С КЛЯТВОЮ ГОВОРИТ ГОСПОДЬ САВАОФ: КАК Я ПОМЫСЛИЛ, ТАК И БУДЕТ;
КАК Я ОПРЕДЕЛИЛ, ТАК И СОСТОИТСЯ Только человек, никогда не читавший Ветхий Завет, может утверждать, что Библия имеет отношение исключительно к судьбе древнего Израиля. Это совершенно не так. И доказательством тому вполне может послужить отрывок из 14 главы книги пророка Исаии, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем. Глава 14. 24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. 26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее? 28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. 30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой. 31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их. 32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его. В прозвучавшем отрывке, наряду с древними евреями, упоминаются ещё два народа — ассирийцы и филистимляне. И те, и другие были постоянной угрозой для ветхозаветных евреев, нападали на них, грабили их земли. Казалось бы, из-за подобного поведения эти народы не должны были бы вовсе упоминаться на страницах Священного Писания. Или упоминаться, но исключительно в контексте наказания или даже уничтожения. Ведь у Ветхого Завета имеется примерно такая репутация, верно? Но мы видим нечто иное. А именно — Бог, через пророка Исаию обращаясь к Асси́рии и филистимлянам, не торопится эти народы истреблять. Более того, Он призывает их к покаянию и просит, если не получается у них поверить в Бога истинного, то хотя бы вести себя, что называется, порядочно. Не нападать на слабых, не атаковать исподтишка, соблюдать самые простые правила чести. И при таком поведении Господь обещает со Своей стороны сохранить и ассирийцев, и филистимлян от бед и невзгод. С древнего Израиля у Бога спрос иной. От ветхозаветных евреев требовалось больше, чем просто порядочность. Они получили через Моисея закон и должны были ему неукоснительно следовать. Чему прозвучавший отрывок может нас научить? Во-первых, тому, что на практике мы нигде не встретим абстрактно мыслимого равенства. Мы все созданы разными, живём в разных условиях, а потому и спрос с нас разный. С кого-то больше, с кого-то меньше. И не нужно сетовать на судьбу. Это дело бесполезное и даже вредное. Ведь пока стенаешь о несправедливости миропорядка, время продолжает идти. А его можно было потратить на что-то действительно важное и нужное. Это то, что касается отдельно взятого человека. Можно сделать выводы и в отношении судьбы народа. Русского народа. Чего уж скрывать, нам исторически свойственно смотреть, как там у других, и думать, что подобное возможно у нас. Нет. У каждого народа своя судьба. И наша, безусловно, связана с православным христианством, которому мы должны быть верны. Не потому, что так сложились обстоятельства, а потому что без Православия нашего народа просто не было бы. И если мы хотим иметь будущее, то должны не на словах, а на деле быть верными заповедям Господа Иисуса Христа. Только в этом случае мы можем надеяться на жизнь в относительном спокойствии, мире. У других народов иная участь. Лучше-хуже, какая, собственно, разница? Это участь чужая. Мы же, повторюсь, призваны быть верными своей — благородной миссии сохранения и проповеди не на словах, а на деле веры православной — соборной и отеческой. Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист - Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Пожалуй, в истории Ветхого Завета не было тех пророков, которые жили бы в благополучное и безопасное время. Впрочем, это неудивительно: таких времён было совсем немного в истории Древнего Израиля. Пророки не могли не обращать внимание на происходящее вокруг, они взывали к Богу, молили Его о помощи, и получали ответ, но ответ этот мог относиться не только к текущей ситуации, но и к далёкому будущему, тому будущему, в котором придёт Мессия. Особенно же много ответов такого рода получал от Бога пророк Исайя. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 14-й главы его книги, и эти слова — слова о Христе. Глава 14. 24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. 26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее? 28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. 30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой. 31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их. 32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его. Ещё святитель Василий Великий замечал, что тяготеющий к земному плотский Израиль предпочитал понимать эти слова пророка Исайи в сугубо временном ключе, а именно — как указание на победу Израиля над его врагами, в частности, над Ассирией. Свою мысль святитель Василий выразил так: «Плотский Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудеи и что народ израильский отведёт в плен ассириян, возложив на них иго рабства». Неизвестно, на каких именно еврейских толкователей ссылался при этом святитель Василий, но очевидно, что такое толкование ошибочно: Ассирии уже давно не существует, а в пленении у Израиля она так и не побывала. Однако нельзя исключать, что святитель Василий лишь риторически усилил мысль еврейских толкователей, которые в словах пророка Исайи видели указание на победу Израиля над Ассирией, но никак не на пленение Израилем Ассирии. Такое усиление могло быть необходимо святителю Василию ради того, чтобы показать несостоятельность прочтения текстов Священного Писания исключительно в земном ключе, за ними всегда необходимо уметь видеть нечто значительно большее, то, что имеет отношение не к человеческому, а к божественному. Собственно, именно так святитель Василий и продолжил свою мысль: «А мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (Кол. 3:1), землёй называем благое сердце [...] Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание». Далее мысль святителя Василия перешла к рабству греху и избавлению от этого рабства. Нам сложно не согласиться с толкованием святителя Василия: действительно, пришествие Христово, Его Смерть и Воскресение сделали нас свободными от гнёта греха, теперь, если мы действительно этого захотим, мы имеем возможность быть свободными. Эта свобода далась нам дорогой ценой — ценой крови Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, и пренебрежение ей — есть не что иное, как оскорбление величия Божия и уничижение спасительного подвига Христова. Дай Бог, чтобы эти состояния были далеки от нас, и чтобы в каждую секунду жизни мы выбирали свободу от греховного рабства! Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист. - Для большинства наших современников само слово «Ассирия» не несёт в себе никакого значимого смысла, в лучшем случае, мы понимаем, что оно обозначает одно из древних государств, которое, в силу созвучности названий, довольно просто спутать с другим и тоже древним — с Сирией. Иначе обстояло дело у современников пророка Исайи: Ассирия была страшной империей, причём хронологически первой империей в мировой истории, и от неё исходила угроза всем окрестным государствам, в том числе и тем из них, которые были образованы израильскими племенами. Самых общих сведений об Ассирии достаточно для понимания того, что в современном нам мире попросту не существует империй, сопоставимых с Ассирией как по общему времени своего существования, так и по силе и могуществу, те государства, которые в наши дни играют заметную роль на мировой арене, — младенцы в сравнении с Ассирийским царством. Вполне естественно, что многим из нас кажется, будто бы то или иное современное государство обладает невероятной прочностью, влиянием и устойчивостью, аналогичные ощущения были и у древних израильтян относительно Ассирии, они полагали, что это нерушимый колосс, который никогда не падёт, при этом у них было больше оснований так считать, чем у нас в отношении современных нам империй. У пророка Исайи было иное мнение по этому вопросу, именно его он и изложил в нынешнем отрывке своей книги: Бог вынес определение в отношении Ассирии, и она будет уничтожена. Исайя ничего не говорит о, так сказать, технической стороне падения Ассирии, не говорит о том, как оно произойдёт, да это и не имеет смысла: если Бог принял решение, то оно осуществится, детали же имеют лишь второстепенное значение, а потому Исайя их не упоминает. Для пророка Исайи, как и вообще для любого другого верующего человека, было вполне очевидным, что не только жизнь каждого конкретного человека находится в руках Божиих, но и судьбы империй — в Его же руках, именно Бог определяет, какое государство продолжит свой исторический путь, а какое уступит место иным народам. Впрочем, прославленные Церковью толкователи книги пророка Исайи не останавливались на этом очевидном смысле слов пророка, они шли дальше, и использовали типологический метод толкования, в частности, под довлеющей силой Ассирии они понимали указание на ту силу тяготения к греху, которую ощущает в себе каждый человек, а под падением Ассирии они видели уничтожение этого тяготения, а с ним и самого греха. Одним из таких толкователей был святитель Василий Великий, вот его слова: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание. И всякое иго ассириян отнимется Богом. Ибо они высоко о себе думали, потому что налегли на плечи людям, составлявшим часть Божию, и делали своими подъяремниками отвлечённых грехами от рабства Богу». И в этом — тоже воля Божия, она, как и в случае с реальной Ассирией, состоит в том, что грех будет истреблён Христом Спасителем, человек станет свободным, таким, каким его сотворил Бог. Комментирует священник Стефан Домусчи. - В сегодняшнем чтении мы слышим грозное предупреждение, которое обращает Бог ко всем врагам иудеев. Бедствия были попущены, потому что грехи народа ставили под угрозу его предназначение. Эти слова могут звучать довольно жёстко, ведь бедствия — это не просто плохая погода или даже неурожай... Речь идёт о нападении врагов, о жертвах среди населения Иерусалима. И если это попущено, значит Бог несёт за это ответственность. По крайней мере так может показаться, ведь Он позволяет этому происходить. И всё же так может казаться только изнутри совершенно неверных представлений о Боге и Его взаимоотношениях с людьми. Известно, что язычники обычно представляли себе богов очень похожими на людей, только более могущественными и бессмертными. Многие люди, даже будучи христианами, переносят подобные представления на Бога Библии и представляют Его себе обидчивым и гневливым. В таком случае, попущение представляется им результатом обиды со стороны Бога, который как будто бы мстит своему народу руками завоевателей. Однако на самом деле, всё обстоит совершенно иначе. Бог любит свой народ и Он, естественно, властен над обстоятельствами его жизни, но Он не властен над сердцами людей. В своих внутренних стремлениях они совершенно свободны. И как в своё время они свободно согласились на союз с Богом и должны были стать примером для всех людей земли, так свободно они сами стали брать пример с грешников. И если для язычников грех оказался естественным и ответственность их была значительно меньше, то для народа Божьего подобное поведение было поистине саморазрушительным. И Бог попускает это не по жестокости или мстительности, но потому, что уважает свободу людей, воспринимает их в качестве личностей, а не марионеток. И всё же эти личности были объединены в народ, который во многом ощущал себя единым целым. Народ заключал завет и народ отпадал от Бога... Понятно, что человек и в тот момент оставался личностью, и не переставал быть ответственным за себя лично, но он был частью народа, разделял с ним не только ответственность, но и тяготы жизни. А ещё, и это самое важное в сегодняшнем отрывке, человек мог разделить со всеми надежду, потому что Бог, хотя и не препятствует народу в отпадении, всё же не даёт врагам истребить его совершенно. Он готов поддерживать тех, кто возвращается на истинный путь. Всё зло, что было причиной страданий прекращается, но не просто потому, что Господь изгоняет врагов... что было бы только внешним событием... это происходит потому, что происходит внутреннее очищение людей, которые находят опору в Боге. Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист. - Никто из пророков не произносил своих речей без всем его современникам очевидного внешнего повода. Так и с этим пророчеством: в нем идет речь о поражении Ассирии, которое возбудило невероятный энтузиазм у всех врагов этого царства. Именно факт поражения Ассирии стал отправной точкой пророчества Исайи. Абсолютное большинство комментаторов останавливаются на этих военно-политических событиях и не идут дальше. Но не так обстоит дело с толкованием, которое предложил святитель Василий Великий, он почти не обращает внимания на повод произнесения этого пророчества, и вместо этого делает акцент на его духовном прочтении. Среди прочего, святитель Василий пишет, что если израильтяне понимали слова пророка применительно к обладанию своей землей, то есть как возвещение свободы от иноземных захватчиков, то христиане должны видеть здесь нечто большее, ведь Бог не обещал нам землю, но призывал нас в Царство Небесное, следовательно, все слова Священного Писания мы должны рассматривать как помощь в достижении обетованного Христом Спасителем Царства. Так и здесь: «мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (см. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом». Далее святитель Василий предлагает нам христианское прочтении и другого образа, который вводит своими словами пророк Исайя: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание». Несмотря на то, что святитель Василий их не упоминает, но нам вполне очевидно то, каких именно врагов он имеет в виду, ведь из слов апостола Павла мы знаем, что у христиан нет иных врагов, кроме «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6:12). Соответственно, с точки зрения святителя Василия в этом отрывке книги пророка Исайи речь идет ни о чем ином, как о победе над диавольскими силами, которую Бог дает одержать верующим в Него: «Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их!». А для этого каждому из нас необходимо стать, как выразился святитель Василий Великий, «горой Божией», — людьми, возросшими в добрых делах, ведь иного способа победы над «духами злобы поднебесной» попросту не существует. Комментирует священник Стефан Домусчи. - При чтении книги пророка Исаии иногда складывается впечатление что Бог действует очень жестко, что Он как Грозный властелин, как какой-нибудь древний царь или правитель беспощадно уничтожает врагов. Тем более, что тема борьбы окружающих империй с Израилем красной нитью проходит через все повествование. Когда народ живет под гнетом он ощущает, что война идет не просто против него, но против самой земли… Земли, которую Бог называет Своей. Ведь это земля Его народа, земля на которой живут те, кто Ему верен. Когда народ допускает в свою жизнь грех земля будто бы изгоняет его с себя. Но изгнание это не автоматический процесс, ведь такова воля Того, кто позволил своему народу жить на своей земле. Изменяя Богу, народ изменяет всему Божьему… Не только земле, но и своей собственной жизни, той миссии, которая на него возложена. Изменяя своему предназначению, народ навлекает на себя кары, он разоряется захватчиками, уничтожаются его города… НО все это не говорит о том, что Бог изменил своей любви. И если порой, в обращении пророка мы встречаем жесткие слова, которые обращены к народу и его правителям, это не значит захватчики и иноплеменники могут торжествовать. Все они должны ощущать себя в руке Божией, все должны понимать, что не их сила, но грех народа позволяет им проявлять себя. Однако при чтении этого отрывка возникает один закономерный вопрос: к кому оно обращено? Ведь совершенно очевидно, что никакие враги, ни Ассирийцы, ни Филистимляне, не воспринимали иудейских Писаний всерьез. Библейские пророки были для них совершенно чужды и не обладали никаким авторитетом. В том то и дело, что видимым образом обращаясь к врагам израильтян, Бог обращался к ним самим. В его словах они должны были почувствовать, что верность Его осталась неизменна и что радость захватчиков на самом деле временна. Но ведь сегодня мы читаем эти слова в храмах и это значит, что текст имеет еще одного адресата — это люди, верующие в Бога сегодня, люди которые притесняемы, люди которые бедны и притесняемы. Что пророк говорит для них? Формально обращаясь не к ним, а к их врагам, к людям, которые их притесняют, пророк свидетельствует о том, что они не оставлены Богом… Что трудности, которые они переживают — это результат болезни, которая поселилась в мире, но не того, что Бог о них забыл. Они согрешили, но Бог не отступил от них. Они притесняемы, но это не навсегда. Зло пока еще торжествует в мире, но не потому что оно всесильно… Злые хвастаются своей силой, но не потому что они действительно сильны. И в тот момент, когда совершенно опускаются руки, когда кажется, что правда и мир никогда не восторжествуют на земле — стоит вспомнить, что это лишь испытание и оно в нашей жизни не навсегда. Радио ВЕРА
Никольский храм в Тулате
С КЛЯТВОЮ ГОВОРИТ ГОСПОДЬ САВАОФ: КАК Я ПОМЫСЛИЛ, ТАК И БУДЕТ;
КАК Я ОПРЕДЕЛИЛ, ТАК И СОСТОИТСЯ
Только человек, никогда не читавший Ветхий Завет, может утверждать, что Библия имеет отношение исключительно к судьбе древнего Израиля. Это совершенно не так. И доказательством тому вполне может послужить отрывок из 14 главы книги пророка Исаии, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 14.
24
С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,
25
чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
26
Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,
27
ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?
28
В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:
29
не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
30
Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
31
Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
32
Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
В прозвучавшем отрывке, наряду с древними евреями, упоминаются ещё два народа — ассирийцы и филистимляне. И те, и другие были постоянной угрозой для ветхозаветных евреев, нападали на них, грабили их земли. Казалось бы, из-за подобного поведения эти народы не должны были бы вовсе упоминаться на страницах Священного Писания. Или упоминаться, но исключительно в контексте наказания или даже уничтожения. Ведь у Ветхого Завета имеется примерно такая репутация, верно? Но мы видим нечто иное.
А именно — Бог, через пророка Исаию обращаясь к Асси́рии и филистимлянам, не торопится эти народы истреблять. Более того, Он призывает их к покаянию и просит, если не получается у них поверить в Бога истинного, то хотя бы вести себя, что называется, порядочно. Не нападать на слабых, не атаковать исподтишка, соблюдать самые простые правила чести. И при таком поведении Господь обещает со Своей стороны сохранить и ассирийцев, и филистимлян от бед и невзгод.
С древнего Израиля у Бога спрос иной. От ветхозаветных евреев требовалось больше, чем просто порядочность. Они получили через Моисея закон и должны были ему неукоснительно следовать. Чему прозвучавший отрывок может нас научить? Во-первых, тому, что на практике мы нигде не встретим абстрактно мыслимого равенства. Мы все созданы разными, живём в разных условиях, а потому и спрос с нас разный. С кого-то больше, с кого-то меньше. И не нужно сетовать на судьбу. Это дело бесполезное и даже вредное. Ведь пока стенаешь о несправедливости миропорядка, время продолжает идти. А его можно было потратить на что-то действительно важное и нужное. Это то, что касается отдельно взятого человека.
Можно сделать выводы и в отношении судьбы народа. Русского народа.
Чего уж скрывать, нам исторически свойственно смотреть, как там у других, и думать, что подобное возможно у нас. Нет. У каждого народа своя судьба. И наша, безусловно, связана с православным христианством, которому мы должны быть верны. Не потому, что так сложились обстоятельства, а потому что без Православия нашего народа просто не было бы. И если мы хотим иметь будущее, то должны не на словах, а на деле быть верными заповедям Господа Иисуса Христа. Только в этом случае мы можем надеяться на жизнь в относительном спокойствии, мире.
У других народов иная участь. Лучше-хуже, какая, собственно, разница? Это участь чужая. Мы же, повторюсь, призваны быть верными своей — благородной миссии сохранения и проповеди не на словах, а на деле веры православной — соборной и отеческой.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
- Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, в истории Ветхого Завета не было тех пророков, которые жили бы в благополучное и безопасное время. Впрочем, это неудивительно: таких времён было совсем немного в истории Древнего Израиля. Пророки не могли не обращать внимание на происходящее вокруг, они взывали к Богу, молили Его о помощи, и получали ответ, но ответ этот мог относиться не только к текущей ситуации, но и к далёкому будущему, тому будущему, в котором придёт Мессия. Особенно же много ответов такого рода получал от Бога пророк Исайя. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 14-й главы его книги, и эти слова — слова о Христе.
Глава 14.
24
С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,
25
чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
26
Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,
27
ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?
28
В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:
29
не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
30
Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
31
Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
32
Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
Ещё святитель Василий Великий замечал, что тяготеющий к земному плотский Израиль предпочитал понимать эти слова пророка Исайи в сугубо временном ключе, а именно — как указание на победу Израиля над его врагами, в частности, над Ассирией. Свою мысль святитель Василий выразил так: «Плотский Израиль толкует, что у Пророка говорится о земле, которая, по их мнению, есть Божия, и об этих земных горах чувственной Иудеи и что народ израильский отведёт в плен ассириян, возложив на них иго рабства».
Неизвестно, на каких именно еврейских толкователей ссылался при этом святитель Василий, но очевидно, что такое толкование ошибочно: Ассирии уже давно не существует, а в пленении у Израиля она так и не побывала. Однако нельзя исключать, что святитель Василий лишь риторически усилил мысль еврейских толкователей, которые в словах пророка Исайи видели указание на победу Израиля над Ассирией, но никак не на пленение Израилем Ассирии.
Такое усиление могло быть необходимо святителю Василию ради того, чтобы показать несостоятельность прочтения текстов Священного Писания исключительно в земном ключе, за ними всегда необходимо уметь видеть нечто значительно большее, то, что имеет отношение не к человеческому, а к божественному. Собственно, именно так святитель Василий и продолжил свою мысль: «А мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (Кол. 3:1), землёй называем благое сердце [...] Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание».
Далее мысль святителя Василия перешла к рабству греху и избавлению от этого рабства. Нам сложно не согласиться с толкованием святителя Василия: действительно, пришествие Христово, Его Смерть и Воскресение сделали нас свободными от гнёта греха, теперь, если мы действительно этого захотим, мы имеем возможность быть свободными. Эта свобода далась нам дорогой ценой — ценой крови Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, и пренебрежение ей — есть не что иное, как оскорбление величия Божия и уничижение спасительного подвига Христова. Дай Бог, чтобы эти состояния были далеки от нас, и чтобы в каждую секунду жизни мы выбирали свободу от греховного рабства!
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
- Для большинства наших современников само слово «Ассирия» не несёт в себе никакого значимого смысла, в лучшем случае, мы понимаем, что оно обозначает одно из древних государств, которое, в силу созвучности названий, довольно просто спутать с другим и тоже древним — с Сирией.
Иначе обстояло дело у современников пророка Исайи: Ассирия была страшной империей, причём хронологически первой империей в мировой истории, и от неё исходила угроза всем окрестным государствам, в том числе и тем из них, которые были образованы израильскими племенами. Самых общих сведений об Ассирии достаточно для понимания того, что в современном нам мире попросту не существует империй, сопоставимых с Ассирией как по общему времени своего существования, так и по силе и могуществу, те государства, которые в наши дни играют заметную роль на мировой арене, — младенцы в сравнении с Ассирийским царством.
Вполне естественно, что многим из нас кажется, будто бы то или иное современное государство обладает невероятной прочностью, влиянием и устойчивостью, аналогичные ощущения были и у древних израильтян относительно Ассирии, они полагали, что это нерушимый колосс, который никогда не падёт, при этом у них было больше оснований так считать, чем у нас в отношении современных нам империй.
У пророка Исайи было иное мнение по этому вопросу, именно его он и изложил в нынешнем отрывке своей книги: Бог вынес определение в отношении Ассирии, и она будет уничтожена. Исайя ничего не говорит о, так сказать, технической стороне падения Ассирии, не говорит о том, как оно произойдёт, да это и не имеет смысла: если Бог принял решение, то оно осуществится, детали же имеют лишь второстепенное значение, а потому Исайя их не упоминает. Для пророка Исайи, как и вообще для любого другого верующего человека, было вполне очевидным, что не только жизнь каждого конкретного человека находится в руках Божиих, но и судьбы империй — в Его же руках, именно Бог определяет, какое государство продолжит свой исторический путь, а какое уступит место иным народам.
Впрочем, прославленные Церковью толкователи книги пророка Исайи не останавливались на этом очевидном смысле слов пророка, они шли дальше, и использовали типологический метод толкования, в частности, под довлеющей силой Ассирии они понимали указание на ту силу тяготения к греху, которую ощущает в себе каждый человек, а под падением Ассирии они видели уничтожение этого тяготения, а с ним и самого греха.
Одним из таких толкователей был святитель Василий Великий, вот его слова: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нём враги будут в попрание. И всякое иго ассириян отнимется Богом. Ибо они высоко о себе думали, потому что налегли на плечи людям, составлявшим часть Божию, и делали своими подъяремниками отвлечённых грехами от рабства Богу». И в этом — тоже воля Божия, она, как и в случае с реальной Ассирией, состоит в том, что грех будет истреблён Христом Спасителем, человек станет свободным, таким, каким его сотворил Бог.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
- В сегодняшнем чтении мы слышим грозное предупреждение, которое обращает Бог ко всем врагам иудеев. Бедствия были попущены, потому что грехи народа ставили под угрозу его предназначение. Эти слова могут звучать довольно жёстко, ведь бедствия — это не просто плохая погода или даже неурожай... Речь идёт о нападении врагов, о жертвах среди населения Иерусалима. И если это попущено, значит Бог несёт за это ответственность. По крайней мере так может показаться, ведь Он позволяет этому происходить. И всё же так может казаться только изнутри совершенно неверных представлений о Боге и Его взаимоотношениях с людьми.
Известно, что язычники обычно представляли себе богов очень похожими на людей, только более могущественными и бессмертными. Многие люди, даже будучи христианами, переносят подобные представления на Бога Библии и представляют Его себе обидчивым и гневливым. В таком случае, попущение представляется им результатом обиды со стороны Бога, который как будто бы мстит своему народу руками завоевателей.
Однако на самом деле, всё обстоит совершенно иначе. Бог любит свой народ и Он, естественно, властен над обстоятельствами его жизни, но Он не властен над сердцами людей. В своих внутренних стремлениях они совершенно свободны. И как в своё время они свободно согласились на союз с Богом и должны были стать примером для всех людей земли, так свободно они сами стали брать пример с грешников. И если для язычников грех оказался естественным и ответственность их была значительно меньше, то для народа Божьего подобное поведение было поистине саморазрушительным. И Бог попускает это не по жестокости или мстительности, но потому, что уважает свободу людей, воспринимает их в качестве личностей, а не марионеток. И всё же эти личности были объединены в народ, который во многом ощущал себя единым целым. Народ заключал завет и народ отпадал от Бога... Понятно, что человек и в тот момент оставался личностью, и не переставал быть ответственным за себя лично, но он был частью народа, разделял с ним не только ответственность, но и тяготы жизни.
А ещё, и это самое важное в сегодняшнем отрывке, человек мог разделить со всеми надежду, потому что Бог, хотя и не препятствует народу в отпадении, всё же не даёт врагам истребить его совершенно. Он готов поддерживать тех, кто возвращается на истинный путь. Всё зло, что было причиной страданий прекращается, но не просто потому, что Господь изгоняет врагов... что было бы только внешним событием... это происходит потому, что происходит внутреннее очищение людей, которые находят опору в Боге.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
- Никто из пророков не произносил своих речей без всем его современникам очевидного внешнего повода. Так и с этим пророчеством: в нем идет речь о поражении Ассирии, которое возбудило невероятный энтузиазм у всех врагов этого царства. Именно факт поражения Ассирии стал отправной точкой пророчества Исайи. Абсолютное большинство комментаторов останавливаются на этих военно-политических событиях и не идут дальше. Но не так обстоит дело с толкованием, которое предложил святитель Василий Великий, он почти не обращает внимания на повод произнесения этого пророчества, и вместо этого делает акцент на его духовном прочтении.
Среди прочего, святитель Василий пишет, что если израильтяне понимали слова пророка применительно к обладанию своей землей, то есть как возвещение свободы от иноземных захватчиков, то христиане должны видеть здесь нечто большее, ведь Бог не обещал нам землю, но призывал нас в Царство Небесное, следовательно, все слова Священного Писания мы должны рассматривать как помощь в достижении обетованного Христом Спасителем Царства. Так и здесь: «мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (см. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом».
Далее святитель Василий предлагает нам христианское прочтении и другого образа, который вводит своими словами пророк Исайя: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание». Несмотря на то, что святитель Василий их не упоминает, но нам вполне очевидно то, каких именно врагов он имеет в виду, ведь из слов апостола Павла мы знаем, что у христиан нет иных врагов, кроме «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6:12).
Соответственно, с точки зрения святителя Василия в этом отрывке книги пророка Исайи речь идет ни о чем ином, как о победе над диавольскими силами, которую Бог дает одержать верующим в Него: «Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их!».
А для этого каждому из нас необходимо стать, как выразился святитель Василий Великий, «горой Божией», — людьми, возросшими в добрых делах, ведь иного способа победы над «духами злобы поднебесной» попросту не существует.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
- При чтении книги пророка Исаии иногда складывается впечатление что Бог действует очень жестко, что Он как Грозный властелин, как какой-нибудь древний царь или правитель беспощадно уничтожает врагов. Тем более, что тема борьбы окружающих империй с Израилем красной нитью проходит через все повествование. Когда народ живет под гнетом он ощущает, что война идет не просто против него, но против самой земли… Земли, которую Бог называет Своей. Ведь это земля Его народа, земля на которой живут те, кто Ему верен. Когда народ допускает в свою жизнь грех земля будто бы изгоняет его с себя. Но изгнание это не автоматический процесс, ведь такова воля Того, кто позволил своему народу жить на своей земле.
Изменяя Богу, народ изменяет всему Божьему… Не только земле, но и своей собственной жизни, той миссии, которая на него возложена. Изменяя своему предназначению, народ навлекает на себя кары, он разоряется захватчиками, уничтожаются его города… НО все это не говорит о том, что Бог изменил своей любви. И если порой, в обращении пророка мы встречаем жесткие слова, которые обращены к народу и его правителям, это не значит захватчики и иноплеменники могут торжествовать. Все они должны ощущать себя в руке Божией, все должны понимать, что не их сила, но грех народа позволяет им проявлять себя.
Однако при чтении этого отрывка возникает один закономерный вопрос: к кому оно обращено? Ведь совершенно очевидно, что никакие враги, ни Ассирийцы, ни Филистимляне, не воспринимали иудейских Писаний всерьез. Библейские пророки были для них совершенно чужды и не обладали никаким авторитетом. В том то и дело, что видимым образом обращаясь к врагам израильтян, Бог обращался к ним самим. В его словах они должны были почувствовать, что верность Его осталась неизменна и что радость захватчиков на самом деле временна.
Но ведь сегодня мы читаем эти слова в храмах и это значит, что текст имеет еще одного адресата — это люди, верующие в Бога сегодня, люди которые притесняемы, люди которые бедны и притесняемы. Что пророк говорит для них?
Формально обращаясь не к ним, а к их врагам, к людям, которые их притесняют, пророк свидетельствует о том, что они не оставлены Богом… Что трудности, которые они переживают — это результат болезни, которая поселилась в мире, но не того, что Бог о них забыл. Они согрешили, но Бог не отступил от них. Они притесняемы, но это не навсегда. Зло пока еще торжествует в мире, но не потому что оно всесильно… Злые хвастаются своей силой, но не потому что они действительно сильны. И в тот момент, когда совершенно опускаются руки, когда кажется, что правда и мир никогда не восторжествуют на земле — стоит вспомнить, что это лишь испытание и оно в нашей жизни не навсегда.
Радио ВЕРА
#СвященноеПисание_толкование