"У детей, в отличие от взрослых, теснейшая связь телесного и духовного.
Взрослый постоянно контролирует свои чувства и эмоции. Ребенок же мгновенно их демонстрирует. Дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не думая об эстетике. Поэтому арт-терапия для них более эффективна". – Православный коррекционный психолог Людмила ТРИШКИНА *** К кому обращаться, если поведение ребенка стало казаться не вполне адекватным? Что такое коррекционный психолог и чем он отличается от психотерапевта? От каких проблем помогает избавиться арт-терапия? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем интервью с Людмилой Тришкиной, педагогом-психологом школы №14 и Психолого-педагогического, медицинского и социального центра г. Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.) *** – Коррекционная детская психология: что это такое? С какими проблемами детской психики она имеет дело? Как родителям понять, когда стоит вести ребенка к коррекционному психологу, а когда - уже к психиатру? – Коррекционная психология – эта одна из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития категории детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. С введением в нашей стране федерального государственного образовательного страндарта для детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), или, как его еще называют, инклюзивного образования, эта категория детей имеет право обучаться и в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами. В своей практике часто сталкиваюсь с людьми, которые считают понятия «психиатр» и «психолог» тождественными. У одних возникает страх, у других – предвзятое отношение, предубеждение к этим двум профессиям. – В чем же разница? – Психиатр – это врач, который занимается в основном медикаментозным лечением серьезных клинических диагнозов с различными симптомами – таких, как шизофрения, эпилепсия, депрессивные расстройства и расстройства личности, некоторые виды тяжелых неврозов и т.д. У людей часто присутствует страх перед обращением к психиатру, но бояться его не надо. На консультацию к психиатру стоит прийти в случае, если симптомы, возникшие у ваших детей, пугают вас своей неадекватностью. Если ваша проблема не входит в сферу компетенции психиатра, то он отправит вас к психотерапевту или психологу. Психолог – это человек с психологическим образованием. Основная ценность психолога в его дополнительном образовании. Это и всевозможные курсы, тренинги, учебы и т.д. Круг запросов клиентов психолога очень широк, от конкретных (страх высоты) до очень общих (личностный рост). Чаще всего психолог работает с эмоциональной сферой клиента – его чувствами, а также с внутренними установками, убеждениями и их влиянием на жизнь человека и его отношения с людьми. Чаще всего, конечно, к детскому психологу обращаются в случае нарушения поведения у ребенка и трудностей обучения в школе. Хотя важным показателем являются и нарушения эмоционального фона – длительное снижение настроения или высказывания депрессивного или агрессивного содержания; сложная семейная ситуация и проблемы взаимодействия с родителями или одним из них; трудности контакта со сверстниками или учителями; высокая тревожность ребенка; психосоматические симптомы – частые болезни, аллергии, и другие заболевания с высоким значением психического компонента в основе. Все это обычно и ведет к нарушениям поведения и снижению успеваемости, которые замечают родители. – Как родителям не пропустить момент, когда стоит обратиться к детскому психологу? – Каждый сам определяет степень сложности своих проблем и проблем своего ребенка, и время обращения за психологической помощью. В коррекционной (специальной) психологии нуждаются семьи, у которых имеются дети с аномальным (неправильным) развитием, для облегчения психологического состояния членов семьи, для поддержки и помощи. Различные аномалии (нарушения) по-разному могут отражаться на социальных и познавательных возможностях ребенка. Некоторые могут пройти полностью в процессе развития и роста ребенка, некоторые проходят частично, а некоторые не проходят совсем. Задача коррекционного психолога – суметь внушить ребенку, убедить его, что он такая же личность как и все остальные. Такой психолог должен обладать специальными навыками в работе с этой категорией детей, владеть научными и прикладными методами, быть хорошим профессионалом. И конечно в этой работе необходимо призвание, выдержка, так как приходится сталкиваться со многими негативными моментами. – Насколько легко современные родители готовы обращаться за консультацией к психологу? Склонны ли они приводить ребенка с "опозданием", когда проблема уже давно назрела, или наоборот - склонны паниковать заранее? – Современные родители чаще обращаются за консультацией к психологу, чем это было, скажем, десять лет назад. Прогресс здесь очевиден, и уровень доверия к профессии психолога возрос. Думаю на это повлияло множество факторов: опыт других стран, пропаганда в СМИ, положительные отзывы родителей, которые уже получили результат; растет процент детей с ОВЗ, детей-инвалидов, увеличивается количество тревожных обучающихся, среди подростков все выше склонность к рискованному поведению (агрессия, суицидальный риск, употребление психоактивных веществ и многое другое. Как любят говорить психологи, проблемы маленьких детей – это проблемы родителей. То есть при внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.д. Чаще всего родители обращаются к психологу при появлении изменений в поведении и состоянии ребенка. То есть тогда, когда уже существует та или иная проблема. Редко бывает, что они приходят за консультацией, чтобы по возможности предупредить возникновение трудностей в поведении ребенка. Хотя своевременное обращение к психологу позволило бы ограничиться несколькими консультациями. – Вы занимаетесь арт-терапией. Каковы границы ее применения? Может быть, вспомните случаи, когда эффект от занятий превзошел Ваши ожидания? – Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве – в первую очередь изобразительном – и творческой деятельности. Видов арт-терапии существует множество. Например, широко известные: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, метафорические карты, фототерапия, глинотерапия, изотерапия, библиотерапия, цветотерапия, игротерапия, куклотерапия. У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои чувства и эмоции. Ребенок же мгновенно их демонстрирует. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не думая об эстетике. Таким образом, дети не задумываются о конечном результате, они получает удовольствие от самого процесса, поэтому арт-терапия для них более эффективна в плане терапии. Арт-терапия широко используется при коррекции психологических травм, детских страхов; при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом, с расстройствами аутистического спектра, с повышенной тревожностью, нарушениями общения, сниженной самооценкой, с задержкой речевого развития (у детей раннего возраста) или развития психического (и дошкольный, и школьный возраст); для смягчения протекания возрастных кризисов. У арт-терапии существует ряд преимуществ перед другими психокоррекционными методами. Методы арт-терапии помогают дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами - безопасный для ребенка способ снять напряжение. Арт-терапия помогает эффективнее влиять на формирование эмоциональной сферы, облегчает процесс коррекции. Ребенку часто легче выразить не осознаваемые им внутренние конфликты и переживания с помощью зрительных образов, чем высказать их. Кроме того, арт-терапия позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений, наладить отношения между психологом и ребенком, развить чувство внутреннего контроля: работа над рисунками, картинами требует упорядочивания цвета и форм. Ребенок концентрирует внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. Вдобавок, у ребенка развиваются художественные способности, повышается самооценка, познавательная активность. – Дети какого возраста лучше реагируют на арт-терапию? – Методики арт-терапии эффективно применяются для работы с разнообразной психологической проблематикой как в терапевтических, так и в развивающих целях. Возрастных ограничений здесь нет, эти методы можно использовать в работе с детьми, начиная с 2-х лет. Я в своей практике каждый метод детально изучаю, отрабатываю и применяю на практике не в одной сессии. Так, работая с песком (песочная терапия), решила попробовать и новый метод SandArt – рисование песком на световых столах. Детям очень понравилось. Метод SandArt решает сразу много развивающих и образовательных задач: обучение основам чтения, письма и рисования; развитие познавательных процессов; расширение кругозора и общей осведомленности; развитие мелкой моторики и координации движений; развитие воображения и творческих способностей. В песочнице, на световом столе, мне удается решить множество задач и более эффективно помочь детям. Дополняю занятия различными фигурками, которые используются для песочницы, природным материалом, счетным материалом для решения проблем в обучении. – В православной среде встречается мнение, что водить детей к психологам не стоит, достаточно исповеди, бесед с духовником, правильного воспитания. Что бы Вы на это ответили? – Часто священнослужители не обладают знанием детской психологии, чтобы оказать профессиональную помощь родителям. Зачастую, чтобы оказать эффективную помощь, требуется провести психологическое исследование, пройти ряд специальных тестов, чтобы выяснить, чем вызван конфликт или расстройство. По результатам этих тестов происходит оценка личности человека и психологическая диагностика его расстройств. И это входит в компетенцию детского психолога. Священнику не всегда хватает времени на длительную беседу с каждым прихожанином по всем его проблемам, а тем более он не сможет провести углубленное психологическое обследование. Положительный результат может быть достигнут при совместных усилиях священника и психолога. Священник занимается в основном духовными вопросами: борьба со страстями, взращивание добродетели, молитва, покаяние, исповедь, таинства, учение о стяжании благодати. А психолог помогает человеку глубже разобраться в психологических и педагогических проблемах, может помочь ребенку адаптироваться к различным возникающим проблемам, сложностям и не получить серьезного нервного срыва при входе в кризисный переходный возраст. С "Вокруг семьи"
Вокруг семьи
"У детей, в отличие от взрослых, теснейшая связь телесного и духовного.
Взрослый постоянно контролирует свои чувства и эмоции. Ребенок же мгновенно их демонстрирует. Дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не думая об эстетике. Поэтому арт-терапия для них более эффективна".
– Православный коррекционный психолог Людмила ТРИШКИНА
***
К кому обращаться, если поведение ребенка стало казаться не вполне адекватным? Что такое коррекционный психолог и чем он отличается от психотерапевта? От каких проблем помогает избавиться арт-терапия? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем интервью с Людмилой Тришкиной, педагогом-психологом школы №14 и Психолого-педагогического, медицинского и социального центра г. Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.)
***
– Коррекционная детская психология: что это такое? С какими проблемами детской психики она имеет дело? Как родителям понять, когда стоит вести ребенка к коррекционному психологу, а когда - уже к психиатру?
– Коррекционная психология – эта одна из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития категории детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. С введением в нашей стране федерального государственного образовательного страндарта для детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), или, как его еще называют, инклюзивного образования, эта категория детей имеет право обучаться и в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.
В своей практике часто сталкиваюсь с людьми, которые считают понятия «психиатр» и «психолог» тождественными. У одних возникает страх, у других – предвзятое отношение, предубеждение к этим двум профессиям.
– В чем же разница?
– Психиатр – это врач, который занимается в основном медикаментозным лечением серьезных клинических диагнозов с различными симптомами – таких, как шизофрения, эпилепсия, депрессивные расстройства и расстройства личности, некоторые виды тяжелых неврозов и т.д. У людей часто присутствует страх перед обращением к психиатру, но бояться его не надо. На консультацию к психиатру стоит прийти в случае, если симптомы, возникшие у ваших детей, пугают вас своей неадекватностью. Если ваша проблема не входит в сферу компетенции психиатра, то он отправит вас к психотерапевту или психологу.
Психолог – это человек с психологическим образованием. Основная ценность психолога в его дополнительном образовании. Это и всевозможные курсы, тренинги, учебы и т.д. Круг запросов клиентов психолога очень широк, от конкретных (страх высоты) до очень общих (личностный рост). Чаще всего психолог работает с эмоциональной сферой клиента – его чувствами, а также с внутренними установками, убеждениями и их влиянием на жизнь человека и его отношения с людьми.
Чаще всего, конечно, к детскому психологу обращаются в случае нарушения поведения у ребенка и трудностей обучения в школе. Хотя важным показателем являются и нарушения эмоционального фона – длительное снижение настроения или высказывания депрессивного или агрессивного содержания; сложная семейная ситуация и проблемы взаимодействия с родителями или одним из них; трудности контакта со сверстниками или учителями; высокая тревожность ребенка; психосоматические симптомы – частые болезни, аллергии, и другие заболевания с высоким значением психического компонента в основе. Все это обычно и ведет к нарушениям поведения и снижению успеваемости, которые замечают родители.
– Как родителям не пропустить момент, когда стоит обратиться к детскому психологу?
– Каждый сам определяет степень сложности своих проблем и проблем своего ребенка, и время обращения за психологической помощью. В коррекционной (специальной) психологии нуждаются семьи, у которых имеются дети с аномальным (неправильным) развитием, для облегчения психологического состояния членов семьи, для поддержки и помощи.
Различные аномалии (нарушения) по-разному могут отражаться на социальных и познавательных возможностях ребенка. Некоторые могут пройти полностью в процессе развития и роста ребенка, некоторые проходят частично, а некоторые не проходят совсем. Задача коррекционного психолога – суметь внушить ребенку, убедить его, что он такая же личность как и все остальные. Такой психолог должен обладать специальными навыками в работе с этой категорией детей, владеть научными и прикладными методами, быть хорошим профессионалом. И конечно в этой работе необходимо призвание, выдержка, так как приходится сталкиваться со многими негативными моментами.
– Насколько легко современные родители готовы обращаться за консультацией к психологу? Склонны ли они приводить ребенка с "опозданием", когда проблема уже давно назрела, или наоборот - склонны паниковать заранее?
– Современные родители чаще обращаются за консультацией к психологу, чем это было, скажем, десять лет назад. Прогресс здесь очевиден, и уровень доверия к профессии психолога возрос. Думаю на это повлияло множество факторов: опыт других стран, пропаганда в СМИ, положительные отзывы родителей, которые уже получили результат; растет процент детей с ОВЗ, детей-инвалидов, увеличивается количество тревожных обучающихся, среди подростков все выше склонность к рискованному поведению (агрессия, суицидальный риск, употребление психоактивных веществ и многое другое.
Как любят говорить психологи, проблемы маленьких детей – это проблемы родителей. То есть при внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.д.
Чаще всего родители обращаются к психологу при появлении изменений в поведении и состоянии ребенка. То есть тогда, когда уже существует та или иная проблема.
Редко бывает, что они приходят за консультацией, чтобы по возможности предупредить возникновение трудностей в поведении ребенка. Хотя своевременное обращение к психологу позволило бы ограничиться несколькими консультациями.
– Вы занимаетесь арт-терапией. Каковы границы ее применения? Может быть, вспомните случаи, когда эффект от занятий превзошел Ваши ожидания?
– Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве – в первую очередь изобразительном – и творческой деятельности. Видов арт-терапии существует множество. Например, широко известные: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, метафорические карты, фототерапия, глинотерапия, изотерапия, библиотерапия, цветотерапия, игротерапия, куклотерапия.
У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои чувства и эмоции. Ребенок же мгновенно их демонстрирует. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не думая об эстетике. Таким образом, дети не задумываются о конечном результате, они получает удовольствие от самого процесса, поэтому арт-терапия для них более эффективна в плане терапии.
Арт-терапия широко используется при коррекции психологических травм, детских страхов; при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом, с расстройствами аутистического спектра, с повышенной тревожностью, нарушениями общения, сниженной самооценкой, с задержкой речевого развития (у детей раннего возраста) или развития психического (и дошкольный, и школьный возраст); для смягчения протекания возрастных кризисов.
У арт-терапии существует ряд преимуществ перед другими психокоррекционными методами. Методы арт-терапии помогают дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами - безопасный для ребенка способ снять напряжение. Арт-терапия помогает эффективнее влиять на формирование эмоциональной сферы, облегчает процесс коррекции. Ребенку часто легче выразить не осознаваемые им внутренние конфликты и переживания с помощью зрительных образов, чем высказать их.
Кроме того, арт-терапия позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений, наладить отношения между психологом и ребенком, развить чувство внутреннего контроля: работа над рисунками, картинами требует упорядочивания цвета и форм. Ребенок концентрирует внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. Вдобавок, у ребенка развиваются художественные способности, повышается самооценка, познавательная активность.
– Дети какого возраста лучше реагируют на арт-терапию?
– Методики арт-терапии эффективно применяются для работы с разнообразной психологической проблематикой как в терапевтических, так и в развивающих целях. Возрастных ограничений здесь нет, эти методы можно использовать в работе с детьми, начиная с 2-х лет.
Я в своей практике каждый метод детально изучаю, отрабатываю и применяю на практике не в одной сессии. Так, работая с песком (песочная терапия), решила попробовать и новый метод SandArt – рисование песком на световых столах. Детям очень понравилось. Метод SandArt решает сразу много развивающих и образовательных задач: обучение основам чтения, письма и рисования; развитие познавательных процессов; расширение кругозора и общей осведомленности; развитие мелкой моторики и координации движений; развитие воображения и творческих способностей.
В песочнице, на световом столе, мне удается решить множество задач и более эффективно помочь детям. Дополняю занятия различными фигурками, которые используются для песочницы, природным материалом, счетным материалом для решения проблем в обучении.
– В православной среде встречается мнение, что водить детей к психологам не стоит, достаточно исповеди, бесед с духовником, правильного воспитания. Что бы Вы на это ответили?
– Часто священнослужители не обладают знанием детской психологии, чтобы оказать профессиональную помощь родителям. Зачастую, чтобы оказать эффективную помощь, требуется провести психологическое исследование, пройти ряд специальных тестов, чтобы выяснить, чем вызван конфликт или расстройство. По результатам этих тестов происходит оценка личности человека и психологическая диагностика его расстройств. И это входит в компетенцию детского психолога. Священнику не всегда хватает времени на длительную беседу с каждым прихожанином по всем его проблемам, а тем более он не сможет провести углубленное психологическое обследование. Положительный результат может быть достигнут при совместных усилиях священника и психолога.
Священник занимается в основном духовными вопросами: борьба со страстями, взращивание добродетели, молитва, покаяние, исповедь, таинства, учение о стяжании благодати. А психолог помогает человеку глубже разобраться в психологических и педагогических проблемах, может помочь ребенку адаптироваться к различным возникающим проблемам, сложностям и не получить серьезного нервного срыва при входе в кризисный переходный возраст.
С "Вокруг семьи"