КИНОФИЛЬМЫ НАШЕЙ ЮНОСТИ

1965 год: «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», новелла «НАВАЖДЕНИЕ».
Часть II. Начальные кадры новеллы. Молодёжная мода и коротковолновая любительская связь в СССР 60-х годов.
Автор темы – Филатов С.С. Дата создания темы 19.09.2015 г.
Новелла «Наваждение» начинается с титров, которых всего – три, и я их свёл вместе на фото 015.
Фото 015. Титры фильма «Наваждение».

В РОЛЯХ И ЭПИЗОДАХ
1) Студентку политехнического института Лиду сыграла 20-летняя актриса Наталья Селезнёва, учившаяся в это время в Московском театральном училище имени Б.В. Щукина. Кстати, знаменитая фраза Лиды – «Я всегда помню, где была, когда и с кем» – появилась на свет благодаря супруге Гайдая Нине Павловне Гребешковой. Нина Павловна была на кухне, когда Гайдай с соавторами Костюковским и Слободским сочиняли очередной эпизод к фильму. Нину Павловну от приготовления обеда оторвал вопрос Якова Костюковского: «Ниночка, бывает ли у Вас так, что Вы, придя в незнакомый дом, испытываете ощущение, что здесь уже были?» На вопрос последовал ответ, который в точности и прозвучал в фильме.
2) «Профéссора – лопуха́» с аппаратурой, оказавшейся при нём, – сыграл артист Московского театра сатиры Владимир Раутбарт.
3) Студента-изобретателя по кличке «Дуб» – с повязкой на левом ухе, под которой был спрятан наушник приёмного устройства («Костя, как слышимость, как меня слышишь? Приём!»), – сыграл актёр Виктор Павлов. Это была первая роль, принесшая ему известность.
4) Студента, вовлекшего профессора в игру в очко на импровизированных картах, которыми послужили экзаменационные билеты, а в конце экзамена сдувавшего пыль с зачётки, сыграл актёр Валерий Носик. Кстати, В. Носик долгое время был кандидатом № 1 на роль Владика Арькова (впоследствии Шурика), пока, наконец, Гайдай не остановился на А. Демьяненко.
5) Соседа-новосёла с перевязанным горлом, хозяина злой собаки, сыграл актёр Георгий Георгиу: в титрах ошибочно выведена первая буква его имени «В», а не «Г», как на самом деле должно быть.
6) Жену соседа-новосёла сыграла актриса Наталья Гицерот («У меня горло!» - «Горло» - «И голова!» - «Голова… без мозгов!» - «Без мозгов…»).
7) Тётю Зою – соседку Лиды по лестничной площадке – сыграла артистка Зоя Фёдорова («Ну как сдала?» - «Пять!» - «Молодец!.. А подружка?» - «Не знаю»).
8) Приятеля Шурика – студента, предложившего познакомить Шурика с Лидой (возле автоматов с газированной водой), сыграл актёр Сергей Жирнов.
9) Иру – подружку Лиды, заснувшую в трамвае, сыграла артистка Людмила Ковалец. По ходу съёмок её хотели заменить другой актрисой, но фильм снимался в такой спешке, что до пересъёмки эпизодов с участием Л. Ковалец дело не дошло.
10) Костю, товарища Дуба, работавшего с рацией и передававшего ответы на вопросы экзаменационного билета («В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем». «Как слышишь, как слышишь меня? Лопух не догадался?»), сыграл актёр Виктор Зозулин (в титрах в его фамилии перепутана буква «а» – с правильной «о»). Это была его первая роль в кино.

Новелла «Наваждение» начинается с изображения главного входа в политехнический институт, где – по сценарию – учится главный герой новеллы и всего фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» нерадивый студент Шурик, видимо, прогуливавший лекции и не удосужившийся завести свой собственный конспект.

Фото 016. Вход в импровизированный политехнический институт, для чего на время съёмок эпизода фильма навесили вывеску «Политехнический институт». На самом деле, как уже упоминалось в части I, это – вход в Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова.
Затем мы застаём Шурика, мечущегося вдоль аллеи рядом с институтом в безуспешных поисках у знакомых, приятелей и любых проходящих мимо студентов конспекта, необходимого для сдачи экзамена. Не кажется ли вам странным, каким образом Шурик, взглянув мимолётом на страничку чужого конспекта, мог определить – тот ли это конспект, который ему был нужен для сдачи экзамена по предмету, лекции по которому он не конспектировал?..

Фото 017. Шурик на аллее возле политехнического института в поисках конспекта.
На фото 017-1 Шурик направляется к сидящим слева на скамейке студентам, спотыкается (фото 017-2), затем направляется к сидящим на противоположной стороне аллеи и заглядывает в конспект проходящего мимо него студента (фото 017-3), наконец вновь направляется к скамейке на левой стороне, здоровается за руку со знакомым (фото 017-4), который, поедая бутерброд, читает конспект, но, к сожалению для Шурика, не тот, что он ищет.

Не найдя подходящего конспекта, Шурик недалеко от входа в политехнический институт встречает своего приятеля (артист Сергей Жирнов).

Фото 018. Возле входа в политехнический институт (слева вверху заметен козырёк главного входа, хорошо видный на фото 007, часть I). «Сдал? – спрашивает Шурик приятеля, – сколько?.. ну?..» «Пять!» – отвечает приятель. «Давай конспект, горю!» – просит его Шурик, на что приятель отвечает: «Нету! – вон ребятам отдал» – и показывает в сторону.
Шурик подходит к группе студентов, расположившихся под раскидистым деревом и читающих единственный конспект. Эта группа студентов расположилась крýгом так плотно, что к ней не подступиться. Кстати, этот эпизод снимали в Ялте.

Фото 019. Шурик попытался было пролезть внутрь этой плотной кучки студентов, но, откуда ни возьмись, перед его носом вылез предупредительный кулак...
Фото 020. Студенты на дереве через свои бинокли читают тот же конспект, что и группа, расположившаяся под деревом. На нижнем снимке студент с биноклем (его сыграл Николай Казаков, которого, как мы видим на фото 015, нет в титрах к фильму) кричит ребятам внизу: «Можно переворачивать!»
Фото 021. Как переворачивали конспект – при виде на него с дерева в бинокль.
На фото 021-1 конспект открыт на странице, где разбирается схема вольтметра, а чьи-то пальцы уже готовы к переворачиванию страницы. На фото 021-2 указательным и большим пальцами приподнимается угол листа конспекта. На фото 021-3 страница конспекта переворачивается. На фото 021-4 рука студента, перевернувшего лист конспекта, после разглаживания страниц убирается; и новая страница конспекта готова для чтения. Все эпизоды, показанные на фото 016-021, снимались 6-7 сентября 1964 г.

В поисках конспекта Шурик заглядывает в общежитие политеха – в надежде найти его у приятеля по прозвищу Дуб. На входной двери в комнату Дуба студенты начинают записывать уравнения основных термодинамических процессов, а когда Шурик выходит из комнаты Дуба, эти уравнения занимают уже и дверь и пол. Эпизоды в общежитии (фото 022, а также 025 и 026) снимались в павильонах «Мосфильма» 4-5 января 1965 года.

Фото 022. Дверь и пол исписаны уравнениями основных термодинамических процессов.
На фото 022-1: Шурик пытается войти в дверь, когда студенты старших курсов начинают выводить на ней термодинамические уравнения. На фото 022-2: Шурик на выходе из двери, которая вся уже в уравнениях. На фото 022-3: вывод термодинамических уравнений занял всю дверь и бо́льшую часть пола. На фото 22-4: старшекурсникам для вывода формул не хватает места даже на полу!

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: МОЛОДЁЖНАЯ МОДА 1960-Х ГОДОВ
Заметьте, какая модная – для тех далёких 60-х годов – одежда и обувь на Шурике: щёгольские узконосые туфли (такие туфли мы тогда называли «кόрами»), а также только-только появившиеся в СССР джинсы (мода 1962-63 годов на сильно зауженные снизу брюки, называемые «дудочкой», ужé прошла; в народе шутили, что подобные брюки можно было надеть, только намылив ноги). В середине 60-х брюки и джинсы стали лишь слегка зауженными книзу, но короткими, чтобы покрасоваться появившимися недавно очень модными лавсановыми носками (с неброским рисунком на них), которые из-за их высокой эластичности называли «безразмерными». Коротковатые же джинсы и брюки, слегка зауженные книзу, называли в шутку «водосточными трубами». В ходу у ребят были также шёлковые тенниски и белоснежные синтетические рубашки, водолазки, облегающие джемперы и свитера, плащи белых оттенков, затем и болоньевые плащи. Кстати, в конце 60-х годов стали модными ужé расклешённые к низу брюки.

Фото 023. Молодёжная мода Минска начала 60-х годов ХХ века. Фотоснимки 1962 (центральный), 1963 (правый) и 1964 (левый) годов из архива Филатова С.С.
На девушках одноцветные, как правило – ярких цветов, кофты, юбки до колен, туфли-лодочки на невысоком каблуке с квадратным мыском, модные, как правило – короткие, причёски; на парнях светлые плащи или пальто до колен, брюки-дудочки (снимок справа) или брюки – «водосточные трубы» (снимки слева и в центре), остроносые туфли-«коры».

Фото 024. Минск, 6 сентября 1964 г. Цветовая гамма дамской и молодёжной одежды начала 60-х годов. Фото из архива Филатова С.С.
Итак, после небольшого отступления про моду продолжаем наш рассказ о поиске Шуриком конспекта в новелле «Наваждение». На сей раз Шурик заходит в комнату общежития к своему знакомому по кличке «Дуб». Ещё раз напомним, что съёмка эпизодов в общежитии проходила в специально выстроенных в павильоне «Мосфильма» декорациях, а не в настоящем общежитии.

Вспоминаем, что вначале Шурик никак не может проникнуть за дверь, на которой усердные старшекурсники начали вывод термодинамических уравнений. Почесав затылок, Шурик сообразил постучать по стене, имитируя стук в дверь, и тогда один из старшекурсников инстинктивно её открыл, впуская Шурика в комнату Дуба. За приоткрывающейся дверью, куда бочком пролезает Шурик, видна часть интерьера комнаты Дуба. Казалось бы, Шурик должен был немедленно очутиться один на один с Дубом… Но нет – проходит почти минута, в течение которой нам показывают, как с помощью приёмопередающей УКВ-аппаратуры, которой обвешано всё его тело, Дуб пытается войти в связь со своим другом Костей, находящимся наверняка в радиорубке коротковолновой (КВ) станции где-то поблизости: надо полагать – в одном из помещений политехнического института. Получается, что между открыванием двери и появлением Шурика в комнате Дуба проходит почти минута, а не несколько мгновений, как это должно бы быть в действительности. Сцены в фильме «Наваждение» меняются столь стремительно, что зритель не замечает многих несоответствий, подобных вышеупомянутому.

Фото 025. 1) Шурик стучит в стену; 2) Шурику открывают дверь в комнату Дуба; 3) Шурик заходит в дверь комнаты; 4) Шурик подходит к лежащему на кровати Дубу, слушающему, как Костя зачитывает ему принцип работы синхрофазотрона.
Между эпизодом фильма, показанном на фото 025-2, и эпизодом 025-3 в фильме проходит 48 секунд, занятых эпизодами, показанными на фото 026.

Фото 026. 1) Дуб начинает входить в связь с Костей: «Билет номер семь, первый вопрос: принцип работы синхрофазотрона»; 2) Дуб идёт к столу у окна, проговаривая: «Костя как слышимость? Как слышно? Как меня слышишь? Приём»; 3) Костя в радиорубке отвечает: «Понял, понял. Слышу тебя нормально, нормально тебя слышу. Перехожу к ответу на первый вопрос седьмого билета. В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем, полем». 4) Довольный, Дуб идёт к своей кровати.
Эпизод проверки радиосвязи между Дубом и Костей (фото 026) длится 48 секунд, а происходит он в фильме между кадрами 2 и 3, приведёнными на фото 025.

Дуб и Костя реализуют в своей аппаратуре полудуплексную связь, то есть двустороннюю связь между двумя абонентами, в которой по одному и тому же каналу связи приём и передача данных осуществляются поочередно. Первый абонент, к примеру – Дуб, посылает сообщение и должен освободить свой канал. Второй, то есть Костя, получив сообщение, по этому же каналу отправляет ответное сообщение. И так может продолжаться сколь угодно долго. В фильме «Наваждение», в частности, озвучен такой диалог в режиме полудуплексной связи (см. фото 026, 1-4):
– ДУБ: «Билет номер семь, первый вопрос: принцип работы синхрофазотрона. Костя, как слышимость? Как слышно? Как меня слышишь? Приём». (Дуб при этом освобождает канал связи со своей передачи на приём сообщения от Кости, то есть делает переключение канала передачи на приём сообщения, щёлкая тумблером на блоке приёмопередатчика в заднем кармане своих шортов).
– КОСТЯ: «Понял, понял. Слышу тебя нормально, нормально тебя слышу. Перехожу к ответу на первый вопрос седьмого билета. В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем, полем». (В этом примере слово «Приём» как раз и означает, что сообщение послано, и Костя может переходить в режим передачи или ответа на вопрос Дуба). Кстати, при утверждении на роль Кости, Гайдай предупредил актёра Зозулина, что ему важно, чтобы он подчёркнуто-внятно произносил букву "м" в конце слова "полем".

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: КОРОТКОВОЛНОВАЯ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ СВЯЗЬ В СССР
Следует заметить, что в 1950-60-е годы в СССР было очень много любителей-коротковолновиков. Например, мой двоюродный брат, будучи студентом-старшекурсником ленинградского ВЗЭИС’а (Всесоюзного заочного электротехнического института связи, филиал которого располагался и в Минске), в конце 1950-х - начале 1960-х годов смастерил УКВ/КВ-радиостанцию, получил позывной в Инспекции, которая располагалась в те годы в здании минского Главпочтамта, и несколько лет общался в эфире с другими любителями-коротковолновиками из разных регионов СССР, обмениваясь с ними карточками-квитанциями, высылаемыми в подтверждение проведённых сеансов радиосвязей. Радиолюбительская связь велась на коротких волнах (КВ) в диапазоне частот 28-30 МГц и на ультракоротких волнах (УКВ) – в диапазоне частот 144-146 МГц.

Фото 027. Агитационный плакат 1956 года, призывавший молодёжь изучать радиодело в кружках и радиоклубах ДОСААФ (источник:
http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/27-171-1) и книга Л.И. Куприяновича «Карманные радиостанции» 1957 года издания (источник: http://www.takebooks.com/images/technics/Karmannie_radiostancii.jpg).
Распространённая в 50-е годы КВ/УКВ-связь требовала громоздкой ламповой аппаратуры, больших антенн и довольно габаритных источников питания, потому использовать её для «сдачи экзаменов», как это пытался проделать в новелле «Наваждение» студент политеха по кличке Дуб, не представлялось бы возможным. Но с появлением в конце 50-х – начале 60-х годов транзисторов и пальчиковых радиоламп, а также малогабаритных аккумуляторных батарей стала возможной реализация миниатюрных любительских УКВ-приёмопередающих радиостанций, мощности которых хватало для работы на удалении нескольких десятков метров, а в качестве приёмной антенны служил обыкновенный виток провода.

Фото 028. Слева на фото: школьная коротковолновая радиостанция, позывной UB4NXA (источник:
http://www.porjati.ru/blog/vgsch/57382-nostalgiya-neizlechima.html). Справа: журнал «Юный техник», 1957 г., № 3, стр. 13, – со снимком сверхминиатюрной УКВ-радиостанции, размером со спичечный коробок и работающей на длине волны 9 м, разработанной известным советским радиолюбителем Л.И. Куприяновичем (источник: http://zhurnalko.net/=sam/junyj-tehnik/1957-03--num15). Кстати, цифра 75 на коробке указывает на количество спичек в нём.
В 1957 году в серии «Массовая радиобиблиотека» вышла брошюра Л.И. Куприяновича «Карманные радиостанции» – с подробными схемами, а во втором её издании 1960 года описывается простая радиостанция всего на трёх транзисторах, которую можно носить на руке – почти как знаменитую рацию-часы из кинофильма «Мёртвый сезон». Автор брошюры предлагал её для повторения туристам и грибникам, но в жизни к этой конструкции Куприяновича интерес проявили в основном студенты – для подсказок на экзаменах. Возможно, именно такую миниатюрную УКВ-радиостанции смастерил Дуб вместе со своим товарищем Костей.

Если помните (фото 026-2), кожух блока подобной радиостанции занимал весь задний карман шортов Дуба, когда он отрабатывал связь с Костей в комнате общежития. Конечно же, бόльшую часть этого кожуха должна была занимать батарея, а также высоковольтный преобразователь напряжения для анодов пальчиковых ламп передатчика, а меньшую часть – сама схема приёмо-передатчика, выполненная на трёх транзисторах и двух пальчиковых лампах.

Фото 029. Наручная рация Куприяновича образца 1960 г. Источник:
http://www.shanson.org/blog/2011/10/04/otechestvennye-mobilniki-50-x-ryadovaya-sensaciya-kosmicheskoj-ery/.

Продолжение следует.

Часть I (Начало) см. здесь (ниже):
https://ok.ru/group/52037187535044/topic/64238635674564
ШКОЛА 43 МИНСКА
10 сен 2015

КИНОФИЛЬМЫ НАШЕЙ ЮНОСТИ

1965 год: «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», новелла «НАВАЖДЕНИЕ».
Часть I. История создания фильма. Вспоминая свою институтскую жизнь.
Автор темы – Филатов С.С. Дата создания темы 10.09.2015 г.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА
В начале 1964 года Леонид Гайдай (30.01.1923 – 19.11.1993) готовил к съёмкам комедию по сценарию М. Слободского и Я. Костюковского (оператор К. Бровин, композитор А. Зацепин) "Несерьёзные истории", сценарий которого включал две новеллы. Главный герой обеих – студент Владик Арьков (Шуриком он станет позже), попадая в различные комические ситуации, с честью из них выходит. В первой новелле «Напарник» он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле «Весеннее наваждение» Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей – оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Новелла «Операция “Ы”» появилась позже – в мае 1964 г. Основное внимание я уделю новелле «Наваждение», почему? – объясню ниже. Основной материал по истории фильма взят мною с сайта памяти Алексея Смирнова ( http://www.aleksey-smirnov.ru/operacia_start.html ), сыгравшего Верзилу в новелле «Напарник».
Фото 001. Режиссёр к/ф «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» Леонид Иович Гайдай (30.01.1923 – 19.11.1993) во время съёмок. Л.И. Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его комиссовали. Награды: медаль "За боевые заслуги" (1942), Орден Отечественной войны I степени (1985). Источник: http://img15.nnm.me/b/f/7/3/1/6b377e86fef7a822c241765d576.jpg .

Показать ещё
Продолжение (Часть III) здесь: https://ok.ru/group/52037187535044/topic/64406938545092
ШКОЛА 43 МИНСКА
24 окт 2015

КИНОФИЛЬМЫ НАШЕЙ ЮНОСТИ

1965 год: «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Новелла «НАВАЖДЕНИЕ».
Часть III. Киноляпы или режиссёрские киноэффекты?
Автор темы – Филатов С.С. Дата создания темы 24.10.2015 г.
КИНОЛЯПЫ ИЛИ РЕЖИССЁРСКИЕ КИНОЭФФЕКТЫ?
Кадры новеллы «Наваждение» летят стремительно быстро, и мы, зрители, не успеваем разглядеть содержание, бутафорию или интерьер каждого из них. На серии последовательно «остановленных» мною кадров, так называемых скриншотов, я решил продемонстрировать здесь то, что, несомненно, должно заинтриговать человека, смотревшего эту новеллу десятки раз, но так не узревшего огромных расхождений в соседствующих друг с другом кадрах. Напоминаю, что новеллу «Наваждение» можно просмотреть отдельно, например, по этой ссылке: http://you-queen.ru/navazhdenie-s-shurikom-smotret-online-hd-720-film-1965/ . Продолжительность просмотра новеллы – 31 минута и 33 секунды.
В настоящей «Части III», я хочу продемонстрировать массу (!) нестыковок, парадоксальных и даже мистических моментов (нарушения нормального течения времени, перескоки в пространстве, нереальное освещение сцены и т.п.), которые обнаруживаются при внимательном покадровом просмотре одного лишь эпизода новеллы, длящегося всего 1 мин. 38 сек., за время которого главный герой Шурик в поисках конспекта обега́ет общежитие и успевает (см. фото 031): 1) вспомнить, где комната Дуба (на двери его комнаты студенты-старшекурсники мелом начинают вывод уравнений термодинамических процессов); 2) догадаться, как открыть дверь в комнату – постучав по стене (этот стук студент, пишущий на двери, воспринимает как будто бы стук в дверь и инстинктивно открывает её левой, не занятой мелом, рукою); 3) фактически «замереть» на входе открытой двери на 48 секунд (ибо после закрытия двери за Шуриком в течение этих 48 секунд нам фактически показывают прошлое: как Дуб пытался войти в радиосвязь с напарником Костей перед приходом к нему Шурика); 4) через 48 секунд после открытия двери всё-таки зайти в комнату, спросить конспект и быть выпровоженным Дубом из комнаты (и всё это – за 14 секунд); 5) выйти из двери в коридор (а за эти 14 секунд пребывания в комнате Дуба студенты умудряются исписать формулами всю дверь и бόльшую часть пола); 6) медленно, в течение 20 секунд, обойти написанные на полу уравнения и быстро уйти из общежития.
Фото 031. Эпизод в общежитии длится 1 мин. 38 сек.

Показать ещё

Комментарии

  • 18 мар 08:42
    А этот конспект 1955-56 гг. по предмету «Курс современного русского литературного языка» сохранился у моей сестры - Молчановой Людмилы Сергеевны, обучавшейся в Минском пединституте им. М. Горького с 1954 по 1959 гг. Вот бы ныне принять по нему экзамены у политиков всех рангов, дикторов и комментаторов ТВ: ни один не сдал бы даже на тройку! А ведь в Индексе дисциплин ЮНЕСКО середины 1980-х годов, в наибольшей степени влияющих на формирование мировоззрения человека, родные язык и литература стоят на первом месте! За последние 30 лет я, например, не могу припомнить ни одного главу государства, который бы процитировал классика литературы в подтверждение своего аргумента! Так и хочется применить пожелание И. Бродского из его Нобелевской лекции к современным политикам: «Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому». Кстати, в этой же Лекции он высказал и такую замечательную мысль: «...язык, литература - всегда "сегодня"».
    Фотография
  • 18 мар 08:47
    И ещё смешной казус, которым "грешил" Гайдай в своих фильмах: показать в мелькнувшем кадре, который не заметит придирчивый цензурный худсовет "Мосфильма", какую-нибудь чепуху, а затем посмеяться в кулачок над цензурой.
    Фотография