Есть такая профессия - Родину освещать!

(22 декабря - день энергетика)
Из XIX века в XX-й: первые электростанцииВ 1884 году на лесозаводе Крыкалова на верхней Маймаксе возле Архангельска была впервые установлена паровая машина, которая приводила в действие генератор постоянного тока (прототип современной электростанции) мощностью 26 кВт и напряжением 110 В. Такие электростанции размещались в помещениях паросиловых установок лесозаводов и получили название «пародинамо». Они достаточно быстро стали популярным способом организации электрического освещения заводов и заводских поселков. И заводчики, и работники, и жители поселка моментально оценили преимущества электрического освещения.При этом в первые годы XX века в самом Архангельске работали лишь несколько частных, дворовых, электростанций — установка и обслуживание генератора требовали значительных затрат.В 1908 году в Немецкой слободе (у дома Коммерческого собрания), где проживали наиболее состоятельные жители города, была построена первая в Архангельске электростанция общественного пользования. Ее мощность составила 100 кВт, напряжение — 220 В постоянного тока. Это стало поистине большим событием для горожан.Еще две электростанции мощностью 115 и 200 кВт заработали в Архангельске в 1910 году. Работа всех трех электростанций носила сезонный характер: в светлое время года, с мая по август, они не действовали. Выработка электроэнергии в осветительный сезон всеми электростанциями составила 660 тыс. кВтч, при этом 1 кВтч электроэнергии стоил около 30 коп.27 сентября 1912 года была пущена в работу электростанция в Соловецком монастыре. Здесь, на острове, были расположены лесопильный, кирпичный и кожевенный заводы, кузнечное и литейное производство, сухой док для морских судов, портняжные и сапожные мастерские, прядильня, мельница и хлебопекарня. Особенность электростанции (мощностью 145 лошадиных сил, напряжением 220 В постоянного тока) состояла в том, что основная нагрузка энергообъекта была силовая и только 14% составляла осветительная.Первая четверть XX века: Архангельской ГЭС и трамваю быть!Главной бедой дореволюционного Архангельска — города со сплошной деревянной застройкой — были пожары. Поэтому необходимость отказа от керосиновых светильников в пользу электрического освещения и электрического трамвая в городе была очевидной для властей. В 1911 году городская Дума приняла решение о финансировании строительства (за счет специального займа) электротехнических предприятий.Автором проекта стал видный электротехник M. K. Поливанов (в 1914 году он разработал проект строительства метро¬политена в Москве, а в советское время стал профессором МВТУ). В его эскизном проекте было четыре отдельных энергообъекта: паротурбинная электростанция мощностью 1050 кВт трехфазного переменного тока, с генераторным напряжением 3,3 кВ, уличное освещение, городские электрические сети и электрический трамвай. Сметная стоимость проекта превысила 1,1 млн рублей.Экспертом при обсуждении разработок был приглашен управляющий Псковским городским трамваем инженер К. Г. Репин. После тщательного рассмотрения предложенных решений, он одобрил проект.Осенью 1913 года началось строительство главного корпуса Архангельской городской электростанции (АГЭС). Торжественный пуск первого турбогенератора центральной городской электростанции состоялся 26 августа 1915 года. Первыми получили электроэнергию 50 абонентов, проживавших между улицами Полицейской (ныне Свободы) и Печорской (Выучейского). Второй турбогенератор был поставлен под нагрузку в октябре 1915 года, а третий — в 1917 году. К концу 1916 года строительство городских электросетей в объеме, предусмотренном проектом, было закончено. Трамвайное движение в Архангельске открыли в 1916 году, в Соломбалу до 1918 года трамвай ходил только зимой по льду.Трамвайную линию осветили 96 дуговых светильников и 120 ламп накаливания (1000 Вт каждая). Расстояние между светильниками составляло 70–75 м, обязательной была установка светильников на перекрестках улиц. Общая протяженность сети низкого напряжения составила около 190 км.После революции 1917 г.: строительство новых объектовВ первые послереволюционные годы экономика страны находилась в упадке, интервенция и Гражданская война остановили развитие электроэнергетической инфраструктуры. Главной задачей местных органов Советской власти стало сохранение имеющихся электростанций и сетей. Однако и в этих непростых условиях шла работа по проектированию и строительству новых объектов.К 1917 году в Архангельске существовала регулярная сеть 3 кВ. В соответствии с проектом электроснабжение города осуществлялось по четырем радиальным ЛЭП 3 кВ, а тяговой подстанции трамвая — по двум линиям. До первого переходного киоска № 1 на Почтовом тракте головные участки этих линий от Архангельской городской электростанции (АГЭС) были кабельные. От переходного киоска № 1 до киоска № 4 вокруг городской застройки шла многоцепная воздушная линия электропередачи (шесть ЛЭП 3 кВ и четыре измерительные линии 3 кВ) на деревянных П-образных опорах протяженностью около 4 километров. На участках, где трасса ЛЭП проходила по болоту, были применены опоры «плавающего» типа. Эта уникальная для своего времени линия находилась в работе до 1952 года. А идея строительства и опыт эксплуатации ЛЭП в условиях топкого болота с применением плавающих опор была использована позднее при строительстве ВЛ 35 кВ протяженностью 36 километров на площадку строительства «Судостроя» в Северодвинске.В 1917 году мощность Центральной городской электростанции практически была исчерпана. После ухода из Архангельска интервентов в феврале 1920 года электростанция перешла в ведение местных Советов.

Есть такая профессия - Родину освещать! - 863712315818
Есть такая профессия - Родину освещать! - 863712305322
Есть такая профессия - Родину освещать! - 863712301994

Комментарии

Комментариев нет.