Часам на здании прижелезнодорожного почтамта во Владивостоке в 2023 году исполнилось полвека, хотя срок службы башенных курантов – 25-30 лет. Получается, нашим часам удалось победить отмеренное им время. Несколько лет стрелки не двигались, а в 2020-м опять пошли. Сотрудники «Почты России», вовсе не будучи часовщиками, нашли способ вернуть часы к жизни. И подарить им ещё лет двадцать.
У каждого большого города – свои часы, основные и главные. У Владивостока – те, что венчают прижелезнодорожный почтамт. Хотя такого титула им никто не присваивал, он неофициальный. А есть ещё главные часы страны, на Спасской башне Кремля. Во Владивостоке московские куранты изображены на барельефе на торце здания прижелезнодорожного почтамта. Композиция из нержавеющей стали символизирует связь Владивостока с Москвой.
И связь курантов столичных и «нашенских» прорисовывается сквозь время и расстояние – разница лишь в статусе и возрасте. Более того, журналисты выяснили, что и размер у них не слишком отличается. В «Почте России» подсказали лишь площадь часов во Владивостоке – 28 квадратных метров. А математическая формула помогает вычислить диаметр – 5,97 метра. На Спасской башне он равен 6,12. И даже если площадью считают всю поверхность квадрата на стене, куда «утоплены» наши круглые часы, всё равно эти цифры рядом – тогда диаметр владивостокских курантов составит где-то 5,29 метра
Когда-то на месте нынешнего здания почты стоял штаб Владивостокской крепости.
штаб Владивостокской крепости
Прижелезнодорожный почтамт начали строить в 1966 году, а закончили в декабре 1973-го.
Как тогда говорили, «объект был возведён за 105 месяцев». Его архитектор – Г.И. Злобин, а проектно-сметную документацию выполнил «Приморгражданпроект». Объект считался авангардным по техническим решениям – здесь есть, например, тоннель, по которому письма и посылки поступают прямиком на почту. Ну, а куранты были запущены мастером Чухланцевым. Как раз их площадь тогда называли рекордной для Дальнего Востока. Часы управлялись с помощью аналоговых технологий – здесь есть механические и электрические компоненты. А потом их срок вышел – стрелки остановились.
Последнее упоминание о настройке часов датировано 2003 годом – тогда они ещё шли. Григорий Журавель, работавший в 2020 году заместителем директора по информационным технологиям УФПС Приморского края, рассказывает:
«У часов была проблема с точностью, и, пока на работе был специалист по слаботочным сетям Александр Елисеев, он на общественных началах следил за ними, подводил. Потом ушёл на пенсию, и часы остановились».
В «Почте России» не было часовых дел мастеров, и, наверное, эту историю можно было с чистой совестью закрыть – ресурс механизма был выработан. Но нашлись люди, которые не хотели ни говорить так, ни думать. Часам решили дать вторую жизнь.
Модернизацию инициировали сотрудники департамента информационных технологий «Почты России», хотя Григорий Журавель называет это всё-таки коллегиальным решением. В устройстве разбирались самостоятельно, с помощью книг и знающих знакомых. На поиски, пробы, ошибки, испытания ушли годы, но задачу эту всё-таки решили. Были изготовлены новые детали, а уникальный часовой механизм соединили с новым автоматизированным комплексом. Для настройки точного хода полностью заменили электронную составляющую часового механизма, применив релейную автоматику модульного исполнения с удалённым управлением. Систему подстройки собрали заново, используя сделанные по заказу валы с секторными шестернями, организовали резервирование электропитания, дополнив бесперебойным источником. В итоге удалось сохранить уникальную механическую часть курантов.
Главные городские часы вновь пошли в марте 2020 года. А потом начали отставать, и никто не понимал причины. Специалисты вновь искали возможности восстановить их. Созванивались с хоть что-то знающими людьми, находили новых, которые понимают в электрике, контакторах и реле – и это тоже были не часовщики.
Почтовая открытка 70-ые
Часы исправно «затикали» в апреле 2022 года, когда поменяли первичную начинку – к слову, ход у них бесшумный. Два месяца потребовалось, чтобы заменить все реле, изменить схему питания механизма. Механическая часть была полностью разобрана, заменены перегоревшие магнитные катушки. Установлены дополнительные магниты, так как магнитное поле со временем уменьшилось и его уже не хватало для перевода стрелок.
Руководитель отдела поддержки ИТ инфраструктуры «Почты России» Екатерина Ахметова рассказывает про этап безвременья в этой работе – когда куранты запустили, но нужно было понять, идут или не идут, восстанавливаются или нет:
«И все знакомые, ехавшие на работу на Эгершельд, каждое утро присылали мне фото часов и сверку – совпадают или нет по хронологии. Пишут – не идут! Отвечаю – это я их остановила, детали ждём…»
Подытоживая нелёгкий период реанимации, можно сказать так: исполнительный механизм – мотор, стрелки, – остался тот же, что был «при рождении» в 1973 году. А всё, что было вокруг него, теперь новое.
Марш дальневосточных партизан звучал здесь с момента первого запуска курантов. Причём, поначалу это было каждый час. Стоял магнитофон с записанной на ленту мелодией песни «По долинам и по взгорьям». Она неслась над привокзальной площадью из специальных колонок. А во время отхода скорого поезда «Владивосток – Москва» – марш «Прощание славянки». Потом магнитофон вышел из строя, и колонки за ненадобностью убрали.
В 2020 году звуковое сопровождение создали заново. В техническом помещении рядом с часовым механизмом установили компьютер и записали специальную программу, которая запускает мелодию. Вывод звука настроен на громкоговорители, установленные на крыше здания. Отметим, что прямого соединения с часами мелодия не имеет, и от механизма часов не зависит. Она звучит ровно в 12:00.
Мой дом - Приморье!
Главные часы Владивостока
Часам на здании прижелезнодорожного почтамта во Владивостоке в 2023 году исполнилось полвека, хотя срок службы башенных курантов – 25-30 лет. Получается, нашим часам удалось победить отмеренное им время. Несколько лет стрелки не двигались, а в 2020-м опять пошли. Сотрудники «Почты России», вовсе не будучи часовщиками, нашли способ вернуть часы к жизни. И подарить им ещё лет двадцать.У каждого большого города – свои часы, основные и главные. У Владивостока – те, что венчают прижелезнодорожный почтамт. Хотя такого титула им никто не присваивал, он неофициальный. А есть ещё главные часы страны, на Спасской башне Кремля. Во Владивостоке московские куранты изображены на барельефе на торце здания прижелезнодорожного почтамта. Композиция из нержавеющей стали символизирует связь Владивостока с Москвой.
И связь курантов столичных и «нашенских» прорисовывается сквозь время и расстояние – разница лишь в статусе и возрасте. Более того, журналисты выяснили, что и размер у них не слишком отличается. В «Почте России» подсказали лишь площадь часов во Владивостоке – 28 квадратных метров. А математическая формула помогает вычислить диаметр – 5,97 метра. На Спасской башне он равен 6,12. И даже если площадью считают всю поверхность квадрата на стене, куда «утоплены» наши круглые часы, всё равно эти цифры рядом – тогда диаметр владивостокских курантов составит где-то 5,29 метра
Когда-то на месте нынешнего здания почты стоял штаб Владивостокской крепости.
Прижелезнодорожный почтамт начали строить в 1966 году, а закончили в декабре 1973-го.
Как тогда говорили, «объект был возведён за 105 месяцев». Его архитектор – Г.И. Злобин, а проектно-сметную документацию выполнил «Приморгражданпроект». Объект считался авангардным по техническим решениям – здесь есть, например, тоннель, по которому письма и посылки поступают прямиком на почту. Ну, а куранты были запущены мастером Чухланцевым. Как раз их площадь тогда называли рекордной для Дальнего Востока. Часы управлялись с помощью аналоговых технологий – здесь есть механические и электрические компоненты. А потом их срок вышел – стрелки остановились.
«У часов была проблема с точностью, и, пока на работе был специалист по слаботочным сетям Александр Елисеев, он на общественных началах следил за ними, подводил. Потом ушёл на пенсию, и часы остановились».
В «Почте России» не было часовых дел мастеров, и, наверное, эту историю можно было с чистой совестью закрыть – ресурс механизма был выработан. Но нашлись люди, которые не хотели ни говорить так, ни думать. Часам решили дать вторую жизнь.
Модернизацию инициировали сотрудники департамента информационных технологий «Почты России», хотя Григорий Журавель называет это всё-таки коллегиальным решением. В устройстве разбирались самостоятельно, с помощью книг и знающих знакомых. На поиски, пробы, ошибки, испытания ушли годы, но задачу эту всё-таки решили. Были изготовлены новые детали, а уникальный часовой механизм соединили с новым автоматизированным комплексом. Для настройки точного хода полностью заменили электронную составляющую часового механизма, применив релейную автоматику модульного исполнения с удалённым управлением. Систему подстройки собрали заново, используя сделанные по заказу валы с секторными шестернями, организовали резервирование электропитания, дополнив бесперебойным источником. В итоге удалось сохранить уникальную механическую часть курантов.
Главные городские часы вновь пошли в марте 2020 года. А потом начали отставать, и никто не понимал причины. Специалисты вновь искали возможности восстановить их. Созванивались с хоть что-то знающими людьми, находили новых, которые понимают в электрике, контакторах и реле – и это тоже были не часовщики.
Часы исправно «затикали» в апреле 2022 года, когда поменяли первичную начинку – к слову, ход у них бесшумный. Два месяца потребовалось, чтобы заменить все реле, изменить схему питания механизма. Механическая часть была полностью разобрана, заменены перегоревшие магнитные катушки. Установлены дополнительные магниты, так как магнитное поле со временем уменьшилось и его уже не хватало для перевода стрелок.
Руководитель отдела поддержки ИТ инфраструктуры «Почты России» Екатерина Ахметова рассказывает про этап безвременья в этой работе – когда куранты запустили, но нужно было понять, идут или не идут, восстанавливаются или нет:
«И все знакомые, ехавшие на работу на Эгершельд, каждое утро присылали мне фото часов и сверку – совпадают или нет по хронологии. Пишут – не идут! Отвечаю – это я их остановила, детали ждём…»
Подытоживая нелёгкий период реанимации, можно сказать так: исполнительный механизм – мотор, стрелки, – остался тот же, что был «при рождении» в 1973 году. А всё, что было вокруг него, теперь новое.
Марш дальневосточных партизан звучал здесь с момента первого запуска курантов. Причём, поначалу это было каждый час. Стоял магнитофон с записанной на ленту мелодией песни «По долинам и по взгорьям». Она неслась над привокзальной площадью из специальных колонок. А во время отхода скорого поезда «Владивосток – Москва» – марш «Прощание славянки». Потом магнитофон вышел из строя, и колонки за ненадобностью убрали.
В 2020 году звуковое сопровождение создали заново. В техническом помещении рядом с часовым механизмом установили компьютер и записали специальную программу, которая запускает мелодию. Вывод звука настроен на громкоговорители, установленные на крыше здания. Отметим, что прямого соединения с часами мелодия не имеет, и от механизма часов не зависит. Она звучит ровно в 12:00.
Источник
#история_Приморья