рисунке и плавных изгибах отзвуки живой природы. Композиции узоров кубовой набойки несложны: отдельные мотивы чередуются в шахматном порядке или повторяются рядами и косыми полосами. Ритмично и равномерно располагаются они по всему полю холста. Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный, это своего рода гравюра на холсте. Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты у нас наносили резными досками «манерами». Для этого на подушечку кистью наносили вапу, затем несколько раз набойную доску прикладывали к этой подушечке, и когда доска набирала достаточное количество вапы печатали – «набивали» на холсте, так производился каждый отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком - «колотушкой». Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в индиго. Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» - многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок. По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону. Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой). К середине XIX века из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Набивную ткань использовали для церковных облачений, полковых знамен и шатров. И, конечно же, в домашнем обиходе. Из нее делали занавески, полавочники. Обклеивали ею сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны и сарафаны, порты и рубахи. Однако к концу XIX века набивное дело начало приходить в упадок. Развивалась мануфактурная промышленность. Новый виток популярности кубовая ручная набойка получила в начале XX в. После революции некоторые мастерские просуществовали до начала 30-х годов. КУПОРОСНЫЙ КУБ : Из холодных кубов наибольшим распространением пользуется КУПОРОСНЫЙ КУБ , в котором восстановление "И" происходит за счет водорода, выделяющегося при окислении закиси железа в окись. Для заправки КУБА берется 6-8 частей ЖЕЛЕЗНОГО КУПОРОСА + 4 части ИНДИГО + 5-10 частей СУХОЙ ГАШЁНОЙ ИЗВЕСТИ на 400 частей воды. Известь прибавляется не только для осаждения гидрата закиси железа, но и для растворения образовавшегося белого "И". Управление таким кубом значительно легче ; свежий КУБ по прошествии 12-24 час. бывает готов к крашению, и приготовленный раствор содержит около 2-3 гр. белого "И" в литре. Перед окрашиванием отбеленная хлопчатобумажная ткань замачивается, чтобы расправить нити ткани и удалить весь содержащийся в порах ткани воздух. Сырая ткань, отжатая от избытка воды, навивается на баран, и крашение производится в нескольких кубах все постепенно возрастающей крепости, причем оно начинается загрунтовкой, или заголубкой, в слабом, истощенном кубе, содержащем всего около 0,35 гр. растворенного белого "И" в литре. Окрашивание и в этом случае, как и при окрашивании шерстяных тканей, состоит в последовательном опускании навитой на баран ткани в куб и вывешивании его на воздухе. При каждом погружении баран перевертывается, что существенно необходимо для того, чтобы одна из кромок ткани не вышла темнее другой. Число погружений зависит от густоты желаемого оттенка цвета; для светлых голубых оттенков достаточно двух-трех погружений, для темных — не менее восьми-девяти. Окрашенная ткань промывается сперва водой, а затем пропускается на слабую соляную или серную кислоту для удаления осевших на ткань извести и окиси железа и наконец опять тщательно промывается. Само собой понятно, что по мере истощения куба, т. е. уменьшения содержания в нем "И", приходится "чередить" куб, прибавляя через определенные промежутки времени "И", купорос и известь.
Петрокаменский центр культуры
:Ольга Береговых (Кузнецова)
"Кубовая набойка"
#Петрокаменскийцентркультуры
#НародныепромыслыУрала
#НашародинаУрал
Забытое ремесло - «кубовая набойка»
Наш край обладает богатым художественным наследием кубовой и масляной набойки. В музеях хранятся множество набойных досок, сарафанов, тканей.
В основе искусства «кубовой набойки» 2 процесса (слова) –набойка и кубовое крашение индиго. От них ремесло и получило свое название. В чем же была суть этого процесса? На ткань, подготовленную для набойки, наносят резервный состав для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми. Затем красят в кубе – емкости с раствором индиго. После удаления резерва открывается не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивают и сушат.
Среди способов украшения тканей набойка - едва ли не самый простой.
Для набивки тканей применялась деревянная доска с резным узором или выложенным и врезанным в толщу доски металлическими пластинками и шпеньками. Квадратные доски - «манеры» размером примерно 20x20 см делали из твердых пород дерева. Иногда поверх основного орнамента мастера наносили специальными трафаретами оранжевые горошины, что обогащало декоративные качества ткани.
Из кубовой набойки делали занавески, скатерти, украшенные в середине крупными розетками и широкой каймой по краям; шили передники, мужские порты и рубахи, женские сарафаны. Сарафан был обязательной принадлежностью одежды вологодских женщин. Сшитый из нескольких полотнищ, с большими сборками на груди и спине, он придавал горделивую осанку фигуре, плавность походке. В орнаменте кубовой набойки преобладают растительные формы. Но это не конкретные растения, а условные ветви с цветами и листьями, геометризованные кустики, несущие в своем рисунке и плавных изгибах отзвуки живой природы. Композиции узоров кубовой набойки несложны: отдельные мотивы чередуются в шахматном порядке или повторяются рядами и косыми полосами. Ритмично и равномерно располагаются они по всему полю холста. Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный, это своего рода гравюра на холсте.
Резервом служил воск, восковые составы или составы на основе клеев и глины с медным купоросом. Последний метод и получил распространение на Руси примерно с XVII века. Состав называли «вапой». Орнаменты у нас наносили резными досками «манерами».
Для этого на подушечку кистью наносили вапу, затем несколько раз набойную доску прикладывали к этой подушечке, и когда доска набирала достаточное количество вапы печатали – «набивали» на холсте, так производился каждый отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком - «колотушкой». Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в индиго.
Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» - многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок.
По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Приемщик делал одинаковые зарубки на «жеребьях» (деревянные палочки), с обозначением орнамента, потом жеребье раскалывал пополам, одну часть крепил к принесенному рулону льна, вторую отдавал заказчику. Впоследствии заказчик получал окрашенный холст по этому жеребью. Зарубки на палочке совпадали с теми, которые были на второй половине, прикрепленной к рулону.
Кубовая набойка ХIХ века выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого темного до более светлого. Иногда она расцвечивалась масляными красками (красной, зеленой, желтой).
К середине XIX века из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане. Набивную ткань использовали для церковных облачений, полковых знамен и шатров. И, конечно же, в домашнем обиходе. Из нее делали занавески, полавочники. Обклеивали ею сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны и сарафаны, порты и рубахи.
Однако к концу XIX века набивное дело начало приходить в упадок. Развивалась мануфактурная промышленность. Новый виток популярности кубовая ручная набойка получила в начале XX в. После революции некоторые мастерские просуществовали до начала 30-х годов.
КУПОРОСНЫЙ КУБ : Из холодных кубов наибольшим распространением пользуется КУПОРОСНЫЙ КУБ , в котором восстановление "И" происходит за счет водорода, выделяющегося при окислении закиси железа в окись. Для заправки КУБА берется 6-8 частей ЖЕЛЕЗНОГО КУПОРОСА + 4 части ИНДИГО + 5-10 частей СУХОЙ ГАШЁНОЙ ИЗВЕСТИ на 400 частей воды. Известь прибавляется не только для осаждения гидрата закиси железа, но и для растворения образовавшегося белого "И". Управление таким кубом значительно легче ; свежий КУБ по прошествии 12-24 час. бывает готов к крашению, и приготовленный раствор содержит около 2-3 гр. белого "И" в литре. Перед окрашиванием отбеленная хлопчатобумажная ткань замачивается, чтобы расправить нити ткани и удалить весь содержащийся в порах ткани воздух. Сырая ткань, отжатая от избытка воды, навивается на баран, и крашение производится в нескольких кубах все постепенно возрастающей крепости, причем оно начинается загрунтовкой, или заголубкой, в слабом, истощенном кубе, содержащем всего около 0,35 гр. растворенного белого "И" в литре. Окрашивание и в этом случае, как и при окрашивании шерстяных тканей, состоит в последовательном опускании навитой на баран ткани в куб и вывешивании его на воздухе. При каждом погружении баран перевертывается, что существенно необходимо для того, чтобы одна из кромок ткани не вышла темнее другой. Число погружений зависит от густоты желаемого оттенка цвета; для светлых голубых оттенков достаточно двух-трех погружений, для темных — не менее восьми-девяти. Окрашенная ткань промывается сперва водой, а затем пропускается на слабую соляную или серную кислоту для удаления осевших на ткань извести и окиси железа и наконец опять тщательно промывается. Само собой понятно, что по мере истощения куба, т. е. уменьшения содержания в нем "И", приходится "чередить" куб, прибавляя через определенные промежутки времени "И", купорос и известь.