29 октября 1946 года родился Питер Грин (Peter Green) - британский гитарист, автор песен и вокалист, крупнейшая фигура британского блюзового движения.

Будучи основателем Fleetwood Mac, он был введён в Зал славы рок-н-ролла в 1998 году.

Peter Green - Fool No More
ПРОЗРАЧНОЕ НЕБО ПИТЕРА ГРИНА.
Питер Аллен Гринбаум, еврейский мальчик, родившийся в Лондоне, сильным никогда не казался. Ему как будто на роду было написано всегда оставаться в тени тех, кто вовремя очутился на виду. Он начинал как бас-гитарист, а в 19 лет, имея не такой уж большой опыт музицирования, попал в Bluesbreakers Джона Майалла; удача улыбнулась еще шире, когда Грину доверили подменять где-то мотавшегося Эрика Клэптона. Но Клэптон уже носил прозвище «Бог», и Грина попросили из группы сразу после возвращения того назад. Потом позвали снова, потом опять турнули. Грин был не в обиде, он искренне восхищался Клэптоном и даже пытался ему подражать. Его не испортила даже похвала еще одного кумира — Би Би Кинга: в 1969-м, выступая вместе с группой Грина Fleetwood Mac в Альберт Холле, именитый блюзмен не постеснялся гаркнуть сидящим в VIP-ложах Клэптону и Харрисону: «Извините, ребятки, но Грин лучше вас всех». Многие посчитали эту фразу шуткой гения. Но Би Би Кинг был прав.

Дело в том, что Питер Грин, выросший (иначе быть не могло) на «черных» блюзах, как-то незаметно стал идеальным белым блюзменом. Таким, которого ни с кем не сравнивают и в заимствованиях не упрекают. Все прочие — если брать именно блюзовых гитаристов, без оглядок на хард- и арт-рок — полжизни, если не всю ее положили на то, чтоб стать не хуже черных: начиная с того же Клэптона и кончая, предположим, Стиви Рэем Воэном, они усиленно проращивали в себе нутряной черный драйв, отсылки к нижним чакрам, к почти животной тоске и страсти. Меланхолик Грин то ли не смог, то ли не захотел пойти по этому пути, даже стандарты исполняя в романтической манере средневекового менестреля. Любая его запись если не напрашивается на музыковедчески некорректный ярлычок «барокко», то вызывает в сознании образ прозрачного неба с неторопливо плывущими облаками. Неяркую, однако безошибочно узнаваемую гитарную манеру Грина можно сопоставить, пожалуй, с игрой Джей Джей Кейла — но с обязательной поправкой на блюз. Который, если переводить, как раз и есть музыка бездонной синевы и печали.

Ничего веселого с Грином и вправду не происходило, но причина вовсе не в блюзе. Популярные в ту пору эксперименты с ЛСД быстро привели его к шизофрении со всеми вытекающими: неадекватному поведению на концертах Fleetwood Mac и, как следствие, развалу группы, религиозной озабоченности, внезапным исчезновениям… Его пытались лечить электросудорожной терапией: результатом стало дурацкое нападение с незаряженным ружьем на собственного бухгалтера. Отправили Грина за это, по счастью, не в тюрьму, а в психиатрическую клинику, где врачам все-таки удалось ему помочь. На рубеже 80-х он записал чуть ли не самые удачные свои альбомы «Little Dreamer» и «In The Skies», иногда концертировал, продолжал время от времени записывать сольники (лучшим из поздних называют «Destiny Road» 1999 года) и участвовать в проектах друзей. Но болезнь так и не отпустила Грина на волю — ту самую, которую он в свое время надеялся получить посредством наркотиков. И уже вряд ли отпустит.

Комментарии