Особняки Каменного острова Санкт-Петербурга

__________________________________________________
• маршруты
Каменный - остров, расположенный на севере Санкт-Петербурга, между Большой и Малой Невками и речкой Карповкой. Парк насыщен архитектурными памятниками и имеет долгую историю.
Легенда гласит, что напротив южного берега Каменного острова, на дне Невы, лежал исполинский камень, возвышавшийся над водой, как скала, поэтому остров был назван Каменным.
1. Дача Гаусвальд
Дача Гаусвальд на 2-й Березовой аллее (В. Шене и В. Чагин, 1898) стала одной из первых построек нового стиля на Каменном острове и в Петербурге. Романтический образ здания, увенчанного высокой круглой башней, с террасами, открывающимися в парк, мощным цоколем из бутового камня — новый образ Каменного острова.
Дачу Гаусвальд неоднократно использовали для съемок кино: ее можно увидеть в фильмах «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (в особняке жила Ирэн Адлер).
2. Дом Фолленвейдера
Дом Фолленвейдера, который островитяне назвали «Теремком», высится напротив дачи Гаусвальд на берегу Большого канала. Первоначальный проект принадлежал Шене; его мотивы использовал архитектор Р. Мельцер, осуществивший постройку в 1904 году. Здание на высокой земляной террасе как бы вырастает, устремляясь ввысь. Центральная часть его, с четырехгранной башней, видна издалека. Открытая терраса связывает дом с обширным садом, где просторные лужайки перемежаются с живописными группами деревьев и кустарников.
3. Проекты Шене
Неподалеку, на Западной аллее, великолепный маленький ансамбль из главного дома, дворницкой экипажного сарая, конюшни — романтичных, легких построек, пронизанных поэтической прелестью материала (дерева), был создан по проекту Шене на участке Г. Гау. Дом, позднее перестроенный, после 1915 года принадлежал известному педиатру доктору К. Раухфусу.
Наиболее яркие стороны дарования Шене проявились в проектировании и строительстве его собственного дома, своеобразном творческом манифесте мастера. Дом стоит на берегу пруда, на участке, ограниченном Театральной, Полевой, Большой аллеями и Сквозным проездом. Главный фасад с парадным входом, эффектно вписанным в круглый портал, украшен невысокой полукруглой башней. Всем элементам здания придан почти скульптурный объем, благодаря этому.архитектурные массы не растворяются в рассеянном свете, а выступают отчетливо и динамично. Противоположный, освещенный солнцем и открытый на водный простор фасад декорирован деревянными панелями, изразцами, высокая черепичная кровля — не только функциональный, но и изобразительный элемент здания.
Оно хорошо видно издали, по мере приближения к нему, но через определенную серию впечатлений: живописные группы деревьев, солнечные лужайки, прихотливо извивающаяся дорожка приводит сначала к берегу пруда, и только потом открывается дом, стоящий на возвышении. Выразителен контраст насыщенного цвета поливной черепицы и светлой штукатурки стен, огрубленной фактуры цоколя и изысканных лепных деталей, скульптуры и резьбы. Шене проектировал величественный комплекс, с открытыми террасами, внутренними двориками, скульптурой. В 1902–1904 годах построен лишь главный дом, таким образом, замысел осуществлен частично. В 1916 году дом Шене был конфискован за долги.
4.Дом-сказка Мельцера
«Домом-сказкой» прозвали на острове собственный дом другого архитектора, Мельцера. Построенный одновременно с домом Шене в 1904 году, он высится напротив, на другом берегу того же пруда, в центральной части пролива. Над гладью канала, над светлыми просторами водоема неожиданно возникает загадочное, устремленное ввысь сменяющими друг друга острыми объемами двускатных крыш темное деревянное здание. Сруб из могучих бревен поставлен на высокий цоколь, в котором рваный бутовый камень чередуется с кладками декоративно-яркого красного кирпича. Крыльцо перекрыто двускатной крышей. На углу, над водами пруда нависает «светелка».
Каменный остров предоставлял зодчим своего рода лабораторные условия для архитектурного эксперимента, они могли в полной мере выразить свое понимание средств и задач архитектуры начала XX века.
5. Дом княгини М.К. Кугушевой
Здание, построенное в 1895 году по проекту архитектора Прейса в стиле модерн, окружает живописный парк. После революции дом отдали под коммунальные квартиры, а в 1971 году зданию потребовался капитальный ремонт, и квартиры расселили. В 1973 году здесь открыли детскую художественную школу им. Кустодиева, которая находится в доме и сейчас.
6. «Елисеевские оранжереи»
Одно из самых интересных сооружений этого времени – так называемые «елисеевские оранжереи» на 2-й Березовой аллее (Л. Фуфаевский, 1902). Мощные остекленные поверхности, ажурные металлические конструкции, высокий центральный объем, увенчанный плоским куполом (предназначенный для высокорослых пальмовых растений), создают яркий, подчеркнуто современный архитектурный образ.
7. Особняк графини М. Э. Клейнмихель
Особняк графини Мариии Эдуардовны Клейнмихель, похожий на сказочный дворец, очень хорошо сохранился. Здесь проходил не один бал и маскарад, о которых потом говорил весь высший свет Петербурга. За эффектной кованой решёткой, среди зелени деревьев возвышается нарядное здание, словно сошедшее со средневековых французских миниатюр. Это особняк графини Марии Эдуардовны Клейнмихель (1846 — 1931) – редкий на острове образец готического стиля.

Комментарии

Комментариев нет.