Часть статьи о гибели линкора "Императрица Мария" с Сайта ФСБ РФ ( "Независимое военное обозрение",М.
,23.07.1999 г. ) "Новые документы уже из архивов советской контрразведки свидетельствуют о пристальном внимании к "Императрице Марии" и другим кораблям Черноморского флота военной разведки главного противника России в Первой мировой войне - Германии. Вполне возможно, что лица, о которых пойдет речь, имели отношение и к гибели корабля. В 1933 г. органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны Николаеве - была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы "Контроль-К", возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха "Плуг и молот". Цель организации - срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества "Руссуд", со стапелей которого сошли "Императрица Мария" и однотипный линкор "Александр III". В ходе следствия выяснилось много интересных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев. Сам Верман являлся разведчиком со стажем. На допросе он рассказывал: "Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году (именно с этого периода начинается осуществление новой морской программы России. - Авт.) в Николаеве, работая на заводе "Наваль" в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Моора и Гана". И далее: "Moop и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии". Деятельность Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела, которая называется "Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве". Так уж сложились обстоятельства, что ему было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал людей для разведывательной работы, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных судах подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости. На допросе Верман рассказывал: "Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха.., Блимке.., Наймаера.., Линке Бруно, инженера Шеффера.., электрика Сгибнева". Все они сотрудники судостроительных заводов, имеющие право прохода на строящиеся корабли. Особый интерес вызвал электрик Сгибнев. Он отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на "Руссуде" военных кораблей, в том числе и "Императрицы Марии". В 1933 г. в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре "Императрица Мария" раздался именно под носовой артиллерийской башней. "В период 1912-1914 гг., рассказывал Сгибнев, я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях типа "Дредноут": "Мария" и "Александр III", в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей". Таким образом, у Вермана концентрировалась в руках ценнейшая информация о возрастающей мощи русского флота на Черном море. После оккупации юга России немцами его разведывательная деятельность была вознаграждена по достоинству. Из протокола допроса: "В 1918 году по представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени". Но вернемся к взрыву на "Марии". В этот период Верман был депортирован и организовать взрыв не мог. Но в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо подготовленная разведсеть. Позднее он сам говорил об этом: "... Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ... Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода "Наваль" Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца "Златоуст". Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе". Здесь и возникает вопрос - не участвовал ли Визер в "достройке" "Императрицы Марии" или ее ремонте в начале октября 1916 г.? Тогда на борту корабля ежедневно находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на корабль этих людей не составляют труда. Вот что об этом говорится в письме Севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: "...Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра. Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д.355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя".Часть статьи о гибели линкора "Императрица Мария" с Сайта ФСБ РФ ( "Независимое военное обозрение",М.,23.07.1999 г. ) "Новые документы уже из архивов советской контрразведки свидетельствуют о пристальном внимании к "Императрице Марии" и другим кораблям Черноморского флота военной разведки главного противника России в Первой мировой войне - Германии. Вполне возможно, что лица, о которых пойдет речь, имели отношение и к гибели корабля. В 1933 г. органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны Николаеве - была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы "Контроль-К", возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха "Плуг и молот". Цель организации - срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества "Руссуд", со стапелей которого сошли "Императрица Мария" и однотипный линкор "Александр III". В ходе следствия выяснилось много интересных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев. Сам Верман являлся разведчиком со стажем. На допросе он рассказывал: "Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году (именно с этого периода начинается осуществление новой морской программы России. - Авт.) в Николаеве, работая на заводе "Наваль" в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Моора и Гана". И далее: "Moop и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии". Деятельность Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела, которая называется "Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве". Так уж сложились обстоятельства, что ему было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал людей для разведывательной работы, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных судах подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости. На допросе Верман рассказывал: "Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха.., Блимке.., Наймаера.., Линке Бруно, инженера Шеффера.., электрика Сгибнева". Все они сотрудники судостроительных заводов, имеющие право прохода на строящиеся корабли. Особый интерес вызвал электрик Сгибнев. Он отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на "Руссуде" военных кораблей, в том числе и "Императрицы Марии". В 1933 г. в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре "Императрица Мария" раздался именно под носовой артиллерийской башней. "В период 1912-1914 гг., рассказывал Сгибнев, я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях типа "Дредноут": "Мария" и "Александр III", в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей". Таким образом, у Вермана концентрировалась в руках ценнейшая информация о возрастающей мощи русского флота на Черном море. После оккупации юга России немцами его разведывательная деятельность была вознаграждена по достоинству. Из протокола допроса: "В 1918 году по представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени". Но вернемся к взрыву на "Марии". В этот период Верман был депортирован и организовать взрыв не мог. Но в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо подготовленная разведсеть. Позднее он сам говорил об этом: "... Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ... Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода "Наваль" Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца "Златоуст". Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе". Здесь и возникает вопрос - не участвовал ли Визер в "достройке" "Императрицы Марии" или ее ремонте в начале октября 1916 г.? Тогда на борту корабля ежедневно находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на корабль этих людей не составляют труда. Вот что об этом говорится в письме Севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: "...Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра. Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д.355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя".
ИСТОРИЯ. Факты, фотографии, артефакты и обсуждения
:Ринат Гимадеев
Часть статьи о гибели линкора "Императрица Мария" с Сайта ФСБ РФ ( "Независимое военное обозрение",М.
,23.07.1999 г. ) "Новые документы уже из архивов советской контрразведки свидетельствуют о пристальном внимании к "Императрице Марии" и другим кораблям Черноморского флота военной разведки главного противника России в Первой мировой войне - Германии. Вполне возможно, что лица, о которых пойдет речь, имели отношение и к гибели корабля.
В 1933 г. органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны Николаеве - была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы "Контроль-К", возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха "Плуг и молот". Цель организации - срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества "Руссуд", со стапелей которого сошли "Императрица Мария" и однотипный линкор "Александр III". В ходе следствия выяснилось много интересных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев.
Сам Верман являлся разведчиком со стажем. На допросе он рассказывал: "Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году (именно с этого периода начинается осуществление новой морской программы России. - Авт.) в Николаеве, работая на заводе "Наваль" в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Моора и Гана". И далее: "Moop и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии".
Деятельность Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела, которая называется "Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве".
Так уж сложились обстоятельства, что ему было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал людей для разведывательной работы, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных судах подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости.
На допросе Верман рассказывал: "Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха.., Блимке.., Наймаера.., Линке Бруно, инженера Шеффера.., электрика Сгибнева". Все они сотрудники судостроительных заводов, имеющие право прохода на строящиеся корабли.
Особый интерес вызвал электрик Сгибнев. Он отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на "Руссуде" военных кораблей, в том числе и "Императрицы Марии". В 1933 г. в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре "Императрица Мария" раздался именно под носовой артиллерийской башней. "В период 1912-1914 гг., рассказывал Сгибнев, я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях типа "Дредноут": "Мария" и "Александр III", в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей".
Таким образом, у Вермана концентрировалась в руках ценнейшая информация о возрастающей мощи русского флота на Черном море. После оккупации юга России немцами его разведывательная деятельность была вознаграждена по достоинству. Из протокола допроса: "В 1918 году по представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени".
Но вернемся к взрыву на "Марии". В этот период Верман был депортирован и организовать взрыв не мог. Но в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо подготовленная разведсеть. Позднее он сам говорил об этом: "... Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ... Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода "Наваль" Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца "Златоуст". Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе". Здесь и возникает вопрос - не участвовал ли Визер в "достройке" "Императрицы Марии" или ее ремонте в начале октября 1916 г.? Тогда на борту корабля ежедневно находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на корабль этих людей не составляют труда. Вот что об этом говорится в письме Севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: "...Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра. Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д.355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя".Часть статьи о гибели линкора "Императрица Мария" с Сайта ФСБ РФ ( "Независимое военное обозрение",М.,23.07.1999 г. ) "Новые документы уже из архивов советской контрразведки свидетельствуют о пристальном внимании к "Императрице Марии" и другим кораблям Черноморского флота военной разведки главного противника России в Первой мировой войне - Германии. Вполне возможно, что лица, о которых пойдет речь, имели отношение и к гибели корабля.
В 1933 г. органами ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны Николаеве - была разоблачена резидентура немецкой разведки, действовавшая под прикрытием торговой фирмы "Контроль-К", возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха "Плуг и молот". Цель организации - срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества "Руссуд", со стапелей которого сошли "Императрица Мария" и однотипный линкор "Александр III". В ходе следствия выяснилось много интересных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев.
Сам Верман являлся разведчиком со стажем. На допросе он рассказывал: "Шпионской деятельностью я стал заниматься в 1908 году (именно с этого периода начинается осуществление новой морской программы России. - Авт.) в Николаеве, работая на заводе "Наваль" в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Моора и Гана". И далее: "Moop и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии".
Деятельность Вермана подробно изложена в той части архивного следственного дела, которая называется "Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве".
Так уж сложились обстоятельства, что ему было поручено взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал людей для разведывательной работы, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных судах подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости.
На допросе Верман рассказывал: "Из лиц, мною лично завербованных для шпионской работы в период 1908-1914 гг., я помню следующих: Штайвеха.., Блимке.., Наймаера.., Линке Бруно, инженера Шеффера.., электрика Сгибнева". Все они сотрудники судостроительных заводов, имеющие право прохода на строящиеся корабли.
Особый интерес вызвал электрик Сгибнев. Он отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на "Руссуде" военных кораблей, в том числе и "Императрицы Марии". В 1933 г. в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре "Императрица Мария" раздался именно под носовой артиллерийской башней. "В период 1912-1914 гг., рассказывал Сгибнев, я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линейных кораблях типа "Дредноут": "Мария" и "Александр III", в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков кораблей".
Таким образом, у Вермана концентрировалась в руках ценнейшая информация о возрастающей мощи русского флота на Черном море. После оккупации юга России немцами его разведывательная деятельность была вознаграждена по достоинству. Из протокола допроса: "В 1918 году по представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени".
Но вернемся к взрыву на "Марии". В этот период Верман был депортирован и организовать взрыв не мог. Но в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо подготовленная разведсеть. Позднее он сам говорил об этом: "... Я лично осуществлял связь с 1908 года по разведывательной работе со следующими городами: ... Севастополем, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода "Наваль" Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца "Златоуст". Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе". Здесь и возникает вопрос - не участвовал ли Визер в "достройке" "Императрицы Марии" или ее ремонте в начале октября 1916 г.? Тогда на борту корабля ежедневно находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на корабль этих людей не составляют труда. Вот что об этом говорится в письме Севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: "...Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра. Особенно высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д.355, якобы накануне взрыва уехавшего из Севастополя".