Мем (англ. meme, по-английски читается «мим», в русский язык термин вошёл, как «мем»), также известный как медиа-вирус – это идея, образ или любой другой объект нематериального мира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально, через интернет или как угодно ещё – посредством речи, письма, жестов, ритуалов, видео и т.д. Мем может видоизменяться внутри носителя, оказывать влияние на него и общество в целом. Если смотреть шире, то существует такой механизм передачи и хранения культурной информации, использующий эгоистичные сущности, пожирающие мозги (мемы) как её переносчик, а людей — как ячейки памяти. Биологическим аналогом мема является ген. А впервые термин “meme” употребил в 1976 году английский биолог Ричард Докинз | Richard Dawkins, специализирующийся на изучении эволюции и ставший широко известным, как автор теории «мемов» – единицы культурного наследия. Строго говоря, идея параллелей в эволюции языка и живых организмов впервые была высказана ещё Чарлзом Дарвиным в 14-й главе его “Происхождение видов”: «Биологов больше всего интересуют те мемы, которые касаются поведения». В книге «Эгоистичный ген» / “The Selfish Gene” Ричард Докинз раскрывает ту же идею: «Исключительная устойчивость, порой проявляемая мемами, благодаря самоупорядочиванию, достаточно убедительно опровергает возражения, наиболее часто выдвигаемые против аналогии мемов и генов. Но, в любом случае, на данной начальной стадии развития первоочередной задачей теории мемов не является выработка всеобщей теории культуры, аналогичной генетической теории Уотсона и Крика. Разрабатывая идею мемов, я главным образом хотел оспорить мнение, согласно которому гены – это единственный и уникальный объект, с которым только и может работать дарвиновская эволюция. Иначе у читателей книги “Эгоистичный ген” могло возникнуть именно такое впечатление». Ричард Докинз, Бог как иллюзия, СПб, «Азбука», 2013 г., с. 252. Докинз сравнил некие культурные частицы с генами, поскольку и те, и другие способны передавать информацию от одного носителя к другому. Сейчас исследователи в этой области всё ещё пытаются дать более четкую формулировку термину «мем», однако многие последователи меметики, подняв Докинза и его формулировку на знамена, упорно доказывают, что всё на свете – мем. Школьный учебник, университетская лекция, мамины сказки на ночь, наскальные рисунки, плакаты, реклама, песни, стихи, гимны, привычки, наблюдения, опыт, изобретения, пути решения проблем, литературные сюжеты, идеи – всё это мемы. А наше сознание – это комплекс мемов. Наука, изучающая мемы называется меметика. А ввёл этот термин в 1904 году немецкий биолог-дарвинист Рихард Земон в своей работе, переведённой в 1921 году на английский язык под названием “The Mneme” | «Мнем» (греч. μνήμη) – память, воспоминание. Мелодии, идеи, расхожие выражения, фасоны одежды, способы производства посуды, постройки куполов или мода на длину юбки. В одном сезоне женщины носят длинные юбки, а уже в следующем по неизвестным причинам принимают новый мем и носят короткие юбки. Медиамемы сейчас активно используются и в СМИ, и в пропаганде, – они доступны, понятны, ёмки, ярки, и потому общеизвестны – смотрят на вас с газетной полосы, доносятся из телевизора, радиоприемника и с билбордов – «Крым наш», «вежливые люди», «Воины света», фразочки Кличко, как 20 лет назад фразы Черномырдина, «печеньки Нуланд», «Хватит это терпеть», «146%» – всё это туда. Например, типичный медиамем, самораспространяющийся в обществе – байка «Ленин-гриб», рассказанная в 1991 году по питерскому телевидению Сергеем Курёхиным. Ну и отдельная песня – это всякая ржака, передача эмоций, просто смешные фотографии или фотожабы, песенки, стишки, демотиваторы, развлекательные видео. Там ещё целое огромное болото всяких существ и персонажей. Таким образом, мем всегда содержит некую информацию, несёт сообщение, вовлекает в дискуссию. С другой, мем – это почти всегда эмоция. Недаром мем часто выступает в художественной форме: карикатура, песня, шутка. Эмоциональные мемы лучше запоминаются и распространяются, то есть выполняют свою эволюционную функцию: – мемы проявляют глубинные образы мышления; – мемы влияют на совершаемый человеком выбор; – мемы могут проявлять и здоровые, и нездоровые качества; – мемы – это структуры мышления. Они определяют то, как люди мыслят и принимают решения, а не то, в чём они убеждены и что ценят; – мемы изменчивы. Они могут разгораться и тускнеть, приобретая лишь в рамках исторического контекста законченный и понятный человеку смысл. А впервые всё это описал Ричард Докинз, ученик Нобелевского лауреата по биологии Николаса Тинбергена. Подборку литературы по меметике см по ссылке: http://sinceliterature.jimdo.com/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/ #реклама #generationbrand #pride #marketing #маркетинг #мем #меметика #meme
Generation Brand and Communications
Знаете ли вы, кто придумал мем?
Мем (англ. meme, по-английски читается «мим», в русский язык термин вошёл, как «мем»), также известный как медиа-вирус – это идея, образ или любой другой объект нематериального мира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально, через интернет или как угодно ещё – посредством речи, письма, жестов, ритуалов, видео и т.д. Мем может видоизменяться внутри носителя, оказывать влияние на него и общество в целом. Если смотреть шире, то существует такой механизм передачи и хранения культурной информации, использующий эгоистичные сущности, пожирающие мозги (мемы) как её переносчик, а людей — как ячейки памяти. Биологическим аналогом мема является ген. А впервые термин “meme” употребил в 1976 году английский биолог Ричард Докинз | Richard Dawkins, специализирующийся на изучении эволюции и ставший широко известным, как автор теории «мемов» – единицы культурного наследия.
Строго говоря, идея параллелей в эволюции языка и живых организмов впервые была высказана ещё Чарлзом Дарвиным в 14-й главе его “Происхождение видов”: «Биологов больше всего интересуют те мемы, которые касаются поведения». В книге «Эгоистичный ген» / “The Selfish Gene” Ричард Докинз раскрывает ту же идею: «Исключительная устойчивость, порой проявляемая мемами, благодаря самоупорядочиванию, достаточно убедительно опровергает возражения, наиболее часто выдвигаемые против аналогии мемов и генов. Но, в любом случае, на данной начальной стадии развития первоочередной задачей теории мемов не является выработка всеобщей теории культуры, аналогичной генетической теории Уотсона и Крика. Разрабатывая идею мемов, я главным образом хотел оспорить мнение, согласно которому гены – это единственный и уникальный объект, с которым только и может работать дарвиновская эволюция. Иначе у читателей книги “Эгоистичный ген” могло возникнуть именно такое впечатление». Ричард Докинз, Бог как иллюзия, СПб, «Азбука», 2013 г., с. 252.
Докинз сравнил некие культурные частицы с генами, поскольку и те, и другие способны передавать информацию от одного носителя к другому. Сейчас исследователи в этой области всё ещё пытаются дать более четкую формулировку термину «мем», однако многие последователи меметики, подняв Докинза и его формулировку на знамена, упорно доказывают, что всё на свете – мем. Школьный учебник, университетская лекция, мамины сказки на ночь, наскальные рисунки, плакаты, реклама, песни, стихи, гимны, привычки, наблюдения, опыт, изобретения, пути решения проблем, литературные сюжеты, идеи – всё это мемы. А наше сознание – это комплекс мемов. Наука, изучающая мемы называется меметика. А ввёл этот термин в 1904 году немецкий биолог-дарвинист Рихард Земон в своей работе, переведённой в 1921 году на английский язык под названием “The Mneme” | «Мнем» (греч. μνήμη) – память, воспоминание.
Мелодии, идеи, расхожие выражения, фасоны одежды, способы производства посуды, постройки куполов или мода на длину юбки. В одном сезоне женщины носят длинные юбки, а уже в следующем по неизвестным причинам принимают новый мем и носят короткие юбки. Медиамемы сейчас активно используются и в СМИ, и в пропаганде, – они доступны, понятны, ёмки, ярки, и потому общеизвестны – смотрят на вас с газетной полосы, доносятся из телевизора, радиоприемника и с билбордов – «Крым наш», «вежливые люди», «Воины света», фразочки Кличко, как 20 лет назад фразы Черномырдина, «печеньки Нуланд», «Хватит это терпеть», «146%» – всё это туда. Например, типичный медиамем, самораспространяющийся в обществе – байка «Ленин-гриб», рассказанная в 1991 году по питерскому телевидению Сергеем Курёхиным.
Ну и отдельная песня – это всякая ржака, передача эмоций, просто смешные фотографии или фотожабы, песенки, стишки, демотиваторы, развлекательные видео. Там ещё целое огромное болото всяких существ и персонажей.
Таким образом, мем всегда содержит некую информацию, несёт сообщение, вовлекает в дискуссию. С другой, мем – это почти всегда эмоция. Недаром мем часто выступает в художественной форме: карикатура, песня, шутка. Эмоциональные мемы лучше запоминаются и распространяются, то есть выполняют свою эволюционную функцию:
– мемы проявляют глубинные образы мышления;
– мемы влияют на совершаемый человеком выбор;
– мемы могут проявлять и здоровые, и нездоровые качества;
– мемы – это структуры мышления. Они определяют то, как люди мыслят и
принимают решения, а не то, в чём они убеждены и что ценят;
– мемы изменчивы. Они могут разгораться и тускнеть, приобретая лишь в рамках
исторического контекста законченный и понятный человеку смысл.
А впервые всё это описал Ричард Докинз, ученик Нобелевского лауреата по биологии Николаса Тинбергена.
Подборку литературы по меметике см по ссылке: http://sinceliterature.jimdo.com/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/ #реклама #generationbrand #pride #marketing #маркетинг #мем #меметика #meme