Теперь смотрят не только на ЕГЭ. Почему средний балл аттестата может решить судьбу абитуриента

Если вы думали, что поступление в вуз зависит только от баллов ЕГЭ — у нас новости. Уже с 2025 года всё больше университетов начинают учитывать средний балл школьного аттестата. Причём речь не только о медалистах. Этот показатель может дать до 10 дополнительных баллов — а значит, стать реальным преимуществом в гонке за бюджетные места.
Аттестат и золотая медаль в руках выпускницы
Аттестат и золотая медаль в руках выпускницы
Как считать средний балл
Это просто арифметика: нужно сложить все оценки в аттестате и разделить на количество предметов, по которым они выставлены.

Например, у ученика 15 предметов, из них:
– 10 «пятёрок» → 10 × 5 = 50
– 5 «четвёрок» → 5 × 4 = 20
Итого: (50 + 20) ÷ 15 = 4.67

Где средний балл действительно играет роль
▪️Дополнительные баллы за индивидуальные достижения.
Вузы начисляют бонусы за высокий балл аттестата — как правило, при показателе от 4.5 и выше. В 2024 году, например, СПбГУ и Горный университет добавляли до 10 баллов тем, у кого в аттестате 4.75+. От 4.5 до 4.74 — 6 баллов.

▪️Творческие конкурсы и вступительные испытания.
При поступлении на творческие специальности или вузы, где есть внутренние экзамены, средний балл может быть учтён дополнительно.

▪️Поступление в колледжи.
Там аттестат — это основной критерий, особенно в условиях конкурса.

▪️Золотая медаль.
Чтобы получить её, нужно набрать средний балл не ниже 4.75 — это не только статус, но и реальный бонус к баллам при поступлении.

Почему это может изменить систему поступления
С одной стороны, средний балл — показатель стабильности, усердия и ответственности ученика. Он отражает работу за все 11 лет, а не только результат одного стрессового дня на ЕГЭ.

С другой — возникает вопрос: не станет ли это ещё одним барьером? Ошибся один раз — получил четвёрку — и всё: нужного бонуса нет. Особенно это может быть несправедливо, если ребёнок переезжал, болел, или у него были объективные трудности.

В чём плюсы и минусы
Плюсы:
▪️Учитывается многолетний труд.
▪️Стимулирует учиться стабильно.
▪️Мотивирует следить за успеваемостью уже с 10 класса.

Минусы:
▪️Усиливает нагрузку и давление.
▪️Возможность предвзятого отношения со стороны учителей.
▪️Школьные оценки в разных школах — это не всегда одинаковая строгость.

Что делать школьникам и родителям уже сейчас
▪️Следите за оценками в 10–11 классах — они теперь не просто «для дневника».
▪️Выясняйте у вузов, какие баллы дают за аттестат (на сайте или в разделе «Индивидуальные достижения»).
▪️Не игнорируйте внеурочную активность — олимпиады, курсы, волонтёрство тоже дают плюсы.

Пишите в комментариях, как вы считаете, нужно ли учитывать средний балл аттестата при поступлении? Или вузы должны смотреть только на ЕГЭ, как единую и объективную меру знаний?

Комментарии

  • 17 июн 09:08
    Пятьдесят лет назад к баллам за экзамены в университет так же прибавляли средний балл аттестата. Наверное, кто - из министерства моего возраста)))
  • 17 июн 09:14
    Насчëт заработать - не знаю. А вот по поводу того, что не всë так здорово,- да. В аттестат идти среднее арифметическое из шести оценок. Стоит только учителю поставить 455454, то в пользу ученика ставится 5. А ведь третья и шестая оценки - это годовые, их "стоимость" зависит от прихоти учителя.
  • 17 июн 11:00
    Какие деньги за какие зачёты???? ни разу не видела такую практику
  • 18 июн 16:13
    Надо средний бал не по всем предметам учитывать а как ученик учился по тем предмнетам которые нужнаы для образования в выбраном вузе
  • 19 июн 12:07
    Аттестат почти золотой, а вот знание русского языка...
  • 19 июн 17:15
    ..нет..аттестата..
  • 21 июн 18:11
    Так это и есть знания регулярные.
  • 21 июн 18:12
    Сочиняете.
  • 21 июн 18:14
    Хватит врать, занижать оценки трудно
  • 21 июн 18:57
    Вот по классу своему скажу. Были два отличника по знаниям. Один усердно зарабатывал пятёрки, другой не напрягался, запоминал на кл мог получить, но по знаниям отличник. Далее шли очень сильные хорошисты, имеющие одну, две четвёрки. 5человек. А потом шли мы-средние хорошисты. А экзамены сдавала лихо, в основном на пять, но в аттестат получала заслуженные четвёрки, как и училась в течении года. Отличнику четвёрки тоже не прощали,за уши никого не тянули. У нас была сельская школа городского типа. Трое хорошистов в мединмтитут поступили. Отличник в военку, другой в институт связи, вообще кто куда хотел. И как помню из окружения-никто из родителей не бился, не вмешивался в процесс обучения и поступления далее. А сейчас родители за детей решают.
  • 21 июн 19:13
    Я наблюдала другое. И как родители ходили в школу клянчить оценки, и что исправляли сочинения медалистов. Могли дать переписать.
    Про медалистов знаю от учителей из моей семьи. Было такое.
  • 21 июн 19:14
    Для общего развития все нужно, мозг тупеет от безделья. Прилежание в учёбе, это первый опыт работы человека. Что вы так этого боитесь?! И так разгрузили от всего-от физкультуры, от труда, ещё от знаний освободите. На школьном дворе на пробежке кабаны толстоногие, толстозадые все пытаются сократить расстояние... Смешно смотреть.
  • 21 июн 20:21
    Хватит врать ,вы просто с этим не сталкивались.
  • 22 июн 10:47
    В 1969г поступала в институт, технический ВУЗ, учитывались только оценки при сдаче вступительных экзаменов.
  • 22 июн 11:12
    Тогда ещё этого не было.
    Я поступала в вуз в 1973. Уже
    учитывался средний балл аттестата!