О Школе

В деревне до сентября 2009 года работала средняя общеобразовательная школа. Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.
Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств, сельских и городских обществ. К осени
1894 деревня насчитывала около 149 домов, и школы в ней не было. В деревянный с маленькими окошками и соломенной крышей дом, расположенный на «Жилинцы (Старое село) » в котором проживал Силич Федор Т., привезли несколько скамеек и столов и поставили в доме. В первый год собралось 19 детей, на третий год 30-35, а позже около 50 подростков, в этом доме школа просуществовала 5 лет. Затем школа находилась 10 лет в доме Сакуна Акима, и два года в доме Бандарчука Сымона "Рыгоровича».Первым учителем был Архипенко Александр, после его Ступень Роман Иванович, это были надомные учителя, которые не имели соответствующего образования. Самым распространенным типом начальной школы этого периода были церковно-приходская
школа и школы грамоты, находившиеся в ведении Святейшего синода. Они, как и министерские школы, были одноклассными и двухклассными, в первых курс обучения продолжался 3 года, а во вторых — 4 года, в школах грамоты дети обучались 2 года. Последние открывались по инициативе приходских священников или других членов причта и утверждались главой епархии. Как указывалось в «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902), главной задачей всех этих школ являлось «распространение в народе образования в духе
православной веры и церкви», утверждение христианской нравственности и сообщение детям необходимых полезных знаний. В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской
печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись начатки русской истории, географии, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40 % всего учебного времени. Каждое утро, прежде чем сесть за столы и учится, учеников заставляли прочитать молитву. За
баловство и смех во время молитвы учеников ставили на калении, наносили удары по лбу, пальцами или линейкой. Все ученики находились в одном помещении, впереди сидела четвёртая группа, затем третья, вторая и первая, Все дети насилии лапти, суконные рубашки чёрного или светлого цвета. В тетрадях писали мало, в основном писали на грифельных досках.
В 1908 году в школу была прислана учительница, которая окончила учительскую семинарию в Рогачеве, работала она в школе 3 года,
после её 2 года работал учителем Якимович Иван Антонович, один год Кляевская Александра Федоровна, муж ее работал в Телушской школе. До 1919 года учительницей работала Кравченко Фекла Васильевна, которая окончила Несвижскую учительскую семинарию, после осуждения мужа Кравченко А. И., отбывал наказание на строительстве Беломорско-балтийского канала, уехала за ним, там же умерла, он отработав, вернулся домой, жил в доме престарелых похоронен д. Плессы в середине 30 годов.
С 1 сентября 1918 года образовательные учреждения перешли в
подчинение Народного комисариатта образования и стали называться «Единой трудовой школой» и разделились на две степени- для детей с 8 до 15 лет (пятилетний курс) и вторая — от 13 до 17 лет (четырехлетний курс) и по 1919 год школа располагалась в одном из помещений имения Вахрамеева.
В 1920 году с дер. Телуша перевезен дом, в котором располагалась женская церковно-приходская школа, этот дом восстановили в районе деревенского кладбища. Это помещение школы простояло до 1965 года, на своем протяжении подвергалась ремонту, её поставили на фундамент, стены оштукатурили, соломенную крышу заменили на шиферную.
До 1936 года школа была начальной, а затем семилетней, заведующий начальной школы был Шагулин, после его Антоневич Гаврила Иванович(Класный учитель Аврамчик Н. Я.). В 1936 году был открыт 5 класс, директором школы стал Галицкий Григорий Васильевич, проживал в качестве постояльца у «Пиняра». Выпускники 1937 года, ребята, решили все поступать в военные училиша. это были- Бондарчук ,Аркадий Семенович, Радионов Владимир Хрисанович, Сакун Петр Александрович, Филиппович Станислав Остапович, Шкрадюк Аркадий Александрович,
Шкарадюк Петр Михайлович, Юшкевич Василий Иванович.
Приехали учителя, появилась местная интеллигенция, образован драматический кружок, спектакли ставились в помещении колхозной канторы.
В 1940 году был первый выпуск семилетней школа, в 1941 году второй.
Во время войны в помещении школы продолжалось обучение директором школы с 1941 по 1944 годы был Алферович Яков Тихонович 1912 года рождения в 1944 был призван
в армию где 12.11 1944 года погиб.
С 1 сентября 1944 года школа начала свою работу, директором
был назначен Дятлов Николай Федорович, который был им до 1949 года. В 1947 году был первый выпуск седьмого класса. С 1949 по 1952 год директором школы был Иванков Иван Кирилович, после его Воловиков Иван Федорович.
В 1952 году директором назначен Цаир Шалом Лейбович во время его работы помещение школы было реконструировано, сделаны 4 классные помещения и большой коридор, Встал вопрос от строительстве новой школы, мастерской и столовой. В связи с закрытием начальных школ в деревне Ивановка и Симгоровичи, в 1961 году построена новая школа с семью учебными классами.
Воспоминания выпускника школы 1967 года Широкого Анатолия "Я
пришел в эту школу в пятый класс в 1961 году вместе со своими одноклассниками после окончания Ивановской начальной школы.Новая школа в Плессах была построена так как, закрылась Ивановская начальная школа,и потому,что к 1961 году
численность детей школьного возраста сильно увеличилась, близлежащие средние школы в д.Михалево, д.Телуше и в д.Химах и без того были переполнены. Ивановская начальная школа закрылась в 1975 году.Новая школа была уже построена,но для занятий была еще не готова. Мы начинали учиться в старой школе.На уроках труда все учащиеся от пятых до восьмых классов занимались уборкой как внутри, так и снаружи новой школы .Вытаскивали строительный мусор,мыли полы,окна,конопатили щели,если такие обнаруживались,красили окна и двери.Руководили этими работами Лавринович Иван Федорович и завхоз Бутовский Василий Иванович. Иван Федорович не имел педагогического образования, но был хорошим столяром. И, поскольку, в школе не было другого учителя труда, он и был
им у нас. После зимних каникул мы начали заниматься уже в новой школе. Школа всем нравилась,потому что она была просторнее старой, было больше классов, новые парты и столы, физический кабинет со всякими разными приборами и приспособлениями, и на занятиях по физике можно было проводить различные опыты
согласно учебной программы.Организован Красный уголок.Там можно было поиграть в шашки и шахматы, почитать разные газеты и журналы. В новую школу переехала и школьная библиотека,которая раньше находилась в самом дальнем строении,возле школьного тира.Библиотекарем в то время была Дятлова Инна Николаевна. На переменах между уроками в Красном уголке постоянно было много народу.Было много желающих поиграть,особенно в шашки. Когда были сильные морозы,то ученики сидели на уроках в верхней одежде,потому что все помещения изнутри оштукатурить не успели, и стены промерзали.Но пятый класс все закончили благополучно.За лето все помещения были оштукатурены и покрашены, и в шестой класс мы пришли как в сказку.На летние каникулы Крупенина Наталия Ивановна давала каждому ученику индивидуальное задание.Надо было пополнять наглядные пособия по ботанике и зоологии.Одни делали гербарии,другие засушивали бабочек,третьи оформляли
рисунки с разными животными.Она подробно объясняла,как это все надо сделать,чтобы было красиво.И в самом начале следующего учебного года все эти наглядные пособия сдавались на хранение в тот же физкабинет. В старом помещении,откуда переехала библиотека,была организована школьная мастерская.Там
установили верстаки и шкафы,где хранился столярный инструмент.Начиная с глубокой осени, и кончая ранней весной в этой мастерской школьники познавали азы столярного дела.Преподавал их нам на уроках труда все тот же Иван
Федорович.Сначала он рассказывал, какой инструмент и для чего существует,как с ним надо обращаться, как настраивать.А после теории начиналась практика.Каждому выдавался деревянный брусок,выдавались размеры,и надо было обработать эту
деревяшку под размер.Что мы и делали под четким руководством Ивана Федоровича. Строгали,пилили,долбили и собирали все: и ребята,и девчонки,как это ни странно!
Конечно,сразу получалось не у всех, и не так ,как хотелось бы.Но количество переходило в качество,и ,в итоге,появлялись оконные рамы,столы,табуретки, двери.Все было придумано очень мудро.Дело в том,что школьная мастерская была маленькая,и все сразу работать в ней не могли. Поэтому директор школы Стельмак
Алексей Михайлович предложил построить новую мастерскую.Но денег на постройку у школы не было.И директор рискнул начать строительство мастерской силами школы,не привлекая строителей со стороны. Для возведения стен был использован шлак,цемент и песок.И опять же на уроках труда школьники замешивали эти три
компанента и заливали опалубку,сделанную из досок.Руководили работой и принимали непосредственное в ней участие Бутовский В.И,Лавринович И.Ф., Сакун Владимир Николаевич.Деревянные брусья для мебели и доски для пола и опалубки пилили из бревен на колхозной пилораме.Бревна же привозили летом из Брожского
лесничества.Грузили бревна в лесничестве на машины вышеуказаннае учителя,а также учитель истории и обществоведения Кузнецов Иван Андреевич и директор
школы Стельмак А.М. Новая мастерская была успешно построена практически без посторонней помощи .В чем и заключается уникальность этой стройки. И забор вокруг школы тоже делали школьники на уроках труда. Выпуск восьмых классов(8А и 8Б) состоялся в 1965 году. Классным руководителем у нас была Аврамчик Мария Яковлевна. Все уже знали,что мы будем учиться по программе десятилетки,потому что в 1964 году правительство СССР приняло решение вернуть школу к десятилетнему сроку обучения,вместо одиннадцатилетнего. Из двух восьмых классов
образовался один девятый.Кроме того,к нам примкнули ученики 9-го класса,образовавшегося одним годом раньше.Он назывался ПОСМЕННЫЙ класс.Практически они учились в девятом классе дважды.И еще пришли два ученика из Малинник.В итоге в нашем девятом классе было 26 учеников: 13мальчишек и 13 девчонок.Так мы все и выпустились в 1967 году. И была у нас школьная традиция
дарить девчонкам подарки на 8-е Марта,а они нам дарили подарки на 23-е Февраля.Заранее договаривались,кто кому будет дарить.Дарили ,в основном,книги с памятной надписью от кого и кому.И,несмотря на то,что класс был сборный, жили мы дружно.Я помню,как Лопатин учил нас стрелять из мелкашки в нашем школьном тире.Он находился за школьным огородом и представлял собой глубокий ров.В конце рва была стена из бревен,которые были засыпаны землей.Вот к этим бревнам и вешались мишени.Стреляли все, кто желал.Но девчонки почему-то боялись."
В 1963 году директором назначен Стельмак Алексей Михайлович, начата строительство школьной мастерской, столовой и помещение под общежитие.
С 1 сентября 1965 года открыт 9 класс, в котором учится 38
человек, открыто общежитие, в котором проживает 55 учеников, первым воспитателем была Пархоменко Галина Васильевна, с 1966 года Хихич Владимир Борисович, образована группа продленного дня, в которой работает Архипенко
Ольга Федоровна. Открытие столовой и группы продленного дня в школе оказали положительно на успеваемость учеников.Работают учителя Кисин Исак Абрамович, Сазонов Иван Иванович, учитель физкультуры Лопатин Александр Игнатьевич жил д. Ковали, учащиеся собирали по копейкам деньги с каждого кто мог, чтобы купить футбольный мяч. Футбол был единственным любимым развлечением. Гоняли мяч на школьном футбольном поле и до занятий, и после уроков. В конце шестидесятых годов в школу по распределению приезжают молодые учителя: учитель
истории Городецкий В. В., учитель математики и астрономии Шебулдаев В. А. учитель руского языка и литературы Малявкина А. В. учитель химии и биологии Манжос Н. Г., Индоленко Т. Т.,Галимский И. А. школа работает в две смены, а иногда и в три. В 70 годах работать в школу приезжает семья Стефаненко Владимир
Андреевич и Валентина Семеновна.
Директора школы: 1980—1984 год Городецкий
Валерий Васильевич , 1984—1988 год — Петухов Александр
Сергеевич, 1988—1994 год — Коленда Александр Евгеньевич, 1994—1997 год — Жук Александр Яковлевич.
с 1997 до 1999 год директор Игнатенко Василий Васильевич
Валерия Ивановна Салихова директором работала с 1999 года по 2008 год и до закрытия школы вела историю, курс Права человека, До Плесской школы работала в Ковалях вела историю, географию, была зам директора по воспитательной работе.
За это время школы среди бывших учеников медики-Дударенко Раиса Николаевна, агрономы-председатель колхоза им.Фрунзе Стельмак Андрей, инженеры- Черник Василий Леонтьевич, военнослужащие (Шкрадюк И. И., Лаптев Валерий, Шинкоренко
В. Н., Черник А. Н.., Кричко Н. А. Черник Н.Л.), государственные
служащие в Белоруссии и России(Шкрадюк Л.С, Савостянчик В. А., Веревкин В., Сакун В. А.),писатели Аврамчик Н.Я., Дятлов А.Н учителя, некоторые работали в родной школе, Бортницкая Нина Григорьевна, Дятлова Светлана и Инна Николаевны, Кравченко Евгения Антоновна, Аврамчик Мария Яковлевна,Сакун Владимир Николаевич, Бандарчук Сергей Семенович, его жена
Мария Федоровна, её сестра Ольга Федоровна, Пинчук Л. П., Бобков Г. Н..

Комментарии

  • 2 мар 2018 16:20
    ПЕТРУХА ! тЫ ОШИБАЕШСЯ, рАЗВЕ иВАНОВСКАЯ ШКОЛА БЫЛА ЗАКРЫТА В 1975 ГОДУ?
  • 2 мар 2018 16:22
    оНА БЫЛА ЗАКРЫТА В 1966 ГОДУ, МЫ БЫЛИ ПОСЛЕДНИМИ УЧЕНИКАМИ иВАНОВСКОЙ ШКОЛЫ.
  • 26 июл 2024 21:32
    Правильно, 1975, я в это время работал в школе. Плесская школа отличалась тем, что много строилось своими силами. При Стельмаке А. М. Была построена столовая, при мне спортзал и овощехранилище