18 мар 2016
Пошуары Натальи Гончаровой
Н.С. Гончарова. Девушка на фоне осеннего пейзажа Пошуар. Середина 1920-х
Бумага кремовая, гуашь, пошуар. 54,7 × 37,2
ГТГ
Бумага кремовая, гуашь, пошуар. 54,7 × 37,2
ГТГ
Н.С. Гончарова. Геометрическая композиция Пошуар. 1926–1927
Бумага, пошуар, гуашь. 37,7 × 27
ГТГ
Бумага, пошуар, гуашь. 37,7 × 27
ГТГ
Н.С. Гончарова. Пейзаж. Весна 1926–1927
Эскиз пошуара Бумага, гуашь, графитный карандаш 30,2 × 20,5
ГТГ
Эскиз пошуара Бумага, гуашь, графитный карандаш 30,2 × 20,5
ГТГ
Н.С. Гончарова. Три девушки. Прогулка Середина 1920-х
Бумага коричневая, гуашь, пошуар 50,3 × 32,3
ГТГ
Бумага коричневая, гуашь, пошуар 50,3 × 32,3
ГТГ
Н.С. Гончарова. Купальщицы. Ок. 1920
Холст, масло. 230 × 153
SEPHEROT Foundation, Лихтенштейн
Холст, масло. 230 × 153
SEPHEROT Foundation, Лихтенштейн
Н.С. Гончарова. Мужской портрет. Леонид Мясин
Из альбома пошуаров «14 театральных портретов. 1915–1916». 1926
Бумага, трафарет, гуашь. 36,7 × 27,5
ГТГ
Из альбома пошуаров «14 театральных портретов. 1915–1916». 1926
Бумага, трафарет, гуашь. 36,7 × 27,5
ГТГ
Н.С. Гончарова. Мужской портрет. Леон Войциховский (в балете «Треуголка»)
Из альбома пошуаров «14 театральных портретов. 1915–1916». 1926
Бумага, трафарет, гуашь. 36,8 × 27,4
ГТГ
Из альбома пошуаров «14 театральных портретов. 1915–1916». 1926
Бумага, трафарет, гуашь. 36,8 × 27,4
ГТГ
Н.С. Гончарова. Мужской портрет. 1926
Энрико Чекетти (в балете «Женщины в хорошем настроении») Из альбома пошуаров «14 театральных портретов. 1915–1916». 1926
Бумага, трафарет, гуашь. 36,8 × 27,5
ГТГ
Н.С. Гончарова. Стилизованный пейзаж
Энрико Чекетти (в балете «Женщины в хорошем настроении») Из альбома пошуаров «14 театральных портретов. 1915–1916». 1926
Бумага, трафарет, гуашь. 36,8 × 27,5
ГТГ
Н.С. Гончарова. Стилизованный пейзаж
Н.С. Гончарова. Стилизованный пейзаж
Эскиз пошуара Конец 1910-х – начало 1920-х
Бумага, гуашь. 25,2 × 20
Эскиз пошуара Конец 1910-х – начало 1920-х
Бумага, гуашь. 25,2 × 20
Н.С. Гончарова. Ветки цветущей яблони
Эскиз пошуара Конец 1910-х – начало 1920-х
Бумага, графитный карандаш, гуашь 30,3 × 20,5
ГТГ
Эскиз пошуара Конец 1910-х – начало 1920-х
Бумага, графитный карандаш, гуашь 30,3 × 20,5
ГТГ
Н.С. Гончарова. Испанка. Середина 1920-х
Бумага, пошуар, гуашь. 76 × 56
ГТГ
Бумага, пошуар, гуашь. 76 × 56
ГТГ
Н.С. Гончарова. Испанский костюм. 1917–1918
Бумага верже, гуашь, графитный карандаш. 49,2 × 30,8
ГТГ
Бумага верже, гуашь, графитный карандаш. 49,2 × 30,8
ГТГ
Слово «пошуар» (от фр. poche - карман, прорезь)
переводится как «трафарет». Это способ создания произведения при помощи трафаретных форм, через которые вручную наносилась краска. Количество трафаретов соответствовало количеству воспроизводимых цветов. Особенность техники состояла в том, что впечатление оригинального рисунка сохранялось при тиражировании листа. В этой технике в 1920-е годы Наталия Сергеевна Гончарова исполнила альбомы «Театральные портреты», «Весна», «Литургия» и иллюстрации к книгам «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина (1921), «Персидские письма» Э. Эванса (1921) и «Слово о полку Игореве» (1923). Возможно, предполагалось и издание других альбомов: на выставке представлены камерные серии пошуаров («натюрморты») и отдельные композиции - «Женщина на фоне осеннего пейзажа», «Три девушки. Прогулка».
В среде парижской художественной эмиграции Гончаровой даже
приписывалось «изобретение» пошуара. Это, конечное, неверно. Во Франции подобная техника использовалась для эксклюзивных малотиражных изданий. Особое распространение она получила на рубеже XIX-XX веков в связи с таким явлением, как авторская книга. Здесь Гончарова не была первопроходцем. Впрочем, с техникой трафарета она познакомилась еще в «русские» годы. И она, и Михаил ларионов в начале 1910-х переживали настоящее увлечение народным искусством, где трафарет применялся очень широко. Через него раскрашивались лубочные картинки, наносился рисунок на набивные ткани.