Обращения к Богиням. Лада Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Её культ прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространён у всех славян. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя её повторялось в припевах песен: «Ой, Ладо!». Следы культа богини долго сохранялись в русском языке: лады – помолвка; ладило – сват; ладники – уговор о приданом. Обращения к Ладе Лада Великая, Мать многоликая, Исто восславися, лепо обрядися. Лади неладное, прави неправое. Пребуди радостна, а с нами благостна! Гой! Слава! Заговор от лиха (женский) Матерь-Сва! Богиня Лада! Нас (мя) от Худа береги. Богородица-Царица, Зло да Лихо отведи. Сохрани под ясным Небом, мы Твои (я твоя) Душой и телом. Леля Ладу называли «матерью Лелевой». Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Её имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька» – кукла и обращение к девочке; «люлька»; лелеко» – аист, приносящий детей; «лелеять» – заботиться о маленьком ребёнке. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на неё венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, а затем девушка одаривала подруг заранее приготовленными венками. В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры во время осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние. Приношения богам состояли из хлеба, мёда, творога, пирогов. Рожаницы – девы жизни и судьбы, которым «… с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ». Обращение к Леле Славлю тебя, Леля - как Радость Красавицу, Славлю тебя Леля - как Радость Жизни, Славлю Красоту Юную Свежую Нежную. – Смешав меня с солнечной сутью, Ты смешала соединив меня с собой И в нас отныне всего поровну на двоих с тобой И храню я свет этот Леля, ты в каждом дне светлом Соединяешь меня с травами, С зельями зачарованными И от этого я свежа и легка в дне каждом И становлюсь девой - избранщей, И усладой для Богов солнечных Леля, ты хранишь во мне негу сладкую И приняв красоту земную Стала я красотой - изначальной. – Взяв земное корение, Воссияла я материнством И вольна я стала в любви своей И мужи тем более вольны выбрать Свет любви моей изначальной. – В этом видится новая суть - Радость верной любви и вечной И уйдет от нас блуд живота и придет страстность - нега Будет Леля нам детей ласкать Вгорячив нам кровь для рождения За рожденными: дух-воитель охранный Леля нам посылает - сияющий Я люблю и люблю зачарованно Я люблю и люблю пуще прежнего Я люблю и люблю во славу и радость Леля - свет любви изначальной.
БОГИНИ
:Нина Радаева
Лада и Леля - Богини Рожаницы.
Обращения к Богиням.
Лада
Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Её культ прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространён у всех славян. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя её повторялось в припевах песен: «Ой, Ладо!». Следы культа богини долго сохранялись в русском языке: лады – помолвка; ладило – сват; ладники – уговор о приданом.
Обращения к Ладе
Лада Великая, Мать многоликая,
Исто восславися, лепо обрядися.
Лади неладное, прави неправое.
Пребуди радостна, а с нами благостна!
Гой! Слава!
Заговор от лиха (женский)
Матерь-Сва! Богиня Лада! Нас (мя) от Худа береги.
Богородица-Царица, Зло да Лихо отведи.
Сохрани под ясным Небом, мы Твои (я твоя) Душой и телом.
Леля
Ладу называли «матерью Лелевой». Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Её имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька» – кукла и обращение к девочке; «люлька»; лелеко» – аист, приносящий детей; «лелеять» – заботиться о маленьком ребёнке. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на неё венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, а затем девушка одаривала подруг заранее приготовленными венками.
В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры во время осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние. Приношения богам состояли из хлеба, мёда, творога, пирогов. Рожаницы – девы жизни и судьбы, которым «… с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ».
Обращение к Леле
Славлю тебя, Леля - как Радость Красавицу,
Славлю тебя Леля - как Радость Жизни,
Славлю Красоту Юную Свежую Нежную. –
Смешав меня с солнечной сутью,
Ты смешала соединив меня с собой
И в нас отныне всего поровну на двоих с тобой
И храню я свет этот
Леля, ты в каждом дне светлом
Соединяешь меня с травами,
С зельями зачарованными
И от этого я свежа и легка в дне каждом
И становлюсь девой - избранщей,
И усладой для Богов солнечных
Леля, ты хранишь во мне негу сладкую
И приняв красоту земную
Стала я красотой - изначальной. –
Взяв земное корение,
Воссияла я материнством
И вольна я стала в любви своей
И мужи тем более вольны выбрать
Свет любви моей изначальной. –
В этом видится новая суть -
Радость верной любви и вечной
И уйдет от нас блуд живота и
придет страстность - нега
Будет Леля нам детей ласкать
Вгорячив нам кровь для рождения
За рожденными: дух-воитель охранный
Леля нам посылает - сияющий
Я люблю и люблю зачарованно
Я люблю и люблю пуще прежнего
Я люблю и люблю во славу и радость
Леля - свет любви изначальной.