Русские традиционные росписи.

Шекснинская золочёнка
«Шекснинская золочёнка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области.
Впервые произведения с этими росписями были опубликованы сотрудником Загорского государственного историко-художественного музеязаповедника О.В.Кругловой после проведения в 1968 году экспедиции в Шекснинский и Череповецкий районы Вологодской области и последующего показа экспедиционных материалов в Вологодском краеведческом музее. Коллекция предметов с шекснинской золочёнкой в Вологодском музее была сформирована в результате нескольких историко-эгнофафических и архиографических экспедиций.
Целевые экспедиции по сбору материалов по «Шекснинской золочёнке» были совершены в 1990 и 1992 годах сотрудниками отдела народного и декоративно-прикладного искусства ВГМЗ. Местные жители эту роспись называли «золочёнкой». Однако в научной литературе такой термин закреплён за традиционными росписями, бытовавшими в Новоладожском уезде Петербургской тубернии. Здесь были распространены росписи с живописными «вазонами» и букетами на золотых (бронзовых) фонах, которые коренное население также называло золочёнкой.
Истоки возникновения росписи уходят в глубь веков, к богатой культуре древнерусского искусства.Формирование росписи шекснинская золочёнка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А.Рыбакова красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нём связывалось с огнём. Сочные браные узоры, называемые в данной местности «выкладами», и многоцветное выборное ткачество органично входили в праздничный женский костюм.
Раскрашивалась токарная посуда, швейки с фигурными точёными ножками, самопрялки, детали ткацких станов и даже берестяные лычки в плетёных изделиях. Образцы бранного и выборного ткачества с вышивкой цветной тамбур. Ритмичное чередование цветных полос также являлось декоративным убранством предметов. Необходимо отметить, что территория бытования росписи находилась на тортовых путях, и близость крупных городов влияла на формирование вкусов местного населения.

Русские традиционные росписи. - 816902255544
Русские традиционные росписи. - 816902255288
Русские традиционные росписи. - 816902255032
Русские традиционные росписи. - 816902254776
Русские традиционные росписи. - 816902254520
Русские традиционные росписи. - 816902254264
Русские традиционные росписи. - 816902254008
Русские традиционные росписи. - 816902253752
Русские традиционные росписи. - 816902253496
Русские традиционные росписи. - 816902252728
Русские традиционные росписи. - 816902252472

Комментарии