ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ....

Ч 2 Караваджо " Семь деяний Милосердия"
Из первой части вы уже узнали, что скрываясь от своих преследователей, Караваджо приезжает в Неаполь, где не столько прячется сколько плодотворно работает. За год было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), " Семь деяний милосердия" (1607). Вот о последней картине сегодня и пойдёт речь.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ....Ч 2   Караваджо " Семь деяний Милосердия" - 865992908181
В её основе - традиционный церковный сюжет о наставлениях Иисуса Христа ученикам: накормить голодного, одеть нищего, посетить узника в темнице, напоить жаждущего, оказать гостеприимство страннику, помочь больному. К простым евангельским заповедям часто обращались мастера Возрождения. Но Караваджо гениально объединил заповеди в одной композиции, чтобы каждый сюжет имел свое независимое решение. Такого еще не знала итальянская живопись. Картина была написана по заказу благотворительной конгрегации Пио Монте делла Мизерикордия. Это было филантропическое общество, созданное в 1601 году семью молодыми отпрысками состоятельных неаполитанских семей. В основу своей деятельности они положили шесть заповедей Христа ученикам. Благотворительный фонд постоянно пополнялся крупными пожертвованиями от частных лиц. На собранные средства в короткие сроки была построена церковь, которая представляет собой восьмигранник, богато декорированный лепниной в духе нового стиля барокко. Помимо главного алтаря в ней было семь приделов, поскольку к шести евангельским заповедям была добавлена седьмая – предание земле тел усопших, что было очень актуально для Неаполя той эпохи.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ....Ч 2   Караваджо " Семь деяний Милосердия" - 865993554069
Повторюсь, что изначально работа должна была представлять собой семь отдельных панелей (как это было принято раньше) вокруг церкви. Однако, своенравный Караваджо вопреки сформировавшимся устоям объединил все семь актов милосердия в одну композицию.
Справа изображена сцена, в какой, испуганно оглядываясь, дама кормит грудью заключённого в темницу (1-е и 6-е деяния).
Рядом написана сцена, в какой два могильщика выносят вперёд ногами покойника, освещая дорогу факелом (7-е деяние).
Сцена левее указывает, как парень разрезает шпагой собственный плащ надвое, чтоб дать его двум нищим, причём какой-то из них наг, а другой болен, видны костыли (4-е и 5-е деяния).
У левого края владелец гостиницы приглашает к себе странника (3-е деяние). За ними библейский Самсон снимает жажду из ослиной челюсти (2-е деяние).
За всем происходящим смотрят Мария с Младенцем и парой ангелов.
«Работа произвела сильное впечатление на заказчиков, и они поклялись, что впредь это творение ни за какие деньги не должно покидать главный алтарь церкви Пио Монте делла Мизерикордия. Ими был также наложен строгий запрет на его копирование. Принятые меры не были случайны. Картина вызвала такой интерес, что один из влиятельных испанских грандов, близкий ко двору граф Хуан де Тасис Вилламедьяна, загорелся желанием приобрести творение Караваджо за две тысячи скудо или, если хозяева заартачатся, хотя бы снять с него копию. Местный живописец Баттистелло уже дал согласие выполнить просьбу испанца, который был без ума от римских работ Караваджо и готов был пойти на всё, лишь бы стать обладателем хотя бы копии шедевра. Однако молодые хозяева картины, пользовавшейся неимоверным успехом у неаполитанцев, не поддались соблазну и не пошли на уступки. Движимые патриотическими чувствами, они отвергли все притязания не в меру настойчивого богатого чужестранца. Принятое ими в 1607 году решение свято соблюдается до сих пор несмотря на все последующие перипетии, связанные с остракизмом Караваджо. Рядом с картиной под стеклом выставлен как ценная реликвия договор с художником на её написание с указанием суммы выплаченного гонорара — четыреста семьдесят золотых скудо. Полотно никогда не покидало своё место у главного алтаря, даже когда в Риме по команде сверху многие работы Караваджо выносились из церквей и прятались в подвалах и на чердаках». Это написал в начале 20 века один из исследователей творчества Микеланджело, он не знал, что даже во время бомбардировок картина оставалась на месте.
Эта церковь находится на виа Трибунале. Посетить её можно в любой день, кроме среды. Вход стоит 7 евро.

Комментарии