Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста.

Сегодня началась Страстная седмица. Эта неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Каждый день недели посвящен воспоминанию разных событий. По их величию и важности каждый день именуется святым и великим.
На Страстной неделе Церковь погружается в особую скорбь: священные предметы в храмах и сами священнослужители облачаются в темные одежды: в черные или фиолетовые. Богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, соучастия в Страстях Христовых.
В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. Одним из героев богослужения понедельника становится Иосиф Прекрасный. Его братья завидовали тому, что он был любимцем у отца, и продали Иосифа в рабство, в Египет. Этот ветхозаветный сюжет является как бы прообразом страданий Спасителя.
В Великий понедельник также вспоминается притча о злых виноградарях. Работники виноградника избили и убили слуг своего хозяина, а потом и хозяйского сына, когда те пришли за урожаем. Эта притча о том, как Господь стучится к людям, ждет, что они отзовутся, посылает своих вестников и посланников. Но люди не желают их принять, не желают слушать, восстают. Но, ведь, как земля и виноградники не принадлежат работникам, так и жизнь, и здоровье, и многие таланты и способности человека не принадлежит ему.
Еще одна сегодняшняя притча – о бесплодной смоковнице. Христос провел ночь в Вифании, в окрестностях Иерусалима, а утром возвращался в город, чтобы проповедовать в храме. По пути Спаситель проголодался. Но на росшей у дороги пышной раскидистой смоковнице не оказалось плодов. Фруктовое дерево, на котором нет ничего кроме листьев, – это символ предельного бесплодия всего творения.
И за этим образом стоит, конечно же, человек. Господь ждет от верующих плодов веры: истинного покаяния, молитвы и добрых дел. Он обличает лицемерие и внешнюю религиозность. Грех наказуется проклятием: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!», – говорит Спаситель. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Те, кто лицемерно исповедует веру, засыхают, как эта смоковница…
Проклятие смоковницы стало символом отторжения тех людей, которые только внешне соблюдают закон, а в действительности добрых плодов не приносят. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния, слышание слова Божия и исполнения его.
Подумаем об этом, всмотримся в свое сердце – не подобно ли оно этой бесплодной смоковнице?…

Комментарии