Комментарии
- 13 июл 2015 16:40Анастасия ЛебедеваПро цвета не сказано как интерпретировать. Протестировала сестру, она увлеклась рисованием и все простым карандашом нарисовала. Зато все детально прорисовала, даже малейшие штрихи! Интересное задание получилось.
- 15 июл 2015 17:42Системная семейная психотерапия. Лариса Ситникова ответила Анастасии ЛебедевойАнастасия, цвет карандашей не так важен, можно и простым. Боле показательно, как именно выстроен рисунок, насколько скрупулёзно или же небрежно прорисованы детали, сила нажима карандаша на бумагу. И даже как ребенок рисует, вот наблюдаешь за самим процессом - это уже может о многом сказать.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Системная семейная психотерапия. Лариса Ситникова
РИСУЕМ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Зачем, я же давно не ребенок, спросите вы?
Берите простые или цветные карандаши и попробуем, играя разобраться со своим внутренним миром, понять есть ли у вас стрессы, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, или внутренние противоречия.
Тест психологи чаще используют в своей работе с детьми, но и взрослым он подойдет прекрасно, если они не боятся немного поэкспериментировать.
Методика проведения теста "Рисунок несуществующего животного"
ИНСТРУКЦИЯ
Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде. Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь.
Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости и минимум 8 цветов для раскрашивания: черный, серый, коричневый, желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый. При этом можно использовать краски, фломастеры, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!
После окончания рисунка нужно задать вопросы, приведенные ниже. В процессе ответов человек может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".
ВОПРОСЫ
1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)
3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
4. Что оно ест? Что пьет?
5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?
6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"
После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.
"И что всё это значит?"
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Суть теста РНЖ состоит в том, что человек, получив абстрактное неопределенное задание, ищет ответ в своем подсознании и в результате рисует проекцию себя самого. Проще говоря, нарисованное несуществующее животное - это образ самого себя.
1. Общая характеристика животного.
По типу:
* нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
* животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
*животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
* животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
*человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
* в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
*вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.
Животное изображено в фас - открытость к общению, готовность пойти на контакт, живет настоящим; в профиль - самый частый вариант (если смотрит налево относительно зрителя - живет воспоминаниями, если направо - планами и мечтами); со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.
Что делает животное на рисунке:
- спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;
- стоит - стандаратная поза;
- идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.
Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём.
2. Строение тела несуществующего животного.
*Голова. Большая голова указывает на преобладание разума над чувствами. Две и более головы - борьба противоположных тенденций, желаний. Прорисованные ресницы, прическа, украшения говорят о демонстративности (стремлении привлечь к себе внимание, быть в центре событий).
*Туловище. Крупное туловище говорит о большой значимости физической силы. Круглое туловище - признак замкнутости, возможно, нежелания раскрываться перед окружающими.
* Прорисовка внутренних органов (кровеносных сосудов, легких, сердца) является тревожным признаком и может указывать на серьезное нервное расстройство или психическое заболевание.
* Конечности. Руки (передние лапы, верхние конечности) - это орган взаимодействия, общения, контакта с окружающим миром. Отсутствие такого органа может указывать на замкнутость, а "многорукость" - на повышенную общительность и/или острый недостаток общения. Ноги (задние конечности, нижние лапы) обычно показывают способ передвижения и устойчивость в жизни. Слабые, тонкие ноги - неустойчивость. Но и сильные ноги могут служить, например, для убегания от опасности (как у зайца).
*Хвост. Большой, пушистый или поднятый вверх хвост указывает на сексуальный интерес, важность сексуальной сферы.
*Крылья - признак мечтательности, склонности фантазировать.
*Шерсть. Длинная или пушистая шерсть также характеризует сексуальную сферу как актуальную, важную в данный момент.
* Искусственные (железные, механические и т.д.) части тела всегда являются тревожным признаком и указывают на возможную патологию мышления.
*Органы чувств: глаза, уши, щупальца, усики или что-то другое, помогающее чувствовать изменения в окружающем мире. Большое количество органов чувств или увеличенные размеры какого-то из них указывают на тревожность, ожидание опасности из вне.
Признаки агрессии в животном - это шипы, зубы, рога, когти, колючки и т.д. Агрессивные детали могут располагаться сверху (агрессия направлена на взрослых или вышестоящих), сбоку (агрессия направлена на ровесников, равных), внизу (агрессия направлена на младших, нижестоящих). Агрессия может быть защитной или нападающей - это обычно становится понятно из рассказа об образе жизни животного.
3. Графические особенности:
К ним относятся размер, расположение на листе, нажим, цвет, штриховка. Графические особенности рисунков интерпретируются одинаково во всех рисуночных психологических тестах и подробно описаны в статье про значение рисунков.
В своей работе с пациентами психотерапевт ЛАРИСА СИТНИКОВА не останавливается на интерпретации теста и идет дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. вместе с пациентом начинает делать его несуществующее животное счастливым прямо тут, на рисунке.
"Вы можете менять и дополнять рисунок - говорит Лариса Васильевна - до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной."