Осетинские писатели и поэты

Искусство Осетии
Современная осетинская литература сейчас переживает настоящий бум. На книжных полках стали появляться новые книги таких именитых писателей, как Богдан Безфамильный, Коста Хетагуров, Сека Гадиев, Гриш Плиев (из них только Богдан Безфамильный наш современник). Если в 90-х годах 20 века осетинская литература была представлена только старыми книгами, то теперь дела обстоят совсем иначе. Современные осетинские поэты уже начали тихое, но уверенное движение в гору. С писателями всё не так просто, хороших прозаиков всегда было меньше, чем хороших поэтов. Да и масштабы творений разные: никакое стихотворение, даже очень большое и красивое, не сравнится с глубиной мысли и обстоятельности подхода даже с романом среднего уровня. Но первые всходы уже появились: уже несколько лет котёл осетинской прозы начинает побулькивать, на поверхность всплывают новые писатели. Самым крупным "пузырём" пока считается Богдан Безфамильный, внёсший огромный вклад в развитие современной осетинской литературы. Возможно, он за собой подобно локомотиву потянет остальных литературных деятелей, не вставших ещё на нужную колею. Ведь многим для принятия правильного решения не хватает всего-лишь позитивного примера. Труднее всего было самым первым писателям Осетии...
Во второй половине XIX в. большим событием в культурной жизни осетин явилось зарождение национальной литературы, основателем которой был Коста Хетагуров (1859—1906). Выход в 1899 г. его знаменитой «Осетинской лиры» (Ирон, фандыр), сборника стихотворений, открыл «.новую эру в культурной истории осетинского народа». Одна из характерных черт творчества К. Хетагурова заключается в том, что он широко использует осетинские народные мотивы. Многие произведения поэта («Всати», «Песня бедняка», «Новогодняя песня», «Хетаг» и др.) основаны на фольклорных сюжетах. Эта традиция К. Хетагу-рева позже была перенята многими осетинскими поэтами и писателями, создавшими свои лучшие произведения на основе фольклорных сюжетов и образов. Появление «Осетинской лиры» К. Хетагурова оказало большое влияние на развитие художественной литературы Осетии и способствовало пробуждению революционного самосознания горцев. Многие стихотворения поэта становились подлинно народными и передавались на память. Создавая свои произведения на двух языках — осетинском и русском, К. Хетагуров ярко отобразил идею дружбы народов, прежде всего горских, разоблачал колонизаторскую политик) царизма, дал высокую оценку значения передовой русской культуры для развития культуры осетин и других кавказских народов.
Биографии осетинских писателей
В начале XX в. стали появляться произведения осетинских писателей на двух диалектах осетинского языка — иронском и дигорском. Выход сборников основоположника осетинской прозы Сека Гадиева {1855—1915) и поэта Александра Кубалова (1871 —1944) явился новым значительным событием в культурной жизни осетин. К этому времени относится издание сборников стихов на дигорском диалекте Блашка Гуржибекова (1868—1905); тогда же произведениями Елбиздико Бритаева положено начало осетинской драматургии. Пьесы Е. Бритаева «Побывавший в России» и «Две сестры» ставились первыми осетинскими сельскими кружками самодеятельности. Основное острие критики в произведениях этих писателей было направлено прежде всего против. феодально-родовых пережитков: против калыма, кровной мести, на борьбу за раскрепощение женщин и т. д. В советское время у осетин появилось много талантливых поэтов, прозаиков, драматургов, внесших значительный вклад в развитие своей национальной культуры. Биоргафии осетинских писателей: Ц. Гадиев, И. Джанаев (Нигер), Г. Бараков, Б. Боциев, А. Гулуев, Д. Мамсуров, X. Плиев, Г. Плиев и др. В послевоенный период в ряды осетинских литераторов влилось новое значительное пополнение: Д. Туаев, Е. Уруйматова, М. Цагараев, Е. Бекоев, С. Марзоев, Г. Дзугаев, М. Цирихов и др., отразившие в своих произведениях многие стороны жизни своего народа, его героического прошлого, трудовых подвигов, быта и культуры. Ярким свидетельством роста осетинской литературы является существование у осетин двух правлений Союза писателей — в Северной и Южной Осетии, объединяющих большое число литераторов и журналистов. В развитии художественной литературы и в подготовке писательских кадров большую роль сьиграла организация до революции издательского дела и периодической печати. Появление сборников первых осетинских писателей, а также публикация текстов фольклора являлись заслугой издательского общества «Ир», созданного в 1906 г. передовой интеллигенцией. Важньш событием в культурной жизни народов было издание первых осетинских газет и журналов, выходивших .на средства сборов и частного пожертвования во Владикавказе, в Тифлисе и Петербурге. Однако в условиях царской цензуры при отсутствии материальных средств их сразу же закрывали или же они сами прекращали свое существование. Так, например, по распоряжению губернатора первая осетинская газета «Ирон газет» была закрыта через месяц после ее появления. Характерно, что выход этой газеты, по словам ее редактора Цомака Гадиева, был встречен повсюду в Осетии устройством пиршеств, как всенародный праздник. Только благодаря Советской власти и осуществлению ленинской национальной политики, осетины, как и другие народы нашей страны получили возможность создавать свою национальную культуру. Появление в Северной и Южной Осетии газет и журналов на родном языке, а также организация книжного издательства сыграли важную роль в культурном строительстве Осетии. Через газеты и журналы проводилась большая массово-воспитательная работа, велась борьба против патриархально-родовых пережитков: калыма, умыкания, разорительных погребальных обрядов и т. д. Периодическая печать, издание книг и брошюр на родном языке в массовых тиражах сыграли большую роль в создании единого литературного осетинского языка и в ликвидации диалектальных языковых различий, пока еще действующих. Однако процесс сближения этих диалектов продолжается и его может ускорить рост общей культуры осетин, литературы, искусства, а также расширение издательской деятельности и увеличение выпуска газет, журналов, книг и пр., выходящих в настоящее время исключительно на иронском диалекте, ставшем осетинским литературным языком. О росте печати за годы Советской власти в Осетии можно судить на примере Северной Осетии. В 1965 г. здесь издавались три республиканские, восемь районных и несколько Многотиражных местных газет, три журнала, «Блокнот агитатора» и около двухсот названий различных книг и брошюр.
Осетинский театр
Вместе с развитием художественной литературы и печати успешно развивается в Осетии и театр. Отметим, что история создания осетинского, профессионального театра, возникшего лишь в советское время, уже освещена в ряде специальных работ, насыщенных интересными (фактами и примерами. Тем не менее в этих работах мало или совершенно ничего не говорится о народных театральных традициях, поражавших своим богатством. С театральными представленияхми выступали главным образом популярные народные сказители, каким, например, был Бибо Дзугутов (сел. Старый Батакаюрт), живший в конце прошлого столетия. Вот что писал о нем народный художник Северо-Осетинской АССР и известный собиратель устного народного творчества Махарбек Туганов: «Репертуар его был настолько богат и неисчерпаем, что он мог занимать народ своими сказаниями, песнями, прибаутками и шуточными песенками, рассказами в течение всей свадебной недели... Для молодежи у него были веселые танцевальные мотивы, для любителей нартских сказаний и исторических песен — богатые по содержанию и языку кадджыта (сказания). От грустного сказания о гибели Афхарты Хасана и др., от которых у слушателей по щекам текли слезы, Бибо сразу переключался на веселые шуточные песенки... Нахмуренные лица расплывались в широкой улыбке. Лучшей подмогой в этом случае служили ему „чындзыта" (куклы), одетые в черкески и девичий наряд. Мальчик-поводырь расставлял куклы на опрокинутой вверх дном большой чаше с небольшими отверстиями. Вдруг куклы начинали вертеться и танцевать под веселую игру Бибо...» Почти в каждом селении был свой известный сказитель, который под аккомпанемент народного музыкального инструмента (фандыр)] рассказывал нартские сказания, пел героические и шуточные песни. Большой популярностью пользовался древний хоровой шуточный осетинский танец «Чепена», исполнявшийся на свадьбах, а также выступление в национальных масках во время больших религиозных праздников. Идея создания профессионального театра зародилась у передовых представителей осетинской интеллигенции еще в начале XX в. В этом большую роль сыграло прежде всего творчество Коста Хетагурова, а также влияние русского и грузинского театрального искусства и помощь его талантливых актеров, работавших в двух культурных центрах Осетии — Владикавказе и Тифлисе. Существование старейшего на Северном Кавказе русского театра с 1869 г. во Владикавказе и грузинского в Тифлисе явилось важной предпосылкой для создания профессиональных театров в Осетии, возникших на базе художественных кружков, основанных в начале XX в. в указанных городах, а также в ряде осетинских сел — Ольгинском, Ардон, Алагир, Цхинвали и др. Тем не менее, профессиональные театры у осетин были открыты только в 30-х годах XX в.: в Южной Осетии в 1931 г., а в Северной в 1935 г. Большую помощь в подготовке в Осетии мастеров сцены оказали студия МХАТа и Ленинградский театральный институт, куда были направлены наиболее одаренные представители осетинской молодежи. Вот что писала «Комсомольская правда» про будущих актеров, приехавших учиться из Северной Осетии в студию МХАТа: «12 ноября 1931 г. 12 девушек и 18 парней с узелками, с гармошкой — вечной их спутницей, в черкесках, домотканых суконных ноговицах, самодельных чувяках и больших барашковых шапках остановились в Театральном комбинате. Среди них были шахтеры, бывшие батраки-колхозники, в большинстве комсомольцы (14 человек), члены и кандидаты партии (9 человек). Следует отметить, что гармошка - это не фандыр, как считают многие современники. Фандыр - смычковый аналог арфы и к гармонике никакого отношения не имеет. Подготовка актеров для Осетии в центральных театральных учреждениях продолжалась и в последующие годы. В настоящее время в театрах Северной и Южной Осетии появилось много талантливых мастеров искусства, самостоятельно ставящих пьесы осетинских, русских дореволюционных, советских и западных драматургов. Широко известно в нашей стране, например, имя народного артиста СССР Владимира Тхапсаева, лучшего исполнителя роли Отелло, сыгравшего более 70 ролей. Большой популярностью пользуются также народные артисты РСФСР и СО АССР И. Икаева, В. Каргинова, М. Цаликов, К. Сланов, В. Мерденов и др., народные артисты Грузинской ССР С. Джатиева, 3. Гаглоева, Н. Чабиева, Д. Мамиев и др. Осетинский народ гордится своими талантливыми артистами конного циркового искусства — труппами Кантемировых («Джигиты Осетии») и Тугановых («Иристон»), пользующихся большой популярностью у советских и зарубежных зрителей. Основателем группы «Джигиты Осетии» является один из старейших артистов советского цирка, ныне 75-летний Али-бек Кантемиров, житель Даргавского ущелья Северной Осетии. В созданной им конной группе, в которой участвуют и его трое сыновей — известные мастера конного спорта страны, широко используются, как и в группе Туганова, элементы народного спорта, традиционных обычаев, празднеств, костюмов и т. д. В 1965 г. в состав группы «Иристон» входило более 70 артистов, представителей самых различных национальностей (русские, украинцы, осетины, армяне, грузины, туркмены, цыгане).
Музыкальное искусство Осетии
Наряду с театральным и цирковым искусством большое развитие у осетин получило и музыкальное искусство, имеющее глубокие традиции. Ярким свидетельством богатства народного музыкального искусства и любви к музыке осетин служат нартские сказания, где игра на музыкальном инструменте жвляется любимым развлечением не только знаменитого нартского Орфея—Ацамаза (носящего аланское имя), который пробуждает своим (чудесным пением окружающую природу, но и выдающихся героев эпоса — Сослана и Батраза. Об этом же говорит появление двенадцатиструшюй арфы, изобретенной хитроумным Сырдоном и не нашедшей своего отражения в других национальных версиях нартского эпоса. При характеристике музыкального творчества осетин нельзя не отметить большое сходство осетинских мелодий с народными музыкальными мелодиями ингушей, чеченцев, адыгов и абхазцев. Это сходство настолько поразительно, что адыгейскую или абхазскую музыку иногда трудно отличить от осетинской и наоборот. Такую же общность музыкальных мелодий, но совершенно отличную от северокавказской мы находим у народов Дагестана. Значительное сходство имеется и у музыкальных инструментов народов Северного Кавказа. В прошлом осетинам были известны только три музыкальных инструмента: пастушеская свирель (уадынз), двенадцатиструнная арфа (дыууадастанон фандыр) и струнный смычковый инструмент (хъис фандыр), причем первые два иструмента известны и нартам, что говорят об их древнем происхождении. Можно полагать, что арфа, бытовавшая до недавнего прошлого у адыгов, балкарцев, сванов и абхазцев, была занесена на Кавказ из Средней Азии скифами, где, судя по археологическим раскопкам, она имела широкое распространение, в частности у древних хорезмийцев. В раскопках в районе нижнего течения Аму-Дарьи обнаружено два изображения типа арфы: одно из них — большая угловая девятиструнная арфа — датируется IV в. до н, э., другое — трехструнная — относится к III в. н. э. О значительном распространении арфы в центральной части Средней Азии в период так называемого Кушанского государства (I—IV вв. н. э.) свидетельствует также изображение женщины с девятиструнной арфой на фрагменте Айртамского фриза, найденного близ Термеза и хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже. Наличие арфы у скифов еще в VI в. до н. э. подтверждается археологическими раскопками в горном Алтае. Так, во втором Пазырыкском и особенно Башадарском скифских курганах были обнаружены С. И. Руденко следующие части арфы: стенки и основание корпуса, ушки для прикрепления струнодержателя. Таким образом, археологическими раскопками и фольклорными данными арфа обнаруживается на огромной территории — от горного Алтая, Средней Азии до Кавказских гор, что свидетельствует о популярности этого музыкального инструмента, прежде всего у иракоязычных народов. Однако в быту у осетин самое широкое распространение из народных музыкальных инструментов имел хъисын -фандыр. По словам С. Кокиева, относящимся к 80-м годам XIX в., этот инструмент встречался в Осетии в каждом доме и в каждой кунацкой; «всякий хозяин,— отмечает он далее, — скрипичный мастер. Такую распространенность дает ей простота ее устройства». Однако с проникновением тогда же русской гармоники в Осетию почти все народные музыкальные инструменты были «изгнаны из употребления». Наряду с этим поменялись местами и музыканты. Теперь женщина, не имевшая права играть на народных инструментах, стала обладательницей гармоники, и очень редко, когда на этом инструменте играли мужчины. Позже в Северной Осетии получили распространение трещотки (къарцганаг), проникшие, по-видимому, из Кабарды, и бубны — из Дагестана. Отметим также, что в отличие от фольклора собрание и изучение осетинского народного музыкального творчества начались только в советское время, что объясняется отсутствием у осетин своих профессиональных музыкантов. После революции благодаря братской помощи деятелей русской и грузинской музыкальной культуры в Осетии были созданы национальные кадры композиторов и музыкантов. Десятки осетинских юношей и девушек окончили Московскую и Ленинградскую консерватории, Институт им. Гнесиных, Ленинградское хореографическое училище. В самой Осетии имеется несколько музыкальных училищ и школ — в Орджоникидзе, Цхинвали, Алагире, Моздоке и т. д,
Возвращаясь к сегодняшнему дню, отмечаем спад литературной производительности Осетии. На сегодняшний день кроме Богдана Безфамильного Осетии похвастаться некем. К великому сожалению былой творческий потенциал маленькой самобытной республики сошёл на нет.

Комментарии

Комментариев нет.