8 окт 2014

Цель урока.

Дать учащимся первоначальные сведения о молекулах. Дать учащимся понятие о дискретности вещества.
Содержание опроса. 1. Какие существуют методы изучения физических явлений?
2. В чем состоит цель наук о природе?
3. Как объясняет религия явления природы?
4. Что означает объяснить физическое явление?
5. Что означает измерить физическую величину?
6. Измерьте термометром температуру воды в стакане (практическое задание).
Содержание нового материала. Для чего нужно знать внутреннее строение тел? Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из частиц. Представление о размерах молекул. Способы определения размеров молекул. Понятие об атомах.
Демонстрации. 1. Смешение спирта и воды.
2. Постепенное разбавление раствора марганцовки.
3. Расширение газов при нагревании.
4. Формы некоторых молекул.
5. Модели молекул воды, кислорода, графита.
6. Модель хаотического движения молекул.
Основной материал.
Из предыдущего материала вам известно, что физика изучает физические явления, которые взаимосвязаны между собой, объясняет причину их возникновения, открывает физические законы и, используя их, объясняет явления природы, применяет их для нужд человека.
Еще ученые древности пытались дать объяснение наблюдаемым явлениям. Но для правильного истолкования знаний у них было недостаточно.
Рассмотрим следующее явление. В две одинаковые мензурки наливаем по 40 мл воды и спирта. Затем сольем их содержимое в одну мензурку и определим объем смеси. Обратите внимание на то, что смеси оказалось меньше 80 мл. Почему? Как объяснить наблюдаемое явление?
Учащиеся предлагают свои версии.
Вывод. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать внутреннее строение вещества.
Перейдем к вопросу о дискретности вещества. Обоснуем это.
Первое представление о делимости вещества даем на опыте по растворению в воде двух-трех кристалликов марганцовокислого калия. Обращаем внимание на то, что растворение происходит до тех пор, пока не получится мельчайшая частица, сохраняющая основные свойства вещества. О делимости вещества свидетельствуют и другие факты, например, распространение запаха нафталина, духов, эфира.
Учащиеся. Приведите свои примеры делимости вещества на очень малые частицы.
Опыты и наблюдения учащихся позволяют сделать заключение, что тела состоят из мельчайших частиц.
Далее возникает вопрос, как расположены в телах эти частицы: вплотную или между ними существуют промежутки. Ответ на этот вопрос дает опыт по смешению воды и спирта. Уменьшение объема смеси при смешении спирта и воды возможно только при наличии промежутков между частицами смешиваемых жидкостей. Приводим аналогию: если взять полстакана гороха и всыпать туда полстакана манной крупы, то смеси будет меньше стакана, ибо манная крупа займет промежутки между горохом. Нечто подобное происходит и при смешении жидкостей: частицы одной из них занимают свободные промежутки между частицами другой.
Наличие промежутков между частицами подтверждает и изменение объема тел при сжатии. Если сжимать газ, то промежутки между его частицами уменьшаются. Промежутки существуют между частицами у твердых тел и жидкостей, однако они в несколько раз меньше промежутков между частицами газа. При нагревании тел объем увеличивается, вследствие чего увеличиваются промежутки между частицами. Увеличиваются промежутки между частицами и при переходе вещества из одного состояния в другое, например, стакан воды(0,2л), обращенной в пар, занимает объем 320л. Значит, частицы воды находятся ближе к друг другу, чем частицы водяного пара.
Надо учесть, что понятие межмолекулярных промежутков и понятие поры, которые имеются в кирпиче, дереве и т. п. разные. Интересен опыт по продуванию воздуха через кирпич, это доказывает его пористость, но не существование межмолекулярных промежутков.
На основании опытов и примеров приходим к выводу, что в любом состоянии вещество состоит из мельчайших частиц, разделенных промежутками.
О размерах этих частиц говорит такой пример: в капле воды, которая держится на кончике иголки, содержится 40 000 000=4.10 частиц, из которых состоит вода.
Закрепление материала.
Какие явления показывают, что тела не сплошные?
Возьмите стакан, наполненный водой до краев, и всыпьте чайную ложку соли. Почему вода не выливается через край? Как объяснить данный опыт?
Вещества состоят из частиц. Почему мы не видим этих частиц?
Домашний опыт.
Взять полный стакан чаю. Выяснить, сколько чайных ложек сахару можно всыпать в стакан, чтобы чай не проливался через край. Объясните это явление.
Дополнительное чтение. И. Я. Депман. « Меры и метрическая система».
Первоначальные сведения о молекулах.
Зачем нужно знать внутреннее строение тел?
Как доказать, что твердые тела, жидкости и газы являются не сплошными?
Как изменяется расположение частиц, из которых состоит тело, при уменьшении или увеличении объема?
Подумаем вместе.
Какие явления подтверждают, что тела состоят из молекул?
Почему мы не видим молекул?
Какие выводы можно сделать о размерах молекул?
Как можно определить размеры молекул?
Какие есть еще частицы?
Каковы формы молекул? Кто хочет можно сделать модели молекул, рисунки молекул разных веществ.
Обратимся к истории учения о строении веществ.
О том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, догадывались ученые древности. Подтверждением этого является дошедшая до нас поэма « О природе вещей» Лукреция Кара. Но только в 19 век, с накоплением опытного материала, существование их было доказано наукой. Эти частицы получили название молекул.
Потом встал вопрос о делимости вещества.
ПРИМЕР. Возьмем мел, разотрем его и возьмем одну пылинку. Она будет иметь все свойства, присущие данному веществу. Можно ли дальше дробить пылинку? Можно. До каких пор можно дробить вещество? Оказывается, существует предел дробления вещества. Дробление можно производить до тех пор, пока не получим молекулы.
ВЫВОД. Молекула - наименьшая частица вещества, сохраняющая физические и химические свойства данного вещества.
Молекулы имеют очень малые размеры. Диаметр наиболее крупной из них равен 0,00000001см. О величине молекул можно судить хотя бы по таким фактам: если взять стакан воды и при помощи краски пометить все находящиеся в нем молекулы, а затем вылить из стакана воду в Черное море, то в стакане воды, взятом в любом месте из этого моря, окажутся сотни меченых молекул. В 1 см воздуха содержится 27 10 = 27 000 000 000 000 000 000молекул. Это очень огромное число.
Факт существования молекул сейчас доказан наукой, а некоторые более крупные из них удалось сфотографировать при помощи электронного микроскопа, который дает увеличение в 10 000 000раз.
Рассмотрим рисунки учебника.
ВЫВОД. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
ВОПРОС. Можно ли раздробить, например, молекулу воды на более мелкие части. Из курса природоведения нам известно, что вода может быть разложена на водород и кислород. Выходит, что молекула воды может быть разделена на две части. Но эти части уже не будут обладать свойствами воды. Они имеют совершенно новые свойства. Такое дробление наблюдается при химических превращениях. Так ученые пришли к понятию атома.
Атом – наименьшая частица вещества, не делящаяся при химических превращениях.
ВЫВОД. Атомы являются составными частями молекул. Молекула может состоять из однородных или различных атомов. НАПРИМЕР. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода; молекула водорода - из двух одинаковых атомов водорода; молекула пенициллина – из 41 атома; гемоглобина – из 1400 атомов; молекула белков – из более тысячи атомов. Знания строения молекул очень важны, ибо они позволяют предвидеть свойства вещества.
ВОПРОС. Как вы полагаете, много ли существует атомов, которые отличаются друг от друга своими химическими свойствами? В природе открыто 88 таких атомов и еще 16 недолговечных получено в лабораториях. В свою очередь атом состоит из ядра и электронов. Не все тела состоят из молекул. Есть тела, состоящие из атомов. Например, в алмазе нет отдельных молекул, он состоит из атомов.
ПОВТОРЕНИЕ.
Какие опыты и рассуждения показывают, что все молекулы воды одинаковы?
Если на поверхность воды поместить каплю масла, то до каких пор она будет растекаться?
Как, зная объем капли, определить диаметр молекулы масла?
Дополнительный материал. «Физика – юным». «Из истории учения о строении вещества». Автор- М. Н. Ергомышева - Алексеева.
ВОПРОСЫ.
Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?
Почему рекомендуют белое и цветное белье замачивать отдельно?
Чем объясняется увеличение длины проволоки при ее нагревании?
УРОК 6/2.
Лабораторная работа № 2.
«Измерение размеров малых тел»
Задачи.
Предложите способ измерения диаметра тонкой проволоки методом рядов.
Каким способом можно измерить диаметр вязальной спицы?
Рекомендация.
Иголку в работе лучше использовать с вдетой в нее ниткой (для безопасности). Лабораторную работу можно задать на дом. Результаты подлежат обсуждению.
УРОК 7/3
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Движение молекул.
Цель урока. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.
Основной материал.
Явление диффузии.
Причины и закономерности этого явления.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Диффузия в природе.
Примеры практического применения диффузии.
ДЕМОНСТРАЦИИ.
Опыты в учебнике.
Распространение запаха пахучих веществ.
Модель броуновского движения.
Диффузия газов.
Опыты с марганцовкой и зеленкой.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
У доски можно разбрызгать освежитель воздуха. Попросить детей встать, когда они почувствуют запах. После того как встанут учащиеся последних парт, поинтересуйтесь родом запаха.
Можно предложить учащимся засолить дома огурец. Желающие могут составить рассказ о поведении молекул и принести огурец.
ОПРОС.
Какие явления показывают, что тела состоят из молекул?
Какие опыты подтверждают наличие межмолекулярных промежутков?
Какие наблюдения показывают, что размеры молекул очень малы?
Сколько всего видов молекул? атомов?
Чем отличаются молекулы разных веществ?
В начале урока проводим повторение материала. Индивидуальный и фронтальный опрос по вопросам к параграфу.
После него делаем ВЫВОД: вещества состоят из молекул и атомов; между ними есть промежутки.
Затем перейдем к рассмотрению опытных фактов, доказывающих движение молекул. Анализируем опыт по окрашиванию воды в стакане, в который при помощи пипетки вливаем каплю концентрированного раствора марганцовокислого калия.
ВОПРОС. Почему вода без перемешивания окрашивается?
ОТВЕТ. Молекулы марганцовки проникли между молекулами воды.
ОПЫТ. Откроем пакет с нафталином или камфорой (можно взять другое пахучее вещество)
ВОПРОС. Что вы чувствуете? Можно ли определить вещество? объясните это явление?
ВЫВОД. Молекулы всех тел непрерывно движутся.
Одним из опытных фактов, подтверждающих движение молекул, является диффузия.
ОПЫТ по диффузии в газах. В цилиндрическую мензурку помещаем медные опилки. Пипеткой вливаем несколько капель азотной кислоты и накрываем мензурку пластинкой. Сзади мензурки ставим подсвечивающий экран. Через некоторое время на фоне экрана видно, как бурый газ поднимается вверх. Как объясняется этот опыт?
Диффузию газов можно показать и на следующем опыте. К внутренним стенкам высокого стеклянного цилиндра приклеивают полоски белой бумаги, предварительно смоченные в спиртовом растворе пургена. Цилиндр закрывают сверху картоном, к которому прикреплен кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом. Аммиак, который легче воздуха, диффундируя вниз, будет постепенно окрашивать полоски бумаги в малиновый цвет.
Приведем примеры величины средней скорости движения некоторых молекул, например, водорода при 18 С-1760м/с, кислорода-440м/с.
Проведем опыт по диффузии раствора медного купороса и воды. В цилиндрическую мензурку наливаем воду, а затем через трубку осторожно доливаем раствор медного купороса. Раствор медного купороса тяжелее воды, поэтому он должен размещаться внизу. При этом отчетливо видна граница раздела двух сред. Как протекает явление на границе раздела? Какие изменения будет претерпевать окраска жидкости? Подчеркиваем, что процесс перемешивания молекул раствора и молекул воды будет продолжаться бесконечно долго, потому что молекулы, сталкиваясь друг с другом, беспорядочно и непрерывно движутся. Сосуд с раствором оставляем до следующего урока. Можно к нему подготовить еще два сосуда с растворами медного купороса, в которых диффузия находится на разных стадиях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Диффузия-явление взаимного проникновения молекул двух веществ, граничащих друг с другом.
Обратим внимание на то, что скорость протекания диффузии газов больше, чем жидкости. Это различие объясняется тем, что в газах промежутки между молекулами больше, чем в жидкостях, поэтому молекула газа от столкновения до столкновения проходит большие пути, чем в жидкостях. Кроме того, на скорость диффузии оказывает влияние и скорость движения самих молекул.
Теперь рассмотрим явление диффузии в твердых телах. Оно происходит во много раз медленнее, чем в жидкостях.
ВОПРОСЫ. Приведите примеры использования диффузии в быту и технике. Расскажите о значении диффузии для растений, животных, человека.
Одним из фактов, доказывающих движение молекул, является броуновское движение. БРОУНОВСКОЕ движение -непрерывное хаотическое движение малых частиц, взвешенных в жидкости. Оно продолжается неопределенно долго без какого-либо ослабления. Причиной броуновского движения является непрерывное, никогда непрекращающееся движение молекул жидкости. Пользуясь моделью броуновского движения, объясняем характер движения частиц, неравномерными ударами молекул о частицу с разных сторон.
ВЫВОД. Броуновское движение является следствием движения молекул.
Это явление можно наблюдать в микроскоп с увеличением в 400-600 раз. Разбавленное молоко наносят на предметное стекло микроскопа и закрывают его покровным стеклом. Затем настраивают микроскоп.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. «Физика-юным» ч. 1. «Диффузия сваривает», «Как делают сахар».
ЗАДАЧИ.
Опустите в стакан с водой крупинку краски. Через некоторое время вокруг нее образуется цветное «облачко». Объясните явление.
В одну банку с огурцами налили холодный рассол, в другую горячий. В какой из банок огурцы быстрее просолятся? Почему?
Почему для сохранения одежды от моли в большом шкафу можно использовать небольшой кусок нафталина?
В одинаковые стаканы с водой одновременно бросили одинаковые крупинки марганцовки. Как можно определить в каком стакане горячая вода?
В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла скорее?
Л. №57 –64.
Домашнее задание
. 9, задание 2, Л.№66.
УРОК 8/4
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул.
.Скорость движения молекул и температура тела.
ЦЕЛЬ УРОКА. Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул. На примерах подвести учащихся к выводу о взаимодействии между частицами.
СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.
Что такое молекула?
Что такое атом?
Какие явления подтверждают, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении?
Как объясняется диффузия с точки зрения молекулярного строения вещества?
Почему скорость диффузии газов меньше скорости движения отдельных молекул?
Как объяснить присутствие в верхних слоях атмосферы углекислого газа, хотя он тяжелее других газов?
Объясните, почему сушеная слива разбухает в воде. Приведите примеры диффузии.
СОДЕРЖАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Связь температуры со скоростью движения молекул.
Взаимное притяжение молекул. Проявление взаимного притяжения между молекулами.
ДЕМОНСТРАЦИИ.
1) Демонстрация взаимодействия плиток Иогансона, свинцовых цилиндров, стеклянной пластины с водой, двух листов бумаги.
2) Демонстрация разламывания и соединения куска мела; сжатие и распрямление резинового ластика, сваривание в пламени двух стеклянных палочек, соединение кусков пластилина.
Вспоминаем диффузию. При высоких температурах диффузия протекает быстрее, чем при низких. Приводим примеры и объясняем.
ВЫВОД. Температура тела связана со скоростью движения молекул: чем больше скорость движения молекул, тем выше температура тела.
После этого предлагаем учащимся ответить на следующие вопросы: чем отличается холодная вода от горячей; кусок льда при температуре – 20С от такого же куска льда при температуре 0С? Лед и вода состоят из одинаковых молекул. В чем состоит отличие льда от воды?
Обратим внимание на то, что с изменением скорости движения молекул тела, т. е. с изменением его температуры, изменяются и другие свойства тела. Приведем примеры. Фетр при комнатной температуре мягкий. Если же его охладить до – 140С, то он становится хрупким, как чугун. Резина эластична при комнатной температуре, а при сильном охлаждении становится хрупкой. При одной и той же температуре разные молекулы газа движутся с различными скоростями. После этого переходим к рассмотрению следующего вопроса.
Из предыдущего нам известно, что вещества состоят из движущихся молекул, между которыми имеются промежутки. Возникает тогда вопрос, почему же тогда тела не рассыпаются на отдельные молекулы. Эта проблема требует разрешения. Пусть учащиеся выскажут свои предположения. Приходим к выводу, что между молекулами существует взаимное притяжение. Проверим это предположение на опытах. Установим существование взаимного притяжения между молекулами твердых тел. Для этого используем плитки Иогансона. Учащиеся видят их слипание. Далее проведем опыт со свинцовыми цилиндрами. Прикладывая цилиндры друг к другу, мы видим, что цилиндры не слипаются. Если же сделать свежие срезы оснований цилиндров, а затем плотно прижать их друг к другу, то они слипаются. Если к крюку одного из цилиндров подвесить, например, гирю в 5кг, то они не разрываются. В этом случае между молекулами свинца заметным образом проявляется притяжение. Возникает вопрос, почему во втором случае это притяжение значительно, а в первом вовсе не наблюдается. Очевидно, притяжение зависит от расстояния между молекулами.
ВЫВОД. Притяжение между молекулами становится заметным тогда, когда расстояние между ними не больше диаметра самих молекул.
Существование между молекулами жидких и твердых тел продемонстрируем на следующих опытах. К крючку динамометра на четырех нитях подвешиваем стеклянную пластину, которую опускаем в воду. Потом медленно поднимаем вверх. По дополнительному растяжению пружины судим о существовании притяжения между водой и стеклом.
Две стеклянные пластины смачиваем водой и прикладываем их друг к другу. Пробуем разорвать. Почему не получается?
Вспомним, что мы знаем из наблюдений. При сближении двух капель ртути они сливаются в одну, что объясняется притяжением между молекулами. Притяжением между молекулами объясняется и образование капелек росы из водяного пара.
Но наряду с притяжением молекул существует и отталкивание между ними, которое проявляется тогда, когда молекулы сильно сближаются.
Закрепление материала.
Объясните, зачем при перевозке стекла листы смачивают водой?
Почему два куска мела не соединяются при сдавливании?
С уменьшением скорости движения молекул уменьшается и температура тела. Можно ли получить такое состояние, при котором молекулы остановятся?
Известно, что между молекулами существует взаимное притяжение. Почему же тогда молекулы не соберутся в одном месте?
Если разломить свечу и приставить две половинки друг к другу они не соединятся. Почему?
Если подогреть концы свечек на огне и сблизить, то они соединятся. Почему?
Если сложить два листа сухой бумаги и листы смоченные водой эффект будет разный. Почему?
Объясните действие клея и припоя.
Л. №75,76.
Упр.2(2).
Л. №70-73.
Домашнее задание. 10, упр.2(1), Л. №74, 80, 83.
УРОК 9/5.
Три состояния вещества.
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
ЦЕЛЬ УРОКА. Объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещества в газообразном, жидком и твердом состояниях.
ОПРОС.
Как доказать, что между молекулами существуют промежутки?
Как доказать, что между молекулами существует взаимное притяжение?
При каких условиях это притяжение становится заметным?
Как доказать, что температура тела связана со скоростью движения молекул?
Объясните, какое явление используется при пайке, склеивании различных веществ.
Основной материал.
Общие свойства твердых тел, газов и жидкостей.
Характер расположения и движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах.
Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества.
ДЕМОНСТРАЦИИ.
Картинки «Строение кристаллов».
Объем и форма твердого тела, жидкости, газа.
Свойства газов занимать весь предоставленный объем.
Рисунки учебника.
Методические рекомендации (к демонстрациям).
Свойства различных состояний вещества:
Твердое тело. Кусок пластилина на нити опустить в мензурку и измерить объем тела; изменять форму тела, объем остается постоянным.
Модель кристалла.
Жидкость. Подкрашенную жидкость переливают из одного сосуда в другой. Форма изменяется, объем сохраняется.
Газ. Сжимаемость газов. Деформация воздушного шарика, резинового мяча (изменение формы и объема газа).
Учащимся известно, что вещество может быть в трех состояниях. Повторим основные общие свойства, присущие веществу в данном состоянии. Эти свойства записываем на доске в виде таблицы:
№ Состояние Свойства
вещества Вещество веществ
1 Твердое лед сохраняют форму
сталь и объем, несжимаемы,
стекло прочны
2 Жидкое вода легко изменяют форму,
ртуть не изменяют объема,
керосин почти несжимаемы
3 Газообразное водяной пар легко сжимаемы,
углекислый газ заполняют весь
кислород предоставленный им
объем
При рассмотрении свойств веществ подчеркиваем, что состояние, в котором находится вещество, зависит от окружающих условий. На примере углекислого газа описываем переход из одного состояния в другое при изменении его температуры и сжатии.
Далее возникает вопрос, как объяснить различие свойств вещества на основе молекулярных представлений.
Объяснение свойств начинаем с газов. Затем объясняем свойства жидкостей и твердых тел. В ходе беседы делаем такие выводы:
Так как газы легко сжимаемы, то промежутки между молекулами газа велики; они в десятки раз больше размеров самих молекул. На таких расстояниях молекулы газов почти не притягиваются друг к другу. Вследствие этого, двигаясь хаотично, они стремятся занять возможно больший объем.
В жидкостях, как и в газах, молекулы расположены беспорядочно, промежутки между ними малы, порядка размеров самих молекул. На таких расстояниях заметную роль играет отталкивание, поэтому жидкости несжимаемы. В расположении молекул нет строгого порядка. Смещение одной молекулы из-за притяжения вызывает смещение ее соседей. Этим объясняется то, что жидкости легко изменяют свою форму. Характер движения молекул очень сложный, они не могут двигаться свободно, как в газе.
Твердые тела состоят из малых частиц правильной формы - кристаллов. Кристаллы могут быть построены из молекул или атомов. Они имеют строго постоянную форму, которая обусловлена тем, что частицы кристалла расположены в определенном порядке, симметрично и как можно плотнее друг к другу. Рассмотрим характер расположения атомов у некоторых кристаллических веществ, например, графита, алмаза, поваренной соли. Взаимное притяжение между атомами кристалла велико, поэтому они не могут двигаться хаотично, а совершают колебательное движение подобно маятнику часов около своих положений равновесия. Вследствие этого твердые тела прочны, сохраняют свою форму.
ВЫВОД. При переходе вещества из одного состояния в другое меняется характер взаимного расположения и движения молекул.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Можно ли утверждать, что ртуть всегда жидкость, а воздух – газ?
Объясните общие свойства твердых тел на основе молекулярных представлений.
Объясните общие свойства жидкостей с точки зрения молекулярных представлений.
Объясните общие свойства газов на основе молекулярных представлений.
Охарактеризуйте различия между двумя состояниями вещества: твердым и жидким.
Охарактеризуйте различия между двумя состояниями вещества: жидким и газообразным.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
1) Может ли мед быть твердым, а воздух жидким? При каких условиях?
2) Какие из перечисленных ниже веществ обычно находятся в газообразном, твердом или жидком состоянии: олово, керосин, водород, серная кислота, парафин, полиэтилен, нефть, воздух, капрон?
3) Почему воздушный шарик, заполненный воздухом, сжать легче, чем заполненный водой?
4) Закрытая бутылка наполовину заполнена керосином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки керосин отсутствует?
Л. № 85-94.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 11,12,задание 3, Л. № 84.
УРОК 10/6.
Повторительно – обобщающий.
по теме
«Первоначальные сведения
о строении вещества»
Основные положения молекулярной
теории строения вещества.
ЦЕЛЬ УРОКА.
Обобщить знания учащихся об элементах молекулярно – кинетической теории строения вещества и научить применять их для объяснения некоторых простейших физических явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ОПРОСА.
Какие явления показывают, что тела состоят из молекул?
Из каких частиц состоит молекула?
Чем отличаются друг от друга молекулы разных веществ?
Какие явления подтверждают, что молекулы находятся в движении?
Если смешать спирт и воду, то объем смеси уменьшается. Почему?
Какая связь существует между скоростью движения молекул и температурой?
Какие факты подтверждают, что между молекулами существует взаимное притяжение?
Как вы понимаете выражение:« Молекулы в газах движутся хаотично»?
Урок проходит в форме беседы, в ходе которой демонстрируются некоторые опыты, которые объясняются сами учащимися на основе приобретенных знаний о строении вещества. В ходе беседы повторяются основные положения молекулярной теории строения вещества. Затем эти положения формулируем в виде выводов, которые учащиеся записывают в тетради.
Все тела состоят из мельчайших частиц, атомов и молекул, которые непрерывно и хаотично движутся.
При одной и той же температуре молекулы движутся с разными скоростями.
Между молекулами и атомами имеются промежутки, размеры которых не меньше размеров самих

Комментарии

Комментариев нет.