Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова, тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать. Упражнения на развитие слухового внимания «Различаем интенсивность звучании» Предложите ребенку найти барабан. Объясните: чем ближе малыш будет подходить к спрятанной игрушке, тем громче зазвучит барабанная дробь; чем дальше — тем она будет тише. «Узнаем длительность звучания» Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Сами возьмите дудочку или свисток. Пусть малыш изобразит услышанный звук. Если он короткий, то и след от карандаша на бумаге будет коротеньким. Если же музыкальный пассаж длится долго, то и черточка для его обозначения получится длиннее! «Подражаем голосам животных» Сможет ли кроха узнать, кого пытается изобразить мама? Поменяйтесь ролями! «Играем в жмурки» Это прекрасная возможность потренировать умение находить источник звука. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент (бубен, дудочку, металлофон, барабан, губную гармошку) он услышит. А теперь пусть различит щелчок выключателя и пальцев, звон будильника и трель звонка, звук льющейся воды и шелест бумаги. Если в доме есть разные крупы, стоит попробовать различить на слух, какие из них пересыпаются из одной емкости в другую, издавая при этом характерные звуки. Как видим, для развития слухового внимания можно привлекать все подручные средства. Было бы желание. Упражнения на развитие фонематического слуха Работу над ним целесообразно начинать уже с четырех лет. Чтобы кроха не заскучал, возьмите в помощники мяч. Поиграем! Упражнение «Эхо» Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а. » Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.
Логопед Сысерть
Что такое фонематический слух?
Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова, тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.
Упражнения на развитие слухового внимания
«Различаем интенсивность звучании»
Предложите ребенку найти барабан. Объясните: чем ближе малыш будет подходить к спрятанной игрушке, тем громче зазвучит барабанная дробь; чем дальше — тем она будет тише.
«Узнаем длительность звучания»
Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Сами возьмите дудочку или свисток. Пусть малыш изобразит услышанный звук. Если он короткий, то и след от карандаша на бумаге будет коротеньким. Если же музыкальный пассаж длится долго, то и черточка для его обозначения получится длиннее!
«Подражаем голосам животных»
Сможет ли кроха узнать, кого пытается изобразить мама? Поменяйтесь ролями!
«Играем в жмурки»
Это прекрасная возможность потренировать умение находить источник звука. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент (бубен, дудочку, металлофон, барабан, губную гармошку) он услышит.
А теперь пусть различит щелчок выключателя и пальцев, звон будильника и трель звонка, звук льющейся воды и шелест бумаги. Если в доме есть разные крупы, стоит попробовать различить на слух, какие из них пересыпаются из одной емкости в другую, издавая при этом характерные звуки. Как видим, для развития слухового внимания можно привлекать все подручные средства. Было бы желание.
Упражнения на развитие фонематического слуха
Работу над ним целесообразно начинать уже с четырех лет. Чтобы кроха не заскучал, возьмите в помощники мяч. Поиграем!
Упражнение «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а. » Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.