30 ноября в церковном календаре отмечается память святителя Григория Чудотворца.
Помимо множества чудес, которыми он прославился, святитель известен тем, что еще до появления общего для всей Церкви Символа веры по вдохновению свыше написал свое — очень емкое и глубокое — изложение веры, текст которого сохранился до наших дней. В небольшом городе на севере Малой Азии, который в древности назывался Неокесарией, а сейчас известен как Никсар, епископом в середине III столетия был святитель Григорий Чудотворец. Сведения о его жизни дошли до нас по большей части благодаря другому святому Григорию — Григорию Нисскому. Он, в свою очередь, знал о Григории Чудотворце по воспоминаниям своей бабушки, святой Макрины, которая в юном возрасте была духовной дочерью святителя. Впрочем, память о Чудотворце сохраняли и христиане Неокесарии, которые десятилетиями в точности исполняли все наставления и предписания своего святого пастыря. Среди прочих реликвий, которые оставались у них после кончины святителя, была рукопись, содержавшая следующий текст (приводим с небольшим сокращением): «Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, Совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Безсмертный Безсмертного, и Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся людям, Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, Источник святой, Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, Сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все <...>». Свт. Григорий Нисский рассказывает, что это изложение веры возникло чудесным образом: св. Григорий Чудотворец после своего поставления в епископы ночами напролет размышлял о христианских догматах, опасаясь в своей проповеди впасть в ересь, уклониться от правильного учения. Вспомним, что речь идет о временах до Первого Вселенского Собора (325), на котором был сформулирован общий для всей Церкви Символ веры. До соборного решения в разных христианских общинах использовались различные вероучительные тексты, которые, хотя и соответствовали общехристианской традиции, содержали в себе ряд разночтений. Во время этих размышлений святителю явился апостол Иоанн Богослов. Исполняя просьбу Пресвятой Богородицы, апостол преподал святому епископу «урок веры» — краткое, но совершенное ее изложение, которое Григорий Чудотворец потом записал; «по оному он после проповедовал слово Божие в церкви и оставил сие богодарованное учение как некое наследие потомкам; сим учением даже до ныне тайноводствуется народ оного города». Иными словами, этот «символ» по своему происхождению представлял собой дар Божий. Его построение и содержание не вполне похожи на вероучительные тексты, которые существовали ранее, так что некоторые исследователи даже сомневаются в его подлинности. Однако сама его форма была востребована именно в эту эпоху — лаконичный и удобный для запоминания текст, в котором кратко изложены основные положения христианской веры для обучения новообращенных и сохранения догматических истин. Уже позже, на Первом Вселенском Соборе в Никее, на основе этого и других вероучительных произведений, содержащих изложение веры, святые отцы составили текст общего для всей Церкви Символа веры. Затем на Втором Вселенском Соборе в 381 году он был дополнен и утвержден окончательно. С тех пор этот Символ веры в неизменном виде существует в Церкви и читается или поется за каждой литургией: Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь. Петр Пашков
Православный журнал «ФОМА»
30 ноября в церковном календаре отмечается память святителя Григория Чудотворца.
Помимо множества чудес, которыми он прославился, святитель известен тем, что еще до появления общего для всей Церкви Символа веры по вдохновению свыше написал свое — очень емкое и глубокое — изложение веры, текст которого сохранился до наших дней.
В небольшом городе на севере Малой Азии, который в древности назывался Неокесарией, а сейчас известен как Никсар, епископом в середине III столетия был святитель Григорий Чудотворец. Сведения о его жизни дошли до нас по большей части благодаря другому святому Григорию — Григорию Нисскому. Он, в свою очередь, знал о Григории Чудотворце по воспоминаниям своей бабушки, святой Макрины, которая в юном возрасте была духовной дочерью святителя. Впрочем, память о Чудотворце сохраняли и христиане Неокесарии, которые десятилетиями в точности исполняли все наставления и предписания своего святого пастыря.
Среди прочих реликвий, которые оставались у них после кончины святителя, была рукопись, содержавшая следующий текст (приводим с небольшим сокращением):
«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, Совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Безсмертный Безсмертного, и Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся людям, Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, Источник святой, Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, Сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все <...>».
Свт. Григорий Нисский рассказывает, что это изложение веры возникло чудесным образом: св. Григорий Чудотворец после своего поставления в епископы ночами напролет размышлял о христианских догматах, опасаясь в своей проповеди впасть в ересь, уклониться от правильного учения.
Вспомним, что речь идет о временах до Первого Вселенского Собора (325), на котором был сформулирован общий для всей Церкви Символ веры. До соборного решения в разных христианских общинах использовались различные вероучительные тексты, которые, хотя и соответствовали общехристианской традиции, содержали в себе ряд разночтений.
Во время этих размышлений святителю явился апостол Иоанн Богослов. Исполняя просьбу Пресвятой Богородицы, апостол преподал святому епископу «урок веры» — краткое, но совершенное ее изложение, которое Григорий Чудотворец потом записал; «по оному он после проповедовал слово Божие в церкви и оставил сие богодарованное учение как некое наследие потомкам; сим учением даже до ныне тайноводствуется народ оного города».
Иными словами, этот «символ» по своему происхождению представлял собой дар Божий. Его построение и содержание не вполне похожи на вероучительные тексты, которые существовали ранее, так что некоторые исследователи даже сомневаются в его подлинности. Однако сама его форма была востребована именно в эту эпоху — лаконичный и удобный для запоминания текст, в котором кратко изложены основные положения христианской веры для обучения новообращенных и сохранения догматических истин.
Уже позже, на Первом Вселенском Соборе в Никее, на основе этого и других вероучительных произведений, содержащих изложение веры, святые отцы составили текст общего для всей Церкви Символа веры. Затем на Втором Вселенском Соборе в 381 году он был дополнен и утвержден окончательно. С тех пор этот Символ веры в неизменном виде существует в Церкви и читается или поется за каждой литургией:
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
Петр Пашков